ВИДЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1. Сущность национальной безопасности 9
1.1. Общая характеристика национальной безопасности 9
1.2. Национальные интересы в основе национальной безопасности 15
1.3. Виды национальной безопасности 23
1.4. Угрозы национальной безопасности 36
2. Правовые основы национальной безопасности и перспективы правового регулирования 49
2.1. Анализ нормативно - правовых актов о национальной безопасности 49
2.2. Направления и перспективы правового регулирования национальной безопасности 54
3. Обеспечение национальной безопасности в современном мире 57
3.1. Основные понятия обеспечения национальной безопасности 57
3.2. Система обеспечения национальную безопасность 60
3.3. Средства обеспечения национальной безопасности 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ВВЕДЕНИЕ 5
1. Сущность национальной безопасности 9
1.1. Общая характеристика национальной безопасности 9
1.2. Национальные интересы в основе национальной безопасности 15
1.3. Виды национальной безопасности 23
1.4. Угрозы национальной безопасности 36
2. Правовые основы национальной безопасности и перспективы правового регулирования 49
2.1. Анализ нормативно - правовых актов о национальной безопасности 49
2.2. Направления и перспективы правового регулирования национальной безопасности 54
3. Обеспечение национальной безопасности в современном мире 57
3.1. Основные понятия обеспечения национальной безопасности 57
3.2. Система обеспечения национальную безопасность 60
3.3. Средства обеспечения национальной безопасности 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
Эффективное функционирование и развитие любого общества и государства напрямую зависит от состояния безопасности. Являясь динамичной категорией, национальная безопасность постоянно изменяется под воздействием внутренних и внешних факторов, так как развиваются и общество, и государство. В связи с глобализацией и информатизацией возникает необходимость комплексного исследования вопросов, которые касаются теоретических положений национальной безопасности, для того, чтобы лучше понимать и выработать наиболее правильные и безвредные пути противодействия национальным угрозам, что обуславливает актуальность данной темы исследования. Она определяется также ее многоаспектностью и комплексностью, так как проблемы национальной безопасности имеют важное значение в рамках мирового масштаба и являются темой для дискуссии практически в любой отрасли.
Поэтому не случайно, что проблемой национальной безопасности озабочены многие и в течение последних 20 лет ученые разных научных направлений, в том числе и юристы, обращают пристальное внимание на угрозы национальной безопасности РФ в контексте глобальных проблем современности. Основным элементам безопасности, исследованию современного состояния законодательства в сфере национальной безопасности и механизмов его реализации задействованными в данной области субъектами посвятили свои работы: В.Н. Лопатин, Б. В. Россинский, Ю.С. Горбунов, И.Б. Кардашова, Л. К. Айвар, О.Е. Кутафина и др.
Отдельную группу научных трудов составляют работы ученых, посвященные геополитическому аспекту национальной безопасности Российской Федерации. Выдающийся вклад в осмысление безопасности как сложного социально-политического и морального явления внесли русские философы XIX - XX вв. H.A. Бердяев, JI.H. Гумилев, И.А. Ильин. Среди отечественных ученых, занимавшихся исследованием в области национальной безопасности с разных ракурсов и в разных отраслях научного знания, необходимо выделить А. Возженикова, А.И. Зубкова, В. Рубанова, политолога А. Прохожева, А. Позднякова, М.П. Киреева, В.М. Анисимкова.
Несмотря на постоянный и пристальный интерес, вопросы обеспечения национальной безопасности остаются острыми, не теряющими своей актуальности. На сегодняшний день можно констатировать, что в Российском государстве отсутствуют комплексные меры исследования теоретических, правовых основ национальной безопасности, что необходимо государству в связи с увеличением и изменением сущности угроз национальной безопасности. Так как угрозы имеют негативное влияние на личность, общество и государство, необходимы полноценные исследования видов национальной безопасности, системы обеспечения национальной безопасности для предупреждения или быстрого реагирования на угрозы каждого из видов национальной безопасности. сложившееся положение в сфере национальной безопасности определило выбор темы дипломной работы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере поддержания и обеспечения национальной безопасности.
Предмет исследования - это динамика общественных отношений, появление новых угроз общественным отношениям в сфере обеспечения национальной безопасности, нормы действующего законодательства, регулирующие область настоящего исследования, проблемы и возможности ее правового регулирования.
Цель исследовательской работы - проведение комплексного и полного исследования понятия национальной безопасности, определение угроз и необходимости противостояния им путем государственно-правового регулирования.
Для достижения поставленных в дипломной работе целей выполнялись следующие задачи: - всестороннее и многоаспектное изучение сущности национальной безопасности, - выявление современных угроз национальной безопасности, анализ научной информации и нормативно-правовых актов в данной сфере и прогнозирование перспектив государственно-правового регулирования национальной безопасности
Методами исследования, используемыми для этой работы, стали вся совокупность всеобщего метода, обуславливающего применение анализа и синтеза, общенаучных методов дедукции и индукции, логического метода, а также частно-научных методов, для изучения нормативной базы методы толкования норм права и правого моделирования , технико-юридический метод. Что позволит изучить многие аспекты национальной безопасности.
Оригинальность научно-исследовательской работы проявляется как в проведении самого исследования, изучения и обобщения полноты нормативной базы, по вопросу регулирования национальной безопасности и её анализу, что позволяет выявить актуальные проблемы, а также деятельности органов власти, координирующих внешнюю и внутреннюю политику и обеспечивающих национальную безопасность страны.
Теоретическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, чтобы обобщить представление о национальной безопасности, выделить проблемы и угрозы национальной безопасности и рассмотреть перспективы их правового регулирования.
Практическая значимость работы заключается в том, что информация, собранная во время данного исследования может быть использована для выработки новой Стратегии и дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации. Информация также пригодится для подготовки учебного курса в высшем учебном заведении для студентов - специалистов по направлению подготовки «правовое обеспечение национальной безопасности».
При написании данной работы проанализировано большое количество разнообразных нормативных и научно-технических источников. В основе исследования лежат важнейшие нормативно- правовые акты как: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28.12.2010 № 390 "О безопасности", Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и иных нормативно - правовых актов.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, которые содержат в совокупности девять параграфов, заключения и списка используемых источников, в котором присутствуют нормативные правовые акты, специальная литература, а также электронные ресурсы.
Поэтому не случайно, что проблемой национальной безопасности озабочены многие и в течение последних 20 лет ученые разных научных направлений, в том числе и юристы, обращают пристальное внимание на угрозы национальной безопасности РФ в контексте глобальных проблем современности. Основным элементам безопасности, исследованию современного состояния законодательства в сфере национальной безопасности и механизмов его реализации задействованными в данной области субъектами посвятили свои работы: В.Н. Лопатин, Б. В. Россинский, Ю.С. Горбунов, И.Б. Кардашова, Л. К. Айвар, О.Е. Кутафина и др.
Отдельную группу научных трудов составляют работы ученых, посвященные геополитическому аспекту национальной безопасности Российской Федерации. Выдающийся вклад в осмысление безопасности как сложного социально-политического и морального явления внесли русские философы XIX - XX вв. H.A. Бердяев, JI.H. Гумилев, И.А. Ильин. Среди отечественных ученых, занимавшихся исследованием в области национальной безопасности с разных ракурсов и в разных отраслях научного знания, необходимо выделить А. Возженикова, А.И. Зубкова, В. Рубанова, политолога А. Прохожева, А. Позднякова, М.П. Киреева, В.М. Анисимкова.
Несмотря на постоянный и пристальный интерес, вопросы обеспечения национальной безопасности остаются острыми, не теряющими своей актуальности. На сегодняшний день можно констатировать, что в Российском государстве отсутствуют комплексные меры исследования теоретических, правовых основ национальной безопасности, что необходимо государству в связи с увеличением и изменением сущности угроз национальной безопасности. Так как угрозы имеют негативное влияние на личность, общество и государство, необходимы полноценные исследования видов национальной безопасности, системы обеспечения национальной безопасности для предупреждения или быстрого реагирования на угрозы каждого из видов национальной безопасности. сложившееся положение в сфере национальной безопасности определило выбор темы дипломной работы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере поддержания и обеспечения национальной безопасности.
Предмет исследования - это динамика общественных отношений, появление новых угроз общественным отношениям в сфере обеспечения национальной безопасности, нормы действующего законодательства, регулирующие область настоящего исследования, проблемы и возможности ее правового регулирования.
Цель исследовательской работы - проведение комплексного и полного исследования понятия национальной безопасности, определение угроз и необходимости противостояния им путем государственно-правового регулирования.
Для достижения поставленных в дипломной работе целей выполнялись следующие задачи: - всестороннее и многоаспектное изучение сущности национальной безопасности, - выявление современных угроз национальной безопасности, анализ научной информации и нормативно-правовых актов в данной сфере и прогнозирование перспектив государственно-правового регулирования национальной безопасности
Методами исследования, используемыми для этой работы, стали вся совокупность всеобщего метода, обуславливающего применение анализа и синтеза, общенаучных методов дедукции и индукции, логического метода, а также частно-научных методов, для изучения нормативной базы методы толкования норм права и правого моделирования , технико-юридический метод. Что позволит изучить многие аспекты национальной безопасности.
Оригинальность научно-исследовательской работы проявляется как в проведении самого исследования, изучения и обобщения полноты нормативной базы, по вопросу регулирования национальной безопасности и её анализу, что позволяет выявить актуальные проблемы, а также деятельности органов власти, координирующих внешнюю и внутреннюю политику и обеспечивающих национальную безопасность страны.
Теоретическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, чтобы обобщить представление о национальной безопасности, выделить проблемы и угрозы национальной безопасности и рассмотреть перспективы их правового регулирования.
Практическая значимость работы заключается в том, что информация, собранная во время данного исследования может быть использована для выработки новой Стратегии и дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации. Информация также пригодится для подготовки учебного курса в высшем учебном заведении для студентов - специалистов по направлению подготовки «правовое обеспечение национальной безопасности».
При написании данной работы проанализировано большое количество разнообразных нормативных и научно-технических источников. В основе исследования лежат важнейшие нормативно- правовые акты как: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28.12.2010 № 390 "О безопасности", Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и иных нормативно - правовых актов.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, которые содержат в совокупности девять параграфов, заключения и списка используемых источников, в котором присутствуют нормативные правовые акты, специальная литература, а также электронные ресурсы.
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации затрагивает все сферы жизни общества.
Очень важно вовремя реагировать на угрозы, для того чтобы быстро и четко отражать их, выявлять, предупреждать или ликвидировать. С этой целью возникает необходимость в четком, грамотном, детализированном законодательстве, исключающем дублирование и пересекающиеся нормы, а также выработка эффективных мер по обеспечению национальной безопасности. Естественно, что для каждого вида национальной безопасности необходимы свои специфические механизмы, однако, в первую очередь, должны быть сформулированы типовые основные меры обеспечения безопасности для любого вида национальной безопасности.
В настоящее время необходимо говорить о механизме, преобразующем принятую государством стратегию в области обеспечения различных видов безопасности в скоординированную деятельность конкретных федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправлении, общественных объединений и граждан на основе действующего законодательства.
Применение сил обеспечения национальной безопасности должно осуществляться в строгом соответствии с законом, так как именно право способно обеспечивать эффективное функционирование, согласованность элементов данной системы, эффективность взаимодействия. Необходимо определить органы, которые наделены полномочиями в области обеспечения каждого вида безопасности, также большое значение имеет определение категории лиц, с необходимыми функциями и статусом. Крайне важно, чтобы сотрудники государственных органов по обеспечению национальной безопасности имели высшее юридическое образование и владели достаточными знаниями.
Средства обеспечения национальной безопасности требуют детальной проработки закрепления в федеральном законодательстве. Естественно, что любая из видов национальных безопасностей имеет специфические признаки, а это обуславливает необходимость выработки мер, которые бы наилучшим образом предотвращали угрозы в конкретной области.
Анализ содержания нормативных правовых актов, относящихся к сфере национальной безопасности, позволяет говорить о необходимости корректировки законодательства в направлении создания единой, целостной системы, способной регулировать весь спектр правоотношений, связанных с обеспечением национальной безопасности.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что назрела необходимость принятия отвечающего современным требованиям базового федерального закона, регулирующего важнейшие отношения в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В этой связи необходимо разработать и принять Федеральный закон «О национальной безопасности» в качестве основы нормативного правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Целесообразно использовать зарубежный опыт, основываться на международных договорах и соглашениях, однако в приоритете должна сохраняться Конституция Российской Федерации, обеспечивающая целостность государства и национальный суверенитет.
Путем дальнейшего совершенствования правового регулирования обеспечения национальной безопасности необходимо устранить имеющиеся в российском законодательстве пробелы и создать четкий механизм по выявлению, устранению и нейтрализации угроз безопасности личности, общества и государства. Речь, по мнению многих специалистов, фактически идет о формировании новой отрасли законодательства - законодательства в области обеспечения национальной безопасности.
Правовое обеспечение национальной безопасности является составной частью общей теории национальной безопасности Российской Федерации. Данилейко В.В. в своей диссертации писал: «актуальность данного направления, в первую очередь, обусловлена потребностью государства и общества в подготовке специалистов, способных оценивать, понимать и анализировать процессы, происходящие в России и в мире, активно влиять на их содержание и развитие правовыми средствами, создавая тем самым благоприятную для Российской Федерации обстановку, позволяющую ей комплексно и эффективно решать задачи обеспечения национальной безопасности»121.
Совершенствование правового регулирования обеспечения национальной безопасности с учетом международного опыта и исторической составляющей этих обстоятельств позволит устранить имеющиеся в российском законодательстве пробелы, выработать четкий механизм по выявлению, устранению и нейтрализации угроз безопасности личности, обществу и государству, то есть создать правовые гарантии надежной защиты национальных интересов страны.
Следует отметить, что обеспечение национальной безопасности процесс бесконечный, непрерывный, так как в каждый исторический период в связи с развитием общества и государства возникают новые угрозы, требующие своевременного решения в деле обеспечения национальной безопасности. Это естественно, так как без всеобъемлющей защищенности не будет развития и совершенствования личности, общества и государства.
Очень важно вовремя реагировать на угрозы, для того чтобы быстро и четко отражать их, выявлять, предупреждать или ликвидировать. С этой целью возникает необходимость в четком, грамотном, детализированном законодательстве, исключающем дублирование и пересекающиеся нормы, а также выработка эффективных мер по обеспечению национальной безопасности. Естественно, что для каждого вида национальной безопасности необходимы свои специфические механизмы, однако, в первую очередь, должны быть сформулированы типовые основные меры обеспечения безопасности для любого вида национальной безопасности.
В настоящее время необходимо говорить о механизме, преобразующем принятую государством стратегию в области обеспечения различных видов безопасности в скоординированную деятельность конкретных федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправлении, общественных объединений и граждан на основе действующего законодательства.
Применение сил обеспечения национальной безопасности должно осуществляться в строгом соответствии с законом, так как именно право способно обеспечивать эффективное функционирование, согласованность элементов данной системы, эффективность взаимодействия. Необходимо определить органы, которые наделены полномочиями в области обеспечения каждого вида безопасности, также большое значение имеет определение категории лиц, с необходимыми функциями и статусом. Крайне важно, чтобы сотрудники государственных органов по обеспечению национальной безопасности имели высшее юридическое образование и владели достаточными знаниями.
Средства обеспечения национальной безопасности требуют детальной проработки закрепления в федеральном законодательстве. Естественно, что любая из видов национальных безопасностей имеет специфические признаки, а это обуславливает необходимость выработки мер, которые бы наилучшим образом предотвращали угрозы в конкретной области.
Анализ содержания нормативных правовых актов, относящихся к сфере национальной безопасности, позволяет говорить о необходимости корректировки законодательства в направлении создания единой, целостной системы, способной регулировать весь спектр правоотношений, связанных с обеспечением национальной безопасности.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что назрела необходимость принятия отвечающего современным требованиям базового федерального закона, регулирующего важнейшие отношения в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В этой связи необходимо разработать и принять Федеральный закон «О национальной безопасности» в качестве основы нормативного правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Целесообразно использовать зарубежный опыт, основываться на международных договорах и соглашениях, однако в приоритете должна сохраняться Конституция Российской Федерации, обеспечивающая целостность государства и национальный суверенитет.
Путем дальнейшего совершенствования правового регулирования обеспечения национальной безопасности необходимо устранить имеющиеся в российском законодательстве пробелы и создать четкий механизм по выявлению, устранению и нейтрализации угроз безопасности личности, общества и государства. Речь, по мнению многих специалистов, фактически идет о формировании новой отрасли законодательства - законодательства в области обеспечения национальной безопасности.
Правовое обеспечение национальной безопасности является составной частью общей теории национальной безопасности Российской Федерации. Данилейко В.В. в своей диссертации писал: «актуальность данного направления, в первую очередь, обусловлена потребностью государства и общества в подготовке специалистов, способных оценивать, понимать и анализировать процессы, происходящие в России и в мире, активно влиять на их содержание и развитие правовыми средствами, создавая тем самым благоприятную для Российской Федерации обстановку, позволяющую ей комплексно и эффективно решать задачи обеспечения национальной безопасности»121.
Совершенствование правового регулирования обеспечения национальной безопасности с учетом международного опыта и исторической составляющей этих обстоятельств позволит устранить имеющиеся в российском законодательстве пробелы, выработать четкий механизм по выявлению, устранению и нейтрализации угроз безопасности личности, обществу и государству, то есть создать правовые гарантии надежной защиты национальных интересов страны.
Следует отметить, что обеспечение национальной безопасности процесс бесконечный, непрерывный, так как в каждый исторический период в связи с развитием общества и государства возникают новые угрозы, требующие своевременного решения в деле обеспечения национальной безопасности. Это естественно, так как без всеобъемлющей защищенности не будет развития и совершенствования личности, общества и государства.
Подобные работы
- Виды национальной безопасности: общая характеристика, проблемы и перспективы правового регулирования
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Виды национальной безопасности: общая характеристика, проблемы и
перспективы правового регулирования
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Виды национальной безопасности: общая характеристика, проблемы и перспективы правового регулирования
Дипломные работы, ВКР, охрана правопорядка. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2019 - Виды общественной безопасности: общая характеристика, проблемы и перспективы правового регулирования
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Виды национальной безопасности: общая характеристика, проблемы и перспективы правового регулирования
Дипломные работы, ВКР, охрана правопорядка. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование рынка ценных бумаг (Московский Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Совершенствование системы национальной безопасности
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2021 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018





