Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Психолого-педагогические основы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 8
1.1 Теоретические основы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 8
1.2 Познавательный центр как дидактическое условие сенсорного развития детей 3-4 лет 24
Глава 2 Экспериментальное исследование сенсорного развития детей 3-4 лет посредством познавательного центра 33
2.1 Выявление уровня сенсорного развития детей 3-4 лет 33
2.2 Содержание и организация работы по сенсорному развитию детей 3-4 лет посредством познавательного центра 47
2.3 Выявление динамики уровня сенсорного развития детей 3-4 лет 57
Заключение 66
Список используемой литературы 70
Приложение А Список детей 3-4 лет, участвующих в экспериментальной работе 73
На современном этапе развития становится все более значимым сенсорное развитие ребенка.
Проблема сенсорного развития рассматривается в исследованиях таких авторов, как Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская, А.П. Усова и многие другие.
Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника.
Сенсорное развитие детей дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства предметов.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
Для успешного сенсорного развития, необходимо организовать среду. Проблемой развивающей среды занимались такие исследователи, как П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Е.А. Лобанова, В.А. Петровский и другие ученые.
Познавательный центр - дидактически организованный блок развивающей среды для проявления познавательной активности ребенка в овладении сенсорными эталонами, обследовательскими действиями и их применении в игровых и поисковых заданиях.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств). Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется недостаточно. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
Теоретический анализ проблемы сенсорного развития детей 3-4 лет позволил выявить противоречие между важностью сенсорного развития детей 3-4 лет и недостаточным использованием педагогами дошкольных образовательных организаций потенциала познавательного центра.
Выявленное противоречие позволили сформулировать проблему исследования: как осуществить сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством познавательного центра?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством познавательного центра».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность сенсорного развития детей 3-4 лет посредством познавательного центра.
Объект исследования: процесс сенсорного развития детей 3-4 лет.
Предмет исследования: сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством познавательного центра.
Гипотеза исследования: сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством познавательного центра возможно, если:
• содержание центра обеспечивает освоение детьми представлений о цвете, форме, величине с учетом возрастных особенностей детей;
• освоение детьми сенсорных эталонов, обследовательских действий происходит при выполнении игровых и поисковых действий;
• накопление сенсорного опыта происходит сначала в совместной деятельности педагога и ребенка, а затем в самостоятельной деятельности детей.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить уровень сенсорного развития детей 3-4 лет;
3) определить и апробировать содержание работы по сенсорному развитию детей 3-4 лет в познавательном центре;
4) выявить динамику сенсорного развития детей 3-4 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• теоретические положения Т.В. Вареновой, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова о сенсорном развитии детей дошкольного возраста;
• теоретические положения Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Н.Л. Сакулиной, А.П. Усовой о сенсорном воспитании детей дошкольного возраста;
• концептуальные положения Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова о формировании сенсорных процессов у детей дошкольного возраста;
• теоретические положения О.В. Дыбиной, В.В. Щетининой о построении предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный этапы;
• качественный и количественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ СПДС «Дружная семейка» п. Луначарский. В исследовании принимали участие 15 детей в возрасте 3-4 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание совместной деятельности педагога с детьми в микроцентрах «Веселые опыты» и «Игротека» познавательного центра группы по блокам: цвет, форма, величина.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обосновано поэтапное содержание работы по сенсорному развитию детей 3-4 лет: на этапе совместной деятельности педагога с детьми и на этапе самостоятельной деятельности детей в познавательном центре.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в данной работы представлены апробированные и использованные на практике диагностические задания по выявлению уровня сенсорного развития детей 3-4 лет; разработано содержание совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей в микроцентрах «Веселые опыты» и «Игротека» познавательного центра группы. Эти материалы могут использовать в своей работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста педагоги дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 наименований) и 1 приложения. Для иллюстрации текста используется 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 72 страницах.
Проблема сенсорного развития представлена в исследованиях таких авторов, как Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская, А.П. Усова, и других ученых.
Сенсорное развитие детей 3-4 лет, формирование у них любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства предметов.
В начале нашего исследования мы предположили, что сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством познавательного центра возможно, если:
• содержание центра обеспечивает освоение детьми представлений о цвете, форме, величине с учетом возрастных особенностей детей;
• освоение детьми сенсорных эталонов, обследовательских действий происходит при выполнении игровых и поисковых действий;
• накопление сенсорного опыта происходит сначала в совместной деятельности педагога и ребенка, а затем в самостоятельной деятельности детей.
Данное предположение мы проверяли на состоятельность в ходе нашего исследования, которое предполагало осуществление констатирующего, формирующего и контрольного этапов экспериментов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было: выявить уровень сенсорного развития у детей 3-4 лет.
В ходе констатирующего эксперимента мы опирались на основе исследований В.Н. Аванесовой, Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной на следующие показатели и критерии уровень сенсорного развития детей 3-4 лет:
Критерий - определение формы предметов.
Показатели:
• умение называть демонстрируемую геометрическую форму, определять геометрическую форму по названию (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
• умение подбирать геометрическую форму предметов по образцу;
• умение совершать обследовательские действия по определению геометрической формы предметов.
Критерий - определение величины предмета.
Показатели:
• умение выкладывать предметы по возрастанию и убыванию;
• умение определять предметы одного размера (способом приложения, использовать слова «большой, маленький»);
• умение называть демонстрируемую величину предметов (из 2-х).
Критерий - определение цвета предмета.
Показатели:
• умение подбирать предмет по названию;
• умение подбирать предмет по образцу;
• умение называть демонстрируемый цвет.
К низкому уровню сенсорного развития мы условно отнесли 14% детей (2 ребенка). Эти дети не смогли назвать демонстрируемые внешние свойства предметов. Они испытывали затруднения при выборе цвета, формы и величины по образцу. По возрастанию и убыванию расположить предметы не смогли. Не смогли выполнить задание по называнию определенного внешнего свойства предмета.
К среднему уровню сенсорного развития мы условно отнесли 53% (8 детей) детей. Эти дети демонстрировали свои умения называть форму, цвет и величину. Выкладывали предметы с помощью взрослого по убыванию и возрастанию. Также они выбирали необходимые цвет, форму и величину по образцу. Внешние свойства предметов находили при назывании формы, цвета и величины. Свои ошибки они замечали, исправляли с помощью взрослого. При возникновении трудностей обращались за помощью. Все задания выполняли до получения удовлетворяющего их результата.
К высокому уровню сенсорного развития мы условно отнесли 33% (5 детей) детей. Эти дети смогли самостоятельно, безошибочно назвать демонстрируемые форму, величину и цвет. Не испытывали затруднений при выборе нужного цвета, формы и величины по образцу. Также эти дети демонстрировали свои умения при совершении обследовательских действий, располагали предметы по возрастанию и убыванию. Определяли предметы одного размера способом приложения. Показали умение находить внешние свойства предметов при назывании.
Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, нами была определена цель формирующего эксперимента: осуществить сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством деятельности в познавательном центре.
Программа формирующего эксперимента осуществлялась поэтапно:
• на первом этапе - совместная деятельность педагога с детьми в познавательном центре;
• на втором этапе - самостоятельная деятельность детей в познавательном центре: игры, проведение элементарных опытов, выполнение поисковых заданий.
В результате проведенных игровых заданий, ребята научились называть форму, величину и цвет, самостоятельно совершать обследовательские действия, определять предметы одного размера, подбирать геометрические формы, цвет и величину по образцу.
Исходя из цели и задач исследования, нами была определена цель контрольного эксперимента: выявить динамику уровня сенсорного развития у детей 3-4 лет после проведения с ними формирующего эксперимента. Результаты контрольного эксперимента показали, что после проведения формирующего эксперимента показатель низкого уровня сенсорного развития детей 3-4 лет составил 7% (1 ребенок), показатель среднего уровня составил 21% (3 ребенка), показатель высокого уровня сенсорного развития детей 3-4 лет составил 72% (11 детей).
Исходя из результатов, полученных на контрольном этапе исследования, можно сделать вывод, что организация работы по сенсорному развитию у детей 3-4 лет посредством познавательного центра, оказалась успешной, об этом свидетельствует следующая динамика:
• показатель низкого уровня сенсорного развития детей 3-4 лет понизился на 7%;
• показатель высокого уровня сенсорного развития детей 3-4 лет повысился на 39%;
• суммарный показатель среднего и высокого уровней сенсорного развития детей 3-4 лет повысился на 7%.
Полученные данные позволяют утверждать, что после проведения формирующего эксперимента уровень сенсорного развития у детей 3-4 лет заметно возрос и качественно изменился. Наибольшая динамика была выявлена по следующим показателям: умение детей называть демонстрируемый цвет (показатель высокого уровня возрос на 46%), а также умение определять форму по названию, совершать обследовательские действия (показатель высокого уровня возрос на 40%).
Диагностика детей на контрольном этапе показала, что после проведения формирующего эксперимента дети 3-4 лет научились определять форму по названию, совершать обследовательские действия, самостоятельно выбирать фигуры по образцу, безошибочно называть демонстрируемые фигуры, цвета и величину, располагать предметы по возрастанию и убыванию, определять предметы одного размера.
Таким образом, произошедшая динамика доказывают качественные изменения в сенсорном развитии детей 3-4 лет и правильность гипотезы, выдвинутой нами в начале исследования. Задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Богомолова М. И. Особенности формирования сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста. Ульяновск : УлГПУ, 2008. 96 с.
2. Богомолова М. И. Сенсорное развитие детей в педагогической системе Марии Монтессори. Ульяновск : Вектор С, 2008. 196 с.
3. Варенова Т. В. Коррекционная педагогика : учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социальная работа». Мн. : ГИУСТБГУ, 2007. 112 с.
4. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М. : Просвещение, 1998. 207 с.
5. Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. URL: https://zinref.ru/000_uchebniki/ 04600_raznie_6/ 230_medicina_stati_raznie/ 008.htm (дата обращения: 20.02.2020)
6. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология : учебное пособие для педагогических училищ. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=19330 (дата обращения: 24.01.2020).
7. Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста / Под ред. С. Ф. Егорова. М. : «Либроком», 2012. 392 с. (Серия: «Психология, педагогика, технология обучения»).
8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : Изд. Перспектива, 2018. 224 с.
9. Дошкольная педагогика : учебное пособие / Под ред. В. И.Логиновой, П. Г. Саморуковой. В 2 ч. Ч.1. М. : Просвещение, 1997. 256 с.
10. Дыбина О. В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста : учебное пособие для студ. факультета дошк. воспит. Тольятти : Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2002. 131 с.
11. Запорожец А. В., Усова А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольников. М., 2010. 213 с.
12. Зеньковский В. В. Психология детства. М. : Академический проект, 2019. 406 с.
13. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников : книга для учителя. М. : «БУК-МАСТЕР», 1993. 191 с.
14. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология : Полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие. М. : Академический проект, 2018. 420 с.
15. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М. : Изд-во МГУ, 1981. 584 с.
...