Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1. Сущность национальной безопасности 9
1.1. Общая характеристика национальной безопасности 9
1.2. Национальные интересы в основе национальной безопасности 15
1.3. Виды национальной безопасности 23
1.4. Угрозы национальной безопасности 36
2. Правовые основы национальной безопасности и перспективы правового регулирования 49
2.1. Анализ нормативно - правовых актов о национальной безопасности 49
2.2. Направления и перспективы правового регулирования национальной безопасности 54
3. Обеспечение национальной безопасности в современном мире 57
3.1. Основные понятия обеспечения национальной безопасности 57
3.2. Система обеспечения национальную безопасность 60
3.3. Средства обеспечения национальной безопасности 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
Эффективное функционирование и развитие любого общества и государства напрямую зависит от состояния безопасности. Являясь динамичной категорией, национальная безопасность постоянно изменяется под воздействием внутренних и внешних факторов, так как развиваются и общество, и государство. В связи с глобализацией и информатизацией возникает необходимость комплексного исследования вопросов, которые касаются теоретических положений национальной безопасности, для того, чтобы лучше понимать и выработать наиболее правильные и безвредные пути противодействия национальным угрозам, что обуславливает актуальность данной темы исследования. Она определяется также ее многоаспектностью и комплексностью, так как проблемы национальной безопасности имеют важное значение в рамках мирового масштаба и являются темой для дискуссии практически в любой отрасли.
Поэтому не случайно, что проблемой национальной безопасности озабочены многие и в течение последних 20 лет ученые разных научных направлений, в том числе и юристы, обращают пристальное внимание на угрозы национальной безопасности РФ в контексте глобальных проблем современности. Основным элементам безопасности, исследованию современного состояния законодательства в сфере национальной безопасности и механизмов его реализации задействованными в данной области субъектами посвятили свои работы: В.Н. Лопатин, Б. В. Россинский, Ю.С. Горбунов, И.Б. Кардашова, Л. К. Айвар, О.Е. Кутафина и др.
Отдельную группу научных трудов составляют работы ученых, посвященные геополитическому аспекту национальной безопасности Российской Федерации. Выдающийся вклад в осмысление безопасности как сложного социально-политического и морального явления внесли русские философы XIX - XX вв. H.A. Бердяев, JI.H. Гумилев, И.А. Ильин. Среди отечественных ученых, занимавшихся исследованием в области национальной безопасности с разных ракурсов и в разных отраслях научного знания, необходимо выделить А. Возженикова, А.И. Зубкова, В. Рубанова, политолога А. Прохожева, А. Позднякова, М.П. Киреева, В.М. Анисимкова.
Несмотря на постоянный и пристальный интерес, вопросы обеспечения национальной безопасности остаются острыми, не теряющими своей актуальности. На сегодняшний день можно констатировать, что в Российском государстве отсутствуют комплексные меры исследования теоретических, правовых основ национальной безопасности, что необходимо государству в связи с увеличением и изменением сущности угроз национальной безопасности. Так как угрозы имеют негативное влияние на личность, общество и государство, необходимы полноценные исследования видов национальной безопасности, системы обеспечения национальной безопасности для предупреждения или быстрого реагирования на угрозы каждого из видов национальной безопасности. сложившееся положение в сфере национальной безопасности определило выбор темы дипломной работы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере поддержания и обеспечения национальной безопасности.
Предмет исследования - это динамика общественных отношений, появление новых угроз общественным отношениям в сфере обеспечения национальной безопасности, нормы действующего законодательства, регулирующие область настоящего исследования, проблемы и возможности ее правового регулирования.
Цель исследовательской работы - проведение комплексного и полного исследования понятия национальной безопасности, определение угроз и необходимости противостояния им путем государственно-правового регулирования.
Для достижения поставленных в дипломной работе целей выполнялись следующие задачи: - всестороннее и многоаспектное изучение сущности национальной безопасности, - выявление современных угроз национальной безопасности, анализ научной информации и нормативно-правовых актов в данной сфере и прогнозирование перспектив государственно-правового регулирования национальной безопасности
Методами исследования, используемыми для этой работы, стали вся совокупность всеобщего метода, обуславливающего применение анализа и синтеза, общенаучных методов дедукции и индукции, логического метода, а также частно-научных методов, для изучения нормативной базы методы толкования норм права и правого моделирования , технико-юридический метод. Что позволит изучить многие аспекты национальной безопасности.
Оригинальность научно-исследовательской работы проявляется как в проведении самого исследования, изучения и обобщения полноты нормативной базы, по вопросу регулирования национальной безопасности и её анализу, что позволяет выявить актуальные проблемы, а также деятельности органов власти, координирующих внешнюю и внутреннюю политику и обеспечивающих национальную безопасность страны.
Теоретическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, чтобы обобщить представление о национальной безопасности, выделить проблемы и угрозы национальной безопасности и рассмотреть перспективы их правового регулирования.
Практическая значимость работы заключается в том, что информация, собранная во время данного исследования может быть использована для выработки новой Стратегии и дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации. Информация также пригодится для подготовки учебного курса в высшем учебном заведении для студентов - специалистов по направлению подготовки «правовое обеспечение национальной безопасности».
При написании данной работы проанализировано большое количество разнообразных нормативных и научно-технических источников. В основе исследования лежат важнейшие нормативно- правовые акты как: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28.12.2010 № 390 "О безопасности", Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и иных нормативно - правовых актов.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, которые содержат в совокупности девять параграфов, заключения и списка используемых источников, в котором присутствуют нормативные правовые акты, специальная литература, а также электронные ресурсы.
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации затрагивает все сферы жизни общества.
Очень важно вовремя реагировать на угрозы, для того чтобы быстро и четко отражать их, выявлять, предупреждать или ликвидировать. С этой целью возникает необходимость в четком, грамотном, детализированном законодательстве, исключающем дублирование и пересекающиеся нормы, а также выработка эффективных мер по обеспечению национальной безопасности. Естественно, что для каждого вида национальной безопасности необходимы свои специфические механизмы, однако, в первую очередь, должны быть сформулированы типовые основные меры обеспечения безопасности для любого вида национальной безопасности.
В настоящее время необходимо говорить о механизме, преобразующем принятую государством стратегию в области обеспечения различных видов безопасности в скоординированную деятельность конкретных федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправлении, общественных объединений и граждан на основе действующего законодательства.
Применение сил обеспечения национальной безопасности должно осуществляться в строгом соответствии с законом, так как именно право способно обеспечивать эффективное функционирование, согласованность элементов данной системы, эффективность взаимодействия. Необходимо определить органы, которые наделены полномочиями в области обеспечения каждого вида безопасности, также большое значение имеет определение категории лиц, с необходимыми функциями и статусом. Крайне важно, чтобы сотрудники государственных органов по обеспечению национальной безопасности имели высшее юридическое образование и владели достаточными знаниями.
Средства обеспечения национальной безопасности требуют детальной проработки закрепления в федеральном законодательстве. Естественно, что любая из видов национальных безопасностей имеет специфические признаки, а это обуславливает необходимость выработки мер, которые бы наилучшим образом предотвращали угрозы в конкретной области.
Анализ содержания нормативных правовых актов, относящихся к сфере национальной безопасности, позволяет говорить о необходимости корректировки законодательства в направлении создания единой, целостной системы, способной регулировать весь спектр правоотношений, связанных с обеспечением национальной безопасности.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что назрела необходимость принятия отвечающего современным требованиям базового федерального закона, регулирующего важнейшие отношения в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В этой связи необходимо разработать и принять Федеральный закон «О национальной безопасности» в качестве основы нормативного правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Целесообразно использовать зарубежный опыт, основываться на международных договорах и соглашениях, однако в приоритете должна сохраняться Конституция Российской Федерации, обеспечивающая целостность государства и национальный суверенитет.
Путем дальнейшего совершенствования правового регулирования обеспечения национальной безопасности необходимо устранить имеющиеся в российском законодательстве пробелы и создать четкий механизм по выявлению, устранению и нейтрализации угроз безопасности личности, общества и государства. Речь, по мнению многих специалистов, фактически идет о формировании новой отрасли законодательства - законодательства в области обеспечения национальной безопасности.
Правовое обеспечение национальной безопасности является составной частью общей теории национальной безопасности Российской Федерации. Данилейко В.В. в своей диссертации писал: «актуальность данного направления, в первую очередь, обусловлена потребностью государства и общества в подготовке специалистов, способных оценивать, понимать и анализировать процессы, происходящие в России и в мире, активно влиять на их содержание и развитие правовыми средствами, создавая тем самым благоприятную для Российской Федерации обстановку, позволяющую ей комплексно и эффективно решать задачи обеспечения национальной безопасности»121.
Совершенствование правового регулирования обеспечения национальной безопасности с учетом международного опыта и исторической составляющей этих обстоятельств позволит устранить имеющиеся в российском законодательстве пробелы, выработать четкий механизм по выявлению, устранению и нейтрализации угроз безопасности личности, обществу и государству, то есть создать правовые гарантии надежной защиты национальных интересов страны.
Следует отметить, что обеспечение национальной безопасности процесс бесконечный, непрерывный, так как в каждый исторический период в связи с развитием общества и государства возникают новые угрозы, требующие своевременного решения в деле обеспечения национальной безопасности. Это естественно, так как без всеобъемлющей защищенности не будет развития и совершенствования личности, общества и государства.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ от 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. "Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции" (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ", 26.06.2006. N 26. ст. 2780
3. "Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию" (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999) // Собрание законодательства РФ от 18.05.2009, N 20, ст. 2394
4. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок Организации экономического сотрудничества и развития [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_154292/ ac6ace3eda5db05b1 36794bde6401c900df07af8/ (дата обращения:01.03.2019)
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ от 05.12.1994, N 32, ст. 3301
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954
7. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 27.12.2018) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Собрание законодательства РФ от 20.11.1995, N 47, ст. 4472
8. Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 (ред. от 26.06.2008) "О безопасности" // Ведомости СНД и ВС РФ от 09.04.1992, N 15, ст. 769
9. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2019) // Ведомости СНД и ВС РФ от 11.03.1993, N 10, ст. 357
10. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О федеральной службе безопасности" // Собрание законодательства РФ от 10.04.1995, N 15, ст. 1269
11. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" // Собрание законодательства РФ от 22.05.1995, N 21, ст. 1930
12. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об обороне" // Собрание законодательства РФ от 03.06.1996, N 23, ст. 2750
13. Федеральный закон от 04.07.1996 N 85-ФЗ (ред. от 29.06.2004) "Об участии в международном информационном обмене" // Собрание законодательства РФ от 08.07.1996, N 28, ст. 3347
14. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ", 03.03.1997, N 9, ст. 1011
15. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 18.03.2019) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ от 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
...