Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №120375

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет познавательной самостоятельности в процессе поисковой деятельности 12
1.1 Проблема формирования познавательной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в современных исследованиях 12
1.2 Теоретические основы поисковой деятельности детей дошкольного возраста 27
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию у детей 6-7 лет познавательной самостоятельности в поисковой деятельности 40
2.1 Изучение уровня сформированности у детей 6-7 лет познавательной самостоятельности 40
2.2 Апробация содержания работы с детьми по формированию у детей 6-7 лет познавательной самостоятельности в процессе поисковой деятельности 66
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет познавательной самостоятельности 85
Выводы по второй главе 90
Заключение 92
Список используемой литературы 94
Приложения 101

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена изменениями, которые продиктованы необходимостью повышения качества образования и изменением подходов как к самому процессу образования, так и к результатам образования. Это делает необходимым иначе подойти к содержанию педагогической деятельности, а также требует переосмысления не только в том, чему обучать ребенка, но и в том, какое место отводится ребенку в процессе обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует воспитывать активную личность и формировать такие качества как инициативность и самостоятельность, в том числе познавательная самостоятельность.
Современный взгляд на образование и воспитание диктует необходимость рассматривать ребенка с позиции субъекта. Ребенок как субъект испытывает постоянную потребность в деятельности. Уже в дошкольном возрасте требуется формировать у ребенка такие качества как инициативность и самостоятельность, способность задать вопрос и найти источник информации для его решения, отойти от шаблонных действий по образцу и проявить гибкость и находчивость в любых видах деятельности.
Необходимость начинать соответствующую работу по формированию у учащихся познавательной самостоятельности уже на этапе дошкольного детства обусловлено необходимостью воспитания личности, не пассивно принимающей действительность, а личности, которая активно преобразует действительность в соответствии с собственными, постоянно развивающимися потребностями.
Познавательную самостоятельность в последнее время особо выделяют среди качеств дошкольника, поскольку современный взгляд на образование и воспитание диктует необходимость рассматривать ребенка с позиции субъекта собственной активности по освоению окружающей действительности.
Формирование познавательной самостоятельности становится приоритетной направлением работы с детьми при реализации задач образовательной области «Познавательное развитие», при этом познавательная самостоятельность проявляется и формируется в познавательно-исследовательской деятельности. Но использование поисковой деятельности (особенно самостоятельной детской деятельности) в дошкольных образовательных организациях характеризуется нерегулярностью, преобладанием доминирующей позиции взрослого, отсутствием системы в организации и применении поисковой деятельности. Эффективность поисковой деятельности, обеспечивающей наиболее полное проявление детьми познавательной самостоятельности, определяется уровнем ее организации, вектором ее смысловой направленности, определением объекта и выбором содержания (А.Н. Поддьяков, О.К. Тихомиров, В.В. Щетинина и др.).
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется необходимостью уточнения понятия «познавательная самостоятельность», так как современными исследователями само понятие «самостоятельность» не имеет однозначного определения и рассматривается с различных позиций: как объективная необходимость самой жизни и деятельности каждого человека (Л.П. Аристова, С.Л. Рубинштейн); как средство и результат образования (Ш.А. Амонашвили); как свойство личности, которое связано с работой воли (Г.И. Щукина) и др.
В современных исследованиях изучается сущность, содержание самостоятельности, ее физиологической составляющей; выявляются компоненты самостоятельности и их соотношение; разрабатываются условия, необходимые для развития самостоятельности и методы ее формирования (З.В. Елисеева, К.П. Кузовкова и др.); изучается обоюдное влияние самостоятельности и разнообразных психических процессов (Т.И. Горбатенко, Н.А. Цыркун и др.); определяются значение самостоятельности и ее роль как основополагающего фактора последующей успешной адаптации ребенка к пребыванию в дошкольной образовательной организации (Т.Н. Филютина и др.).
Е.П. Ильин считает, самостоятельностью осуществление деятельности без привлечения посторонней помощи: самостоятельное принятие взвешенного решения, осуществление намеченного, самоконтроль, а также взятие на себя ответственности за совершенные дела и поступки. Исследователь указывает на то, что развитие самостоятельности у детей происходит одновременно с развитием самосознания. Уже в работе с дошкольниками необходимо решать задачу воспитания активной, проявляющей самостоятельность в суждениях и деятельности, неординарной творческой личности. Исследования психологов и педагогов (А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн и др.) доказывают, что большие возможности для формирования и развития основы самостоятельности имеются уже в период дошкольного детства.
Поисковая деятельность в полной мере формирует у ребенка субъектную позицию. Возможности поисковой деятельности и преимущества ее использования в образовании дошкольников выделены в ряде современных исследований (Н.И. Апполонова, Л.А. Венгер, А.Н. Поддьяков, В.В. Щетинина и др.).
Поисковая деятельность может являться эффективным средством для решения задач по формированию познавательной самостоятельности старших дошкольников.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне определяется тем, что, несмотря на существенное внимание, которое современные исследователи уделяют проблеме формирования познавательной самостоятельности детей, предлагаемым для решения этой проблемы средствам и методам, приемам и формам организации образовательной деятельности (О.В. Дыбина, Ю.А. Новопавловская, В.В. Щетинина и др.), все же недостаточной является изученность процесса формирования у дошкольников познавательной самостоятельности в процессе поисковой деятельности.
Для нашего исследования актуальным является подход к познавательной самостоятельности как интегративному качеству личности (Т.В. Коломиец). Эффективным средством для формирования познавательной самостоятельности ряд исследователей считает поисковую деятельность детей (А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, Т.А. Серебрякова, В.В. Щетинина и др.).
Изучение и проведенный анализ теоретических работ по теме исследования и результаты педагогической практики дают возможность заявить о наличии следующих противоречий:
• между важностью формирования познавательной самостоятельности у старших дошкольников и недостаточным исследованием сущности и специфики данного процесса;
• между возможностями поисковой деятельности в формировании у детей 6-7 лет познавательной самостоятельности и недостаточной разработкой методических аспектов использования данного средства.
На основании заявленных выше противоречий сформулирована проблема исследования: как осуществить формирование познавательной самостоятельности у детей 6-7 лет в процессе поисковой деятельности?
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности поисковой деятельности в формировании у детей 6-7 лет познавательной самостоятельности.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет познавательной самостоятельности.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет познавательной самостоятельности в процессе поисковой деятельности.
Гипотеза исследования. Формирование у детей 6-7 лет познавательной самостоятельности в процессе поисковой деятельности возможно, если:
• реализуется комплекс поисковых заданий, при выполнении которых дети осваивают исследовательские умения и приобретают навыки саморегуляции в деятельности при достижении цели поисковой деятельности в соответствии с возрастными возможностями;
• педагоги используют педагогический инструментарии, который обеспечивает постепенное освоение детьми субъектной позиции в поисковой деятельности, а логика построения образовательного процесса предполагает сначала овладение ориентировочной основой планирования и решения типовых поисковых заданий в совместной деятельности со взрослым, затем применение детьми освоенных способов на разном содержании с увеличением степени самостоятельности.
С опорой на цель и гипотезу исследования сформулированы задачи исследования.
1. Изучить степень разработанности на современном этапе проблемы формирования у детей 6-7 лет познавательной самостоятельности в процессе поисковой деятельности; уточнить сущность, специфику данного процесса.
2. Изучить состояние педагогической практики по проблеме формирования у детей 6-7 лет познавательной самостоятельности в процессе поисковой деятельности.
3. Разработать и апробировать в образовательной деятельности содержание и логику работы по формированию у детей 6-7 лет познавательной самостоятельности в процессе поисковой деятельности.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет познавательной самостоятельности.
Для решения вышеизложенных задач исследования мы предлагаем взять за основу следующие исследовательские методы: теоретические методы (изучение и анализ литературы по теме исследования, выдвижение гипотезы исследования, сравнение, обобщение, систематизация и конкретизация фактов); эмпирические методы (беседа, поисковые задачи, педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов, изучение документации, опросный метод, изучение опыта деятельности педагогов); методы обработки материалов исследования, представленные в таблицах и диаграммах.
Теоретическую основу исследования составляют:
• деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
• теория активности в обучении (Т.И. Шамова);
• психолого-педагогические положения о закономерностях познания и этапах формирования у детей познавательной самостоятельности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, О.Л. Князева, А.К. Осницкий, А.Н. Поддьяков, Т.А. Серебрякова, Т.И. Шамова, В.В. Щетинина);
• концепция целостного развития дошкольника как субъекта собственной деятельности (М.В. Крулехт, А.К. Осницкий);
• теоретические подходы к определению сущности познавательной самостоятельности и ее формированию у детей (М.И. Лисина, Т.В. Коломиец, В.В. Щетинина Е.И. Щербакова).
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 81 «Медвежонок», г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей подготовительных к школе групп: двадцать детей контрольной группы и двадцать детей экспериментальной группы, 10 педагогов.
Основные этапы и организация и исследования. В исследовании мы можем выделить три этапа.
В ходе первого этапа (сентябрь 2016г. - июнь 2017г.) осуществлялось накопление материала. Проводилось изучение, систематизация, анализ и отбор психолого-педагогической и методической литературы для установления изученности и научной разработанности, исследуемой нами проблемы. Были сформулированы тема и рабочая гипотеза, определены объект, предмет, цель и основные задачи исследования. Была составлена программа исследования, определены исходные параметры, методы, понятийный аппарат. Был выбран диагностический инструментарий для определения уровня сформированности у детей 6-7 лет познавательной самостоятельности и изучения состояния педагогической практики и особенностей организации и проведения образовательной деятельности с использованием поисковой деятельности детей.
В ходе второго этапа (июнь 2017 г. - февраль 2018 г.) уточнялись теоретические основы исследования. Проводилось выявление у детей 6-7 лет уровня развития познавательной самостоятельности и изучение состояния педагогической практики и особенности организации, и осуществления поисковой деятельности детей. Осуществлялась экспериментальная проверка содержания гипотезы, и обработка результатов констатирующего этапа экспериментальной работы. Проводились формирующий и контрольный этапы экспериментальной работы.
В ходе третьего этапа (февраль - июнь 2018 г.) производилось теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы, анализ, обобщение и систематизация результатов экспериментального этапа исследования, оформление диссертационной работы.
Новизна исследования состоит в следующем: выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены возможности поисковой деятельности в формировании у детей 6-7 лет познавательной самостоятельности; уточнены сущность и специфика познавательной самостоятельности дошкольника
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: выделены и охарактеризованы критерии познавательной самостоятельности, показатели ее проявления в деятельности детей, охарактеризованы уровни сформированности познавательной самостоятельности у детей 6-7 лет; изучены и обобщены результаты педагогической практики по формированию у детей 6-7 лет познавательной самостоятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе с дошкольниками могут быть использованы разработанные диагностические методики по изучению уровня сформированности у детей 6-7 лет познавательной самостоятельности; а также разработанное и апробированное содержание образовательной работы с детьми по формированию у детей 6-7 лет познавательной самостоятельности в процессе поисковой деятельности.
Достоверность, объективность и обоснованность основных положений и выводов исследования подтверждено концептуальными научными положениями психологии и педагогики; результатами теоретического и экспериментального этапов исследования.
Практическая апробация и внедрение результатов исследования. В магистерской диссертации представлен опыт научной работы автора. Основные положения исследования были представлены на научно - практических конференциях «Студенческие Дни науки» ТГУ (2017г., 2018г.).
Разработанные конспекты образовательной деятельности с детьми включены в план образовательной области «Познавательное развитие» подготовительной к школе группы МБУ «Детский сад № 81 «Медвежонок» г. о. Тольятти.
По итогам исследования опубликовано четыре работы.
Основные положения исследования, представленные на защиту:
1. Познавательная самостоятельность определяется как интегративное качество личности, которое затрагивает когнитивную, ценностно-смысловую, мотивационную, эмоционально-волевую сферы личности и включает взаимосвязанные компоненты: эмоционально-мотивационный компонент, когнитивный компонент, деятельностный компонент.
2. Познавательная самостоятельность является следствием проявления потребности к поисковой деятельности, опирается на проявления познавательного интереса и выражается в различной степени исследовательской активности и осознанности процесса и результатов саморегуляции поисковой деятельности в познании ребенком окружающей действительности.
3. Формирование у детей 6-7 лет познавательной самостоятельности в процессе поисковой деятельности осуществляется поэтапно (овладение ориентировочной основой поисковой деятельности, применение исследовательских умений при решении типовых поисковых задач в совместной деятельности со взрослым, самостоятельное решение поисковых задач, как процесс постепенного освоения исследовательских умений и навыков саморегуляции и их применению при решении поисковых заданий.
Структура магистерской диссертации обусловлена логикой исследования. Магистерская диссертация содержит введение, две главы, заключение, список используемой литературы (59 наименований), два приложения. Для иллюстрации текста используется 8 таблиц, 4 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования поставленные задачи были решены. Изучение и анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы и проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтвердили достоверность выдвинутой нами гипотезы исследования и явились основой для следующих выводов.
Анализ различных подходов современных педагогов к определению понятия «познавательная самостоятельность» позволяет рассматривать познавательную самостоятельность детей 6-7 лет как интегративное качество личности, которое затрагивает все личностные сферы, и характеризуется тесной взаимосвязью компонентов (эмоционально-мотивационный компонент, когнитивный компонент, деятельностный компонент) согласно возрастным особенностям. Познавательная самостоятельность формируется и развивается в поисковой деятельности, что связано, в первую очередь, с освоением окружающей действительности и потребностью поиска решения обнаруженных в ходе освоения проблем. Познавательная самостоятельность опирается на устойчивый познавательный интерес и проявляется в интенсивности изучения ребенком предметов и явлений действительности для дальнейшей реализации приобретённых знаний в деятельности.
Проведенное нами исследование позволило доказать, что познавательная самостоятельность как интегративное качество личности ребенка-дошкольника формируется и развивается в результате накопления субъектного опыта деятельности. Большую роль в формировании познавательной самостоятельности ребенка играет участие взрослого, так как познавательная деятельность ребенка, стимулируемая и организованная взрослым преобразуется в собственную познавательную деятельность ребенка, где цель деятельности, план и соответствие результата деятельности заявленной цели определяется им самим.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили заявить о необходимости повышения эффективности работы по формированию познавательной самостоятельности детей. На основе теоретического изучения проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента нами были определены план и методика проведения формирующего этапа эксперимента. Мы определили содержание работы с детьми, разработали типовые задания, определили способы руководства поисковой деятельностью детей, выбрали педагогический инструментарий по формированию у детей 6-7 лет познавательной самостоятельности в процессе поисковой деятельности. В результате проведенных мероприятий в контрольном этапе эксперимента нами была выявлена значительная динамика уровня сформированности познавательной самостоятельности.
Положительная динамика уровня развития познавательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста позволяет считать эффективным разработанный комплекс методик и сделать вывод, что реализация предложенного нами комплекса заданий обеспечивает эффективность формирования у детей 6-7 лет самостоятельности в процессе поисковой деятельности и подтверждает выдвинутую гипотезу исследования.


1. Апполонова, Н.И. Экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста [Текст] / Н.И. Апполонова // Современные подходы к формированию базиса личностной культуры дошкольников: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня рождения Л.Н. Бочкаревой. - Ульяновск : УИНКПРО, 2002. - С. 23-25.
2. Бартошевич, Т.И. Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников при проведении поисковой лаборатории [Текст] / Т.И. Бартошевич, В.В. Щетинина // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. Вып. 12 / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2014. - С. 61-64.
3. Болотникова, О.П. Психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей 6-7 лет [Электронный ресурс] / О.П. Болотникова , О.А. Еник, А.А. Ошкина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20473 (дата обращения: 15.03.2017).
4. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / под ред. С.А. Кузнецова. - СПб. : «Норинт», 2002. - 1536 с.
5. Венгер, JI.A. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Л.А. Венгер. - М. : Просвещение, 1986. - 228 с.
6. Веракса, Н. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет [Текст] / Николай Веракса, Олег Галимов. - Издательство: Мозаика-Синтез, 2014. - 80 с.
7. Вострухина, Т. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет [Текст] / Т. Вострухина, Л. Кондрыкинская. - Издательство: Сфера, 2015.
8. Габова, И.А. Возможности поисковой деятельности в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.А. Габова// Народное образование. - 2014. - № 9. - С. 52-54.
9. Дыбина, О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студентов факультета дошкольного воспитания / О.В. Дыбина. - Москва-Тольятти : Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2002. - 131 с.
10. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. -М. : Издательство: Сфера, 2010. - 192 с.
11. Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / О.В. Дыбина [и др.]. - Издательство: Сфера, 2009. - 64 с.
12. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей [Текст] / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду, 2009. -№ 3. - с. 7-10.
13. Зайко, В.В. Интегративный подход к реализации преемственности в социально-личностном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства [Текст] / В.В. Зайко // Вектор науки ТГУ. 2012. - № 4 (22).
14. Зарипова, А. Элементарная поисковая деятельность в д/с [Текст] / А. Зарипова / Под ред. О.В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 4. - С. 43-49.
15. Зимняя, А.И. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности [Текст] /А.И. Зимняя, Е.А. Шашенкова. - Ижевск-Москва: Изд-во Удмурдского гос. Ун-та, 2001. - 103 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ