Введение 3
Глава 1 Теоретическая и правовая основа муниципального правотворческого процесса 7
1.1 Понятие муниципального правотворческого процесса и его место в системе правотворческой деятельности в России 7
1.2 Принципы муниципального правотворческого процесса, гарантии его осуществления 14
1.3 Стадии муниципального правотворческого процесса и его результаты 25
Глава 2. Субъекты муниципального правотворческого процесса 35
2.1 Население как субъект муниципального правотворческого процесса 35
2.2 Правотворческая деятельность органов местного самоуправления и особенности ее осуществления 47
Глава 3. Основные направления совершенствования муниципального правотворческого процесса 60
3.1 Организационные и правовые меры по улучшению муниципального правотворческого процесса 60
3.2 Критерии эффективности муниципального правотворческого процесса 67
3.3 Особенности муниципального правотворческого процесса в муниципальном образовании Тындинский район Амурской области 72
Заключение 79
Список используемой литературы и используемых источников 85
Актуальность темы. Муниципальный правотворческий процесс является не только важным и значимым условием для создания и развития правовой основы деятельности субъектов местного самоуправления, но и для формирования гражданского общества.
В современном демократическом государстве правовые нормы должны реально отражать интересы государства, общества и каждого гражданина. Не является исключением и Российская Федерация. Достижение данной цели в нашей стране обеспечивается участием в разработке правовых норм не только муниципальных органов власти, но и общественных объединений и населения муниципального района или городского округа. Только в таком случае появляются условия для отражения в нормах права воли большинства граждан России, а также условия для исполнения их надлежащим образом.
Вышеуказанное обуславливает актуальность проведения научных исследований проблематики муниципального правотворческого процесса, а также формулирование предложений по его совершенствованию и устранению имеющихся недостатков.
Учитывая активное развитие законодательства о местном самоуправлении и его длительное реформирование в нашей стране, необходимо отметить динамичность муниципального правотворчества, его неразрывную связь с правотворческими процессами на федеральном и региональном уровнях. В этой связи требуется переосмысление современных тенденций муниципального правотворческого процесса в условиях укрепления государством местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации (ст. 12 Конституции РФ).
Степень разработанности темы. В сфере муниципального права важный научный вклад в исследование проблем муниципального правотворческого процесса России внесли П.А. Астафичев, Н.А. Антонова, И.В. Бабичев, Н.А. Боброва, В.И. Васильев, И.В. Выдрин, И.В. Гранкин, Н.А. Емельянов, А.А. Иванов, Е.М. Ковешников, М.А. Краснов, И.И. Овчинников, Г.Д. Садовникова, Н.С. Тимофеев, В.И. Фадеев, М.Р. Шайхуллин, Е.С. Шугрина и другие правоведы.
Отдельно отметим научные работы Н.А. Бобровой, посвященные местному самоуправлению [5-11], одна из которых в соавторстве с А.А. Ивановым [6] заняла 1 место на Всероссийском конкурсе статей преподавателей вузов.
Проблематике муниципального правотворческого процесса были посвящены диссертационные исследования последних лет. Их авторами являются Н.П. Алешкова, Н.А. Антонова, И.А. Баранов, Е.Н. Кузнецова, Н.В. Ломакина, О.В. Соловьева, Е.С. Шугрина и другие ученые. Однако в данных работах не всегда полноценно рассмотрена роль граждан в осуществлении данного процесса, не полностью выявлен организационно-правовой механизм принятия правовых актов на муниципальном уровне и пр.
Объектом данного исследования являются общественные отношения в сфере муниципального правотворческого процесса в России в целом, и в муниципальном образовании Тындинский район Амурской области, в частности.
Предметом исследования является совокупность конституционных и муниципальных отраслевых норм, регулирующих муниципальный правотворческий процесс в Российской Федерации.
Цель исследования - формирование теоретических положений, развивающих концепцию муниципального правотворческого процесса в Российской Федерации, а также формирование предложений по совершенствованию деятельности субъектов муниципального правотворческого процесса и регулирующих эту деятельность нормативных правовых документов в муниципальном образовании Тындинский район Амурской области.
В соответствии с поставленной целью в данном исследовании очерчен следующий круг задач:
1) исследовать мнения о муниципальном правотворческом процессе в современной научной доктрине, сформулировать и обосновать собственные суждения о его содержании;
2) проанализировать законодательные и другие нормативные правовые акты (на федеральном, региональном и местном уровнях), регулирующие муниципальный правотворческий процесс;
3) определить стадии муниципального правотворческого процесса;
4) проанализировать содержание деятельности субъектов муниципального правотворческого процесса (на примере муниципального образования Тындинский район Амурской области);
5) сформулировать критерии эффективности и стандарты муниципального правотворческого процесса;
6) расширить и уточнить содержание и объем муниципального правотворческого процесса;
7) подготовить предложения по совершенствованию правового регулирования муниципального правотворческого процесса в муниципальном образовании Тындинский район Амурской области.
Методология исследования. В работе использовалась совокупность общенаучных и частноправовых научных методов, позволяющих достичь поставленную цель в ее теоретическом и практическом аспектах.
В частности, в данной работе использовались следующие методы: системный, методы анализа и синтеза, логический, общенаучные и ряд частно-научных методов. С помощью традиционного формально-юридического метода проанализирован и обобщен правовой материал, касающийся муниципального правотворческого процесса России, а также выявлены признаки для его авторской интерпретации. В этой связи применен и лингвоюридический метод.
Использовались также исторический, социологический, хронологический и психологический методы.
Диалектическая методология диктует использование таких парных категорий, как сущность и явление, содержание и форма, дискретность и непрерывность, стабильность и реформирование, количество и качество, особенно при анализе перехода количества в качество. Так, множественность реформаторских законов в местном самоуправлении, начиная с 2014 года, привели к новому качеству местного самоуправления в составе понятия «публичная власть», усиливающего единство государственной власти и муниципальной власти.
Заключительным этапом этого реформаторского процесса явились поправки в Конституцию РФ 2020 года, относящиеся к главе 8 «Местное самоуправление», которые, по мнению множества ученых, означают фактическое аннулирование ст. 12 Конституции РФ, соответственно, принцип самостоятельности местного самоуправления и принцип автономности органов местного самоуправления от органов государственной власти (согласно статье 12 Конституции РФ «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти»).
Использование вышеуказанных методов позволило раскрыть объект и предмет исследования в их целостности и всесторонности.
Работа состоит из трёх глав, содержащих восемь параграфов, введения, заключения, списка используемой литературы и используемых источников, включающего в себя несколько десятков наименований, в том числе на английском языке. Объём работы - 90 страниц.
В результате проведенного исследования следует сформулировать следующие выводы:
1. Муниципальное правотворчество можно рассматривать как установленный законодательством процесс принятия решений по вопросам муниципального (местного) значения, а также по другим вопросам, которые реализуются органами муниципальной власти, непосредственно населением, органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования (территориальной общины), или их должностными лицами путем принятия муниципальных правовых актов или подписания договоров, содержащих правовые требования. Муниципальное правотворчество является показателем уровня демократических преобразований в государстве. Именно поэтому процесс демократизации публично-властных полномочий муниципального правотворчества должен поддерживаться и гарантироваться государством.
2. В соответствии с национальной доктриной, принципами муниципального нормотворчества является общепринятые принципы правотворчества, а именно принципы верховенства права, законности, гуманизма, равенства, демократии, эффективности справедливости, свободы, правовой определенности, пропорциональности, добросовестности, научности, плановости, оперативности, технического совершенства, системности и др. К специальным, которые прямо соотносятся с муниципальным правотворчеством, относятся: сочетание местных и государственных интересов, субсидиарности, совокупность правотворческих полномочий по вопросам местного значения и тому подобное. В то же время, согласно европейской практике, не наблюдается разделения принципов, связанных с нормотворчеством, на специальные и особые. Отдельные принципы (например, принцип верховенства права) из группы общих прямо предусмотрен в перечне принципов, связанных с деятельностью органов местного самоуправления, региональным управлением и тому подобное.
Среди принципов, наиболее часто встречающихся в европейских актах, связанных с местным самоуправлением, стоит выделить следующие: верховенство права, субсидиарность, прозрачность, ответственность, ориентация на консенсус, справедливость, эффективность и результативность, подотчетность, стратегическое видение. Гарантиями муниципального правотворческого процесса в РФ выступает большой блок федеральных и региональных законодательных актов, муниципальных правовых актов. При этом, особый интерес представляют соответствующие муниципальные правовые акты, так как именно в них подробно, с учетом вида муниципального образования, регулируется порядок разработки и принятия муниципальных правовых актов.
3. Стадиями муниципального правотворческого процесса следует считать отдельные завершенные этапы деятельности уполномоченных субъектов, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только безусловное выполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу. Среди таких стадий можно выделить: 1) инициирование и подготовка проекта нормативно-правового акта; 2) предварительное и официальное рассмотрение проекта в местном совете; 3) принятие и официальное обнародование нормативно-правового акта.
4. Под субъектом муниципального правотворчества следует понимать лицо и / или сообщество, демократическое самоуправляющееся образование, которое реализует потребности и интересы территориальных общин, характеризуется автономией в решении вопросов местного значения, которую органы государственной власти обеспечивают и контролируют согласно Конституции и законам Российской Федерации (население (граждане) территориальной общины, органы или должностные лица разного уровня местного самоуправления (представительный орган, глава территориальной общины и т.п.).
5. В настоящее время на уровне федерального законодательства заложены основы для непосредственного осуществления населением деятельности по разработке и принятию муниципальных правовых актов. Такая основа развивается путем принятия законов субъектов Российской Федерации о проведении местных референдумов, а также соответствующих муниципальных правовых актов. В тоже время не все инструменты муниципального правотворчества могут быть реализованы надлежащим образом.
Так, потенциал местного референдума в целом используется пока недостаточно, что обусловлено, в основном, сложностью его проведения. Для более успешного применения данного юридического инструмента считаем необходимым упрощение порядка его проведения.
6. Реализация компетенции органов местного самоуправления осуществляется главным образом путем принятия муниципальных правовых актов - решений по вопросам местного значения, или по вопросам реализации отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с законодательством органам местного самоуправления, принятые непосредственно населением территориальной общины, или органом муниципальной (местной) власти, или должностным лицом этого органа муниципальной (местной) власти, которое документально оформлено и обязательно для исполнения на территории местной общины (местного образования), которые устанавливают или изменяют общеобязательные правила, или имеют индивидуальный характер. Считаем, что для развития муниципальной демократии необходимо расширить круг субъектов муниципального правотворческого процесса за счет предоставления права правотворческой инициативы местным общественным объединениям, отделениям политических партий, муниципальным общественным палатам.
7. Проведенное исследование показало, что улучшение муниципального правотворческого процесса возможно осуществить лишь комплексно, усовершенствуя как его концептуальные основы, так и внося на их основе конкретные изменения в организационной и правовой плоскостях. Для этого необходимо разработать и принять концепцию совершенствования муниципального правотворческого процесса в контексте стандартов публичного управления развитых стран. Концепция должна определить основные требования к организационно-правовому обеспечению муниципального правотворческого процесса в России, организацию деятельности органов местной власти по демократизации процесса нормотворчества, законодательное обеспечение и этапы проведения реформирования правил, процедур и регламентов муниципального правотворческого процесса.
Для совершенствования муниципального правотворческого процесса считаем необходимым также законодательно закрепить в статье 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» необходимость проведения правовой, юридико-технической, экологической, антикоррупционной и лингвистической экспертиз всех проектов муниципальных нормативных правовых актов.
8. Проблема обеспечения эффективности муниципального правотворческого процесса может быть решена на следующих основных основаниях:
1) принимая правовую норму, особое внимание следует уделять соблюдению методологии ее принятия, как и любого другого нормативно-правового акта, требований так называемой «цепи эффективности», а именно: потребности и социального интереса в такой норме; целям, которые будут достигаться с ее помощью; достаточности средств, которыми она вводится, с точки зрения достижения поставленных целей; определению конкретных адресатов нормы; системе контроля за ее выполнением;
2) господствующее в обществе правосознание без каких-либо оговорок должно признавать принцип верховенства закона, последовательно реализовывать его в существующей правовой системе, а также в практических действиях всех звеньев государственного аппарата;
3) муниципальные правовые нормы должны быть направлены на реализацию основных положений Конституции и законов Российской Федерации, решения важнейших проблем, которые ставит перед обществом жизнь. При этом следует учитывать, что не только нормы Конституции, но и большинство действующих законов являются нормами прямого действия, поэтому следует свести к минимуму нормативные акты, которые принимаются «на развитие закона», что довольно часто меняет содержание требований и правил, им установленных;
4) необходимо обеспечить полное соответствие между правовыми нормами и процессом их реализации. Ею должны быть охвачены прежде всего права и обязанности субъектов, закрепленные законом;
5) муниципальные правовые нормы должны соответствовать национальному законодательству, общепризнанным принципам и нормам международного права, демократической международной практике;
6) муниципальные правовые нормы должны соответствовать общему направлению проводимых реформ, а также цели экономического, политического, социального развития, обеспечивать целостность и четкую структуру законодательства, мобильность и универсальность его отраслей.
9. Исследование особенностей муниципального правотворческого процесса в муниципальном образовании Тындинский район Амурской области показало излишнее применение отсылочных и бланкетных норм, недостаток квалификации муниципальных чиновников.
В связи с этим вопрос осуществления регулярной целенаправленной работы в виде организации и проведения на территории Тындинского района семинаров, конференций по повышению квалификации муниципальных чиновников является очень актуальным.
Причем с учетом ситуации с коронавирусом, приоритетной основой реализации таких программ должны выступать дистанционные формы проведения занятий. Это позволит не только повысить знания муниципальных служащих в области федерального и регионального законодательства, но также будет способствовать улучшению юридической техники при осуществлении муниципального правотворчества и ее единообразия на территории района.
1. Алешкова Н.П. Муниципальное правотворчество: понятие и сущность / Н. П. Алешкова // Юридические исследования. 2013. №7. С. 67-87.
2. Алешкова Н.П. Конституционно-правовые основы муниципального правотворчества в Российской Федерации. Монография / Алешкова Н.П. Екатеринбург, 2012. 260 с.
3. Антонова А.Н. Выборы главы муниципального образования: деформация принципов избирательного права / А.Н. Антонова // Гражданин. Выборы. Власть: материалы V Международной научно-практической конференции (г. Пятигорск, 17-20 октября 2018 г.): сборник научных статей / ответственный редактор Л.А. Тхабисимова. Пятигорск: Пятигорский университет, 2019. С. 7-10.
4. Баранов И.Н. Муниципальный правотворческий процесс: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт государства и права Российской академии наук, 2016. 197 с.
5. Боброва Н.А. Общетеоретический и межотраслевой аспекты юридической ответственности. М.: Юрлитинформ. 2019. 544 с.
6. Боброва Н.А., Иванов А.А. Ответственность государственной власти за реформу местного самоуправления (на примере Самарской области) // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2020. № 4. С. 21-25.
7. Боброва Н.А. Итоги муниципальной реформы-2014 // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2018. № 1. С. 27-31.
8. Боброва Н.А. Самара как зеркало муниципальной реформы России-2014 // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 7. С. 24-28.
9. Боброва Н.А. Судебные решения по местному самоуправлению в Самарской области как зеркало муниципальной реформы России / «Демократические ценности в международном и национальном конституционном измерении»: сб. материалов XI международной научной конференции. Самара. 2016. С. 68-76.
10. Боброва Н.А. Реформа местного самоуправления и её итоги // Мир политики и социологии. Журнал Фонда поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет». СПб. 2016. № 6. С. 111-118.
11. Боброва Н.А. Некоторые итоги реформы местного самоуправления 2014-2015 гг. // Конституционализм и государствоведение. 2017. № 2. С. 102-109.
12. Быстрее и проще: как изменятся условия получения гражданства РФ URL: https://www.gazeta.ru/social/ 2019/10/12/12751094.shtml
13. Бялкина Т.М. О некоторых аспектах городского самоуправления в свете новой муниципальной реформы / Т.М. Бялкина // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 62—66.
14. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. Москва: Норма. 2008. - 448 с.
15. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Москва: 1НФРА-НОРМА. 1997. - 304 с.
...