МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НАГЛЯДНОЙ ГЕОМЕТРИИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ЗАДАЧИ НАГЛЯДНОЙ ГЕОМЕТРИИ КАК СРЕДСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 9
§1. Основные цели и задачи математического развития обучающихся основной школы 9
§2. Роль наглядной геометрии в формировании логического и пространственного мышления обучающихся 11
§3. Задачи на разрезание и складывание фигур для обучающихся 5-8 классов 15
§4. Геометрические головоломки 20
§5. Занимательные задачи на составление геометрических фигур из спичек 23
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НАГЛЯДНОЙ ГЕОМЕТРИИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 27
§6. Анализ содержания наглядной геометрии в учебниках математики 5-6
классов и в учебниках геометрии 7-9 классов 27
§7. Методические рекомендации по обучению решения задач наглядной геометрии в курсе математики основной школы 43
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ГЛАВА I. ЗАДАЧИ НАГЛЯДНОЙ ГЕОМЕТРИИ КАК СРЕДСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 9
§1. Основные цели и задачи математического развития обучающихся основной школы 9
§2. Роль наглядной геометрии в формировании логического и пространственного мышления обучающихся 11
§3. Задачи на разрезание и складывание фигур для обучающихся 5-8 классов 15
§4. Геометрические головоломки 20
§5. Занимательные задачи на составление геометрических фигур из спичек 23
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НАГЛЯДНОЙ ГЕОМЕТРИИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 27
§6. Анализ содержания наглядной геометрии в учебниках математики 5-6
классов и в учебниках геометрии 7-9 классов 27
§7. Методические рекомендации по обучению решения задач наглядной геометрии в курсе математики основной школы 43
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Актуальность исследования. Методика преподавания наглядной геометрии началась в России в эпоху школьной реформы середины XIX в. Это было время социального подъемом, в котором педагогические вопросы занимали видное место. В 1864 г. был утвержден новый Устав школы, в котором были созданы новые типы учебных заведений, появились двухклассные училища Министерства народного образования. В этот период возник вопрос о введении, в учебных заведениях, начального подготовительного курса по геометрии. В зависимости от своей основной цели, название этого курса менялось на протяжении всего своего существования, он назывался начальный, до систематический, подготовительный, приготовительный, пропедевтический курс [19, с. 39].
Цель курса геометрии младших классов: подготовить обучающихся к изучению систематического курса геометрии. Авторы называли этот курс по - разному (интуитивным, наглядным, опытным, эмпирическим), так как хотели выявить особенности способов изложения начального курса геометрии, отвечающих возрастным особенностям учащихся.
Книга М.О.Косинского «Наглядная геометрия» стала первым российским учебником по начальному курсу геометрии [12, с. 40].
Построение этого курса на принципе фузионизма являлось одной из существенной особенностью курсов наглядной геометрии в этой книге. Этот принцип означал неразделимое обучение элементов планиметрии и стереометрии. Книга начинается с рассмотрения простейших пространственных фигур, «с протяжений о трех измерениях», на основе которых изучаются важнейшие понятия геометрии. Учебник М.О.Косинского оказал значительное влияние на формирование и развитие курса наглядной геометрии в России. Он открыл целую серию работ, в которую вошли учебники того времени: М.Ф.Борышкевича, Е.Е.Волкова, З.Б.Вулиха. В них основное место занимали задачи на построение геометрических фигур, на основе которых изучались их свойства [19].
В ФГОС основного общего образования отмечается [24], что учащийся должен пользоваться на базовом уровне понятиями геометрических фигур; извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде; применять геометрические факты для решения задач, если условия их применения указаны в явной форме; решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам, изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.
Согласно программе по математике [4, с. 8], одной из задач обучения математике в 5-6 классах является формирование у учащихся умений и навыков умственного труда, планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, способность грамотно работать с математическим текстом, структурировать его, излагать необходимую информацию; развить способность обосновывать суждения, проводить классификацию; научится владеть базовым понятийным аппаратом; формировать представления о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения; способность использовать изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов; развить логическое и пространственное мышление ребёнка.
В настоящее время элементы наглядной геометрии включены в содержание единого предмета «Математика» в 5-6 классах и на них отведено незначительное время [30, с.345]. В систематическом курсе планиметрии 7-9 классов также не во всех учебниках уделяется должное внимание задачам наглядной геометрии. Поэтому на практике возникает необходимость такой организации обучения математике, которая позволяла бы учителю использовать возможности задач наглядной геометрии как средства математического развития обучающихся.
Проблема исследования состоит в выявлении методических особенностей задач наглядной геометрии как средства математического развития обучающихся основной школы.
Объект исследования: процесс обучения математике в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика обучения решению задач наглядной геометрии в курсе математики основной школы.
Цель бакалаврской работы: выявить методические особенности решения задач наглядной геометрии как средства математического развития обучающихся основной школы.
Основные задачи исследования:
1. Рассмотреть основные цели и задачи математического развития обучающихся основной школы.
2. Раскрыть роль наглядной геометрии в формировании логического и пространственного мышления у младших школьников.
3. Провести анализ задачного и теоретического материалов по данной теме.
4. Представить подборки задач наглядной геометрии на разрезания и складывания фигур; составления геометрических фигур из спичек; геометрические головоломки для обучающихся основной школы.
5. Сформулировать методические рекомендации по обучению решения задач наглядной геометрии в курсе математики основной школы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: самостоятельное изучение и анализ научно - методической литературы; подбор задач наглядной геометрии на разрезания и складывания фигур; составления геометрических фигур из спичек; геометрические головоломки для обучающихся основной школы; систематизация и обобщение материала.
Апробация результатов исследования. Теоретические выводы и результаты исследования были апробированы на научной конференции «Дни науки» института математики, физики и информационных технологий ТГУ (г. Тольятти, апрель 2018 г., диплом за 3 место на I этапе)
На защиту выносится: методические рекомендации по обучению решению задач наглядной геометрии как средства математического развития обучающихся основной школы.
Бакалаврская работа состоит введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, даны основные характеристики.
Глава I посвящена теоретическим основам обучения решения задач наглядной геометрии в курсе математики основной школы. В данной главе рассматриваются основные цели и задачи математического развития обучающихся основной школы, роль наглядной геометрии в формировании логического и пространственного мышления младших школьников, а также подобраны задачи наглядной геометрии на разрезания и складывания фигур; составления геометрических фигур из спичек; геометрические головоломки для обучающихся основной школы.
В Главе II представлен анализ теоретического и задачного материала наглядной геометрии с 5-9 классы. Раскрыты методические рекомендации по обучению решения задач наглядной геометрии в курсе математики основной школы.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведенного исследования.
Цель курса геометрии младших классов: подготовить обучающихся к изучению систематического курса геометрии. Авторы называли этот курс по - разному (интуитивным, наглядным, опытным, эмпирическим), так как хотели выявить особенности способов изложения начального курса геометрии, отвечающих возрастным особенностям учащихся.
Книга М.О.Косинского «Наглядная геометрия» стала первым российским учебником по начальному курсу геометрии [12, с. 40].
Построение этого курса на принципе фузионизма являлось одной из существенной особенностью курсов наглядной геометрии в этой книге. Этот принцип означал неразделимое обучение элементов планиметрии и стереометрии. Книга начинается с рассмотрения простейших пространственных фигур, «с протяжений о трех измерениях», на основе которых изучаются важнейшие понятия геометрии. Учебник М.О.Косинского оказал значительное влияние на формирование и развитие курса наглядной геометрии в России. Он открыл целую серию работ, в которую вошли учебники того времени: М.Ф.Борышкевича, Е.Е.Волкова, З.Б.Вулиха. В них основное место занимали задачи на построение геометрических фигур, на основе которых изучались их свойства [19].
В ФГОС основного общего образования отмечается [24], что учащийся должен пользоваться на базовом уровне понятиями геометрических фигур; извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде; применять геометрические факты для решения задач, если условия их применения указаны в явной форме; решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам, изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.
Согласно программе по математике [4, с. 8], одной из задач обучения математике в 5-6 классах является формирование у учащихся умений и навыков умственного труда, планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, способность грамотно работать с математическим текстом, структурировать его, излагать необходимую информацию; развить способность обосновывать суждения, проводить классификацию; научится владеть базовым понятийным аппаратом; формировать представления о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения; способность использовать изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов; развить логическое и пространственное мышление ребёнка.
В настоящее время элементы наглядной геометрии включены в содержание единого предмета «Математика» в 5-6 классах и на них отведено незначительное время [30, с.345]. В систематическом курсе планиметрии 7-9 классов также не во всех учебниках уделяется должное внимание задачам наглядной геометрии. Поэтому на практике возникает необходимость такой организации обучения математике, которая позволяла бы учителю использовать возможности задач наглядной геометрии как средства математического развития обучающихся.
Проблема исследования состоит в выявлении методических особенностей задач наглядной геометрии как средства математического развития обучающихся основной школы.
Объект исследования: процесс обучения математике в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика обучения решению задач наглядной геометрии в курсе математики основной школы.
Цель бакалаврской работы: выявить методические особенности решения задач наглядной геометрии как средства математического развития обучающихся основной школы.
Основные задачи исследования:
1. Рассмотреть основные цели и задачи математического развития обучающихся основной школы.
2. Раскрыть роль наглядной геометрии в формировании логического и пространственного мышления у младших школьников.
3. Провести анализ задачного и теоретического материалов по данной теме.
4. Представить подборки задач наглядной геометрии на разрезания и складывания фигур; составления геометрических фигур из спичек; геометрические головоломки для обучающихся основной школы.
5. Сформулировать методические рекомендации по обучению решения задач наглядной геометрии в курсе математики основной школы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: самостоятельное изучение и анализ научно - методической литературы; подбор задач наглядной геометрии на разрезания и складывания фигур; составления геометрических фигур из спичек; геометрические головоломки для обучающихся основной школы; систематизация и обобщение материала.
Апробация результатов исследования. Теоретические выводы и результаты исследования были апробированы на научной конференции «Дни науки» института математики, физики и информационных технологий ТГУ (г. Тольятти, апрель 2018 г., диплом за 3 место на I этапе)
На защиту выносится: методические рекомендации по обучению решению задач наглядной геометрии как средства математического развития обучающихся основной школы.
Бакалаврская работа состоит введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, даны основные характеристики.
Глава I посвящена теоретическим основам обучения решения задач наглядной геометрии в курсе математики основной школы. В данной главе рассматриваются основные цели и задачи математического развития обучающихся основной школы, роль наглядной геометрии в формировании логического и пространственного мышления младших школьников, а также подобраны задачи наглядной геометрии на разрезания и складывания фигур; составления геометрических фигур из спичек; геометрические головоломки для обучающихся основной школы.
В Главе II представлен анализ теоретического и задачного материала наглядной геометрии с 5-9 классы. Раскрыты методические рекомендации по обучению решения задач наглядной геометрии в курсе математики основной школы.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведенного исследования.
Целью бакалаврской работы являлось выявление методических особенностей решения задач наглядной геометрии как средства
математического развития обучающихся основной школы.
В результате выполненной работы решены следующие задачи:
- рассмотрены основные цели и задачи математического развития обучающихся основной школы.
- раскрыта роль наглядной геометрии в формировании логического и пространственного мышления у младших школьников.
- проведён анализ задачного и теоретического материалов по данной теме.
- представлены подборки задач наглядной геометрии на разрезания и складывания фигур; составления геометрических фигур из спичек; геометрические головоломки для обучающихся основной школы.
- сформулированы методические рекомендации по обучению
решения
задач наглядной геометрии в курсе математики основной школы.
В результате работы можно сделать следующие выводы.
1. Основная цель математического развития - развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования
2. Роль логического мышления -выявление причинно-следственных связей явлений и умении выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи, а пространственное мышление - представлять объект во всех его деталях и проявлениях и каким-либо образом трансформировать этот объект.
3. При обучении и решения задач, задача должна создаваться не как одна отдельная, а как система; система задач должна обеспечивать достижение не только ближайших, но и отдельных учебных целей; учебные задачи должны обеспечивать усвоение средств, необходимых и достаточных для удачного осуществления учебной деятельности; учебная задача должна создаваться так, чтобы соответствующие средства деятельности, усвоение которых предусматривается в процессе решения задач, выступали как прямой продукт обучения.
математического развития обучающихся основной школы.
В результате выполненной работы решены следующие задачи:
- рассмотрены основные цели и задачи математического развития обучающихся основной школы.
- раскрыта роль наглядной геометрии в формировании логического и пространственного мышления у младших школьников.
- проведён анализ задачного и теоретического материалов по данной теме.
- представлены подборки задач наглядной геометрии на разрезания и складывания фигур; составления геометрических фигур из спичек; геометрические головоломки для обучающихся основной школы.
- сформулированы методические рекомендации по обучению
решения
задач наглядной геометрии в курсе математики основной школы.
В результате работы можно сделать следующие выводы.
1. Основная цель математического развития - развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования
2. Роль логического мышления -выявление причинно-следственных связей явлений и умении выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи, а пространственное мышление - представлять объект во всех его деталях и проявлениях и каким-либо образом трансформировать этот объект.
3. При обучении и решения задач, задача должна создаваться не как одна отдельная, а как система; система задач должна обеспечивать достижение не только ближайших, но и отдельных учебных целей; учебные задачи должны обеспечивать усвоение средств, необходимых и достаточных для удачного осуществления учебной деятельности; учебная задача должна создаваться так, чтобы соответствующие средства деятельности, усвоение которых предусматривается в процессе решения задач, выступали как прямой продукт обучения.
Подобные работы
- Задачи наглядной геометрии как средство интеллектуального развития обучающихся общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5670 р. Год сдачи: 2020 - ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДЫ ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2023 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФУНКЦИЯМ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ПРЯМЫЕ И ПЛОСКОСТИ» В УГЛУБЛЁННОМ КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ФУНКЦИИ В УГЛУБЛЕННОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2019 - Методика обучения теме «Правильные многогранники» в школьном курсе геометрии
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - Задачи на тождественные преобразования тригонометрических выражений как средство развития алгоритмической культуры обучающихся
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - Обучение решению задач на применение движений плоскости на уроках геометрии в основной школе с использованием среды Живая математика
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Методика подготовки учащихся школ к решению задач по геометрии в рамках ЕГЭ профильного уровня
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



