Аннотация 3
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития социального интеллекта детей 5-6 лет средствами словесного искусства 9
1.1 Психолого-педагогические основы проблемы развития социального интеллекта детей 5-6 лет 9
1.2 Характеристика средств словесного искусства, способствующих развитию социального интеллекта детей 5-6 лет 13
Глава 2. Экспериментальное исследование развития социального интеллекта детей 5-6 лет средствами словесного искусства 17
2.1 Выявление уровня развития социального интеллекта детей 5-6 лет 17
2.2 Содержание работы по развитию социального интеллекта детей 5-6 лет средствами словесного искусства 29
2.3. Динамика уровня развития социального интеллекта детей 5-6 лет 40
Заключение 50
Список используемой литературы 53
Приложения 57
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социальные проблемы обострились настолько, что у людей складывается ощущение, что общество как бы внутренне распадается. Какое образование должен получить ребенок, чтобы он мог успешно справиться с теми непростыми социальными ситуациями, которые ему встретятся в ближайшем и отдаленном будущем?
Чтобы социальный интеллект проявился и сработал, дети должны уже в детском саду осознавать роль и значимость окружающих их людей, культуры общения в различных житейских ситуациях.
Развитие социального интеллекта у детей - важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, поскольку в значительной мере определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.
Значимость развития социального интеллекта в детском возрасте обусловлена тем, что он обеспечивает оптимальную адаптацию личности в обществе, а его результатом является целостное представление об окружающей действительности, ориентировка в человеческих взаимоотношениях.
Проблема развития социального интеллекта в настоящее время активно обсуждается в трудах отечественных и зарубежных психологов (М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, В.Н. Куницына, Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков, А.Л. Южанинова, Р. Стернберг, Р. Селман и др.), причем предметом специального рассмотрения данная тематика стала сравнительно недавно.
В своей работе мы рассматриваем словесное искусство как эффективное средство развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Словесное искусство - одно из эффективных средств организации процесса социализации детей дошкольного возраста. С помощью словесного искусства дети начинают глубже понимать характер окружающих людей (спокойный, приятный, страшный). Словесное искусство вызывает сопереживание персонажам художественных произведений, развивает чувства и отношения, формирует у детей стремление к правде и справедливости.
Если под влиянием самого восприятия художественного произведения, дети смогут изменить прежние ценностные установки, то педагогу следует научить детей дошкольного возраста подражать в жизненных ситуациях выбранному персонажу, обнаруживать в жизни ситуации аналогичные сказочным по своей нравственной сути и др.
Особенности восприятия произведений словесного искусства ребенком дошкольного возраста исследуются в трудах известных русских психологов и педагогов С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых.
Использование произведений словесного искусства в развитии социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста будет эффективно и результативно при соблюдении целостности, непрерывности, системности образовательного процесса.
В исследовании представлены подходы к организации сопровождения развития социального интеллекта детей 5-6 лет средствами словесного искусства в дошкольной образовательной организации, характеризующие возможности и потенциал произведений художественной литературы в процессе развития социального интеллекта старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Развитие социального интеллекта детей 5-6 лет средствами словесного искусства».
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития социального интеллекта детей 5-6 лет и недостаточным использованием педагогами дошкольных образовательных организаций средств словесного искусства в данном процессе.
Проблема исследования: каковы возможности развития социального интеллекта детей 5-6 лет средствами словесного искусства?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития социального интеллекта детей 5-6 лет средствами словесного искусства.
Объект исследования: процесс развития социального интеллекта детей 5-6 лет.
Предмет исследования: словесное искусство как средство развития социального интеллекта детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие социального интеллекта детей 5-6 лет средствами словесного искусства будет эффективным, если:
• отобрать произведения художественной литературы, в которых «ярко» представлена социальная ситуация, а действия героев динамичны;
• разработать содержание бесед-рассуждений, на основе осознания детьми нравственных понятий;
• организовать проведение бесед-рассуждений в рамках организации образовательной деятельности в режимных моментах.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития социального интеллекта у детей 5-6 лет.
3. Разработать и апробировать содержания работы по развитию социального интеллекта детей 5-6 лет средствами словесного искусства.
4. Выявить динамику уровня развития социального интеллекта детей 5-6 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; количественный и качественный анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой исследования явились:
• теоретические положения А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Т.А. Марковой, Л.В. Коломийченко, Р.С. Буре, Д.И. Фельдштейна, В.П. Зинченко о роли социализации в становлении детской личности;
• концептуальные положения С.А. Козловой, А.А. Майер, Л.В. Коломийченко о социальном воспитании детей дошкольного возраста;
• теоретические аспекты социального развития детей дошкольного возраста, разработанные В.С. Мухиной, Е.В. Субботским, С.Г. Якобсоном, A. Д. Кошелевой, А.А. Рояк, М.И. Лисиной, Я.З. Неверович;
• теоретические положения Л.П. Стрелковой, А.Д. Кошелевой, B. А. Сухомлинского о воспитательном потенциале художественной литературы.
Новизна исследования состоит в следующем: обосновано и экспериментально проверено влияние словесного искусства на развитие социального интеллекта детей 5-6 лет; определены показатели и уровни развития социального интеллекта детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования: обоснована возможность развития социального интеллекта детей 5-6 лет средствами словесного искусства.
Практическая значимость заключается в возможности использования воспитателями разработанного содержания бесед- рассуждений на основе произведений художественной литературы, способствующих развитию социального интеллекта детей 5-6 лет в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ СПДС «Дружная семейка» п. Луначарский. В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа включает: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (39 источников), 4 приложения. В тексте работы представлены 16 таблиц, 8 рисунков.
Проведенное теоретическое исследование дает нам возможность сделать вывод о том, что развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста - важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, поскольку в значительной мере определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.
Словесное искусство является одним из эффективных средств организации процесса социализации детей дошкольного возраста. С помощью словесного искусства дети начинают глубже понимать характер окружающих людей (спокойный, приятный, страшный). Словесное искусство вызывает сопереживание персонажам художественных произведений, развивает чувства и отношения, формирует у детей стремление к правде и справедливости.
В своей работе мы рассматриваем словесное искусство как эффективное средство развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе исследования описана экспериментальная работа по развитию социального интеллекта у детей 5-6 лет средствами словесного искусства. В эксперименте участвовали 20 детей 5-6 лет. Для проверки гипотезы исследования нами проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
На основе исследований М.И. Бобневой, Ю.Н. Емельянова, В.Н. Куницыной, А.Л. Южаниновой по развитию социального интеллекта детей дошкольного возраста мы выделили критерии и показатели уровня развития социального интеллекта детей 5-6 лет. В соответствии с показателями уровня развития социального интеллекта у детей 5-6 лет мы разработали 5 диагностических заданий и провели диагностику. Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком в процессе организации экспериментатором анализа произведения художественной литературы.
На констатирующем этапе мы получили следующие результаты: к низкому уровню развития социального интеллекта мы условно отнесли 6 детей (30%), к среднему уровню - 10 детей (50%), к высокому уровню - 4 ребенка (20%). Проанализировав полученные результаты, мы сделали вывод, что на констатирующем этапе нашего исследования в группе детей 5-6 лет преобладает средний и низкий уровень развития социального интеллекта. Это подтвердило необходимость разработки содержания работы по развитию социального интеллекта детей 5-6 лет средствами словесного искусства.
Мы предположили, что развитие социального интеллекта детей 5-6 лет средствами словесного искусства будет эффективным, если:
• отобрать произведения художественной литературы, в которых «ярко» представлена социальная ситуация, а действия героев динамичны;
• разработать содержание бесед-рассуждений, на основе осознания детьми нравственных понятий;
• организовать проведение бесед-рассуждений в рамках организации образовательной деятельности в режимных моментах.
Формирующая работа проводилась в 3 этапа. На первом этапе нами были отобраны произведения художественной литературы, содержание которых предполагалось обсуждать в ходе организации бесед -рассуждений с детьми в режимных моментах. На основе каждого художественного произведения - на втором этапе - мы разработали содержание бесед-рассуждений. на третьем этапе мы организовали проведение бесед-рассуждений в рамках организации образовательной деятельности детей 5-6 лет в режимных моментах. Работа по одному произведению была рассчитана на неделю.
После проведения формирующего эксперимента, мы провели контрольный эксперимент с целью проверки эффективности выбранного нами средства развития социального интеллекта детей 5-6 лет.
У детей была выявлена положительная динамика уровня социального интеллекта: показатель низкого уровня развития социального интеллекта снизился на 15%, показатель среднего уровня развития социального интеллекта увеличился на 10%, а показатель высокого уровня развития социального интеллекта увеличился на 5%.
Следовательно, можно сделать вывод, что проведенная нами формирующая работа по реализации содержания работы по развитию социального интеллекта у детей 5-6 лет средствами словесного искусства оказалась эффективной, о чем свидетельствуют показатели динамики уровня развития социального интеллекта у детей 5-6 лет.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265) // Режим доступа : http://rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html
2. Адамова, П.А. Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации [Текст] / П.А. Адамова [и др.] // Образование и воспитание. - 2017. - № 2. - С. 21-24.
3. Айзенк, Г.Ю. Интеллект: Новый взгляд [Текст] / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 111-131.
4. Анфисова, С.Е. Развитие социального и эмоционального видов интеллекта дошкольников в процессе анализа произведений художественной литературы [Текст] / С.Е. Анфисова, Н.И. Андриянова, М.А. Сидоренкова // Научное отражение. - 2018. - № 1 (11). - С. 5-8.
5. Анфисова, С.Е. Развитие социального и эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста средствами словесного искусства в дошкольной образовательной организации [Текст] / С.Е. Анфисова, Ю.В. Киретова, Т.В. Куцепина // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. Вып. 14 / Под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2017. - 243 с. - С. 26-27.
6. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения [Текст] / М.И. Бобнева. - М. : Наука, 1978. - 311 с.
7. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж. Гилфорд // Психология мышления; под ред А.М. Матюшкина. - М., 1965. - С. 433-456.
8. Горкин, А.П. Литература и язык [Текст] : Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. - М. : Росмэн. 2006. - 1680 с.
9. Гриценко, З.А. Детская литература [Текст] : Методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. - М. : Академия, 2007. - С. 7.
10. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Горбушина, А.П. Николаичева. - М. : Просвещение, 1983. - 144 с.
11. Гуськова, А.П. Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический [Текст] / А.П. Гуськова, Б.В. Сотин. - М. : Дрофа, 2007. - 784 с.
12. Дунаева, Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка [Текст] / Н. Дунаева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. - С. 35-39.
13. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение [Текст] / Ю.Н. Емельянов. - Л., 1985. - С. 24-28.
14. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения [Текст] / А.В. Запорожец // Избр. психологические труды. - М. : Педагогика, 1996. - 320 с.
15. Микляева, Н.В. Модель социального интеллекта у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Микляева // Детский сад от А до Я. - 2016. - № 2. - С. 4-9.
...