Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет нравственных представлений 8
1.1 Формирование нравственных представлений у дошкольников в онтогенезе нравственного развития 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий формирования нравственных представлений детей 5-6 лет 17
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет нравственных представлений 28
2.1 Исследование уровня сформированности нравственных представлений у детей 5-6 лет 28
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования нравственных представлений у детей 5-6 лет 42
2.3 Динамика процесса формирования нравственных представлений у детей 5-6 лет 54
Заключение 62
Список используемой литературы 64
Приложения 70
Актуальность темы исследования определяется исключительной важностью морально-нравственного развития для становления личности ребенка. Периодом зарождения и формирования этических инстанций является дошкольный возраст по данным Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконина и др. Ребёнок, в процессе получения от воспитательного микросоциума позитивных и нравственных образцов, нравственных ценностей, при интериоризации их посредством осознания, чувств, и переживаний, осуществляет освоение нравственного опыта, нравственный культуры общества.
В дошкольный период идет целенаправленное формирование нравственных представлений. Нравственные представления дошкольников нельзя рассматривать как готовую, сформировавшуюся систему нравственного сознания личности. Нравственные представления дошкольников в основном ритуальны. Это говорит о необходимости вырабатывать навыки дисциплинированного, гуманного, нравственного поведения, формируя нравственные представления у дошкольников.
Однако нравственное становление личности часто сопровождается многочисленными препятствиями, приводящими к отклонениям в процессе нравственного развития. Такие дети характеризуются слабыми нравственными этическими знаниями, несформированными нравственными представлениями, у них не воспитаны нравственные чувства и отсутствует единство между сознанием и поведением.
Поэтому проблема повышения эффективности нравственного воспитания, формирования нравственных представлений имеет большую социальную значимость. Об этом говорится и в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, призывающего объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, основу которого составляет ряд духовно нравственных и социально-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения, в которых учтены интересы человека, семьи и общества. В связи с этим разработка психолого-педагогических условий нравственного развития личности сегодня представляет собой одну из главных задач, которую ставят перед психологами педагоги и родители.
Представителями психологии развития Л.И. Божович, Т.Д.Марцинковской, В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой, Т.А. Репиной, Е.В.Субботским, О.А. Шаграевой и др., при выделении аспекта морального развития в онтогенезе, было проведено исследование его внешних и внутренних детерминант. Л.М. Аболин, А.В. Зосимовский, Л. Колберг, Ж.Пиаже, Г.А. Урунтаева посвятили свои исследования разработке первых концепций морального и духовно-нравственного развития в детском возрасте. Р.Н. Ибрагимова, А.С. Золотникова занимались изучением особенностей восприятия дошкольниками нравственных норм и правил поведения. Исследованиями Б.А. Горбачёвой, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон и др. была обогащена теория нравственного развития знаниями о том, как формируются нравственные представления и моральные оценки у детей дошкольного возраста.
Однако, несмотря на значительное обогащение проведенными исследованиями представлений о том, как осуществляется нравственное развитие в дошкольном возрасте, каково его содержание и особенности морального сознания, чувств, переживаний, поведения и др., проблема формирования нравственных представлений пока еще подробно не разработана. Это привело к возникновению противоречий между:
• требованиями общества к нравственному развитию дошкольников и реальными результатами нравственного воспитания детей;
• необходимостью уделять особое педагогическое внимание формированию у дошкольников таких нравственных представлений как доброта, вежливость, отзывчивость и заботливость и недостаточной разработанностью психолого-педагогического сопровождения этого процесса с учетом возрастных особенностей и показателей по формированию нравственных представлений у детей 5-6 лет.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет нравственных представлений.
Объект исследования - процесс нравственного развития детей 5-6 лет.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет нравственных представлений.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет нравственных представлений.
Гипотеза исследования - формирование нравственных представлений у детей 5-6 лет будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- разработан комплекс мероприятий в соответствии с показателями сформированности нравственных представлений у детей 5-6 лет (когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий);
- включены родители в совместную деятельность с ДОО
- использованы произведения художественной литературы с целью обогащения и активизации нравственных представлений у детей 5-6 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственных представлений у детей 5-6 лет.
2. Выявить уровень сформированности нравственных представлений у детей 5-6 лет.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия формирования нравственных представлений у детей 5-6 лет.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности; эмпирические: эксперимент, беседа, наблюдение; методы количественной и качественной обработки данных.
Новизна работы заключается в разработке психолого-педагогических условий формирования нравственных представлений у детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе обоснованы психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет нравственных представлений.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный комплекс мероприятий по формированию нравственных представлений у детей 5-6 лет может быть использован в работе воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений.
Экспериментальная база исследования. ДОУ № 16 г. Сызрани, в исследовании принимали участие 22 ребенка в возрасте 5-6 лет (из них 9 девочек и 13 мальчиков).
Структура бакалаврской работы: введение, две главы (одна теоретическая и одна практическая), заключение, список используемой литературы (51 источник), приложение (9 приложений).
Анализ теоретической литературы показал, что процессу формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста отводится важная роль в развитии личности в целом. От прочности сформированности представлений у ребенка о правильных поступках и действиях в определённой ситуации зависит оценка его нравственности, которые дают ему окружающие.
Для нравственных представлений и умений детей в старшем дошкольном возрасте характерно становление моральных суждений и оценок; формирование первоначального понимания общественного смысла нравственной нормы; возрастание действенности нравственных представлений; возникновение сознательной нравственности, то есть поведение ребёнка регламентируется нравственными нормами.
Экспериментальное изучение нравственных представлений у детей 5-6 лет показало преимущественно низкий и средний уровень сформированности нравственных представлений. На основании полученных данных были выявлены особенности формирования нравственных представлений детей 5-6 лет.
В ходе формирующего эксперимента были созданы психолого-педагогические условия, способствующие формированию нравственных представлений детей:
• разработан комплекс мероприятий по формированию нравственных представлений у детей 5-6 лет, которая включает различные виды игр (дидактические, подвижные, игры-инсценировки), психогимнастические упражнения, продуктивную деятельность;
• включены родители в совместную деятельность с ДОО;
• использованы произведения художественной литературы с целью обогащения и активизации нравственных понятий у детей 5-6 лет: доброта, вежливость, отзывчивость и заботливость.
Таким образом, благодаря реализации разработанных нами психолого-педагогических условий нам удалось:
• способствовать формированию представлений детей о нравственных нормах;
• содействовать развитию эмоционального отношения к нравственным нормам;
• способствовать проявлению детьми нравственных норм в повседневной деятельности;
• помочь детям практически освоить нравственные представления в повседневной деятельности;
• содействовать формированию устойчивости проявления нравственных форм поведения.
1. Абраменкова, В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира [Текст] / В.В.Абраменкова - М.: ЭКО, 2014. -112с.
2. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире [Текст] / В.В.Абраменкова // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С. 3 -15.
3. Авхач, Г.Н. Психологические особенности правдивого и неправдивого поведения детей дошкольного возраста [Текст] / Г.Н.Авхач, дис....канд. психолог. наук. - М., 2016 - 256 с.
4. Антилогова, Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности [Текст]: автореф. дис.... докт. психолог. наук /Л.Н.Антилогова. - Новосибирск, 2014. - 19 с.
5. Бодалёв, А.А. Психология о личности.- М.: Изд-во МГУ, 2017.187 с.
6. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович; под ред. Д.И.Фельдштейна / Международная педагогическая академия. - М., 2015. - 212 с
7. Безрукова, Л.В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: дис.... канд. пед. наук /Л.В.Безрукова. - Екатеринбург, 2016. - 150 с.
8. Василевский, Ю.Л. Психология нравственности и ценностных ориентаций [Текст] / Ю.Л.Василевский // Прикл. психология. - 2017. -№3. - С. 51-70.
9. Веракса, Н.Е. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 2016. - № 3. - С. 14 -27.
10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: сб. науч. тр. / под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2016. - 96 с.
11. Волосова, Е. Эмоциональное воспитание ребенка в повседневной жизни [Текст] / Е. Волосова //Дошк.воспитание. - 2017. - № 11. - С.58-60.
12. Выготский, Л.С. Воспитание чувств [Текст] /Л.С. Выготский // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия /сост. И.В. Дубровина и др. - М.: Академия, 2017. - С. 233-235.
13. Габаровская, Л.В. Педагогические условия развития образа «Я» ребенка старшего дошкольного возраста [Текст]: дис.... канд. психол. наук /Л.В. Грабаровская. - Ростов- на /Д, 2016. - 177 с.
14. Гропаха, Н.М. Педагогические условия осознания нравственной ценности правил поведения детьми младшего дошкольного возраста [Текст] / Н.М. Гропаха: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2013. - 167 с.
15. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Гамезо, Л.М. Орлова - М., Изд-во МГПУ, 2016.- 233 с.
...