Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта 9
1.1 Теоретическая интерпретация эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной научной литературе 9
1.2 Особенности развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет 13
1.3 Аспекты психолого-педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта 17
Глава 2 Экспериментальное изучение организации психолого-педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта 21
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта 21
2.2 Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта 32
2.3 Определение динамики уровня эмоционального интеллекта детей 5-6 лет 44
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А Список детей экспериментальной выборки 53
Приложение Б Конспекты развивающих занятий 54
Эмоциональный интеллект, как предмет исследования, для современного мира очень важен, так как гармоническое развитие общества, напрямую связано с успешностью или не успешностью каждого отдельного человека в нем, зависимостью социализации личности от степени развития эмоционального интеллекта.
В психологию термин «эмоциональный интеллект» впервые ввел американский психолог Эдвард Торндайк в 1920-х годах. Важный вклад в изучение эмоционального интеллекта внесли зарубежные ученые: Девид Векслер, Говард Гарднер, Ганс Айзенк, Питер Саловей, Джон Майер; а также отечественные ученые: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьева, И.Н. Андреева, Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков и другие. Эмоциональный интеллект рассматривается учеными как способность человека ориентироваться в социальных взаимоотношениях. Эта способность позволяют контролировать свои эмоции и идентифицировать их у других для успешного достижения собственных или общественных целей.
Дэниел Гоулман (американский психолог, научный журналист, писатель) писал, что «люди с высоким IQ, но низким эмоциональным интеллектом (EQ) превращаются в стереотипных ботаников: критичных, выше меры снисходительных, замкнутых, не умеющих выражать свои чувства, эмоционально тупых. И наоборот, те, кто развивает свой эмоциональный интеллект, становятся уравновешенными, общительными, преданными, заботливыми, с богатой, но умеренной эмоциональной жизнью - им комфортно с собой, с другим человеком и с обществом, в котором они живут» [11].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из основных приоритетов определяет сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В содержании социально-коммуникативного развития отмечена необходимость развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками [18].
Однако, практикующие педагоги бьют тревогу и констатируют неуклонный рост воспитанников с проблемами в здоровье, рост числа дисгармоний эмоционального развития, возникновение проблем, связанных с отклонениями в нормальном функционировании эмоциональной сферы ребенка. Растущий организм дошкольника крайне уязвим и чувствителен к эмоциональным перегрузкам, быстрым и необоснованным изменениям во внешней среде, неблагоприятным микросоциальным условиям. В «качестве риска можно также отметить дисбаланс в развитии детей, обусловленный стремлением взрослых дать детям как можно больше полезных знаний в ущерб формирования двигательных навыков, фантазии и творческих способностей» [12]. В результате очень часто у детей возникают нарушения психического здоровья. В дальнейшем эти нарушения могут иметь негативные последствия: формируют искажения в развитии, негативные паттерны поведения и индивидуального эмоционального реагирования.
При этом необходимо отметить, что психологическая служба в современном образовании до сих пор не располагает достаточно проверенным и разнообразным инструментарием для эффективной организации соответствующей поддержки детей. В связи с этим возникает необходимость организации психолого-педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта, которое позволит стабилизировать эмоциональное развитие и сохранить психологическое здоровье старших дошкольников. Важнее не утверждение отрицательных проявлений, а организация психолого-педагогического сопровождения развития социальных эмоций детей дошкольного возраста.
Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития детей дошкольного возраста позволяет обеспечить раннее появление умения различать и идентифицировать признаки экспрессии, эмоциональных состояний, развитие эмпатии, способности уважать, сочувствовать, сопереживать, помогать другому человеку, что гармонизирует жизнь ребенка в детском сообществе, способствует развитию самосознания, образа Я.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики позволил определить противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта (как одной из задач социально-коммуникативного развития согласно ФГОС ДО) и недостаточностью разработки содержания психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающего эффективность решения данной задачи.
На основе выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каким должно быть психолого-педагогическое сопровождение развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание и организацию психолого-педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта.
Объект исследования - процесс развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте.
Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта возможно при организации психолого-педагогического сопровождения, включающего:
• выявление исходного уровня развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет;
• реализацию содержания и форм развивающей работы с детьми, обеспечивающих развитие показателей эмоционального интеллекта;
• осуществлении тактики «поддержки» в создании у детей позитивного отношения к себе, в ситуациях затруднений в поиске выхода из сложной эмоциогенной ситуации; в достижении поставленных целей в процессе взаимодействия со сверстниками;
• включение родителей в работу по развитию у детей эмоционального интеллекта.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования.
1. Изучить теоретико-методологические основы проблемы развития у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта.
2. Выявить уровень развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет.
3. Определить и апробировать содержание и организацию психолого-педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта.
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
• теоретические: анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя школа им. Я.М. Вадина п. Дивный» Ульяновской области. В исследовании принимали участие 10 детей 5-6 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• положения о единства интеллекта и аффекта (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);
• модель эмоционального интеллекта Д.В. Люсина;
• направления развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста (А.И. Савенков).
Новизна исследования заключается в том, что в области дошкольной педагоги и детской психологии получены новые эмпирические данные об особенностях развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования: дано обоснование психолого-педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике апробированных материалов по реализации в условиях дошкольной образовательной организации комплексного психолого-педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта.
Бакалаврская работа состоит из: аннотации, введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (21 источник) и 2 приложений. Текст работы иллюстрирован 2 рисунками, 15 таблицами.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта является актуальной.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из основных приоритетов определяет сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В содержании социально-коммуникативного развития отмечена необходимость развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.
В первой части данного исследования мы раскрыли теоретическую интерпретацию эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной научной литературе, рассмотрели особенности развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет, а также аспекты психолого-педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта. Эмоциональная сфера дошкольников часто развита недостаточно. Они испытывают трудности как в понимании эмоций (своих и чужих), так и в их адекватном проявлении. «Умение распознавать, классифицировать и дифференцировать эмоции является фактором развития эмоционального интеллекта ребёнка и развития его социально-коммуникативной сферы, что соответствует ФГОС ДО» [18].
Эмоциональный интеллект в дошкольном возрасте должен развиваться не стихийно, а целенаправленно и для этого необходимо психолого-педагогическое сопровождение. В данном исследовании мы экспериментально доказали, что развитие у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта возможно при организации психолого-педагогического сопровождения, включающего: выявление исходного уровня развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет; реализацию содержания и форм развивающей работы с детьми, обеспечивающих развитие показателей социального интеллекта; осуществление тактики «поддержки» в создании у детей позитивного отношения к себе, в ситуациях затруднений в поиске выхода из сложной эмоциогенной ситуации; в достижении поставленных целей в процессе взаимодействия со сверстниками; включение родителей в работу по развитию у детей эмоционального интеллекта.
В экспериментальной выборке на этапе констатирующего эксперимента мы могли наблюдать следующие особенности: преобладание среднего уровня сформированности представлений об эмоциях; дети испытывают затруднения при дифференциации эмоций; затрудняются объяснить причины их возникновения; не сформирован самоконтроль эмоционального состояние.
Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику и качественные изменения показателей эмоционального интеллекта у детей, с которыми проводилась развивающая работа. Дети уже различали больше эмоциональных состояний (в начале эксперимента, подавляющее большинство называло только эмоцию радости и грусти), могли озвучить, в каких ситуациях они испытывают ту или иную эмоцию. Высокий уровень повысился на 25% и составил 58% (7 детей), средний уровень понизился на 16% и стал составлять 42% (5 детей). Низкий уровень не выявлен.
Таким образом, мы видим, что реализация представленного содержания психолого-педагогического сопровождения обеспечила положительную динамику когнитивного, отношенческого и поведенческого компонентов эмоционального интеллекта детей 5-6 лет.
Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы. Поставленная цель достигнута, задачи исследования решены.
1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ- Петербург, 2012.
2. Андросова В. Н. Обучение детей восприятию художественной литературы //Дошкольное воспитание. 1981. № 3.
3. Блинова А. А. Психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта : бакалаврская работа. Тольятти : ТГУ, 2019. 95 с.
4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка М. : Смысл, Эксмо, 2005.
5. Изард К. Эмоции человека. М. : МГУ, 1980.
6. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка. М. : ACADEMA, 2004.
7. Кошелевой А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. А. Д. Кошелевой. М. : Просвещение , 1985. 176 с.
8. Краснощекова Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. Ростов-на- Дону : Феникс, 2006. 299 с.
9. Крутецкий В. А. Психология. Учебник. М. : Просвещение, 1980. 352 с.
10. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 1996. 208 с.
11. Лунева О. В. Теоретические основания концепции социального интеллекта //Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 231-236.
12. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. : Институт психологии РАН, 2004.
13. Мухина В. С. Психология дошкольника. Учебник для студентов педагогических институтов и учащихся педагогических училищ / Под ред. Л. А. Венгера. М. : Просвещение, 1975. 239 с.
14. Николаева Е. И., Иванова М. И. Особенности эмоциональных реакций в ситуациях поощрения и наказания у детей разного возраста и их родителей // Психология. 2006.Том. 3. № 2. С.118-125.
15. Орел Е. А. Опыт разработки теста эмоционального интеллекта./ Под. ред. Д. В. Люсина, Д. Ушакова // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерения. М. : Институт психологии РАН, 2009.
...