Теоретические аспекты проблемы особенностей выбора копинг-стратегий у студентов (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Северо-Западный филиал))
Введение 3
1. Подходы к изучению копинг-стратегий 7
2. Классификация стратегий, характеристика копинг- стратегий 12
3. Особенности выбора копинг – стратегий у студентов медицинских и гуманитарных вузов в процессе обучения 19
Заключение 24
Список литературы
В последнее время все большую актуальность приобретает изучение «копинг-стратегий» как важного осознаваемого механизма регуляции поведения. На сегодняшний день проблема исследования копинг-стратегий представляет наибольшей интерес для педагогов и психологов, которые применяют в своей профессиональной деятельности способы совладания. Люди на протяжении всей жизни сталкиваются со стрессом, вызванным как глобальными событиями, происходящими в мире, так и мелкими жизненными трудностями в своей жизни.
Молодёжь чаще переживает на себе влияние различных видов стрессов: адаптация при поступлении в вуз, сдача экзаменов, самостоятельная жизнь, переезды - всё это может негативно сказываться на психо-эмоциональном состоянии студентов.
Актуальность темы обусловлена тем, что проблема совладающего поведения, которое используется для того чтобы находить выход из трудноразрешимых ситуаций, у студентов является малоизученной. Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как Р.Лазарус и С.Фолкмен, П.Коста и Р.Маккрей, У.Лер и Х.Томэ. В отечественной психологии изучение поведения личности в стрессе осуществлялось в основном в контексте преодоления экстремальных ситуаций. Исключение составляют немногочисленные работы, посвященные изучению личности и жизненного пути (Л.И.Анцыферова, 1994). Исследования в данной проблеме отечественных ученых, в числе которых: М.Тышкова (1987), Е.Н.Сидорова (1988), С.А.Хазова (2004) и Т.Л.Крюкова (2005), показали, что активное становление копинг-стратегий приходится на подростковый и юношеский возраст. Копинг позволяет ослабить стрессовое воздействие ситуациии, таким образом, сохранить психическое и физическое здоровье студенческой молодежи. Исследование выраженности защитных копинг – стратегий у нынешних представителей этого возраста представляет интерес и актуально. Так как именно представители юношеского возраста в ближайшем будущем закончат процесс своего обучения и придут на производство, в образование, в систему управления. Знание основных тенденций функционирования копинг – стратегий, позволит подсказать защитные стратегии, которые будут применяться этими людьми во время их профессиональной деятельности
Целью данной работы является выявление особенностей выбора копинг-стратегий у студентов гуманитарных и медицинских вузов.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой нашего исследования решались следующие задачи:
1. Изучить подходы к изучению копинг-стратегий
2 Рассмотреть классификацию стратегий, характеристики копинг- стратегии
3. Раскрыть особенности выбора копинг – стратегий у студентов медицинских и гуманитарных вузов в процессе обучения
Объект исследования: студенты медицинских и гуманитарных вузов.
Предмет исследования: копинг-стратегии у студентов гуманитарных и медицинских вузов.
Основная задача копинга является ослабить стрессовое воздействие ситуации, таким образом, сохранить психическое и физическое здоровье студенческой молодежи. Копинг-поведение – это форма поведения, которая показывает насколько индивид готов к решению проблем возникающих в его жизни. По мнению ученых научного сообщества, можно выделить три основных подхода к определению копинга, имеющие свои обобщенные характеристики и классификации. Особенностям обучения студентов гуманитарных высших учебных заведений являются создание жизненных принципов и ориентиров в процессе обучения; обучение студентам по гуманитарным специальностям позволяет создать обобщенное знание, которое включает совокупность знаний из различных дисциплин, также позволяет подготовить специалиста широкого профиля. В обучении же студентов медицинских высших учебных заведений существуют свои особенности, в частности, от них требуется владеть навыком саморегуляции, для успешного преодоления стрессов и напряжения, связанных с будущей работой специалистов. Также студентам медицинских и гуманитарных вузов необходимо выработать навыки, позволяющие вовремя обращать внимание на своё психическое здоровье, эмоциональное состояние и стрессоустойчивость. Знание основных копинг- стратегий, позволит предсказать защитные стратегии, которые могут применяться ими во время обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.