Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 8
§ 1. Понятие уравнения с параметром и его виды 8
§ 2. Цели обучения теме «Уравнения с параметрами», ее место в курсе математики основной школы 14
§ 3. Анализ содержания теоретического материала по теме «Уравнения с параметрами» в учебниках разных авторов 20
§ 4. Анализ задачного материала по теме «Уравнения с параметрами» в учебниках алгебры основной школы 29
Выводы по первой главе 50
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 51
§ 5. Методические рекомендации по обучению решению алгебраических уравнений с параметрами в курсе алгебры основной школы 51
§ 6. Анализ задач ОГЭ по теме исследования 56
§ 7. Системы задач по теме «Уравнения с параметрами» в курсе алгебры основной школы 60
Выводы по второй главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Актуальность исследования. «Решение уравнений с параметрами - это один из наиболее сложных разделов математики в основной школе. При решении задач с параметрами важно владеть навыками применения различных методов для решения уравнений, систем уравнений, уметь проводить логические построения, быть внимательными для того, чтобы не потерять решения» [59].
Задания с параметрами часто встречаются в олимпиадах по математике. Ученые установили, что результаты в изучаемой области медленнее достигаются после долгого опыта и близкого знакомства с математическими объектами, а окружающая среда олимпиад благотворно действует на концентрацию внимания учащихся, их вдохновение для решения задач [56; 57].
М.Г. Гунашева в статье [10, С. 200] отмечает, что «рассматривать решения уравнений с параметрами полезно тогда, когда формулируются общие свойства, присущие не одному конкретному уравнению, а классу уравнений».
Исследователи в области теории и методики обучения математике подчеркивают важность обучения учащихся методам решения уравнений с параметрами, так как задания такого рода содержаться в ЕГЭ, олимпиадных заданиях [54, С. 75].
Проблема исследования состоит в выявлении методических особенностей обучения решению алгебраических уравнений с параметрами в курсе алгебры основной школы.
Объект исследования: процесс обучения алгебре в основной школе.
Предмет исследования: методика обучения учащихся теме «Уравнения с параметрами» в курсе алгебры основной школы.
Цель работы: выявить методические особенности обучения решению алгебраических уравнений с параметрами в курсе алгебры основной школы и разработать системы задач по теме исследования.
Основные задачи исследования:
1. Определить понятие уравнения с параметром и выделить виды алгебраических уравнений с параметром.
2. Выявить основные цели обучения теме «Уравнения с параметрами» в курсе алгебры основной школы и ее роль при изучении математики.
3. Рассмотреть содержание теоретического материала по данной теме в учебниках алгебры основной школы.
4. Проанализировать задачный материал по теме исследования в учебниках алгебры 7-9 классов.
5. Представить методические рекомендации по обучению решению алгебраических уравнений с параметрами в курсе алгебры основной школы.
6. Рассмотреть задачи ОГЭ по теме «Уравнения с параметрами» в курсе алгебры основной школы.
7. Разработать системы задач по теме исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ методической литературы; анализ школьных программ и учебников; изучение опыта работы учителей математики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены методические особенности обучения теме «Алгебраические уравнения с параметрами» в курсе алгебры основной школы.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в разработке методических рекомендаций по обучению учащихся решению алгебраических уравнений с параметрами в курсе алгебры основной школы и систем задач, направленных на обучение их приемам и методам решения данных уравнений, которые могут быть использованы в работе учителями математики и студентами педагогических направлений подготовки.
Апробация результатов исследования. Теоретические выводы и результаты исследования были апробированы на научной конференции «Дни науки» института математики, физики и информационных технологий ТГУ (г. Тольятти, апрель 2018 г., диплом за 3 место на I этапе).
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по обучению учащихся решению алгебраических уравнений с параметрами в курсе алгебры основной школы.
2. Системы задач по теме «Уравнения с параметрами» в курсе алгебры основной школы.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и Приложений.
Во введении сформулированы основные характеристики исследования: актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования.
Глава I бакалаврской работы посвящена теоретическим основам обучения теме «Уравнения с параметрами» в курсе алгебры основной школы. Изучено понятие уравнения с параметром, основные виды таких уравнений. Приведены цели обучения теме «Уравнения с параметром» и ее место в школьном курсе математики. Выполнен анализ теоретического и задачного материалов школьных учебников алгебры 7-9 классов по теме.
Глава II содержит методические аспекты обучения решению алгебраических уравнений с параметрами в курсе алгебры основной школы. Раскрыты методические рекомендации по теме исследования. Рассмотрены задачи ОГЭ. Разработаны системы задач по теме «Уравнения с параметрами» в курсе алгебры основной школы.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведенного исследования.
Список литературы содержит 59 наименований. Объем работы составляет 73 страницы. В Приложениях представлены анализ программ, типы задач по теме «Уравнения с параметрами» в учебниках алгебры разных авторов, ответы и указания к решению систем задач по теме исследования.
Основные выводы и полученные результаты данного исследования:
1. Определено понятие уравнения с параметром; выделены виды алгебраических уравнений с параметром. В методической литературе отсутствует единый подход к определению понятия уравнения с параметром.
2. Выявлены основные цели обучения теме «Уравнения с параметрами» в курсе алгебры основной школы: формирование у учащихся умения проводить разветвленные логические построения, аккуратность и внимательность при описании решения уравнения с параметром; знаний, умений и навыков использования понятийного аппарата, связанного с решением уравнений с параметрами, в математике и других науках; навыков использования уравнений с параметрами в повседневной жизни; графической культуры.
3. Рассмотрено содержание теоретического материала по данной теме в учебниках алгебры основной школы.
4. Проанализирован задачный материал по теме исследования в учебниках алгебры 7-9 классов. Определены основные типы задач.
5. Представлены методические рекомендации по обучению решению уравнений с параметрами, рассмотрен порядок обучения теме.
6. Выделены основные типы задач в основном государственном экзамене по теме «Уравнения с параметрами».
7. Разработаны системы задач по теме «Уравнения с параметром» в курсе алгебры основной школы, удовлетворяющие требованиям Л.В. Виноградовой.
1. Ананьина, Т.А. Организация проектной деятельности школьников при работе с параметрами в классах с углубленным изучением математики [Электронный ресурс]/ Ананьина Т.А. // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. - 2015. - №1. - С. 52-57. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28776167. - Последнее обновление 07.05.2018.
2. Арюткина, С.В. О формировании обобщенных приемов математической деятельности учащихся средней школы (на примере решения квадратных уравнений с параметром) // Математический вестник педвузов и университетов Волго -Вятского региона. - 2009. - № 11. - С. 264-273.
3. Башмаков, М.И. Давайте учить математике/ М.И. Башмаков// Математика: Приложение к газете «Первое сентября». - 2010. - №6. - С. 2-5, 48.
4. Белямова, Э.С. Методические особенности изучения темы «Задачи с параметрами». Основные понятия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://открытыйурок.рф/статьи/588088/- Последнее обновление 27.01.2018 г.
5. Бурмистрова, Т.А. Алгебра. Сборник рабочих программ. 7 - 9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организация/ Т.А. Бурмистрова. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2014. - 96 с.
6. Виноградова, Л.В. Методика преподавания математики в средней школе [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Виноградова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 252 с.
7. Власова, А.П. Задачи с параметрами на ЕГЭ [Электронный ресурс]/ А.П. Власова, Н.В. Евсеева //Научный альманах. - 2016. - № 6-1 (19) — С. 223-228. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26476361. - Последнее обновление 02.02.2018 г.
8. Горбачев, В.И. Методы решения уравнений и неравенств с параметрами: пособие для учителя [Электронный ресурс]. - Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. - 116 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25657852. - Последнее обновление 27.01.2018 г.
9. Гунашева, М.Г. Обучение учащихся решению уравнений и неравенств с параметрами при подготовке к ЕГЭ [Электронный ресурс]/М.Г. Гунашева//Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого -педагогические науки. - 2011. - № 1. - С. 86-91. Режим доступа: https://elibrary. ru/item. asp?id= 16355116. Последнее обновление 03.02.2018 г.
10. Гунашева, М.Г. Уравнения и неравенства с параметрами, предлагавшиеся в различные годы в заданиях ЕГЭ [Электронный ресурс]/М.Г. Гунашева// Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 11. - С. 199-203.
11. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.] - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 287 с.: ил.
12. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.] - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 320 с.: ил.
13. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.] - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 304 с.: ил. - (Академический школьный учебник)
14. Евсеева, А.И. Уравнения с параметрами/ А.И. Евсеева// Математика в школе. — 2003. № 7. С. 10—17.
15. Звавич, Л.И. Алгебра (углубленное изучение). 9 класс : задачник для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.И. Звавич, А.Р. Рязановский, П.В. Семенов. - 3-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2008. - 336 с.: ил.
...