Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование толерантности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Работа №120615

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2021
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
252
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования толерантности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 9
1.1 Психолого - педагогический и историко - философский аспекты
понятия «толерантность» 9
1.2 Психолого - педагогические условия формирования толерантности в младшем школьном возрасте 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности у младших школьников 31
2.1 Выявление уровня сформированности толерантности у детей
младшего школьного возраста 31
2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий во внеурочной
деятельности для повышения толерантности у детей младшего школьного возраста 47
2.3 Динамика сформированности уровня толерантности у младших
школьников во внеурочной деятельности 60
Заключение 72
Список используемой литературы 74
Приложение А Результаты диагностических методик 80

В современном обществе, одним из основополагающих условий выступает условие формирования социально-экономических принципиально новых отношений. Но нельзя не отметить, что развитие российского образования, государства и общества является очень противоречивым и сложным. В 21 веке социальная нестабильность приводит нас к развитию негативных явлений почти во всех областях социальных отношений, в первую очереди в области толерантности.
Основными признаками сильных социальных изменений явились повышение уровня социального разлада, возникновение кризисов поведения (протестное, девиантное, депрессии и т.д.), рост агрессии у подрастающих граждан. В связи с участившимися актами насилия, террористическими актами, возросшими конфликтами было принято решение о создании и введении международных документов в отрасли воспитания толерантности и препятствования интолерантности подрастающих поколений, что приводится в работах [2]-[4].
«С самых первых месяцев жизненные процессы и функции ребенка протекают в семье определенного социума, а его воспитание производится преимущественно в рамках одной из национальных культур. Обучение, общение, социальная среда в государственных учреждениях уникальны с одной точки зрения, а с другой являются положительными для развития поликультурной направленности личности, ее толерантности» [13, с. 71].
В стремительно меняющемся современном мире особую роль играет индивид, способный разумно и плодотворно взаимодействовать с окружающими, работающий и пребывающий на благо общества, разрабатывающий свои собственные тактики поведения, самостоятельно думающий и осуществляющий моральный выбор, ответственность за который он в итоге несет не только перед самим собой, но и перед обществом.
Момент, когда в общеобразовательном учреждении прослеживается многообразие национальных культур, взаимопонимание как требование и объективный источник, принимает должность начала воспитания толерантности. Для большинства учреждений такая обстановка становится объективным источником. Учащихся важно научить межкультурному или кросс-культурному взаимопониманию.
На сегодняшний день у Российских школьников, в условиях поликультурности, постановка проблемы развития у них толерантности является актуальной направленностью, имеющую как социокультурную, так и политическую значимость. В постоянно меняющемся современном мире может активно жить и работать только человек, умеющий разумно разрешать возникающие конфликты. Практическая подготовленность школьника содержит в себе элементы приобретения навыков и умений своевременного реагирования на различные социальные влияния, в выработке потребности в нравственном поведении, убежденности в своих силах и возможностях.
В мировом сообществе закреплены и действуют множество документов, таких как «Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации», «Всеобщая декларация прав человека», «Декларация принципов толерантности». Необходимость этих документов заключается в том, чтобы разрабатывать новые законы, обеспечивающие равноправие для отдельных членов общества и всех групп людей в целом. Помимо вышеупомянутых документов, существует целевая федеральная программа «Формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», закрепленная на территории РФ в 2001-2005 гг. Все существующие нормативные документы, на сегодняшний день определили принципы действующей Конституции Российской Федерации и концепции образования и развития на 2016 - 2020 годы [18].
Толерантные качества в ребенке необходимо развивать уже с самого раннего детства, учитывая, что он копирует поведение близких людей, а в первую очередь, поведение родителей. Об особенности подрастающего ребенка впитывать модель поведения родителей отмечается для того, чтобы вторые смогли проанализировать и осознать свое собственное отношение к толерантности как к одному из положительных качеств. Семья - первостепенный источник закладывания таких свойств, как личностная толерантность. В школах, при этом может осуществляться социально-педагогическая деятельность по ее формированию [58, с. 117].
Одним из самых актуальных педагогических условий является создание в школе социальной среды, которая будет развивать у ребенка толерантный склада ума. Условия воспитания мы видим не только в качестве совокупности факторов и обстоятельств, напрямую от которых обуславливается эффективность процесса разрешения консервативной ситуации или конфликта, но и в качестве среды, совокупности стимулов, привлекательных средств данной среды, в которой протекает процесс формирования толерантности.
Так, обсуждение толерантности и ее понятие становятся неотъемлемой частью межнационального взаимодействия, что касается как Россию, так и глобальное общество. Главный принцип и бесспорная гарантия стабильности всех сфер страны - это стремление к толерантности в условиях разнообразия и взаимодействия культур, этнических общностей и полиэтничности.
Истоки нетерпимости берут свое начало из страха и невежества перед неизвестным - чужими народами, культурами, традициями, представления о которых формируются в обществе. В связи с этим в поликультурном пространстве толерантности личности проблема толерантного образования становится приоритетной. И центральная роль в решении проблемы, конечно, возложена на общеобразовательные учреждения. Развивать ребенка в толерантном направлении тяжкий, требующий огромных затрат процесс, но с помощью общих усилий двух самых значимых на начальном этапе младшего школьника звеньев, семьи и школы успешные результаты можно наблюдать очень скоро.
Вышеупомянутая актуальность и выявленные противоречия послужили основой для выбора темы исследования: «Формирование толерантности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности».
Объект исследования: процесс формирования толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия, формирующие толерантность у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий, способствующих формированию толерантности младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза нашего исследования выражена в следующем положении - формирование толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если:
- разработать и внедрить программу внеурочной деятельности, способствующую формированию толерантности младших школьников;
- использовать на занятиях активные формы, методы и средства, направленные на повышение когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов толерантности;
- учитывать индивидуально-личностные способности каждого учащегося.
Задачи были поставлены в соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования:
- изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме формирования толерантности и условия ее формирования у младших школьников во внеурочной деятельности;
- рассмотреть специфику проявления толерантности в младшем школьном возрасте и выявить их уровни;
- разработать и внедрить программу внеурочной деятельности, способствующую формированию толерантности у детей младшего школьного возраста;
- провести диагностику сформированности толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности и выявить ее эффективность.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; формулировка выводов;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент
(констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап); проведение диагностики уровня сформированности толерантности : «Анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников» (автор: Я.А. Батрак), тест «Проявляешь ли ты толерантность?» (автор: О.Е. Кузнецова), методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (автор: И.Б. Дерманова), методика «Конвейер» (автор: Г.Ф. Гаврилычева), «Методика оценки поведения в конфликте» (автор: К. Томас).
Новизна исследования состоит в разработанной рабочей программе внеурочной деятельности, направленной на формирование толерантности у младших школьников, с применением игр
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанной программой внеурочной деятельности могут пользоваться учителя начальных классов с целью формирования толерантности у младших школьников
База исследования: Экспериментальная работа осуществлялась на базе ГБОУ СОШ села Ташёлка Самарской области, Ставропольского района среди учащихся 3а и 3б класса. Возраст испытуемых 9-10 лет.
Структура работы исследования: введение, две главы: теоретическая и практическая, заключение, список используемой литературы, приложение


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие толерантности у младших школьников является непростым, многогранным процессом, оказывающим влияние на множество факторов. Семейные ценности, социально-культурная среда, нравственное воспитание, развитие - все эти факторы являются только каплей в океане, коих неисчерпаемое множество. В данном исследовании, ключевым предложением выступает предположение о том, что внеурочная деятельность младших школьников может быть достаточно эффективной, одной из основополагающих фактором при соблюдении определенных условий, влияющих на формирование толерантности младших школьников.
Анализ всех аспектов и форм определения «толерантность» приводит нас к умозаключению о том, что его ценности, с точки зрения содержания, связаны с ценностями общества, разнообразия культур и народов, представляющих объект внимания таких наук, как этика, аксиология, социология. Рассматривая толерантность с функциональной точки зрения, мы можем заключить, что она является личным качеством индивида, изучаемым как педагогикой, так и психологией. Социальные ценности для человека - это ориентиры, обобщенные представления о нормах и цели своего поведения, выраженные через формирование личностных качеств младших школьников.
Мы убеждены в том, что толерантность является генетически производной от нравственных качеств и ценностей общества. Нам удалось это установить с помощью анализа личностных знаний о понятии «толерантность» и «нравственность» субъекта, его воспитания. Формировать эти ценности человек может в себе сам, своими силами, с помощью его взаимодействия с окружающими людьми разных как своей, так и других национальностей, с миром в целом. Гуманизм - один из самых содержательных векторов педагогического явления толерантности, включающий в себя конкретные цели толерантного воспитания с дальнейшим ее проявлением.
Базовые нравственные ценности выделены концентрически: «Человек», «Отечество», «Близкие», «Человечество». Младший школьник осознает толерантность не линейно (в одном определенном порядке), а взаимосвязано. Данная особенность считает специфической закономерностью. Актуализируя во время опыта учащихся одну ценность в их сознании, можно наблюдать, как спонтанно начинаются проявляться другие.
В науке закрепился единый взгляд на особенности нравственного развития младших школьников, в частности учеников третьих классов, так как именно третьеклассники претерпевают период персонализации, когда на фоне существующих внешних регуляторов поведения набирают силу регуляторы внутренние: стыд, совесть, гуманизм, эмпатия и т.д. Эти регуляторы действуют как ведущие механизмы формирования ценностей - социализации и нравственного воспитания учащихся начальной школы.
Более высокая, чем в контрольных классах, положительная динамика формирования в экспериментальных классах поведенческого, эмоционального и когнитивного компонентов толерантности позволяет судить о правильности и эффективности выдвинутых в работе теоретических положений. На успешность также указывает результативность в формирования толерантности младших во внеурочной деятельности.
Цель данного исследования достигнута, и поиск ответов на дополнительные темы в это сфере кажутся нам необходимыми и интересными для теории и практики толерантного воспитания. Эти темы затрагивают педагогические условия развития готовности младших школьников к формированию толерантности в более раннем возрасте, преемственность в формировании толерантности в начальной школе.



1. Аджиева Е.М. Этнопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности / Толерантное сознание и формирование толерантных отношений // Сб. науч. - метод. ст. М.: 2003. С. 85-92
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд-во: «Пресс», 1996. С. 96-99
3. Андронова И.С. Технология развития толерантности младших школьников к культурным ценностям разных народов средствами русского и зарубежного фольклора. Изд-во «Ишим», 2019. С. 28-30
4. Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности. М.: Изд-во «МГУ» 2016. С. 8-12
5. Асташова Н.А. Толерантность как условие самореализации
личности [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/tolerantnost-kak-uslovie-samorealizatsii-lichnosti(Дата обращения 21.02.2021)
6. Ахметжанова Г.В. Организация и проведение научных исследований в профессионально-педагогической деятельности. Электрон. учеб. - метод. пособие. Тольятти.: Изд-во «ТГУ», 2015. 40 с.
7. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований // Педагогический аспект. М.: Изд-во «Педагогика», 1989. 60 с.
8. Батрак Я.А. Развитие толерантности младших школьников. Братск: ГИМНЦ, 2010. 97 с.
9. Бардиер. Г.А, Никольская И.М. Уроки психологии в начальной школе. Спб.: Изд-во «Речь», 2016. 197 с.
10. Белкин А.И. Почему мы такие? // Психологические этюды. М.: Внешторгиздат, 1993. 186 с.
11. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность в межличностных отношениях // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. Спб.: Изд - во «Питер», 2015. С. 13-21
12. Братченко Л.М. Психологические основания исследования
толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые
компетентности и их становление. Красноярск.: Изд-во «Версо», 2017. С. 104-117
13. Ванеева Л.И. Воспитание этнокультурной толерантности у детей младшего школьного возраста // Образовательная среда сегодня: теория и практика: сб. материалов VIII Междунар. науч. - прак. конф. Чебоксары.: Изд-во «Редкол», 2019, С. 71-73
14. Вульфов В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства. Чита.: Изд-во «Новое образование», 2012. N 6. С. 12-16
15. Выготский Л.С. Педология юношеского возраста. Особенности поведения подростка. М.: Изд-во «БЗО» при 2-ом МГУ, 2017. 106 с.
16. Гаврилова Т.Г. Педагогические условия формирования толерантности в дошкольном и младшем школьном возрасте // Диалог культур и толерантность общения. Горно-Алтайск.: Изд-во: «Алтын Туу», 2017. С. 171-177
17. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. М.: Изд-во «Дрофа». 2016. С. 41-44
18. Декларация принципов толерантности [Электронный ресурс]:
URL: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php (Дата обращения
21.01.2021)
19. Ермолина В.В. Организация образовательной среды в аспекте формирования толерантных взаимодействий у старших дошкольников. Изд- во «Смальта», 2017. N 3. С. 23-26
20. Ильинская С.Г. Толерантность. М.: Изд-во «Праксис», 2007. 288 с.
21. История педагогических взглядов и образования: Под ред. А.И.
Пискунова. М.: Изд-во «Владос», 2001. 221 с.
22. Кислицин А.И. Психологические аспекты толерантности // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. Тольятти.: Изд-во «ТГУ», 2013. №4(26). С. 105-107
23. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку.
Психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.: Изд-во
«Академический проект», 2015. С. 154-183
24. Кожухарь Г.Г. Межличностная толерантность студентов - психологов. М.: Изд-во «ЛАП Ламберт», 2020. 132 с.
25. Кутьев О.В. Внеурочная деятельность школьников. М.: Изд-во: «Дрофа», 1993. 234 с
26. Лакиз К.С, Гакаме Ю.Д. Проблема формирования социальной толерантности у младших школьников в инклюзивном образовании // Научно - методический электронный журнал «Концепт», 2015. Т.37. С. 276-280
27. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. М.: Изд-во: «Владос», 1997. №11. С. 46-54
28. Леонтьев А.А. Деятельностный ум // Толерантность как средство образования. М.: Изд-во «Дрофа», 2015. 144 с.
29. Локк Дж. О веротерпимости. М.: Изд-во «Просвещение», 1994. 22 с
30. Медушевский Н.А. Основы толерантности и правовой культуры. М.: Изд-во «Ленанд», 2015. 408 с.
31. Медушевский Н.А. Толерантность в фокусе региональных
трактовок. М.: Изд-во: «Ленанд», 2016. 387 с.
32. Медушевский Н.А. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: Теория и практика // Научно - методический сборник. Спб.: Изд-во «Питер», 2002. 549 с.
33. Нефедьева Е.И, Зимина Е.В. Толерантность как условие развития
инклюзивного образования [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-kak-uslovie-razvitiya-inklyuzivnogo-obrazovaniya(Дата обращения 23.02.2021)
34. Новиков Н.В, Нижегородцева Н.В. Толерантность в
современном обществе: опыт междисциплинарных исследований.
Ярославль.: Изд-во «ЯГПУ», 2011. 357 с.
35. Олпорт Г.У. Толерантная личность // Текст научной статьи по
специальности «Психологические науки» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnaya-lichnost (Дата обращения
23.02.2021)
36. Олпорт Г.У. Личность в психологии. М.: Изд-во «Ювента», 1998. С.45-49
37. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. 2002. №5. С. 41¬47
38. Петрицкий В.А. Толерантность - универсальный этический принцип // Известия СП лесотехнической академии. Спб.: Изд-во «Астрель» 1993. С. 139-151
39. Плаксина Н.А. Толерантность младших школьников по отношению к детям с особыми образовательными потребностями: диагностический аспект // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Волгоград.: Изд-во «ВГПУ», 2015. № 1(96). С 4-13
40. Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. М.: Изд-во «Владос». 2015. 246 с.
41. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. 2005. №3. С. 35-42
42. Резникова О.Н. Формирование толерантности подростков в общеобразовательном учреждении. Изд-во: «ЛАП», 2012. 132 с.
43. Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру [пер. с Англ. О.Артемьева, А.Бураковская, Л.Котова]. М.: Изд-во: «Бонфи», 2011. 301 с.
44. Сбитнева Е.С, И.А. Голышева. К вопросу о воспитании толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности // Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы VII Междун. Науч. Конф. Самара.: Изд-во: «АСГАРД», 2016. С. 198-201
45. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников. Кострома.: Изд-во: «Костромаиздат», 2000. 209 с.
46. Созонов В.П. Эгосфера ребенка: воспитание на основе потребностей. Кострома.: Изд-во: «Костромиздат». 1998. С.46-54
47. Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков. М.: Педагогическое общество России. 2017. 128 с
48. Стефаненко Т.Г, Липатов С.А. О коллективных переживаниях и социальных эмоциях // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии. М.: Большая российская энциклопедия. 2016. С 46-51
49. Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Изд-во «Республика», 1993. С. 321-322
50. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний. М.: Изд-во: «Альта-Принт», 2008, 1239 с
51. Ушинский К.Д. Воспитание человека. М.: Изд-во «Карапуз», 2002. 256 с
52. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе. М.: Изд-во: «Каро», 2015. 128 с
53. Фонталин Л.Н, Певницкий Л.А. Иммунологическая толерантность. М.: Изд-во «Медицина», 1978. 312 с
54. Формирование межкультурной коммуникации преподавателей в системе дополнительного образования. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mezhkultumoy-kommunikatsn-
prepodavateley-vuzov-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya/viewer (Дата
обращения 02.02.2021)
55. Чудинова Е.Л. Похищение Европы // Исламизация и капкан толерантности. М.: Изд-во «Вече», 2012. 436 с
56. Шатаева О.В, Коршунова В.А Этническая толерантность сотрудников организаций г. Москвы. М.: Изд-во «Прометей», 2015. 140 с
57. Шехтман Г.П. Плоды толерантности. М.: Изд-во: «Научный мир», 2014. 282 с
58. Шилина З.М. Формирование общественной направленности личности школьника. В помощь классному руководителю. М.: Изд-во «Просвещение» 1997. 224 с
59. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. Спб.: Изд-во «Питер», 2005, 385 с
60. Юдина О.И. Исторический аспект проблемы толерантности в педагогике: сборник научных трудов «Педагогика: Перспективы развития среднего и высшего образования». Челябинск. Изд-во «ЧПГУ», 2016. С. 98¬109
61. Яковлев С.В. Эффект накопительного действия ценностей культуры на формирующееся мировоззрение личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М.: Изд- во «МГУКИ», 2008. №1. С. 129-132
62. Яковлев С.В. Тьютор и воспитанник: педагогическое
взаимодействие систем ценностей. М.: Изд-во «Прометей», 2009. 72 с
63. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как
динамическая система. Кемерово.: Изд-во «Кузбасс - вузиздат», 2000. 98 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ