Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственной гражданской службы 9
1.1. История развития государственной службы в России.
Происхождение, проекты законов 9
1.2. Прохождение государственной гражданской службы Российской Федерации. Понятие, функции, принципы, законы 17
Глава 2. Правовой статус и трудовые отношения государственного гражданского служащего 34
2.1. Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой 34
2.2. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе 43
2.3. Поступление на гражданскую службу, служебный контракт.
Особенности заключения, расторжения и прекращения служебного контракта 54
Глава 3. Правовое регулирование присвоения классных чинов и аттестации государственных служащих Российской Федерации 61
3.1 Классные чины гражданской службы.
Понятие, правовое значение, элементный состав их присвоения 61
3.2. Аттестация гражданских служащих.
Понятие, цели, виды, элементный состав ее проведения 71
Заключение 88
Список используемой литературы 91
Актуальность исследования:
Государственная служба является особой сферой профессиональной деятельности в области обеспечения суверенитета государства и безопасности страны, защиты интересов, прав и свобод граждан и юридических лиц. Закрепление в нормативных актах правовых основ государственной службы способствует формированию трудовых отношений независимо от различий в их государственном и общественном строе. В установлении благоприятных трудовых отношений ключевую роль играет человеческий фактор, а именно профессионализм госслужащего. Гражданская служба направлена на обеспечение эффективного функционирования государства, а уровень ее развития косвенно связан с государственной кадровой политикой, комплектованием аппарата государства государственными служащими.
Современная политическая обстановка Российской Федерации включает в себя совершенствование системы новых требований в отношении профессиональных навыков государственных служащих, общества и власти с переходом на новую социальную систему и оценке критериев государственного управления. Эти критерии управления государственной службой представляют собой аналитические рамки диссертации. В диссертации предлагается компенсировать возникающие проблемы регулирования трудовых отношений, выделяя и исследуя стратегическое развитие трудовых ресурсов и некоторые ключевые методы управления персоналом на государственной службе РФ.
Вопрос о пределах унификации правового положения и государственных гражданских служащих требует самостоятельного научного исследования и обоснования. Теоретические подходы к управлению государственной службы Российской Федерации в настоящее время сосредоточены на некоторых ключевых принципах трудовых правоотношений гражданских служащих. В эпоху быстрых технологических изменений стабильные навыки управления государственной службы искоренились. Государственные служащие должны быть хорошо подготовлены к новым задачам и условиям своей профессиональной деятельности. Если государственные служащие не способны управлять новыми технологиями, не проходят профессиональную переподготовку, не мотивированы на качественную профессиональную деятельность, не способны сотрудничать с субъектами гражданского общества, не готовы использовать современное оборудование или программное обеспечение и другие высокотехнологичные ресурсы, то служащие не смогут выполнять свои постоянно возобновляемые обязанности надлежащим образом.
Для правительства осознание ключевой роли трудовых правоотношений гражданских служащих сложилось довольно поздно из-за появления новой концептуальной ориентации - предоставления государственных услуг. Наряду с этими проблемами возникает множество правовых задач и вопросов, регулирующих трудовые ресурсы государственного управления, как взаимосвязь различных видов государственной службы, в частности гражданской, военной, правоохранительной.
Актуальность выбранной тематики обусловлена:
• недоработкой законодательства в сфере правового регулирования трудовых отношений государственных служащих, коллизионность правовых норм;
• относительно небольшим количеством научных исследований по изучению особенностей правового статуса должностных лиц государственной службы;
• лишенной субъективной потребностью в комплексном теоретическом анализе проблем правового регулирования трудовых отношений государственных служащих.
Цели и задачи исследования:
Цель: исследовать правовое регулирование трудовых отношений государственных гражданских служащих. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности поступления на гражданскую службу, заключение служебного контракта.
2. Исследовать запреты, ограничения и обязанности, налагаемые на государственных служащих, проанализировать их содержание.
3. Классифицировать нормативные акты, изучить проблемы законодательства в сфере регулирования трудовых отношений и предложить пути их решения.
4. Исследовать принципы противодействия коррупции. Раскрыть понятие «конфликт интересов» с точки зрения их соответствия предмету трудового права.
5. Исследовать классные чины государственных гражданских служащих по различным основаниям в соответствии с ключевыми особенностями их правового статуса.
6. Изучить проблемы аттестации государственных служащих и разработать предложения по ее совершенствованию.
Урегулирование данных задач предполагает исследование теоретических основ правового регулирования трудовых отношений госслужащих, проведение сравнительного анализа правовых норм, практики применения законодательства.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования являются публичные отношения, возникающие в сфере регулирования трудовых отношений госслужащих.
Предмет исследования: нормы трудовых отношений, закрепленные в законодательных и подзаконных нормативных правовых актах, локальных нормативных актах.
Методологическая основа диссертационного исследования:
При написании работы были применены следующие методы:
Теоретическая основа исследования:
Концепции и научные труды российских и советских ученых-юристов, политологов: Н.А. Яковенко, А.А. Демина, М.И. Ловкова, С.С. Алексеевой, Е.А. Ершовой, В.И. Андреевой, А.Б. Коршунова, А.Я. Курбатова, А.В. Малько, Д.А. Липинского, В.А. Затонского, В.А. Широкова, А.Ф. Ноздрачева, Н.М. Коркунова и др.
Научные публикации из журналов:
• Английского языка:
«Kutafin University Law Review», «OECD»- Human Resources Management Country Profiles /Federal Governments, «ERL» European Journal of International Law, «The American Lawyer» (Law.com), «Nationaljurist».
• Немецкого языка:
«Brand & Partner» (Russisches Arbeitsrecht);
«Focus», «Wissenschaft aktuel», «Deutsch-Russischen Juristenvereinigung e.V (Германо-Российская ассоциация юристов)»,
• Русского языка:
«Наука и образование», «Молодой ученый», «Среднерусский вестник общественных наук», онлайн журнал «Интернаука», «Труд и право», «Социум и власть», «Актуальные проблемы экономики и права» и др.
Нормативную правовую основу исследования составляют:
1. Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273 — ФЗ «О противодействии коррупции».
3. Указ Президента РФ от 30.05.2005 N 609 (ред. от 01.07.2014) "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела"
4. Гражданский кодекс РФ (часть вторая)№ 51-ФЗ.
5. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8 — ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
6. Федеральный закон № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ».
7. Уголовный кодекс РФ № 63-ФЗ.
8. Трудовой Кодекс РФ № 197-ФЗ.
9. Указ Президента РФ № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы РФ федеральным государственным гражданским служащим».
10. Указ Президента № 110 (ред. от 28.08.2015) "О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ».
Научная новизна исследования и степень разработанности темы:
1. В трудовом законодательстве акцентировано внимание лишь на отдельные аспекты правового регулирования госслужащих.
2. Противоречивость, коллизионность правовых норм, повторение их в законодательстве.
3. «Зубрежка» правовых норм, рассматривается вариант внести более креативный подход в алгоритм проверки профессионализма и компетентности госслужащих.
4. При рассмотрении трудовых споров в Амурской области суд при вынесении решения практически всегда ссылается на норму Трудового Кодекса, тем самым нарушая права государственных служащих.
Апробация результатов исследования:
Участие в научной конференции от GOETE INSTITUT при Германском посольстве в г. Москве. Перевод и публикация материалов учебного пособия по трудовому праву «Management Guide».
Выступление с докладом на семинаре в центре занятости г. Благовещенска. Тема доклада: «Прохождение периодического (предварительного) медосмотра для лиц, работающих в условиях Крайнего Севера». Проблема частично отражена во 2-ой главе магистерской диссертации, т.к. согласно приказу 302-Н, порядок и требования к прохождению медосмотра для сотрудников, работающих вахтовым методом дифференциальны к требованиям прохождения медосмотра для госслужащих.
Участие в семинаре по трудовому праву «Современное трудовое законодательство: сложные вопросы и перспективы 2018 года». Лектор Андреева В.И. Вопрос из семинара «Особенности документирования трудовых отношений с отдельными категориями работников (бывшие госслужащие)» частично раскрыт во 2-ой главе диссертации.
Структура и объем работы:
Предмет, цель, задачи исследования, содержит введение, три главы (семь параграфов), заключение и список использованных источников.
В результате диссертационного исследования делаем выводы:
1. Разработка законов и нормативных актов государственной службы основывается на историческом опыте России - не только советского периода, но и Российской империи.
2. Основными нормативными актами, регулирующие трудовые отношения госслужащих являются Конституция РФ, Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ». Законом №79-ФЗ закреплены общие нормы и правовые принципы для всех видов государственной службы. Однако, Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» устанавливает нормативные основы всех видов государственной службы не полном объёме. Основной вопрос о разграничении законодательных полномочий в области государственной службы между Российской Федерацией и ее субъектами остается нерешенным. Эти пробелы в законодательстве повлияли на принятие особых решений Конституционным судом РФ и Верховным судом РФ. При исследовании норм Федерального закона нельзя не отметить амбивалентность в отношении их реализации.
3. На сегодняшний день отсутствует единый нормативный правовой акт, регулирующий трудовые отношения государственных служащих . Создание единой системы обеспечит единообразие в применении и толковании норм права в сфере трудовых отношений государственной службы.
4. Рекомендуется внести точность, ясность и прозрачность Федерального закона №79-ФЗ об ограничениях, связанных с дееспособностью служащих или медицинским освидетельствованием при поступлении на гражданскую службу. А также внести ясность и прозрачность положений Приказа №984-н Министерства здравоохранения РФ, в частности предъявление медицинского заключения для замещения государственной должности или формирования кадрового резерва гражданской службы приемлемо только после собеседования, согласования претендента на должность, проверки его персональных данных и утверждения на должность.
5. Предлагается дифференцировать понятия ограничений и запретов, устанавливаемых для госслужащих, так как в настоящее время данные термины смешиваются
6. Предлагается внедрение СЭД, единого нормативного акта регулирования трудовых отношений, который систематизирует налагаемые на госслужащих запреты и ограничения, закрепленные в актах различного уровня. Эта система разрешит исключить частичное принятие норм и их повторения.
7. Чтобы предотвратить распространение коррупции, урегулировать «конфликт интересов» рекомендуем принять во внимание опыт европейских стран, таким образом, исключить пункт 3 из ст. 575 (ч.1) ГК РФ. В настоящее время, опираясь на указанный пункт, государственный служащий может попытаться избежать ответственность за принятие подарка, установив, что взяточничество не состоялось.
8. Статья 26 действующего федерального закона №79-ФЗ поясняет условия, перечень необходимых документов и алгоритм заключения контакта. Для устранения коллизии предлагается внести поправку (дополнить) в ст.26 закона №79-ФЗ: «обработка персональных данных гражданина является одним из условий заключения служебного контракта».
9. Нормы в проекте поправки к Федеральному закону №79-ФЗ от 28.12.2017 относятся к усилению требований при поступлении на гражданскую службу и для заключения служебного контракта в значительной степени.
10. Рассматривая Положения, изложенные статьей 13 Федерального закона №58-ФЗ к присвоению званий, чинов и рангов на различных видах госслужбы (гражданской, военной, правоохранительной), делаем вывод, что они не взаимосвязаны. В ходе исследования предложено закрепить единые требования и последовательность к присвоению классного чина.
11. Получены и разработаны совместные этапы развития системы присвоения классных чинов. В традиционной единой оценке присвоения классного чина должностному лицу придается значение на строгое разграничение между исследованием этапов и карьерным развитием сотрудников. Представленный подход к присвоению классных чинов гражданских служащих связывает анализ потенциала сотрудника с самого начала прохождения службы и подчеркивает соответствие между целями государственного органа и профессиональной мотивации госслужащих.
12. Предложено внести более креативный подход в алгоритм проведения аттестации госслужащих, это позволит не только проверить компетентность сотрудника, но и развить его творческий потенциал.
13. Традиционные лекции и семинары должны быть заменены инновационными интерактивными методами и технологиями. Способность самостоятельно находить информацию, анализировать ее, генерировать аутентичные идеи и оригинальные концепции, принимать правильное, оптимальное и своевременное решение (участвовать в его разработке) для эффективного выполнения задач важнее владения ограниченным набором компетенции, которые быстро становятся архаичными. Профессиональное образование и подготовка должны стать непрерывными и должны постоянно поддерживать карьерный рост служащих.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Парламентская газета - 31.07.2004. - № 140-141.
3. Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 38, ст. 5604.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002.
5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - № 52 (ч.1). - ст. 6228.
6. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (последняя редакция от 29.12.2017)
7. Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе» // Собрание законодательства РФ. - 05.03.2007. - № 10. - ст.1152.
8. Федеральный закон от 27 июня 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - ст. 3451.
9. Указ Президента РФ от 30.05.2005 N 609 (ред. от 01.07.2014) "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела"
10. Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке обращения граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 19. - ст. 2060.
11. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22, ст. 2063.
12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.12.2017).
13. Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (с изменениями и дополнениями).
14. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017) с изменениями, вступившими в силу с 11.01.2018.
15. Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (ред. от 19.09.2017) "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы.
...