Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 6-7 лет логического мышления посредством игры «Активити» 9
1.1 Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста 9
1.2 Игра «Активити» как средство развития у детей 6-7 лет
логического мышления 16
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет логического мышления посредством игры «Активити» 23
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет логического мышления 23
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 6-7 лет
логического мышления посредством игры «Активити» 41
2.3 Выявление динамики развития у детей 6-7 лет логического мышления 51
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Приложения
Актуальность исследования обусловлена тем, что современная стратегия развития системы дошкольного образования выдвигает целый ряд требований к развитию ребенка, а особенно к развитию познавательных интересов. Процесс познания действительности возможен только при участии мышления, важнейшего компонента в структуре познавательной деятельности. Мышление помогает человеку познать свойства, явления, признаки предмета, которые невозможно воспринимать непосредственно. С помощью мыслительной деятельности человек может устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать не только объективные закономерности, но и их сущность. Мышление позволяет вести продуктивный поиск решения познавательных проблем, ориентироваться в новых событиях, открывать новые знания.
Изучением развития мышления занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, А.Р. Лурия, Л.Д. Столяренко, О.К. Тихомиров, A. Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.) в своих работах авторы описывали природу мышления, рассматривали механизмы мышления, описывали виды мышления, изучали процесс формирования мыслительных операций.
Многие исследователи (Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Л.А Венгер, B. В. Давыдов и др.) отмечали необходимость исследования особенностей развития логического мышления у детей дошкольного возраста. В своих работах авторы приходили к выводу, что только систематические занятия, направленные на развитие логического мышления приучают ребенка к познавательной деятельности и способствуют росту интеллектуальных возможностей.
В психолого-педагогических работах приведен значительный материал, который указывает на необходимость развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Однако анализ педагогической практики показывает, что воспитатели в детских садах для развития логического мышления используют традиционные методы.
Главная цель модернизации дошкольного образования согласно ФГОС ДО развитие у детей любознательности, активности, понимания окружающей действительности, формирование способности решать интеллектуальные задачи. Старший дошкольный возраст является решающим периодом для развития логического мышления. Педагогическая работа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста должна осуществляться последовательно и своевременно. Проблема развития логического мышления у дошкольников вызывает необходимость поиска новых способов и средств развития, которые бы учитывали потребности и интересы детей 6-7 лет. Поэтому в нашем исследовании в качестве средства развития логического мышления детей 6-7 лет выбрана игра «Активити».
Данная игра является адаптаций известной настольной игры, которая появилась на свет в Австрии и получила большую популярность в нашей стране, стала элементом современной игровой субкультуры. Адаптация игры «Активити» для детей дошкольного возраста осуществлялась в рамках деятельности научно-исследовательской лаборатории «Педагогический поиск» кафедры «Дошкольная педагогика и психология» ТГУ. Разработкой характеристики, классификации, алгоритма проведения игры с детьми дошкольного возраста занималась творческая группа педагогических коллективов муниципальных детских садов № 64, 81, 162, 167 г.о. Тольятти под руководством кандидата педагогических наук, доцента А.Ю. Козловой.
«Активити» применяется в дошкольной образовательной организации как игра с правилами, основанная на совместной со взрослым и детьми коммуникативно-игровой деятельности, в процессе которой дошкольники приобретают опыт взаимодействия с помощью вербальных, невербальных и графических средств. «Активити» позволяет развивать речь, коммуникативные умения, творческие способности, мышление.
Анализ теоретических основ проблемы и педагогической практики развития у детей старшего дошкольного возраста логического мышления позволил выявить существующее противоречие: с одной стороны, в научной и методической литературе доказано влияние игр на развитие мышления детей, а, с другой стороны, воспитатели в своей работе недостаточно используют новые интерактивные игры интегрированного характера.
Данное противоречие определяет проблему исследования: каковы потенциальные возможности игры «Активити» в развитии у детей 6-7 лет логического мышления?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить потенциальные возможности игры «Активити» в развитии у детей 6-7 лет логического мышления.
Объект исследования: процесс развития логического мышления у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: игра «Активити» как средство развития логического мышления у детей 6-7 лет.
Цель, объект и предмет позволили сформулировать гипотезу исследования, согласно которой мы предполагаем, что процесс развития у детей 6-7 лет логического мышления будет эффективным:
- при сочетании игровой, коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельностей детей;
- при разработке на основе игры «Активити» комплекса интерактивных игр, направленных на развитие компонентов логического мышления;
- при обеспечении принципа доступности игры «Активити» для самостоятельной деятельности детей 6-7 лет.
Задачи исследования:
1) проанализировать современное состояние проблемы развития логического мышления у детей 6-7 лет в психолого-педагогических исследованиях;
2) определить уровень развития логического мышления у детей 6-7 лет;
3) разработать на основе игры «Активити» комплекс интерактивных игр, направленный на развитие компонентов логического мышления у детей 6-7 лет, и апробировать данный комплекс в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован следующий комплекс методов: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы количественной и качественной оценки полученных результатов.
Теоретическую основу исследования составляют:
- положения по проблеме развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, представленные в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконина;
- теоретико-методический подход к использованию игры «Активити» в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций, раскрытый в работах А.Ю. Козловой, Е.Б. Бычковой, О.А. Пасько, Г.Б. Романенко, Г.И. Творьянович.
Новизна исследования: описаны потенциальные возможности интерактивной игры «Акивити» в развитии у детей 6-7 лет логического мышления.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и разработанный на основе игры «Активити» комплекс интерактивных игр могут быть использованы воспитателями в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций, педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций для развития у детей 6-7 лет логического мышления.
Экспериментальная база исследования: детский сад АНО ДО «Планета детства «Лада» № 171 «Крепыш» г.о. Тольятти, Самарской области. В исследовании приняли участие 36 детей 6-7 лет, из них 15 девочек и 21 мальчик.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Работа проиллюстрирована 15 таблицами и 3 рисунками.
Таким образом, проведенное исследование по развитию логического мышления у детей 6-7 лет позволило сделать следующие выводы.
Проблема развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста является актуальной. Она освещается в различных психологических и педагогических исследованиях, которые касаются аспектов развития мыслительных операций и форм мышления. Но следует отметить, что, несмотря на разработанность проблемы на научно-теоретическом уровне, многих исследователей интересует поиск инновационных средств развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
В нашем исследовании отражены основные подходы, которые касаются природы мышления, рассмотрены этапы развития мышления, изучены формы мышления, представлены характерные особенности развития операций логического мышления: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения и классификации. Проведен подробный анализ игры «Активити», установлены возможности данной игры для развития логического мышления у детей 6-7 лет.
В ходе проведенного экспериментального исследования установлено, что уровень логического мышления у детей 6-7 лет можно определить с помощью специально подобранных методик. Мыслительная деятельность дошкольников 6-7 лет имеет свои специфические черты, которые мы изучали по таким показателям, как умение анализировать, умение осуществлять синтез, умение конкретизировать, умение осуществлять абстрагирование, умение обобщать, умение сравнивать, умение классифицировать. По результатам констатирующего эксперимента мы установили, что уровень развития логическое мышление у изучаемой группы детей соответствует среднему, следовательно, существует необходимость в повышении этого уровня.
В результате работы на формирующем этапе эксперимента у детей 6¬7 лет произошли качественные изменения показателей логического мышления. Дети научились определять большее количество признаков в объектах, давали ему характеристику с разных сторон, что свидетельствует о многосторонности процессов анализа, обобщения, систематизации, абстрагирования и классификации. Игра «Активити» способствовала развитию у детей более полного анализа объектов и явлений, он стал развернутым за счет увеличения количества называемых признаков, которые основаны на выделении существенных свойств объектов и явлений. В процессе игры «Активити» дошкольники сопровождали свои игровые действия словесными объяснениями, что делало процесс анализа более подробным и полным. В процессе игры дети не только научились пользоваться игрой «Активити», но и приобрели опыт деятельности с новыми играми.
Таким образом, разработанный и внедренный комплекс интерактивных игр, основанный на игре «Активити», оказал положительное влияние на развитие логического мышления у детей 6-7 лет экспериментальной группы.
Следовательно, проведенное исследование показывает, что интерактивная игра «Активити» является эффективным средством для развития у детей 6-7 лет логического мышления. Предложенный комплекс игр может быть использован воспитателями и педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций для развития логического мышления у детей 6-7 лет.
1. Агаева, Е.Л. Формирование элементов логического мышления [Текст] / Е.Л. Агаева // Журнал «Дошкольное воспитание». - 2002. - №1. - С. 34-37.
2. Амоношвили, Ш.А. Основы, принципы и методы системы воспитания и обучения Сухомлинского [Текст] / А.Ш. Амоношвили - М. : Амрита, 2017. - 320 с.
3. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М. : МПСИ, 2008. - 432 с.
4. Белопольская, Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: руководство по использованию [Текст] / Н.Л. Белопольская. - М. : Стереотип, 2009. - 53 с.
5. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления у дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. - М. : Владос, 2013. - 296 с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
7. Брушлинский, А.В. Культурно-историческая теория мышления [Текст] / А.В. Брушлинский. - М. : Либроком, 2014. - 120 с.
8. Венгер, Л.А. Домашняя школа мышления [Текст] / Л.А. Венгер. - М. : Дрофа, 2010. - 400 с.
9. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] : учеб. пособие / Л.С. Выготский. - М. : Юрайт, 2016. - 199 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : АСТ, Астрель, Люкс, 2005. - 672 с.
11. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] : сборник / Л.С. Выготский. - СПб. : Питер, 2017. - 432 с.
12. Выготский, Л.С. Истрия развития высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Юрайт, 2017. - 359 с.
13. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст] / П.Я. Гальперин.
- М. : КДУ, 2011. - 400 с.
14. Гальперин, П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 2000. - № 1.
15. Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов [Текст] / В.В. Давыдов. - М. : Академия, 2008. - 176 с.
16. Дошкольная психодиагностика. Руководство по использованию
психодиагностических методик психологами дошкольных
образовательных учреждений [Текст] / Под ред. А.Н. Гусева. - М. : Генезис, 2009. - 137 с.
17. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ [Текст] / С.Д. Забрамная. - М. : Новая школа, 1998. - 44 с.
18. Запорожец, А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец // Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С. 14-25.
19. Запорожец, А.В. Психология действия [Текст] / А.В. Запорожец.
- М. : Модэк, 2000. - 736 с.
20. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики: учеб. пособие для вузов [Текст] / В.П. Зинченко. - М. : Гардарики, 2002. - 431 с.
21. Козлова, А.Ю. Игра «Активити», как культурная практика детей дошкольного возраста [Текст] / А.Ю. Козлова, О.А. Пасько, Е.Б. Бычкова // Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов: материалы международной научно-практической конференции (заочной) (Тольятти, 7-28 ноября 2016 г.) / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2016. - с. 609-919.
22. Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников учеб. пособие для вузов [Текст] / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М. : Мозаика, 2013. - 264 с.
23. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность: учеб. пособие для вузов [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Академия, 2011. - 130 с.
24. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. - СПб. : Питер, 2013. - 320 с.
25. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. - М. : Академия, 2014. - 328 с.
26. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М. : АСТ, 2009. - 816 с.
27. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М. : Академический проект, 2002. - 160 с.
28. Павлов, И.П. Мозг и психика [Текст] / И.П. Павлов. - М. : МПСИ, 2009. - 360 с.
29. Павлов, И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга [Текст] / И.П. Павлов. - М. : «Эксмо», 2017. - 480 с.
30. Петровский, А.В. Психология: учебник для вузов [Текст] / А.В. Петровский. - М. : Проспект, 2012. - 512 с.
31. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - М. : Римис, 2008. - 448 с.
32. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н.Н. Поддьяков. - М. : Педагогика, 2015. - 350 с.
33. Рапацевич Е.С. Новейший психолого-педагогический словарь [Текст] / Е.С. Рапацевич. - М. : ИнтерПрессСервис, 2010. - 928 с.
34. Рогов Е.И. Психология познания [Текст] / Е.И. Рогов. - М. : Владос, 2001. - 176 с.
35. Рогов Е.И. Общая психология: учеб. пособие для вузов [Текст] / Е.И. Рогов. - Ростов-на-Дону. : Феникс, 2010. - 560 с.
36. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2016. - 720 с.
37. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М. : Академия, 2011. - 151 с.
38. Савенков А.И. Развитие логического мышления [Текст] / А.И. Савенков. - Красноярск. : Офсет, 2016. - 32 с.
39. Савенков А.И. Педагогическая психология [Текст] / А.И. Савенков. - М. : Юрайт, 2017. - 318 с.
40. Салмина, Н.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника [Текст] / Н.Г. Салмина, О.Г Филимонова. - М. : МГ11ПУ, 2006.
- 210 с.
41. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И. Сорокина. - М. : Просвещение, 1982. - 96 с.
42. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: учебник для вузов [Текст] / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. - Ростов-на- дону : Феникс, 2016. - 636 с.
43. Стребелева, Е.А. Пути формирования наглядных форм мышления у дошкольников с нарушениями интеллекта [Текст] / Е.А. Стребелева. - Красноярск. : Информ, 2016. - 212 с.
44. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей: пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов.
- Ярославль : Академия развития, 2006. - 360 с.
45. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. - Екб. : У-Фактория, 2003. - 240 с.
46. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для вузов [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Академия, 2014. - 304 с.