Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты методики обучения детей 6-7 лет игре в флорбол в условиях дошкольной образовательной организации 8
1.1 Теоретический анализ проблемы обучения детей дошкольного возраста спортивным играм 8
1.2 Характеристика игры в флорбол, адаптация игры для детей 6-7 лет 14
Глава 2 Экспериментальная апробация методики обучения детей 6-7 лет игре в флорбол в условиях дошкольной образовательной организации 21
2.1 Анализ условий дошкольной образовательной организации для овладения детьми 6-7 лет игрой в флорбол 21
2.2 Реализация методики обучения детей 6-7 лет игре в флорбол в условиях дошкольной образовательной организации 30
2.3 Выявление уровней овладения детьми 6-7 лет техникой игры в флорбол 41
Заключение 46
Список используемой литературы и используемых источников 49
Приложении А Уровни овладения техникой флорбола 51
Приложение Б Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы «Клюшка - игрушка». 53
Приложение В Сценарный план проведения дружеского турнира по флорболу 54
В комплексном развитии ребенка его физическое воспитание занимает важное место. С раннего детства закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки.
Спорт является ключом к правильному развитию детей в физическом и психологическом плане. Большую роль в комплексном физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. Используется только некоторые элементы техники, доступные и полезные для детей дошкольного возраста. На основе этих элементов могут быть организованы спортивные игры, которые проводятся по упрощенным правилам.
Спортивные игры укрепляют группы мышц, развивают физические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, мышление и осознание собственных действий (Н.Е. Ветков, С.П. Казаков, В.И. Столяров и другие).
Различные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют улучшению обмена веществ, кровообращения, дыхания, то есть повышают жизнедеятельность организма.
Ребенок учится координировать свои действия с действиями сверстников; воспитываются сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность. Сенсомоторный опыт ребенка обогащается, развивается творчество. Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных эмоций и неослабевающего интереса к результатам игры. Увлечение ребенка игрой улучшает физиологическое состояние организма.
В отечественной методике физического воспитания детей дошкольного возраста разработаны методы и приемы обучения дошкольников элементам спортивных игр: футбол, баскетбол, бадминтон, теннис, настольный теннис, хоккей,серсо, городки.
Однако в образовательном процессе предпочтение отдается обучению основным видам движений и развитию у детей двигательных качеств. Занятия проводятся с использованием традиционных средств (строевые упражнения, основные виды движений, подвижные игры).
Элементы спортивных игр, используемые на занятиях, носят эпизодический характер или вообще отсутствуют. Тогда как их ценность в совершенствовании деятельности основных физиологических систем организма, улучшению физического развития и двигательных качеств отмечалась многими ведущими специалистами (Н.Е. Ветков, С.П. Казаков, В.И. Столяров и другие).
В данном исследовании выбор игры флорбол обусловлен тем, что он как и другие виды спорта, способствует укреплению здоровья детей, улучшению функций организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной систем) и способствует физическому развитию. Особенно благоприятные условия в игре создаются для развития точности, скоростных качеств, выносливости, ловкости движений, силы, глазомера, ориентации в пространстве. Флорбол развивает быстроту реакции и наблюдательность. Это молодой и прогрессивный вид спорта набирает темп и популярность во всем мире.
Выбор возраста детей (6-7 лет) связан с тем, что данный возраст характеризуется интенсивным развитием основных систем организма. В этот период активно развиваются двигательные способности, происходит становление двигательного опыта, который при определенной методике педагогического руководства становится основой овладения детьми спортивными играми.
Наряду с выше указанным можно выделить противоречие: несмотря на отмечаемую педагогическую ценность игры флорбол она до настоящего времени не находит должного применения в практике физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. На наш взгляд одной из причин является недостаточность научно-методической разработанности данной проблемы.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: какой должна быть методика обучения детей 6-7 лет игре в флорбол в условиях дошкольной образовательной организации?
Цель исследования - теоретически обосновать, экспериментально проверить методику обучения детей 6-7 лет игре в флорбол в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс обучения детей 6-7 лет игре в флорбол в условиях дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - методика обучения детей 6-7 лет игре в флорбол в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что применение специальной методики в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности позволит детям 6-7 лет освоить элементы игры в флорбол в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы обучения детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр; охарактеризовать игру флорбол, осуществить ее адаптацию для детей 6-7 лет.
2. Разработать и апробировать методику обучения детей 6-7 лет игре в флорбол в условиях дошкольной образовательной организации.
3. Выявить эффективность методики обучения детей 6-7 лет игре в флорбол в условиях дошкольной образовательной организации.
Для достижения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и изучение педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (беседа, наблюдение, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования), интерпретация.
Теоретическую основу исследования составили положения:
• концепции о многоуровневой системе управления движениями (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, А. А. Маркосян);
• о возможности формирования у детей новых двигательных навыков (Б. Косило, А. А. Маркосян);
• положения исследований по обучению детей элементам спортивных игр (Э.Й. Адашкявичене, М.А. Вершинин, Л.Н. Волошина, О.А. Сабуркина, Н.В. Финогенова).
Новизна исследования состоит в адаптация игры флорбол для детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования. В исследовании определены организационно-методические подходы к методике обучения детей 6-7 лет игре в флорбол в условиях дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке и внедрении в образовательный процесс ДОО дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности по обучению детям 6-7 лет игре в флорбол.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 46 «Игрушка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 16 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературой и источников (23 наименования) и 3 приложений. В тексте бакалаврской работы представлены 3 рисунка, 15 таблиц.
Анализ теоретических основ проблемы и проведенное исследование позволили сделать следующие выводы.
В отечественной методике физического воспитания детей дошкольного возраста разработаны методы и приемы обучения дошкольников элементам спортивных игр: футбол, баскетбол, бадминтон, теннис, настольный теннис, хоккей, серсо, городки. Спортивные игры в детском саду проводятся по упрощенным правилам. В них используются небольшие элементы техники спортивных игр, они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья ребенка.
Однако в образовательном процессе предпочтение отдается обучению основным видам движений и развитию у детей двигательных качеств. Занятия проводятся с использованием традиционных средств (строевые упражнения, основные виды движений, подвижные игры). Элементы спортивных игр, используемые на занятиях, носят эпизодический характер или вообще отсутствуют. Тогда как их ценность в совершенствовании деятельности основных физиологических систем организма, улучшению физического развития и двигательных качеств отмечалась многими ведущими специалистами.
В данном исследовании выбор игры флорбол обусловлен тем, что он как и другие виды спорта, способствует укреплению здоровья детей, улучшению функций организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной систем) и способствует физическому развитию. Особенно благоприятные условия в игре создаются для развития точности, скоростных качеств, выносливости, ловкости движений, силы, глазомера, ориентации в пространстве. Флорбол развивает быстроту реакции и наблюдательность. Это молодой и прогрессивный вид спорта набирает темп и популярность во всем мире.
Экспериментальная работа проводилась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный, - на базе МБУ детского сада № 46 «Игрушка» г.о. Тольятти, который с октября 2019 г. участвует в реализации проекта «Физическое развитие старших дошкольников посредством создания «Дошкольной флорбольной лиги» г.о. Тольятти через межведомственное взаимодействие».
Несмотря на то, что в данной ДОО созданы необходимые условия для организации игры флорбол с детьми старшего дошкольного возраста, результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей экспериментальной выборки преобладают низкий и средний уровни начальных представлений и базовых двигательных действий, необходимых для игры в флорбол.
В процессе формирующего эксперимента совместно с инструктором по физическому развитию мы разработали и апробировали методику обучения детей 6-7 лет игре в флорбол в условиях дошкольной образовательной организации. На основе данной методики осуществлялась реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для детей старшего дошкольного возраста по флорболу «Клюшка - игрушка» МБУ детского сада № 46 «Игрушка».
Методика обучения детей 6-7 лет игре в флорбол включала два направления работы. Первое направление - формирование первоначальных знаний о флорболе (правила игры, знакомство с инвентарем, понимание действий игроков). Второе направление - формирование у детей двигательных навыков, необходимых для флорбола. Основная форма работы - тренировочные занятия по флорболу (2 раза в неделю). В содержание тренировочных занятий входило:
• объединение детей для занятий флорболом;
• общефизическая подготовка с широким диапазоном средств всестороннего физического воздействия;
• подготовительные упражнения, способствующие овладению разнообразными технико-тактическими приемами;
• подводящие и основные упражнения, способствующие овладению простыми техническими и тактическими приемами;
• подготовительные игры и игровые упражнения.
Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику в технике овладения детьми 6-7 лет игрой флорбол.
Если при анализе начальных представлений детей 6-7 лет и базовых двигательных действий, необходимых для игры в флорбол, мы выяснили, что дети на освоение новых движений тратят много времени. Уклоняются от разыгрывания игровых ситуаций. Интерес к флорболу снижен. Движения выполняются детьми без особого напряжения, сосредоточения. Иногда допускаются технические ошибки.
После проведения тренировок, бесед, игр, дети стали применять движения в реальных условиях, выполняют движения с большим эффектом. Движения детей в игре правильные, уверенные, гибкие, точные. Способны сами организовать спортивную игру со сверстниками, понимают и не нарушают правила в игре. Стремятся к игре в команде, осознавая общность результата игры. Дети сами контролируют свои действия в игре. У детей появился интерес к спортивной игре, имеется желание достичь лучших результатов.
Зафиксированная положительная динамика является индикатором эффективности апробированной методики обучения детей 6-7 лет игре в флорбол. Задачи исследования решены, гипотеза доказана.
1. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М. : Просвещение, 1992. 159 с.
2. Алмонд Л., Банкер Д., Торп Р. Классификация игр. Переоценка игровых методик. Технологический университет Логборо. 1986. С. 71-72.
3. Баженов А. А. Правила соревнований и технические приемы во флорболе // Физическая культура в школе. 2006. № 5, 6.
4. Баженов А. А. Флорбол. Тактика игры // Физическая культура в школе. 2005. № 1, 2.
5. Баженов А. А. Флорбол. Правила игры и толкования. М. : Спорт Академ Пресс, 2001. 76 с.
6. Бломквист М. Понимание и исполнение игры в бадминтоне. Развитие и понимание инструмента оценки, его применение в методиках обучения спортивным играм. Университет Яваскюля. Курсы по обучению спорту, физическому образованию и оздоровлению. 2001. 77 с.
7. Вершинин М. А., Финогенова Н. В., Сабуркина О. А. Методика использования элементов спортивных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-6. С. 1289-1293. URL: http://www.fundamental- research.ru/ru/article/view?id=37022 (дата обращения: 17.06.2020).
8. «Волшебная клюшка» : программа приобщения старших дошкольников к спортивной игре флорбол [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/2618726/ (дата обращения: 17.06.2020).
9. Гриффин Л., Митчел С., Ослин Дж. Л. Обучающие спортивные концепции и навыки. Тактический игровой подход. 1997.
10. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей / Под ред. С. Б.Тихвинского, С. В. Хрущева. М. : Медицина, 2007.
11. Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе. М. : Просвещение, 2008.
12. Костяева В. А. Флорбол. Правила соревнований : учебно-методическое пособие) / Под ред. В. А. Костяева. Архангельск : Издательский центр СГМУ г. Архангельск, 2013. С. 18.
13. Костяев В. А. Методика начального обучения технике флорбола // Современные проблемы и развитие физической культуры и спорта. Архангельск : АГМА, 2010. 83 с.
14. Костяев В. А. История развития флорбола // Современные проблемы и развитие физической культуры и спорта. Архангельск : АГМА, 2008. 20 с.
15. Лондер А. Игровая практика. Игровой подход в обучении спортивным играм. 2001.
...