Введение 3
Глава 1. Реклама как объект предпринимательского права 8
1.1 Значение рекламы для предпринимательской деятельности 8
1.2 Виды рекламы 17
Глава 2. Правовое регулирование рекламной деятельности 32
2.1 Правовое регулирование рекламной деятельности за рубежом 32
2.2 Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ 44
Глава 3. Нарушение законодательства о рекламе и ответственность за ненадлежащую рекламу 56
3.1 Анализ судебной практики по нарушениям законодательства о рекламе 56
3.2 Актуальные особенности ответственности за ненадлежащую рекламу 66
Заключение 76
Список используемой литературы и источников 82
Приложения 94
Актуальность выбранной темы «Правовое регулирование рекламной деятельности» аргументируется множеством причин, среди которых стоит обратить внимание на следующие.
Во-первых, современные направления социально-экономического развития (особенно в коммерческой сфере) невозможно представить без средств рекламы, выполняющей комплексные функции продвижения на рынке и в обществе основного большинства товаров, видов работ, предоставляемых услуг, формирующей систему конкурентной борьбы за потребителя, получателя социальных и пр. услуг1. Уже в 90-х годах прошлого столетия было зафиксировано, что рядовой американец ежегодно просматривает более 21000 рекламных роликов, только на общедоступных телевизионных каналах ежедневно более 2000 рекламных сообщений адресуется потребителям2. Поэтому в условиях современной экономики существенное множество заинтересованных лиц во всех странах мира чаще для завладения спроса потребителя применяют нестандартные формы, виды, средства рекламы, что требует адекватного государственного контроля и соответствующего регулирования правовых норм в сфере рекламной деятельности.
Во-вторых, важность мероприятий мониторинга проблем регулирования рекламной деятельности возрастает в условиях усиления динамики глобализации: в этой сфере, с одной стороны, отчетливо видится естественность процесса цивилизационного развития на основе распространения (посредством права и рекламы) универсальных материально-духовных стандартов, с другой стороны - требует особого внимания искусственно идеологизированное содержание информационных средств политико-правового воздействия, используемых в защиту отдельных интересов стран-гегемонов, международных корпораций и пр. транснациональных субъектов правоотношений. Поэтому имеет место необходимость противодействия навязыванию в российском законодательстве о рекламной деятельности некоторых «инородных» норм права, не соответствующих национальным традициям, экономическим, политическим, демографическим, психологическим исторически сложившимся устойчивым условиям российского развития1.
В-третьих, множество правовых проблем регулирования рекламной деятельности отражаются на высоком уровне нестабильности основного отраслевого акта в области рекламы. За время своего действия нормы Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"(далее - Закон)2 корректировались 59 раз, из них за период 2016-2018 годов в этот Закон вносилось 10 изменений3. При этом нормы Закона были предметом судебного рассмотрения более 22000 раз, из них 1233 раза положения Закона использовались в решениях судов высшей инстанции, 5000 раз - в решениях арбитражных судов округов4 (см. Приложение 1).
То есть, проведение постоянного анализа, мониторинга вопросов регулирования рекламной деятельности и решение соответствующих проблем представляется важной научно-прикладной задачей.
Степень разработанности проблем регулирования рекламной деятельности определяется множеством научных трудов по вопросам их решения с учетом разнообразных актуальных направлений исследования юридических особенностей формирования, реализации рекламного продукта. В частности, М.В. Баранова систематизировала обширное базовое исследование общетеоретических вопросов регулирования рекламы, И.В. Ермакова в рамках сравнительно-правового анализа обозначила взаимодействие, пути развития рекламных отношений в России и в Германии, Л.М. Жуковская выделила актуальные особенности гражданско-правового регулирования российской рекламной деятельности1, Н. М. Медведева обобщила правовые механизмы рекламной деятельности системы юридических объектов сферы управления2, Р. А. Топсахалов на основе сравнительно-правового исследования выделил особенности государственного контроля над рекламной деятельностью за рубежом и в России3, И.В. Чубукова обосновала пути развития административно-правового регулирования рекламной деятельности4 и т.д. Всего в ресурсе Российской государственной библиотеки насчитывается 722 диссертационных исследования, затрагивающих правовые проблемы регулирования рекламной деятельности5 (см. приложение 2). Среди множества зарубежных работ по вопросам регулирования рекламной деятельности стоит выделить труды таких правоведов как П. Вальке (в группе исследователей6), Р. Давид, Э. Китч, Д. Лакаф, X. Перельман, Р. Петти, С. Спилсбури и др.
Но несмотря на множество разработок российских и зарубежных авторов динамичное развитие рекламно-информационных отношений современного общества постоянно требует обновления соответствующих правовых механизмов регулирования рекламной деятельности.
Поэтому основной целью магистерского исследования установлено определение и выявление особенностей правового регулирования рекламной деятельности.
Для реализации указанной цели установлено содержание поставленных задач:
• проведение анализа рекламы как объекта предпринимательского права;
• выявление роли и места рекламы для предпринимательской деятельности;
• исследование актуальных особенностей правового регулирования рекламной деятельности;
• обозначение современных механизмов правового регулирования рекламной деятельности за рубежом и в России;
• обобщение норм о нарушении законодательства о рекламе и ответственности за ненадлежащую рекламу.
Объект, предмет исследования.
Объектом исследования выступает совокупность правовых норм в сфере рекламной деятельности.
Предмет исследования - актуальные правовые механизмы, отдельные нормы регулирования рекламной деятельности в РФ и пути их развития.
Избранные методы исследования.
В проведении анализа применялись общие методы диалектического познания и традиционные методы правовой науки: формально-юридические методы, методы сравнительного правоведения, статистические методы, метод экспертных оценок, а также современные методы системно-структурного подхода, логико-структурного анализа норм законодательства и т.д.
Теоретическая и нормативная база предлагаемого магистерского исследования включает обозначенные выше труды с результатами научно-прикладных исследований российских и зарубежных правоведов и прочие публикации во вопросам регулирования рекламной деятельности, действующие нормы зарубежного, российского законодательства в области рекламы.
Эмпирическую основу работы составили сведения доступных информационно-правовых ресурсов с текстами зарубежного, российского законодательства в области рекламы, с содержанием судебных решений по вопросам правоприменения норм в сфере рекламной деятельности и соответствующие аналитические обзоры судебной практики.
Теоретическая значимость, прикладная ценность указанных положений определяется обобщением множества научно-обоснованных аспектов значения рекламы для предпринимательской деятельности, систематизацией видов рекламы в контексте правового регулирования, обоснованием предложенных мероприятий по развитию норм о нарушении законодательства о рекламе и ответственности за ненадлежащую рекламу, которые целесообразно использовать при составлении программ дальнейших НИР в рассматриваемой сфере отношений, в рамках преподавания предпринимательского права и в прочих отраслях права, связанных с развитием рекламной деятельности.
Работа содержит введение, три главы, заключение, список литературы, а также приложения.
В результате магистерского исследования проведен комплексный анализ актуальных норм о нарушении законодательства о рекламе и ответственности за ненадлежащую рекламу с предложением мероприятий по их развитию.
В первой главе ВКР реклама проанализирована как объект предпринимательского права. В частности, установлены следующие аспекты значения рекламы для предпринимательской деятельности:
1) научно-исследовательский аспект правового значения рекламы для предпринимательской деятельности определяет пять основных направлений НИР по правовому анализу рекламных отношений и пять соответствующих основных подходов к пониманию правового значения рекламы для предпринимательства: теоретико-правовое значение рекламы для предпринимательской сферы как институционального элемента правовой теории государственного права; конституционно-правовое значение рекламы для субъектов предпринимательства как обладателей конституционных прав, свобод, гарантий; и т.д.;
2) легитимный аспект составляют нормы действующего законодательства, отражающие различное значение рекламы для предпринимателя. В частности, из определения рекламы в п.1 ст. 3 Закона следует: пространственно-динамическое значение рекламы как распространяемой информации различными формами, способами, средствами; правовое значение неопределенности субъектного предназначения этого вида информации; мыслительное значение восприятия рекламы для ее потребителя; и пр.;
3) сущностной аспект правового значения рекламы для предпринимательской деятельности обусловлен регулированием необходимых мероприятий достижения целей и решения задач рекламной деятельности, которые: формируются, реализуются субъектом предпринимательства; определяются содержанием соответствующего гражданско-правового договора об отношениях сторон в рамках производства, размещения и распространения рекламы; и т.д.
При этом обобщено, что целью рекламы и соответствующей рекламной деятельности является донесение до целевой аудитории информации рекламодателя, а задачей - формирование необходимого интереса и побуждение к действию представителей целевой аудитории (к выбору услуги или товара, осуществлению покупки и т. д.), а также созданию суждений о предмете рекламирования, запланированных рекламодателем.
В последующей работе систематизированы следующие виды рекламы:
во-первых, неопределенное множество общих видов рекламы, широко используемых на практике, обозначенных или не обозначенных в Законе, в других нормативных актах (коммерческая, социальная, политическая реклама, графическая, текстовая реклама, наружная реклама и пр. виды);
во-вторых, двенадцать легитимных категорий рекламы, основные признаки которых установлены положениями Закона: отдельные 9 видов рекламной и прочей схожей информации, на которые не распространяется действие Закона; 4 вида основных видов рекламы, которые обозначены в терминологии Закона: в зависимости от категории объекта рекламирования, ненадлежащей, спонсорской и социальной рекламы; виды добросовестной, недобросовестной и достоверной, недостоверной рекламы; и т.д.
Во второй главе магистерской диссертации исследованы актуальные особенности правового регулирования рекламной деятельности. В частности, обозначены тезисы о современных механизмах правового регулирования рекламной деятельности за рубежом:
• базовую категорию современных механизмов правового регулирования рекламной деятельности в Евросоюзе составляет множество директив ЕС и постановлений Европарламента, Совета ЕС с нормами о регулировании европейской рекламы в контексте угрозы возможных правонарушений и мер их предотвращения, связанных с рекламой конкретного вида, определенного продукта;
• основные цели современных механизмов правового регулирования рекламной деятельности в Евросоюзе направлены на защиту трейдеров, потребителей и прочих участников рыночных отношений, реализация прав, интересов которых зависит прямо или косвенно от содержания распространяемой рекламы;
• союзная основа современных механизмов правового регулирования рекламной деятельности в Евросоюзе реализуется (транспонируется) с учетом особенностей развития национального права в сфере рекламы и может не применяться в некоторых странах ЕС (в Бельгии, Дании, Эстонии, Греции, Франции, Италии и пр.);
• национальные основы современных механизмов правового регулирования рекламной деятельности в Европе не обязательно транспонируют союзные нормы ЕС в силу наличия в ряде европейских стран сложившихся традиций успешного регулирования, в том числе и в рекламной сфере;
• современные механизмы правового регулирования рекламной деятельности в европейских странах отличаются возможным соответствием множеству директив ЕС и постановлений Европарламента, Совета ЕС, приоритетным регулированием механизмов защиты субъектов, связанных с рекламой, обязательным развитием собственных правовых традиций и внесением в национальное законодательство о рекламе детализированных конструкций ответственности за нарушение соответствующего закона.
В дальнейших изысканиях проведен анализ правового регулирования рекламной деятельности в РФ, что позволило обобщить следующие выводы:
• характеризующими особенностями правового регулирования рекламной деятельности в России стоит отметить высокий уровень нестабильности, комплексный характер регулирования коммерческой рекламы, отсутствие интереса законодателя к регулированию сферы социальной, политической рекламы;
• проблемной особенностью правового регулирования рекламной деятельности в России следует указать начальную стадию формирования системы саморегулирования в области рекламы;
• надзорной особенностью стоит отметить определенную Законом подсистему государственного надзора в области рекламы и механизмы ответственности за нарушение Закона, реализация которых входит в компетенцию ФАС России;
• подсистема правового регулирования российской системы социальной рекламы характеризуется 5 особенностями: наличием исчерпывающего перечня 6 категорий определенных рекламодателей социальной рекламы, включая субъектов 3 уровней власти; регламентированием заказов на публичную социальную рекламу по правилам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ; обязанностью заключения договора о распространении социальной рекламы рекламораспространителем согласно ст. 445 ГК РФ; установлением минимальной обязательной доли социальной рекламы в 5% от годового объема распространяемой рекламы; определением исчерпывающего перечня запретов, ограничений для социальной рекламы, который дополняется четко определенным списком исключений.
В третьей главе ВКР обобщены нормы о нарушении законодательства о рекламе и ответственности за ненадлежащую рекламу. В рамках проведения анализа судебной практики по нарушениям законодательства о реклам аргументированы следующие выводы:
• комплексным аспектом судебной практики по нарушениям российского рекламного законодательства стоит указать взаимосвязанный характер применения судами норм Закона и Закона о СМИ при распространении рекламы посредством СМИ;
• конституционно-правовой аспект рассматриваемой судебной практики определяется рядом постановлений КС РФ о конституционности норм Закона при рассмотрении жалоб, инициированных, главным образом, после привлечения заявителей или прочих лиц к ответственности за соответствующие нарушения;
• обзорный аспект судебной практики по нарушениям российского рекламного законодательства обусловлен систематизацией судами позиций судебной практики по вопросам таких нарушений, которые связаны, главным образом, с привлечением субъектов рекламных отношений к ответственности за соответствующие нарушения.
На заключительной стадии магистерского исследования систематизированы актуальные особенности ответственности за ненадлежащую рекламу, что позволило обосновать некоторые выводы:
• структурная особенность ответственности за ненадлежащую рекламу определяется основными отличиями действующего организационно-правового механизма такой ответственности, обозначенными в ст. 38 Закона: установлением 10 составных элементов этой ответственности; использованием двух основных категорий ответственности (гражданско-правовой и административно-правовой ответственности), которые могут дополняться иными категориями согласно федеральному закону; внушительными полномочиями ФАС России в части привлечения лиц к гражданско-правовой и к административно-правовой ответственности за нарушения Закона; дифференцированным распределением суммы штрафов за соответствующие нарушения и неисполнение предписаний ФАС России;
• административно-правовую особенность ответственности за ненадлежащую рекламу формируют 19 видов административной ответственности за нарушение Закона рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя и др. лиц, которые установлены в шести статьях КоАП РФ (ст. 5,9, 14.3, 14.3.1, 14.37,14.38, 19.31);
• правоприменительная особенность ответственности за ненадлежащую рекламу заключается в различном уровне соответствующих правовых конфликтов и в существенной разнице числа судебных решений по таким конфликтам.
Проведенный анализ обозначенных выводов, позиции судов высшей инстанции по вопросам применения норм об ответственности в рекламной сфере деятельности позволил сформулировать некоторые предложения по корректировке действующего законодательства:
1) дополнить п. 4 ст. 21 Закона фразой: «за неоднократное или грубое нарушение требований российского законодательства»;
2) дополнить ч. 7 ст. 24 Закона после слов «медицинских услуг» фразой: «, утвержденных соответствующей номенклатурой медицинских услуг,»;
3) дополнить ч. 1 ст. 38 Закона фразой: «Наличие в рекламной информации не соответствующих действительности порочащих сведений влечет за собой наступление ответственности согласно ст. 152 ГК РФ граждан, организаций, представивших такие сведения, если ими не будет доказано, что предоставленная информация соответствует действительности.»;
4) дополнить ч. 4 ст. 38 Закона фразой: «Совпадение в одном лице рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя возможно, но в каждом случае подлежит доказыванию при установлении состава административного правонарушения».
1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 К6-ФКЗ, от 30.12.2008 К7-ФКЗ, от 05.02.2014 К2-ФКЗ, от 12.07.2014 Nll-ФКЗ) // Российская газета от 25.12.1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018)//Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.02.2019)//"Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 25.12.2018)//"Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
5. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018, с изм. от 17.01.2019) "О средствах массовой информации"//"Ведомости СНД и ВС РФ", 13.02.1992, N 7, ст. 300.
6. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О рекламе"//"Собрание законодательства РФ", 20.03.2006, N 12, ст. 1232.
7. Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".- http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?...(дата обращения: 02.02.2019 года).
8. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ(ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"//Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652.
9. Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".- http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?... (дата обращения: 02.02.2019 года).
10. Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".- http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?...(дата обращения: 02.02.2019 года).
11. Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ(ред. от 25.12.2018) "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".- http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?...(дата обращения: 02.02.2019 года).
12. Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 (ред. от 20.12.2014) "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе"//"Собрание законодательства РФ", N 35, 28.08.2006, ст. 3758.
13. Приказ Минздрава России от 13.10.2017 N 804н (с изм. от 12.07.2018) "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг". - http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?...(дата обращения: 02.02.2019 года).
14. Directive 2001/83/EC оГ the Еигореап Par1iame1t апб оГ the Соипсй оГ 6 АоуетЬег 2001 оп the Соттипйу собе reUiting to теФста1 produrts Гог 11шпап use. - https://eur-lex.europa.eu/search.html?qid==... (дата обращения: 02.02.2019 года).
15. Diгective 2003/33/EC оГ the Еигореап РагНатеЩ апб оГ the Соипсй оГ 26 Мау 2003 оп the арргохппаРоп оГ the tows, геуиЫко^ апб admiпistrative provisioпs оГ the МетЬег States retotrng to the advertisiпg апб spoпsorship оГ tobacco products. - https://eur-lex.europa.eu/search.html?qid==... (дата обращения: 02.02.2019 года).
...