Объект исследования - OOO «Гермес-Рест» «Wonder Bar» (г. Пермь). Это предприятие общественного питания.
Проведен анализ деятельности за 2020-2022 годы.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к формированию и совершенствованию организационной культуры компании 7
1.1. Сущность понятия «организационная культура» 7
1.2. Подходы к совершенствованию организационной культуры компании 13
1.3. Методы диагностики организационной культуры компании 19
Глава 2. Анализ организационной культуры компании OOO «Гермес-Рест» «Wonder Bar» 31
2.1. Финансово-экономический анализ компании 31
2.2. Диагностика организационной культуры компании 46
2.3. Существующие проблемы организационной культуры в OOO «Гермес-Рест» «Wonder Bar» 54
Глава 3. Совершенствование организационной культуры компании OOO «Гермес-Рест» «Wonder Bar» 58
3.1. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры компании «Wonder Bar» 58
3.2. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 69
Заключение 76
Список используемых источников 79
Приложение 1 84
Приложение 2 86
Актуальность темы исследования. В настоящее время при развитии и конкурентоспособности предприятий демонстрирует четкую взаимосвязь между управленческими аспектами и персоналом. Руководство свои управленческие решения обосновывают с позиции существующих традиций и культурных особенностей на предприятии.
Современные предприятия рассматривают организационную культуру как стратегический инструмент, ориентирующий цели сотрудников в русло миссии предприятия, а также эффективного взаимодействия персонала предприятия как в рабочих моментах, так и во вне рабочего времени по отношению к предприятию, в свою очередь, организационная культура отражается и влияет на производство и управление.
В российской экономике протекающие процессы создают необходимость формирования новых направлений организационной культурой в свете ее влияния на управление персонала в организации, которая в свою очередь будет соответствовать требованиям.
Влияние организационной культуры на управление персоналом, как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых, довольно значительное. Современная ситуация при развитии и конкурентоспособности предприятий демонстрирует четкую взаимосвязь между управленческими аспектами и персоналом. Управленческие решения обосновываются и во многом определяются существующими традициями и культурными особенностями, внедренными на предприятии. Формирование организационной культуры в организации в целях улучшения работы с персоналом, особо необходима в современных условиях.
Персонал организации является главным фактором для достижения цели и поставленных организацией задач. Связь между организационной культурой и управлением персоналом многогранная, прежде всего это, качество выполняемой работы, участие работника в творческой жизни организации, степень удовлетворенности, управление производством.
Актуальность темы связана с необходимостью изучения аспектов эффективности организационной культуры, которая теснейшим образом связана со всеми сферами деятельности организации, основной целью которой является управление персоналом.
Изучению элементов системы управления персоналом посвящены работы: Э.Б. Адельсеитовой, Р.А. Ашурбекова, В.Г. Коноваловой, С.С. Малхасьян, Е.В. Мугаевой, О.А. Попазовой, А.В. Притолюк, В.Ю. Тимофеевой Г. Хофстеде и др.
Сущность и типы организационных культур исследовали: А.В. Бреусов, А.А. Валенков, Д.А. Гребенюк, Е.Ю. Душарина, К. Камерон, Э. Куинн, Е.М. Кобозева, Г.В. Королев, Е.С. Марчук, С.А. Савачаева, Ф. Тромпенаарс, В.В. Хурсей, М.С. Чибухчян, Э.Х. Шейн и др.
Коммуникации как элемент организационной культуры нашли свое отражение в трудах: Д.А. Аакера, М.М. Алиханова, Ю.Ю. Балакиной, О.А. Вдовиной, А.В. Воропаевой, А.А. Горбачевой, С.А. Гришиной, Д.М. Зиновьевой, Н.В. Костылевой, Е.В. Котляр, Дж. М. Лэйхифф, М.А. Макаркина, М.Х. Мескона, Г.Ф. Насыровой, К.В. Погосян, Г.Г. Почепцова, Т.В. Соколовой, А.И. Юматовой и др.
Значительный вклад в теорию управления персоналом, в том числе и организационной культурой внесли зарубежные исследователи Ансофф И., Бергер В.М., Соломанидина Т.О., Оксинойд К.Э., Ленсиони П.
Объект исследования организация OOO «Гермес-Рест» «Wonder Bar».
Предметом исследования является влияние организационной культуры на органимзацию.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления организационной культурой компании «Wonder Bar».
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить понятие и сущность организационной культуры в организации;
- рассмотреть направления совершенствования организационной культуры;
- исследовать существующие методы диагностики организационной культуры;
- проанализировать систему управления персоналом и финансово-хозяйственной деятельности компании OOO «Гермес-Рест» «Wonder Bar»;
- оценить текущее состояние организационной культуры в организации;
- предложить мероприятия по формированию организационной культуры в системе управления персоналом;
- разработать и внедрить комплексную модель организационной культуры в управление персоналом организации;
- обосновать эффективность мероприятий совершенствования управления персоналом на основе формирования организационной культуры.
В качестве теоретической и информационной основы исследования выступают работы российских и зарубежных ученых связанные с изучением теории и практики анализируемых в бакалаврской работе проблем.
При написании работы использовались учебные пособия и учебники по управлению персоналом, основам кадровой политики, организационной культуре, корпоративной культуре, делопроизводству, менеджменту, принятию управленческих решений, управленческим решениям, производственному менеджменту, стратегическому менеджменту, маркетингу, антикризисному управлению, анализу и планированию хозяйственной деятельности, теории управления, управлению проектами, организационному поведению, деловым коммуникациям, мотивации и стимулирования трудовой деятельности, оплаты труда персонала, монографии и научные статьи в периодических изданиях. Также при написании работы использовались нормативно-правовые акты РФ.
Методы исследования. С целью решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
− анализа и синтеза – для раскрытия теоретических основ исследования организационной культуры компании;
− систематизация – для анализа сущности понятия «организационная культура»;
− наблюдения – для выявления реального состояния организационной культуры в OOO «Гермес-Рест» «Wonder Bar»;
− сравнения – для выявления недостатков организационной культуры компании OOO «Гермес-Рест» «Wonder Bar» и разработки направлений ее совершенствования;
− анкетирования – с целью анализа корпоративной культуры, а также выявления ее слабых сторон в компании OOO «Гермес-Рест» «Wonder Bar».
Сформулированные в выпускной квалификационной работе положения и рекомендации могут быть использованы компанией «Wonder Bar» при формировании совершенствованная организационной культуры.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Эталонная модель корпоративной культуры включает в себя традиции, практику внутриорганизационных отношений, формы и методы нематериального поощрения, ценности, символы, стереотипы поведения, философию и идеологию, имидж вуза, которые, в конечном счете, призваны воспитывать дух солидарности, формировать единое инновационно-образовательно-культурное поле, развивать потенциал сотрудников, общекультурный и профессиональный уровень.
Можно выделить три значимых процесса: управление корпоративной культурой, ее формирование и совершенствование. Четко определенные методы и способы управления, формирования и совершенствования корпоративной культуры являются неотъемлемой составляющей для достижения максимально высоких результатов в процессе её внедрения. Теоретическое понимание данных процессов внутри организации позволяет использовать наиболее подходящие из них для конкретной коммерческой структуры, обладающей своей спецификой функционирования.
Для совершенствования организационной культуры нужно регулярно проводить диагностику. Были рассмотрены методики диагностики известных ученых: Э. Шейн, К. Камерона и Р. Куинна, Д. Дэнисона. Каждая диагностика имеет свои преимущества и недостатки. Малые предприятия в своем арсенале не обладают достаточными средствами, временем и знаниями на проведение диагностики организационной культуры. Была разработана методика ДОК, которая подходит для использования на малых предприятиях, т.к. она проста в применении, не требует больших временных затрат и средств.
На основании проведенного анализа было выявлено, что в OOO «Гермес-Рест» «Wonder Bar» преобладает средний уровень организационной культуры. Сотрудники организации, в целом достаточно неплохо оценивают организационную культуру компании, однако, существуют определенные недостатки, которыми недовольны сотрудники компании. Проведенное тестирование в целях определения типа организационной культуры показало, что в настоящее время в организации преобладает рыночный тип организационной культуры, в то время как сотрудники организации хотят видеть организационную структуру OOO «Гермес-Рест» «Wonder Bar» клановой.
Проведенный анализ организационной культуры в OOO «Гермес-Рест» «Wonder Bar» показал, что в «Wonder Bar» преобладает средний уровень организационной культуры. Сотрудники организации, в целом достаточно неплохо оценивают организационную культуру компании, однако, существуют определенные недостатки, которыми недовольны сотрудники компании. Проведенное тестирование в целях определения типа организационной культуры показало, что в настоящее время в организации преобладает рыночный тип организационной культуры, в то время как сотрудники организации хотят видеть организационную структуру OOO «Гермес-Рест» «Wonder Bar» клановой. По результатам проведенного анализа выявлены следующие проблемы организационной культуры в OOO «Гермес-Рест» «Wonder Bar»:
– недовольство сотрудников заработной платой;
– отсутствие взаимодействия между сотрудниками и руководством;
– наличие перебоев в получении внутрифирменной информации;
– отсутствие четких инструкций и правил поведения всех категорий, сотрудников OOO «Гермес-Рест» «Wonder Bar»;
– сотрудникам OOO «Гермес-Рест» «Wonder Bar» не хватает сплоченности коллектива, ощущения дружественной обстановки.
На основании выявленных проблемы организационной культуры OOO «Гермес-Рест» «Wonder Bar» были предложены рекомендации по совершенствованию организационной культуры компании.
Для OOO «Гермес-Рест» «Wonder Bar» предложено внедрение системы квалифицированных категорий для официантов с целью снижения текучести персонала, повышения мотивации официантов за счет роста оплаты труда, повышения скорости и качества обслуживания посетителей, выполнения нормативных показателей, установленных в кафе. Также предложено для повышения эффективности подбора персонала, а как следствие снижения времени закрытия вакансии и связанных с ним потерь, передать функции подбора персонала на аутсорсинг. С целью сокращения потерь от расходов на обучение уволившихся сотрудников, роста вовлеченности сотрудников, создания благоприятного психологического климата, обеспечение преемственности от опытных сотрудников молодым сотрудникам предлагается организованность наставничество.
Оценка эффективности предложенных мероприятий показала, что от реализации мероприятий по совершенствованию организационной культуры повышается результативность деятельности «Wonder Bar»: увеличивается товарооборот, прибыль от реализации, рентабельность, сокращаются издержки обращения. Более эффективно будут использованы трудовые ресурсы и производственная площадь. Следовательно, мероприятие является эффективным и его следует принять к реализации.
Расчет экономической эффективности реализации предложенных мероприятий по совершенствованию организационной культуры «Wonder Bar» показал, что предложенные мероприятия обладают значительным экономическим эффектом и должны быть реализованы в деятельности медицинского центра.
Кроме экономического эффекта от реализации предложенных мероприятий в целом ожидаются следующие изменения:
– повышение уровня организационной культуры;
– создание благоприятной рабочей атмосферы;
– повышения лояльности и преданности сотрудников к организации;
– повышение эффективности деятельности сотрудников;
– изменение типа организационной культуры с рыночного на клановый;
– повышение качества взаимодействия между сотрудниками и руководством и пр.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что предложенные рекомендации позволят провести совершенствование организационной культуры, а также дадут организации ощутимый экономический эффект.
1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.] // Российская газета. - 2020. - 21 января.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. - № 256. - 31.12.2001.
3. Асаул, А.Н. Культура организации: проблемы формирования и управления. - СПб.: Гуманистика, 2021. – 201 с.
4. Бабаев, Б.Д., Романова, О.С. Концептуальные подходы к организационной (корпоративной) культуре / Б.Д. Бабаев // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. - 2018. - № 14 (30). - С. 53-57.
5. Балашова, Н.В., Кузнецова, Н.В. Влияние организационной культуры на эффективность работы компании / Н.В. Балашова // Труд и социальные отношения. - 2018. - № 3. - С. 5-15.
6. Буравцова, В.А., Медведева, О.С. Организационная культура компании как мотивирующий фактор работы персонала / В.А. Буравцова // Актуальные вопросы современной науки. - 2018. - № 2 (18). - С. 68-72.
7. Демина, А.В. Организационная культура: процесс формирования и влияние на эффективность организации / А.В. Демина // Экономика и государство: эффективное управление и взаимодействие. Сборник статей. Под ред. Т. М. Степанян. Москва, - 2019. - С. 84-89.
8. Дмитриев, Р.Ю., Слинков, А.М. Организационная культура сегодня: потребности и их использование во благо предприятия / Р.Ю. Дмитриев // Аллея науки. - 2018. - Т. 2. - № 7 (23). - С. 679-683.
9. Добровольская, Ю.С. Влияние организационной культуры на удовлетворенность персонала/ Ю.С. Добровольская // Научное сообщество студентов Сборник материалов XVII Международной студенческой научнопрактической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. - 2018. - С. 207-211.
10. Дубенко, А.Н. Совершенствование организационной культуры // Конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем Сборник аннотаций докладов Третьей Всероссийской научной конференции памяти академика А. И. Татаркина. Под общей редакцией В.И. Бархатова, Д.С. Бенц. - 2019. - С. 49.
11. Душарина, Е.Ю. Соотношение понятий «корпоративная культура» и «организационная культура» / Е.Ю. Душарина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 9. - С. 78-80.
12. Забайкин, Ю.В., Красавина, Е.В., Харламов, М.Ф. Процесс формирования организационной культуры как неотъемлемый элемент современной компании / Ю.В. Забайкин // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. - Т. 9. - № 3-2. - С. 605-612.
13. Кравченко, Е.Ю. Организационная культура: учебное пособие. – Белгород: Белгородский университет кооперации, экономики и права, 2018. – 173 с.
14. Кузнецова, И.В. Организационная культура / И.В. Кузнецова // Проблемы научной мысли. - 2018. - Т. 7. - № 1. - С. 40-43.
15. Лазутина, А.Л., Лазутин В.Р. Организационная культура предприятия: сущность и значение // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам V Международной научнопрактической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2018. - С. 92-93.
16. Лапшина, Е.А., Довбня, Е.А. Особенности влияния организационной культуры на систему управления предприятием / Е.А. Лапшина // Новое в экономике и кибернетике. - 2019. - №4. - С. 224-233.
17. Ли, А.Ю. Влияние лидера на формирование организационной культуры // Социально-психологические, управленческие и маркетинговые направления развития цифровой экономики. Сборник материалов международных научно-практических конференций по проблемам социальной психологии, управления персоналом, менеджмента и маркетинга. - 2019. - С. 143-148.
18. Машарский, А.В. Роль организационной культуры в системе управления организацией / А.В. Машарский // Аллея науки. - 2018. - Т. 6. - № 5 (21). - С. 826-828.
19. Метляева, Т.В., Попова, Е.А. Особенности формирования организационной культуры государственного учреждения в современных условиях / Т.В. Метляева // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2019. - Т.11. - №1. - С. 92-111.
20. Миргородская, О.Ю., Лазуткин, А.П. Понятие, признаки и элементы организационной культуры / О.Ю. Миргородская // Вестник современных исследований. - 2018. - № 5.4 (20). - С. 236-238.
21. Михайлова, Э.А. Механизм формирования организационной культуры предприятия / Э.А. Михайлова // Вестник факультета управления СПбГЭУ. - 2018. - № 3. - С. 159-162.
22. Молотков, А.В. Понятие и роль стратегического управления организационной культурой в развитии предприятия / А.В. Молотков // Вестник современных исследований. - 2018. - № 5.2 (20). - С. 244-248.
23. Муртузалиева, М.М. Взаимосвязь организационной культуры и эффективности деятельности организации / М.М. Муртузалиева // Вестник науки. - 2020. - Т.4. - №4(25). - С. 46-48.
24. Нижегородова, А.А., Анисимова, Н.А. Роль руководителя в формировании организационной культуры // Современная экономика и общество глазами молодых исследователей. Сборник статей участников Международной научно-практической конференции V Уральского вернисажа науки и бизнеса. В 3-х томах. Под общей редакцией Е.П. Велихова. - 2018. - С. 309-311.
25. Никулин, В. Методы формирования и совершенствования организационной культуры в контексте достижения целей управления // Экономика, управление и финансы: приоритеты, проблемы и направления развития сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 5-11.
26. Огурцов, Н.С., Мактамкулова, Г.А. Основные элементы организационной культуры // Гуманитарно-социальные науки и право. Тенденции развития современной науки. Материалы научной конференции студентов и аспирантов Липецкого государственного технического университета. - 2018. - С. 161-163.
27. Романов, В.В. Диагностика корпоративной культуры как элемент обратной связи в организации В.В. Романов // Актуальные проблемы социальной коммуникации. - 2011. - С. – 35-38.
28. Романова, О.С. Внутренние и внешние факторы формирования и проявления организационной (корпоративной) культуры / О.С. Романова // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. - 2019. - № 16 (32). - С. 123-127.
29. Ружанская, Л.С. Общий менеджмент : учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. – 116 с.
30. Сараева, Л.В. Организационная культура как фактор управления персоналом на предприятии / Л.В. Сараева // СКИФ. Вопросы студенческой науки. - 2019. - №4(32). - С. 160-163.
31. Скворцова, О.А. Совершенствование организационной культуры // Формирование конкурентной среды, конкурентоспособность и стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Под редакцией: О.А. Лузгиной. - 2019. - С. 243-246.
32. Соколова, В.С., Коноплева, Г.И. Организационная культура: понятие, виды, факторы / В.С. Соколова // Международный студенческий вестник. - 2021. - №4-4. - С. 457-458.
33. Соломанидина, Т.О. Организационная культура компании и ее влияние на формирование мотивационной системы / Т.О. Соломанидина // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2019. - № 9. - С. 65-73.
34. Степанченко, А.Н. Место и роль организационной культуры в системе управления персоналом / А.Н. Степанченко // Молодой исследователь: вызовы и перспективы сборник статей по материалам LXXVII международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 86-88.
35. Тимченко, А.Г. Организационная культура в деятельности предприятия / А.Г. Тимченко // Современные аспекты экономики. - 2018. - № 5 (249). - С. 110-115.
36. Токарев, Е.А. Анализ методов формирования организационной культуры / Е.А. Токарев // Студенческий вестник. - 2018. - № 12-2 (32). - С. 39-41.
37. Файзутдинова, И.З. Предложения по совершенствованию организационной культуры для повышения лояльности персонала / И.З. Файзутдинова // Форум молодых ученых. - 2019. - № 1-3 (29). - С. 689-695.
38. Федин, А.В. Организационная культура как инструмент управления персоналом / А.В. Федин // Аллея науки. - 2019. - №12(39). - С. 433-439.
39. Федорец, Е.С. Совершенствование организационной культуры в системе управления персоналом // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики. Материалы IX Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Красноярск, - 2020. - С. 175-178.
40. Черняускас, В.В. Взаимодействие организационной культуры и организационных структур управления / В.В. Черняускас // Наука и образование: новое время. - 2018. - № 3 (26). - С. 287-296.
41. Шейн, Э.Г. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2020. – 336 с.
42. Шерпеева, М.О., Лукьянова, А.Ю. Организационная культура в России: особенности формирования и проблемы развития / М.О. Шерпеева // Экономика и социум. - 2018. - № 4 (47). - С. 710-713.
43. Шнайдер, М.И., Поляков, И.М. Вопросы организационной культуры / М.И. Шнайдер // Управление и экономика в XXI веке. - 2018. - № 2. - С. 38-43.
44. Щербакова, Д.А. Факторы эффективности формирования организационной культуры современной компании / Д.А. Щербакова // Коммуникология: электронный научный журнал. - 2019. - Т. 4. - №2. - С. 26-34.