Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические основы управления эффективностью использования запасов
торгового предприятия 8
1.1 Понятие и сущность, основные проблемы управления запасами торгового
предприятия в современных условиях 8
1.2 Управление эффективностью использования товарных запасов торгового
предприятия 13
2 Анализ основных результатов деятельности торгового предприятия ООО «Офис -
Класс!» 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Офис-Класс!» 17
2.2 Анализ финансового состояния ООО «Офис -Класс!» 21
3 Разработка мероприятий по повышению эффективности использования товарных
запасов ООО «Офис-Класс!» 35
3.1 Оптимизация объема и сроков поставок в ООО «Офис-Класс!» 35
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий 42
Заключение 52
Список использованной литературы 58
Приложения 61
Аннотация
Тема: «Управление эффективностью использования запасов торговых
предприятий (на примере ООО «Офис - Класс!»)».
Ключевые слова: товарные запасы, эффективность использования запасов, оборачиваемость запасов.
В качестве объекта исследования выступает ООО «Офис - Класс!», г. Ростов-на-Дону, Ростовская область.
Предметом исследования является эффективность использования запасов предприятия ООО «Офис - Класс!».
Целью бакалаврской работы является оценка управления эффективностью использования запасов на конкретном экономическом субъекте и разработка рекомендаций для целей оптимизации его использования.
Основные выводы по результатам исследования - проведенная оценка эффективности использования капитала АО «Мотор - Супер» показала, что за 2014-2016 годы коэффициент оборачиваемости запасов в оборотах сократился. Это повлекло к увеличению продолжительности оборачиваемости запасов в днях. Данная характеристика свидетельствует о неэффективном управлении запасами, что приводит к замедлению оборачиваемости всего оборотного капитала и в будущем может привести к финансовой несостоятельности ПАО «Кузнецов».
Эффективность рекомендаций - при внедрении рекомендаций по совершенствованию системы управления запасами в 2018 году планируется увеличение коэффициента оборачиваемости запасов в оборотах и сокращение продолжительности оборачиваемости запасов в днях. Бакалаврская работа написана на 64 страницах (без учета приложений) и состоит из 3 глав, содержит 19 таблиц, 10 иллюстраций, 4 приложения,
использовалось 31 источник литературы.
В условиях глобализации торговля является одним из основных секторов экономики и относится к наиболее современным видам деятельности, затрагивающем всех без исключения жителей.
Один из основных для торговых предприятий вопрос - это управление запасами. Из-за того, что наличие запасов дает возможность удовлетворять требования клиентов, обеспечивая постоянное снабжение товаром. Запасы оказывают большое влияние на выполнение планов объема продаж, следовательно, и на размер прибыли. При недостатке товара на складе компания может потерять клиентов в случае: неожиданного роста объемов продаж или сезонного колебания спроса. Также наличие запасов помогает предохраниться от сбоев в поставках и от. Запас необходим с целью большей независимости от условий работы поставщиков и других внешних факторов. Однако такая категория как запасы представляет собой отвлечение средства экономического субъекта. Экономический субъект несет дополнительные затраты на содержание запасов, так как финансовые ресурсы заморожены в запасах. Примерами таких затрат являются: содержание складского помещения, затраты на формирование заказа , затраты на оплату труда работников управленческого персонала и склада, затраты на поддержание запаса в нормальном состоянии. Стоит учитывать наличие угрозы того, что торговые запасы, в которые инвестируются средства экономического субъекта, будет трудно реализовать, срок годности товара может закончится и товар станет просрочкой.
Многие зарубежные и отечественные экономисты занимались изучением данной проблемы и пытались найти её решение, что послужило теоретической основой данной исследовательской работы. Это были такие экономисты как: Раицкого Н.Н., Смирновой А.М., Соломатина А.Н., Терещенко Н.Н., и другие. Базой для исследования также являлись: нормативно-правовые документы, законодательно регламентирующие управление запасами в торговых экономических субъектов, данные Росстата, а также материалы собственных исследований.
В качестве объекта исследования при выполнении дипломной работы является торговое предприятие, общество с ограниченной ответственностью «Офис-Класс!», осуществляющее розничную торговлю канцелярскими товарами в г. Ростов-на -Дону, зарегистрированное по месту нахождения:
г. Ростов-на-Дону, Октябрьский район, проспект Буденовский 90/133.
Предметом исследования в выпускной квалификационной работе является ликвидность баланса и оборотных активов предприятия.
Целью данной выпускной квалификационной работы является экономическое обоснование резервов роста розничного оборота торговой организации и оптимизации его товарного обеспечения на основе анализа и оценки ликвидности баланса и оборотных активов предприятия.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотрены понятие и сущность, основные проблемы управления запасами торгового предприятия в современных условиях;
- определены основные инструменты управления эффективностью использования товарных запасов торгового предприятия;
- дана организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия;
- проведен анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли организации;
- предложен ряд мероприятий по повышению эффективности деятельности организации за счет оптимизации показателей оборачиваемости его торговых запасов;
- проведен расчет экономического эффекта предлагаемых к реализации мероприятий.
Методической основой написания выпускной квалификационной работы является использование в процессе исследования следующих методов: метода абсолютных и относительных величин, метода сравнения, цепных подстановок и абсолютных разниц, экономико-статистических методов, метода получения целевой нормы прибыли, экономико - математического метода, метода экспертных оценок и др.
Период исследования при выполнении выпускной квалификационной работы - 2014-2016 гг.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Общество с ограниченной ответственностью «Офис-Класс!» создано в соответствии с законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», зарегистрировано Администрацией г. Ростов-на-Дону №249 от 03.12.2003г. Общество является юридическим лицом, имеет расчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки. Основной целью общества является извлечение прибыли. Предметом ООО «Офис-Класс!» является торгово-закупочная деятельность канцелярскими и прочими промышленными товарами на территории г. Ростов-на-Дону. Зарегистрировано предприятие по адресу: 35500 г. Ростов- на-Дону, Октябрьский район, проспект Буденовский 90/133, фактическое месторасположение магазина - г. Ростов-на-Дону, проспект Буденовский 90/133.
ООО «Офис-Класс!» предлагает покупателям канцелярские товары и бланки бухгалтерской отчетности в розницу.
Анализ основных показателей деятельности ООО «Офис-Класс!» позволяет сделать следующие выводы:
- сумма уставного капитала за период исследования не изменилась и составляет 10000 рублей;
- выручка от реализации увеличилась за анализируемый период на 38% и составила в 2016 году 9215 тысяч рублей, себестоимость проданных товаров - на 32% и составила в 2016 году 7187,7 тысяч рублей;
- прибыль от реализации продукции увеличилась на 60% и составила в 2016 году 2027,3 тысяч рублей, чистая прибыль имеет динамику увеличения 46% из-за большого количества издержек обращения торгового предприятия;
- рентабельность продаж за исследуемый период увеличилась на 3% и составляет 22% в 2016 году;
- стоимость запасов за период исследования увеличилась в 2 раза и составила 675 тысяч рублей на конец 2016 года;
- вследствие увеличения объема запасов увеличился период их оборота с 17 дней до 24 дней. Это говорит о появлении проблемы затоваривания магазина продукцией;
- численность сотрудников за период исследования увеличилась на 2 человека или на 22% и составила на конец 2016 года 11 человек. При этом выручка от реализации на каждого сотрудника увеличилась на 12,5% или на 93,4 тысяч руб. за исследуемый период;
- общая площадь магазина составляет 68 м2, из них торговая площадь - 45 м2. При этом торговый оборот, приходящийся на 1 м2 общей площади, составляет 135,5 тысяч рублей, а торговый оборот, приходящийся на 1 м2 торговой площади, составляет 204,8 тысяч рублей на конец 2016 года;
В целом можно говорить о динамичном развитии магазина, будущей проблемой сможет стать только затоваривание запасов готовой продукции и ослабление конкурентных позиций за счет появления на рынке новых аналогичных магазинов - конкурентов.
Финансовое состояние предприятия в достаточной степени удовлетворительное, коэффициент финансовой автономии в 2016 году составлял 0,08, а в предыдущие годы его расчет невозможен из-за отрицательного значения суммы собственного капитала. Коэффициент финансовой зависимости увеличивается с 0,01 в 2014 году до 0,99 в 2016 году. Коэффициент текущей задолженности в 2014 году он составлял 0,82, а в 2016 году - 0,74. Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом, или коэффициент платежеспособности в 2016 году составлял 0,08, в предыдущие годы платежеспособность предприятия была отрицательной из - за отсутствия собственного капитала.
Торговый ассортимент ООО «Офис-Класс!» можно представить следующими товарными группами:
1. Бумажно-беловые товары, в которые входят: бумага офисная и прочая; блокноты, ежедневники, тетради, дневники; скоросшиватели, папки, обложки, файлы; бланки бухгалтерские, журналы, книги по формам отчетности;
2. Канцелярские товары, к которым относятся; ручки, карандаши, фломастеры; клей, ластики, линейки и прочее; офисные принадлежности - дыроколы, степлеры и прочее;
3. Сувениры, подарки;
4. Прочие товары.
Согласно проведенного анализа эффективности продаж, максимальный объем по выручке приходится на товарную группу «Бумага офисная» - 23%, на ручки, карандаши, фломастеры приходится 14% от общего объема выручки, на скоросшиватели, папки, обложки, файлы - 12%, на офисные принадлежности - 11%. При этом в выкладке максимальный удельный вес занимают блокноты, ежедневники, тетради, дневники - 25%, по 13% от общего объема выручки приходится на ручки, карандаши, фломастеры и бланки бухгалтерские, 12% в выкладке приходится на офисные принадлежности, по 11% - на скоросшиватели, папки, обложки, файлы, сувениры, подарки. Бумага занимает всего 6% в общей структуре выкладки, большая часть бумаги лежит упакованная в подсобном помещении.
Наиболее мобильными с точки зрения запасов и продаж выступают товары группы А - это офисная бумага, ручки, карандаши, скоросшиватели, папки, обложки, файлы, бухгалтерские бланки. Доля данных товарных групп в общем объеме запасов составляет 51%, при том, что в общем объеме продаж она составляет 59%. Средней по мобильности является группа товаров В - офисные принадлежности, блокноты, ежедневники, тетради, дневники, клей, ластики, линейки - их доля в объеме запасов составляет 31%, и 27% в общей сумме дохода магазина. Товары группы С - наименее мобильные, это сувениры, подарки, прочие товары, их доля в общем объеме 54
запасов составляет 18%, тогда как в общем объеме выручки они занимают всего 14%.
Основным поставщиком товаров для ООО «Офис-Класс!» является оптовое торговое предприятие «Бумага-С», г. Ростов-на-Дону, по бухгалтерским бланкам поставщиком выступает ООО «Орфей», г. Ростов-на- Дону, которое занимается производством этой продукции.
Основными покупателями продукции являются частные лица. Магазин находится в центре г. Ростов-на-Дону, в районе бывшего кинотеатра «Дружба», однако основными покупателями продукции являются только жители близлежащих домов, ученики школ № 42, 16, которые находятся недалеко от магазина. Лишь по группе «Бланки бухгалтерские, журналы, книги по формам отчетности» покупателями выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели вне зависимости от своего территориального расположения, поскольку магазинов, реализующих данные товары, в городе практически нет.
Учитывая специфику торгового ассортимента, в организации присутствует фактор сезонности продаж продукции. Среднемесячный объем продаж составляет за три года 668,8 тысяч рублей, разница в продажах продукции ООО «Офис-Класс!» колеблется по месяцам в пределах 10%. Так, максимальные объемы продаж приходятся на январь, март, апрель, июнь, июль, август, то есть те месяцы, на которые приходится сдача отчетности организациями в контролирующие органы или подготовка к новому учебному году. Меньший объем продаж приходится на такие месяцы, как май, июнь, январь, октябрь, ноябрь. Данный фактор необходимо учитывать при формировании закупки продукции.
По результатам анализа можно говорить о снижении эффективности использования товарных запасов по выручке и увеличении ее по прибыли. Показатели эффективности использования товарных ресурсов позволяют определять суммы торгового оборота или прибыли, приходящиеся на рубль 55
вложенных в товарные ресурсы средств. По данным расчета видно, что эффективность использования товарных ресурсов по торговому обороту в 2014 году составляла 94 копейки, а в 2016 году - 93 копейки. Эффективность использования товарных ресурсов по прибыли увеличилась с 18 копеек в 2014 году до 21 копейки в 2016 году.
Значение показателя периода оборота товарных запасов за исследуемый период увеличилось - в 2014 году он составлял 17,5 дней, в 2016 году - 23,8 дня. Увеличение данного показателя также говорит об ухудшении эффективности использования товарных запасов в ООО «Офис- Класс!».
Товарооборачиваемость в оборотах рассчитывается отношением выручки к средней величине товарных запасов или отношением общего числа дней в периоде к показателю товарооборачиваемости, рассчитанному в днях. За исследуемый период данный показатель снизился с 20,6 оборотов в 2014 году до 15,1 оборотов в 2016 году.
Согласно проведенного анализа оборачиваемости отдельных товарных групп, по таким основным товарным группам, как бумага офисная, бланки бухгалтерской отчетности, ручки, карандаши, фломастеры на конец месяца возникает дефицит товаров.
Для повышения эффективности уровня товарного обеспечения оборота розничной торговли ООО «Офис-Класс!» мы предлагаем изменить частоту закупки канцелярских товаров, перейдя на закупку 1 раз в 2 недели, также предлагается пересмотреть структуру закупки, увеличив долю бумаги, ручек, карандашей, фломастеров, бланков бухгалтерской отчетности.
Средняя сумма закупки, с учетом изменения ее частоты и структуры, составит 400 тысяч рублей, однако, учитывая увеличение закупки именно по тем товарным группам, которые пользуются наибольшим спросом, затоваривания продукцией не произойдет.
Средняя величина товарных запасов снизится на 185,7 тысяч рублей, или на 30%, обеспеченность товарными ресурсами снизится на 0,08, в случае нашей организации это положительный момент, поскольку наблюдалось затоваривание товарными запасами по отдельным товарным группам. Показатель эффективности использования товарных ресурсов по торговому обороту увеличится на 0,08 и составит в плановом году 1,01. Коэффициент эффективности использования товарных ресурсов по увеличится на 0,01 и составит 0,22, в дальнейшем планируется его приращение за счет увеличения прибыли организации.
С учетом изменения средней величины суммы товарных запасов и увеличения выручки от реализации период оборота запасов составит 14,7 дня, что на 9,1 дня меньше, чем в 2016 году. Товарооборачиваемость запасов в оборотах увеличится на 9,3 дня и составит в плановом году 24,4 дня.
С учетом реализации предлагаемых мероприятий основные показатели деятельности ООО «Офис-Класс!» изменятся следующим образом:
- однодневной оборот розничной торговли составлял в 2016 году 25,6 тысяч рублей, в плановом году данный показатель будет увеличен до 30,4 тысяч рублей;
- среднегодовая сумма запасов сократится на 185,7 тысяч рублей, или на 30%, и составит 425,3 тысяч рублей, период оборота товарных запасов с учетом изменения частоты, структуры и суммы закупки сократится на 9,1 дня, и составит 14,7 дней;
- численность сотрудников останется неизменной - 11 человек,
поэтому выручка от реализации, приходящаяся на 1 сотрудника, увеличится на 156 тысяч рублей, или на 19%;
- за счет увеличения уровня заработной платы продавцов в среднем на 1740 рублей фонд их заработной платы увеличится на 125,3 тысяч рублей, или на 20%;
- общая и торговая площадь магазина останутся неизменными, поэтому выручка, приходящаяся на 1м2 общей площади, увеличится на 25,2 тысяч рублей, и составит 160,7 тысяч рублей, а выручка, приходящаяся на 1м2 торговой площади увеличится на 38,1 тысяч рублей, и составит 242,9 тысяч рублей.
Основные финансовые показатели деятельности ООО «Офис-Класс!» изменятся следующим образом:
- выручка от реализации продукции и услуг увеличится на 1715,2 тысяч рублей, или на 19%, и составит 10930,2 тысяч рублей, в том числе на 13%, или на 1185 тысяч рублей произойдет увеличение доходов от основной деятельности - торговли;
- себестоимость проданных товаров увеличится на 1240,8 тысяч рублей, или на 17%, и составит 8428,5 тысяч рублей;
- валовая прибыль предприятия увеличится на 474,4 тысяч рублей, или на 23% и составит в плановом году 2501,7 тысяч рублей, а чистая прибыль увеличится на 223,8 тысяч рублей, или на 33% и составит в плановом году 910,8 тысяч рублей;
- рентабельность продаж с учетом изменений показателей выручки и прибыли увеличится на 0,8% и составит 22,8%, а рентабельность деятельности увеличится на 0,9% и составит 8,3%;
Таким образом, изменение структуры закупки при формировании товарных запасов, а также оказание дополнительных услуг позволит ООО «Офис-Класс!» не только оптимизировать работу магазина, снизив возможность затоваривания продукцией, выйти на новый рынок, но и улучшить финансовое положение, повысить уровень ликвидности баланса и оборотных активов предприятия.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, ред. от 06.12.2015, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2016 // Информационно-правовая база http://www.consultant.ru
2. Абрамова Л.А., Микушкина А.П. Исследование категорийного аппарата эффективности использования товарных запасов на предприятии // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2014. № 6. С. 81-84.
3. Баранников А.Ф. Баранников, А.Ф. Теория организации: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 701 с.
4. Батурин В.К. Общая теория управления: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 487с.
5. Беляева О.А. Использование компромиссов в управлении экономическими системами // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. № 2 (38). с. 200-205.
6. Булавин А.В. Возможности применения правила парето на торговом предприятии //Вестник Кыргызско -Российского славянского университета.
2015. Т. 15. № 8. С. 25-27.
7. Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 400 с.
8. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: Учебное пособие. - Минск, 2015. - 288 с.
9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2016. - 576 с.
10. Выварец А.Д. Экономика предприятия: Учебник. - М.: Юнити-Дана,
2016. - 424 с.
11. Грицай А.А. Интеллектуальная информационная система прогнозирования потребительского спроса и оптимизации товарных запасов // Программные продукты и системы. 2015. № 4. С. 219-230.
12. Гусаров Ю.В., Гусарова Л.Ф. Теория менеджмента: Учебник. - М.: НИЦ Инфра-М, 2016. - 263 с.
13. Денисова Н.И. Коммерческая деятельность: Учебное пособие. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2015. - 364 с.
14. Есютин А.А. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: Учебное пособие. / Под. ред. Есютина А.А. и Карповой Е.В. - М.: КНОРУС, 2015. - 318 с.
15. Зиновьев В.Н., Зиновьева И.В. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: ИТК «Дашков и К», 2014. - 480 с.
16. Казакова Н.А., Александрова А.В., Курашова С.А., Кондрашева Н.Н. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: НИЦ Инфра-М, 2016. - 320 с.
17. Кантор Е.Л., Маховикова Г.А., Кантор В.Е. Экономика предприятия: Учебное пособие для вузов. - СПб: Питер, 2014. - 220 с.
... Всего источников – 31.