Разработка базы данных для ЖКХ на материалах информационных систем и баз данных в России (Кубанский Государственный Университет)
|
Введение………………………………………………………………….…... 3
1 Анализ и классификация информационных систем в сфере ЖКХ………5
1.1 Состояние сферы ЖКХ в России: проблемы и перспективы развития…………5
1.2 Анализ информационных систем в сфере ЖКХ: возможности, преимущества и недостатки………………………………………..... 9
1.3 Необходимость разработки базы данных для анализа информационных систем ЖКХ…16
2 Разработка базы данных для ЖКХ на основе анализа существующих информационных систем …………………………......………………….... 18
2.1 Структура таблиц сущностей предлагаемой базы данных…...….… 18
2.2 Построение схемы данных базы для ЖКХ. Нормализация и оценка ее эффективности…20
2.3 Разработка запросов, форм и отчетов для базы данных 22
Заключение…………………………………………………………………... 32
Список использованных источников……………34
1 Анализ и классификация информационных систем в сфере ЖКХ………5
1.1 Состояние сферы ЖКХ в России: проблемы и перспективы развития…………5
1.2 Анализ информационных систем в сфере ЖКХ: возможности, преимущества и недостатки………………………………………..... 9
1.3 Необходимость разработки базы данных для анализа информационных систем ЖКХ…16
2 Разработка базы данных для ЖКХ на основе анализа существующих информационных систем …………………………......………………….... 18
2.1 Структура таблиц сущностей предлагаемой базы данных…...….… 18
2.2 Построение схемы данных базы для ЖКХ. Нормализация и оценка ее эффективности…20
2.3 Разработка запросов, форм и отчетов для базы данных 22
Заключение…………………………………………………………………... 32
Список использованных источников……………34
Актуальность исследования определяется тем, что сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в России уже продолжительное время находится в кризисном состоянии. Причиной тому является высокий уровень износа жилищного фонда, коммуникационных систем, вызванные дефицитом информации, ее низким качеством, несвоевременностью и неспособностью целесообразно управлять и передавать ее в пространстве и времени.
Сфере ЖКХ необходима немедленная модернизация в условиях цифровой экономики. Помочь обеспечить этот процесс наиболее эффективно смогут именно информационные системы (ИС). ИС станут новым подходом к управлению благодаря своевременному обеспечению достоверной, качественной и надёжной информацией, а также возможностью взаимодействовать с другими лицами. Внедрение ИС позволит повысить качество жилого дома, предоставляемых услуг, тем самым улучшит имидж жилого комплекса, а жителям предоставят комфортную среду проживания.
Анализ литературы по теме исследования свидетельствует о том, что такие ученые, как Н.К. Кемайкин, М.Н. Павленков [5], М.А. Мирошниченко [6], И. Г. Пирожкова [7] считают состояние жилищно-коммунального хозяйства актуальной темой и выделяют цифровизацию, как наиболее перспективный путь ее развития.
Исходя из вышесказанного, сформулирована цель и задачи курсовой работы.
Целью курсовой работы является исследовать отечественных рынок информационных систем для сферы ЖКХ, на основе анализа которого разработать базу данных.
Объектом курсовой работы выступает информационные системы в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Предмет исследования служит процесс предоставления информационных услуг с позиции потребителя.
Достижение поставленной цели исследования в курсовой работе предполагает решение следующих задач:
определить необходимость применения информационных систем в сфере ЖКХ;
провести анализ информационных систем на отечественном рынке, выявить преимущества и недостатки;
выявить необходимость разработки базы данных информационных систем для ЖКХ;
разработать базу данных с полным описанием функциональных характеристик информационных систем и оценить ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных ученых, изучающих состояние и перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства в России.
Структура курсовой работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела, заключение, список использованных источников.
В первом разделе был проведен анализ состояния и перспектив развития сферы жилищно-коммунального хозяйства в России, где на основе полученных результатов были изучены и отобраны отечественные информационные системы. Данные ИС были проанализированы на функциональные возможности и определены наиболее перспективные информационные системы.
Во втором разделе была разработана база данных информационных систем на основе их функциональных возможностей и перспектив развития для исследуемой предметной области – жилищно-коммунального хозяйства.
Сфере ЖКХ необходима немедленная модернизация в условиях цифровой экономики. Помочь обеспечить этот процесс наиболее эффективно смогут именно информационные системы (ИС). ИС станут новым подходом к управлению благодаря своевременному обеспечению достоверной, качественной и надёжной информацией, а также возможностью взаимодействовать с другими лицами. Внедрение ИС позволит повысить качество жилого дома, предоставляемых услуг, тем самым улучшит имидж жилого комплекса, а жителям предоставят комфортную среду проживания.
Анализ литературы по теме исследования свидетельствует о том, что такие ученые, как Н.К. Кемайкин, М.Н. Павленков [5], М.А. Мирошниченко [6], И. Г. Пирожкова [7] считают состояние жилищно-коммунального хозяйства актуальной темой и выделяют цифровизацию, как наиболее перспективный путь ее развития.
Исходя из вышесказанного, сформулирована цель и задачи курсовой работы.
Целью курсовой работы является исследовать отечественных рынок информационных систем для сферы ЖКХ, на основе анализа которого разработать базу данных.
Объектом курсовой работы выступает информационные системы в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Предмет исследования служит процесс предоставления информационных услуг с позиции потребителя.
Достижение поставленной цели исследования в курсовой работе предполагает решение следующих задач:
определить необходимость применения информационных систем в сфере ЖКХ;
провести анализ информационных систем на отечественном рынке, выявить преимущества и недостатки;
выявить необходимость разработки базы данных информационных систем для ЖКХ;
разработать базу данных с полным описанием функциональных характеристик информационных систем и оценить ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных ученых, изучающих состояние и перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства в России.
Структура курсовой работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела, заключение, список использованных источников.
В первом разделе был проведен анализ состояния и перспектив развития сферы жилищно-коммунального хозяйства в России, где на основе полученных результатов были изучены и отобраны отечественные информационные системы. Данные ИС были проанализированы на функциональные возможности и определены наиболее перспективные информационные системы.
Во втором разделе была разработана база данных информационных систем на основе их функциональных возможностей и перспектив развития для исследуемой предметной области – жилищно-коммунального хозяйства.
В ходе выполнения курсовой работы «Разработка базы данных для ЖКХ на материалах информационных систем и баз данных в России» цель достигнута, задачи полностью решены, что позволяет сделать следующие выводы.
1) Определена необходимость применения информационных систем в сфере ЖКХ:
ИС благодаря своим функциональным возможностям позволят устранить такие проблемы сферы ЖКХ, как непрозрачный расчет за ЖКУ, слабую активность жильцов в жилищно-коммунальном хозяйстве, дефицит информации, пассивная коммуникация между руководством ЖКХ и жильцами;
ИС станут основой построения цифровой инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, повысят качество управления информацией и предоставят необходимые услуги жильцам.
2) Проведен анализ информационных систем на отечественном рынке, выявлены преимущества и недостатки:
рынок информационных систем в сфере ЖКХ программно-насыщенный и разнообразны, ориентированный на разные группы потребителей;
в перечень функций большинства ИС входят: онлайн-оплата за ЖКУ, интеграция с другими системами, передача показаний счетчиков, обмен данными, конвертация данных из других систем, создание и печать квитанций и принятие обращений;
значительным недостатком большинства ИС является отсутствие программных решений таких, как: мобильного приложения, функции SMS оповещения, отсутствие площадки для проведения голосования и опросов, отсутствие пробного периода. Данные функции являются одними востребованными и требуют своего включения в функционал ИС;
перспективными ИС можно считать – «Дом.Контроль» и «Умное ЖКХ», они отвечают современным требованиям развития в условиях цифровой экономики, соответствуют законодательству и включают в себя наибольшее количество функций с возможностью их изменения под заказ.
3) Выявлена необходимость разработки базы данных информационных систем для ЖКХ:
разработанная база данных позволит провести сегментацию потребительского рынка ИС на категории потребителей, в соответствии с которыми определенная ИС будет более целесообразно удовлетворять их потребности.
4) Разработана база данных с полным описанием функциональных характеристик ИС и проведена оценка ее эффективности:
база данных включает в себя 4 таблицы, 11 запросов, 5 форм, в том числе которых кнопочная форма, и 4 отчета;
база данных представляет собой сравнительную характеристику ИС по функциональным возможностям (таблица 3), сгруппированных по следующим категориям: первичные показатели, коммуникации, работа с данными и дополнительные возможности;
база данных «Информационные системы ЖКХ» нормализована и соответствует качественным характеристикам (таблица 8).
Таким образом, роль базы данных «Информационные системы ЖКХ» заключается в информационном обеспечении касательно отечественного рынка информационных систем для жилищно-коммунального хозяйства. Она позволит сократить количество затрачиваемого времени на поиск, сравнение и выбор необходимой информационной системы для каждой категории потребителей. Весовым преимуществом будет, что разработанная база данных позволит избежать потерю большого количества ресурсов при выборе неверной информационной системы и будет полезна пользователям для ориентации в многообразии ИС по ЖКХ.
1) Определена необходимость применения информационных систем в сфере ЖКХ:
ИС благодаря своим функциональным возможностям позволят устранить такие проблемы сферы ЖКХ, как непрозрачный расчет за ЖКУ, слабую активность жильцов в жилищно-коммунальном хозяйстве, дефицит информации, пассивная коммуникация между руководством ЖКХ и жильцами;
ИС станут основой построения цифровой инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, повысят качество управления информацией и предоставят необходимые услуги жильцам.
2) Проведен анализ информационных систем на отечественном рынке, выявлены преимущества и недостатки:
рынок информационных систем в сфере ЖКХ программно-насыщенный и разнообразны, ориентированный на разные группы потребителей;
в перечень функций большинства ИС входят: онлайн-оплата за ЖКУ, интеграция с другими системами, передача показаний счетчиков, обмен данными, конвертация данных из других систем, создание и печать квитанций и принятие обращений;
значительным недостатком большинства ИС является отсутствие программных решений таких, как: мобильного приложения, функции SMS оповещения, отсутствие площадки для проведения голосования и опросов, отсутствие пробного периода. Данные функции являются одними востребованными и требуют своего включения в функционал ИС;
перспективными ИС можно считать – «Дом.Контроль» и «Умное ЖКХ», они отвечают современным требованиям развития в условиях цифровой экономики, соответствуют законодательству и включают в себя наибольшее количество функций с возможностью их изменения под заказ.
3) Выявлена необходимость разработки базы данных информационных систем для ЖКХ:
разработанная база данных позволит провести сегментацию потребительского рынка ИС на категории потребителей, в соответствии с которыми определенная ИС будет более целесообразно удовлетворять их потребности.
4) Разработана база данных с полным описанием функциональных характеристик ИС и проведена оценка ее эффективности:
база данных включает в себя 4 таблицы, 11 запросов, 5 форм, в том числе которых кнопочная форма, и 4 отчета;
база данных представляет собой сравнительную характеристику ИС по функциональным возможностям (таблица 3), сгруппированных по следующим категориям: первичные показатели, коммуникации, работа с данными и дополнительные возможности;
база данных «Информационные системы ЖКХ» нормализована и соответствует качественным характеристикам (таблица 8).
Таким образом, роль базы данных «Информационные системы ЖКХ» заключается в информационном обеспечении касательно отечественного рынка информационных систем для жилищно-коммунального хозяйства. Она позволит сократить количество затрачиваемого времени на поиск, сравнение и выбор необходимой информационной системы для каждой категории потребителей. Весовым преимуществом будет, что разработанная база данных позволит избежать потерю большого количества ресурсов при выборе неверной информационной системы и будет полезна пользователям для ориентации в многообразии ИС по ЖКХ.
Подобные работы
- Разработка и внедрение инновационного метода оценки качества жилищно-коммунальных услуг (на примере МУП «УК Автозаводский»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование аналитической системы управления энергетическими затратами на предприятии
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



