ВВЕДЕНИЕ 3
1 Состояние вопроса 6
1.1 Анализ статистики дорожно-транспортного травматизма 6
1.2 Предпосылки создания интеллектуальных систем помощи
водителю 13
1.3 Выводы по первому разделу 14
2 Существующие и разрабатываемые интеллектуальные системы
помощи водителю ADAS 17
2.1 Классификация существующих интеллектуальных систем помощи
водителю ADAS 17
2.2 Место интеллектуальных систем помощи водителю ADAS в автомобилях будущего по мнению инженеров мирового автопрома..64
2.3 Выводы по второму разделу 71
3 Перспективы применения интеллектуальных систем помощи водителю в автомобилях LADA 73
3.1 Анализ применяемости интеллектуальных систем помощи водителю
ADAS на автомобилях LADA 73
3.2 Потребительская оценка существующих систем интеллектуальной
помощи водителю ADAS 78
3.3 Оценка возможности расширения применения интеллектуальных
системпомощи водителю ADAS на автомобилях LADA 85
3.4 Анализ средней потребительской стоимости систем ADAS, возможныхк обязательному внедрению в ближайшей
перспективе 105
3.5 Выводы по третьему разделу 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 109
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В сентябре 2015 г. главы государств, собравшиеся на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, приняли исторические Цели в области устойчивого развития (ЦУР)[1]. В задачи, относящиеся к ЦУР, включается сокращение вдвое к 2020 г. числа случаев смерти и травм в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Постановка такой амбициозной задачи по сокращению смертности в результате ДТП является важным шагом на пути повышения безопасности дорожного движения [1]. Это свидетельствует о растущем признании огромных потерь в результате дорожно¬
транспортного травматизма. ДТП являются одной из ведущих причин смерти в глобальных масштабах и основной причиной смерти среди людей в
возрасте 15-29 лет [1].
Согласно прогнозам, при отсутствии последовательных контрмер к 2030 г. ДТП станут седьмой по значимости причиной смерти людей [1].Ежегодно в результате дорожно-транспортных аварий обрывается жизнь более 1,25 миллиона человек [1]. От 20 до 50 миллионов человек получают несмертельные травмы, многие из которых приводят к инвалидности [1].
Одной из мер, позволяющих снизить смерность и травматизм, является, в частности, внедрение новых систем активной и пассивной безопасности.
Степень научной разработанности темы исследования. Среди российских и зарубежных исследователей, посвятивших свои труды вопросам активной и пассивной безопасности автомобиля, можно назвать Б. В. Кисуленко, Белу Барени, Густава Дези Лебе, Нильса Ивара Болина и др.
Теоретическую основу исследования составили труды известных специалистов и ученых в области активной и пассивной безопасности автомобиля, в которых затрагиваются вопросы, являющиеся объектом настоящего исследования.
Основное влияние на формирование теоретических выводов, сделанных автором, оказали работы российских и зарубежных
исследователей.
Объектом диссертационного исследования являются пассивная и активная безопасность автомобиля.
Предметом диссертационного исследования являются
интеллектуальные системы помощи водителю (ADAS).
Целью исследованияявляется предотвращение дорожно-транспортных происшествий и/или снижение тяжести их последствий, в том числе за счет внедрения в конструкцию автомобиля современных конструктивных решений, интеллектуальных систем помощи водителю (ADAS).
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- изучение истории вопроса в части появления систем помощи водителю;
- рассмотрение основных теоретических подходов к определению понятия и сущности активной и пассивной безопасности автомобиля;
- анализ исследования статистики дорожно-транспортного травматизма, причин дорожно-транспортных травм.
- выявление существующих систем помощи водителю (ADAS);
- проведение опроса потребителей в части отношения к существующим системам ADAS и собственного предложения по данным системам;
- проведение критического анализа в части преимуществ и недостатков существующих систем помощи водителю (ADAS);
- анализ конструкции автомобилей LADA с точки зрения оснащения системами активной и пассивной систем безопасности водителя, пассажиров и пешеходов;
- определение возможности и путей внедрения интеллектуальных систем помощи водителю в конструкцию автомобиля LADA;
Методологическая основа исследования. Обоснование
теоретических положений и аргументация выводов осуществлялись автором на основе общепризнанных принципов сочетания исторического и логического, общего и частного. Реализация поставленных в работе задач потребовала применения диалектико-материалистического, аналитического, исторического, сравнительного, статистического и других методов исследования.
Нормативную основу исследования составили документы Организации Объединенных Наций, Таможенного Союза, оценочные показатели EuroNCAP, ARCAP.
Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что это первое научное исследование монографического характера, посвященное анализу перспектив внедрения систем помощи водителю (ADAS) на автомобилях LADA. Впервые проведен детальный анализ данных дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В результате исследования автором впервые сделана попытка анализа действующих систем помощи водителю (ADAS) с фактом и прогнозом применения их на автомобилях семейства LADA и расчетомсредней потребительской стоимости данных систем, возможных к обязательному внедрению в ближайшей перспективе .
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты уже используются при проектировании следующих и модернизации существующих поколений автомобилей LADA.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования изложены автором в различных формах:
- в материалах Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием “Инновационные методы в металлообработке”;
- в материалах Всероссийской научно-технической конференции "Современная техника и технологии: проблемы, состояние и перспективы”;
- в Сборнике научных трудов “Перспективное направление развития автотранспортного комплекса - 2018”.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие общие научно-теоретические выводы:
В представленной магистерской диссертации выполнен системный анализ отечественных и зарубежных работ по интеллектуальным системам помощи водителю.
В первом разделе диссертации проведен анализ и синтез статистики дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Определено, что дорожно-транспортные происшествия являются одной из основных причин гибели людей.
Во втором разделе подробно описаны существующие и разрабатываемые интеллектуальные системы помощи водителю ADAS. Проведен синтез роли интеллектуальных систем помощи водителю ADAS в автомобилях будущего по мнению инженеров мирового автопрома.
Третий разделпосвящен перспективам применения интеллектуальных систем помощи водителю в автомобилях LADA. Проведен анализ применяемости интеллектуальных систем помощи водителю ADAS на автомобилях LADA. Дана оценка возможности расширения применения интеллектуальных систем помощи водителю ADAS на автомобилях LADA.
Научная новизна состоит в составлении и анализе потребительской оценки существующих систем интеллектуальной помощи водителю ADAS. Результаты опроса потребителей позволяют уточнить отношение к текущим интеллектуальным системам автомобиля.Полученный анализ средней потребительской стоимости систем ADAS, возможных к обязательному внедрению в ближайшей перспективе, которые, как видно из Синтеза прогноза сроков и перспектив вступления в силу требований по оснащению транспортных средств ADAS в странах Европейского Союза (ЕС) и Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), применительно к ТС категории М1, позволяет потребителю оценить дополнительную прибавку к стоимости приобретаемого автомобиля.
1. Всемирная организация здравоохранения. Дорожно-транспортные травмы. (Электрон. Ресурс.)// Режим доступа: http://www.who.int/ru/news-room/fact- sheets/detail/road-traffic-injuries (дата обращения: 21.02.2019).
2. Медведев подписал Стратегию безопасности дорожного движения.
(Электрон. Ресурс.)// Режим доступа: https://rg.ru/2018/01/22/medvedev-
podpisal-novuiu-strategiiu-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniia.html(дата обращения: 10.02.2019).
3. Статистика ДТП в России. (Электрон. Ресурс.)// Режим доступа: http://www.1gai.ru/news/504902-statistika (дата обращения: 13.01.2019).
4. История концепт-каров (Электрон. Ресурс.)// Режим доступа: https://www.drive2.ru/b/493579291997504149/ (дата обращения: 20.03.2018).
5. SAE J3016. Taxonomy and definitions for terms related to on-road motor vehicle automated driving systems. Warrendale: Society of Automotive Engineers; 2014.
6. Системаконтролядавлениявшинах. (Электрон. Ресурс.)// Режим доступа: http: // www. ixbt.ru(дата обращения: 05.01.2019).
7. Ассистент дотормаживания. (Электрон. Ресурс.)// Режим доступа: http:// www. avtomaxx.ru(дата обращения: 05.01.2019).
8. Система определения препятствий.(Электрон. Ресурс.)// Режим доступа: http: //www. adiavto.ru(дата обращения: 05.01.2019).
9. Система распознавания движущихся объектов Moving Object Detection (Электрон. Ресурс.)// Режим доступа: https://moj-vnedorozhnik.ru/v-pomoshch- voditelyu/nissan-safety-shield(дата обращения: 05.01.2019).
10. Система помощи при повороте. Turning assistant (Электрон. Ресурс.)// Режим доступа: https://auto.mail.ru/article/34351sozdana_sistema_pomoshchi_
pri_levom_povorote (дата обращения: 05.01.2019).
11. АссистентпроездаперекрестковIntersectionassistant(Электрон. Ресурс.)// Режимдоступа: https://www.vwaxsel.ru/models/touareg/driving_assistance(дата обращения: 05.01.2019).
12. Система помощи при выезде с парковки задним ходом Rear Cross Traffic Alert (Электрон. Ресурс.)// Режим доступа: https://www.drive2.ru(дата обращения: 05.01.2019).
13. Система распознавания пешеходов Pedestrian Detection System (Электрон. Ресурс.)// Режим доступа:http://systemsauto.ru(дата обращения: 05.01.2019).
14. Collisionavoidancesystem, Precrashsystem (Электрон. Ресурс.)// Режим доступа:Н-йр://а^:отахх.ги(дата обращения: 05.01.2019).
15. Круиз контроль Cruise control (Электрон. Ресурс.)// Режим доступа: https://www.syl.ru/article/345250/kruiz-kontrol-v-avtomobile-chto-eto-takoe- plyusyi-i-minusyi ttps://www.syl.ru/article/345250/kruiz-kontrol-v-avtomobile- chto-eto-takoe-plyusyi-i-minusyi(дата обращения: 05.01.2019).
16. Принцип работы алкозамка(Электрон. Ресурс.)// Режим доступа: https:// www. drive2.ru(дата обращения: 05.01.2019).
17. Ассистент спуска со склона Hill descent control (Электрон. Ресурс.)//
Режим доступа: https://voditeliauto.ru/poleznaya-
informaciya/bezopasnost/sistema-pomoshhi-pri-spuske.html(дата обращения:
05.01.2019).
18. Система при трогании автомобиля на подъеме HAS (Электрон. Ресурс.)//
Режим доступа: https://voditeliauto.ru/poleznaya-
informaciya/bezopasnost/sistema-pomoshhi-pri-troganii-na-podeme.html(дата обращения: 05.01.2019).
19. Ассистент движения в пробке Traffic Jam Assistant (Электрон. Ресурс.)//
Режим доступа: https: //www.audi .ru/ru/web/ru/news/2017/09/automated-
driving.html (дата обращения: 05.01.2019).
20. Магистральный автопилот Highway pilot (Электрон. Ресурс.)// Режим доступа: https://www.popmech.ru/vehicles/217561-pervyy-gruzovik-s-sistemoy- bespilotnogo-upravleniya-na-ozhivlennom-shosse(дата обращения: 06.01.2019).
21. Адаптивнаясистемаосвещения Adaptive light control: swivelling curve lights (Электрон. Ресурс.)// Режим доступа: http://systemsauto.ru/electric(дата обращения: 06.01.2019).
22. Система автоматического переключения дальнего/ ближнего света (Электрон. Ресурс.)// Режимдоступа: Glare-free high beam and pixel light http://systemsauto.ru/electric/light_assist.html(датаобращения: 06.01.2019).
23. Система контроля слепых зон Blind spot monitor (Электрон. Ресурс.)//
Режим доступа:НАр8://'№№№.дпуе2.ги/о/Ь/473994241127743982(дата
обращения: 10.01.2019).
24. Система помощи при перестроении Lane change assistance (Электрон. Ресурс.)// Режим доступа:http://systemsauto.гu/active/side_assist.html(дата обращения: 10.01.2019).
25. Система контроля схода с полосы движения Lane departure warning
system(Электрон. Ресурс.)// Режим
доступа: https://automotolife.com/services/sistema-kontrolya-polosy- dvizheniy(дата обращения: 10.01.2019).
26. Система удержания в полосе Lane Keep Assist(Электрон. Ресурс.)// Режим доступа: http://avto-i-avto.ru/sistemy-bezopasnosti/zachem-nuzhna-i-kak-rabotaet- sistema-pomoshhi-dvizheniyu-po-polose.html (дата обращения: 10.01.2019).
27. Система контроля усталости водителя Driver drowsiness detection (Электрон. Ресурс.)// Режим доступа:http://systemsauto.ru/active(дата обращения: 10.01.2019).
28. Экстренныйассистентводителя - Emergencydriverassistant
(Электрон. Ресурс.)// Режим доступа:https://www.drive2.ru(дата обращения: 10.01.2019).
29. Система помощи при парковке - Park Assist System(Электрон. Ресурс.)// Режим доступа: https://znanieavto.ru(дата обращения: 10.01.2019).
30. Интеллектуальная система помощи при парковке с дистанционным управлением(Электрон. Ресурс.)// Режим доступа:https://www.newtis.info(дата обращения: 10.01.2019).
31. Ассистент парковки с прицепом -Trailer parking assist(Электрон. Ресурс.)//
Режим доступа: VolkswagenPassathttp://test-drive.ru/volkswagen(дата
обращения: 10.01.2019).
32.Что такое ABSU для чего она нужна. (Электрон. Ресурс.)// Режим доступа: http://www.kolesa.ru(дата обращения: 10.01.2019).
34. Система кругового обзора автомобиля: для чего нужна эта
опция?(Электрон. Ресурс.)// Режим доступа: http://www.auto-ru.ru(дата
обращения: 24.01.2019).
35. ЛиШразработала дистанционную систему распознования светофорных сигналов (Электрон. Ресурс.)// Режим доступа:НРр://’№№№.Газ1:шЬ.ги(дата обращения: 24.01.2019).
36. Wrong-waydriverwarning (Электрон. Ресурс.)// Режим
доступа: НИр://’№№№.епш.’№1к1реШа.огд(дата обращения: 24.01.2019).
37. Ассистент превышенияскорости(Электрон. Ресурс.)// Режим
доступа:http://www.autoguгu.pгo(дата обращения: 24.01.2019).
38. Как работает система ночного видения? (Электрон. Ресурс.)// Режим доступа: http://www.autodont.гu(дата обращения: 24.01.2019).
39. Автомобильный видеорегистратор (Электрон. Ресурс.)// Режим доступа: http://www.гu.wikipedia.oгg(дата обращения: 24.01.2019).
40. Пять лучших автомобильных навигационных систем(Электрон. Ресурс.)// Режим доступа: http://www.zг.ш(дата обращения: 24.01.2019).