Введение 4
1 Теоретические основы кадровой политики государственных образовательных учреждений 9
1.1 Подходы к определению кадровой политики в образовательном
учреждении 9
1.2 Роль кадровой политики в функционировании среднего
профессионального образовательного учреждения 13
1.3 Зарубежный опыт формирования кадровой политики 21
2 Анализ кадровой политики государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства» ...32
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта
исследования 32
2.2 Анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на
деятельность учреждения и его кадровую политику 39
2.3 Анализ реализации кадровой политики колледжа 48
3 Разработка методических положений и мероприятий по совершенствованию кадровой политики государственного образовательного учреждения 59
3.1 Формирование факторной модели управления процессами в
кадровой политике на основе методики отбора факторов 59
3.2 Организационно-экономические мероприятия по стимулированию
персонала 63
3.3 Оценка социально-экономического эффекта предлагаемых
мероприятий 69
Заключение 75
Список используемых источников 80
Приложение А Результаты финансово-хозяйственной деятельности
Тольяттинского колледжа сервисных технологий и предпринимательства за период 2018-2020 гг 86
Приложение Б Данные о доле расходов, идущих на приобретение основных средств, материальных средств и запасов, на стипендии и выплаты социального характера, на оплату прочих расходов в общем объеме затрат на обучение на одного студента 87
Приложение В Динамика численности колледжа в соответствие со штатным расписанием 88
Актуальность темы исследования. Современный мировой опыт показывает важность и актуальность развития экономики в направлении инновационных изменений. В связи с этим перед учреждениями среднего профессионального образования остро встает вопрос подготовки высококвалифицированных кадров. Выпускники среднего профессионального образования должны соответствовать не только требованиям подготовки ФГОС, но и требованиям работодателя и перспективным направлениям развития техники и производства. Эту триединую задачу предстоит решать как руководству, так и преподавательскому составу, прежде всего средних профессиональных образовательных учреждений.
Во многом, качество преподавательского состава, реализуемые технологии обучения, возможность реализации инновационных подходов к образовательному процессу и многие другие аспекты определяются кадровой политикой, действующей в учреждении. В средних профессиональных образовательных учреждениях, как и в любой организации, реализуются направления кадровой политики на основе нормативных актов, регламентирующих данные процессы.
Кадровая политика любого предприятия представляет собой систему взглядов, требований и норм, принципов, определяющих основные направления, формы и методы работы с персоналом организации, учреждения, предприятия.
Проблема исследования заключается в том, что в государственных и муниципальных учреждениях среднего профессионального образования при реализации кадровой политики необходимо держать ориентиры на существующие в стране программы инновационного развития с целью обеспечения конкурентоспособности выпускников, подготовленных преподавателями-новаторами. Этот тезис обусловил выбор темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Вопросам кадровой политики при управлении персоналом давно уделяется много внимания как отечественными, так и зарубежными авторами: Базаровым Т.Ю., Десслером Г., Зиилом Н., Кибановым А.Я., Минченковой О.Ю., Тейлором Ф.У., Файолем А., Федоровой Н.В., С.А. Шапиро, С.В. Шекшней, Шелдрейком Дж., и др. Перечисленные работы посвящены различным направлениям работы с персоналом, но не учтены особенности управления персоналом в образовательных учреждениях.
О проблемах в развитии кадрового потенциала работников образовательных и бюджетных учреждений упоминается в трудах Арефьева А.Л., Василенко Н.В., Ватолкиной Н.Ш., Кулешовой Н.С., Рощина С.Ю., Рудакова В.Н., Фадеевой И.М., Фролова С.П., Чирикова В.С. и др.
В перечисленных трудах в особой степени не отражена позиция кадровой политики в условиях динамичной модернизации системы образования в России. Так например, исследователь Василенко Н.В. уделяет внимание вопросу институционализации в управлении образованием, а ведущий экономист Ключарев Г.А. обратил внимание на проблему модернизации профессионального образования с точки зрения региональных экспертов. Тем не менее, в настоящее время требуется формирование кадровой политики профессиональных учебных заведений, эффективной в поле реализации «Стратегии развития системы подготовки кадров» и инновационной Программы «Развитие образования». Этот аспект заложен в основу диссертационного исследования.
Объект исследования - государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства».
Предмет исследования - кадровая политика государственного автономного профессионального образовательного учреждения.
Цель исследования - разработка методических положений и практических предложений по совершенствованию направлений кадровой политики в свете требований современного законодательства и потребностей рынка труда.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих основных задач:
1. Провести теоретическое исследование состояния и подходов к формированию и реализации кадровой политики в государственных и образовательных учреждениях.
2. Определить сущность кадровой политики в государственном учреждении профессионального образования и дать авторский вариант определения «кадровая политика».
3. Провести анализ организационно-экономического состояния объекта исследования.
4. Раскрыть и обосновать компонентный состав факторной модели управления процессами в кадровой политике ГБОУ СПО и оценить эффективность существующей кадровой политики.
5. Сформировать факторную модель управления процессами в кадровой политике.
6. Разработать организационно-экономические мероприятия по совершенствованию кадровой политики и оценить их социально-экономическую эффективность.
Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем: на основе теоретического анализа сущности кадровой политики на предприятиях в различных сферах экономики, в государственных учреждениях, изученного практического опыта зарубежных стран, разработаны методические положения по улучшению кадровой политики в образовательном учреждении.
Положения, выносимые на защиту, заключаются в следующем:
1. Результаты сравнительного анализа подходов к пониманию кадровой политики в государственных и образовательных учреждениях зарубежного и отечественного опыта.
2. Уточненный и дополненный категориальный аппарат понятия «кадровая политика» для государственного образовательного учреждения.
3. Перечень факторов, оказывающих наибольшее влияние на процессы кадровой политики в государственном образовательном учреждении.
4. Авторская методика отбора факторов, влияющих на кадровую политику в образовательном учреждении.
5. Обоснован компонентный состав факторной модели управления процессами в кадровой политике.
6. Разработаны организационно-экономические мероприятия по совершенствованию кадровой политики и оценка их социально-экономической эффективности.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения теоретических и практических результатов настоящего исследования учреждениями среднего профессионального образования, а также высшего образования, что способствует научно-практическому улучшению учебного процесса в свете требований рынка труда.
Апробация результатов исследования отражена в материалах конференций.
Структура диссертации определена на основе цели и задач, поставленных в диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемых источников, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, дана характеристика степени изученности проблемы, сформулированы цель и задачи, определены объект, предмет и методы исследования, научная новизна и практическая значимость работы.
В первом разделе «Теоретические основы кадровой политики государственных образовательных учреждений» раскрыты подходы к пониманию кадровой политики в образовательном учреждении; роль кадровой политики в функционирования среднего профессионального образовательного учреждения; зарубежный опыт кадровой политики.
Во втором разделе дана организационно-экономическая характеристика объекта исследования, проведен анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на деятельность учреждения и его кадровую политику, проведена тщательная оценка реализации кадровой политики колледжа и раскрыты основные направления кадровой политики по направлению на повышение квалификации.
В третьем разделе «Разработка мероприятий по совершенствованию направлений кадровой политики в образовательном учреждении» описаны предложенные автором методика отбора факторов, влияющих на кадровую политику и факторная модель управления процессами кадровой политики. А также предложен проект, который предлагается для реализации в колледже на постоянной основе - выявление, развитие и поддержка наиболее перспективных преподавателей и руководителей колледжа, обладающих высоким уровнем управленческих компетенций. Этот проект состоит из двух частей: первая - описан цикл, через который проходит организация в целом и каждый ее сотрудник и вторая - создана модель лидерских компетенций.
Общий объем работы составляет 88 страниц, в том числе 18 рисунка и 12 таблиц.
В результате проведенного исследования были получены следующие выводы.
В первом разделе «Теоретические основы кадровой политики государственных образовательных учреждений» раскрыты подходы к пониманию кадровой политики в образовательном учреждении; роль кадровой политики в функционирования среднего профессионального образовательного учреждения; зарубежный опыт кадровой политики.
Во втором разделе дана организационно-экономическая характеристика объекта исследования, проведен анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на деятельность учреждения и его кадровую политику, проведена тщательная оценка реализации кадровой политики колледжа и раскрыты основные направления кадровой политики по направлению на повышение квалификации.
Таким образом, делая выводы по итогам анализа деятельности нашей организации, мы можем сказать следующее:
- колледж сервисных технологий и предпринимательства - это
многопрофильное, многоуровневое образовательное учреждение, реализующее программы среднего профессионального образования, начального профессионального образования, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого населения;
- в настоящее время колледж готовит специалистов по 17 специальностям среднего профессионального образования, по 16 профессиям начального профессионального образования и по 5 направлениям ресурсного центра;
- финансирование и материально - техническое обеспечение деятельности нашего колледжа идет по двум направлениям: из бюджетных средств области и поступления от внебюджетных источников;
- доля поступлений из областного бюджета растёт, а доля внебюджетных поступлений сокращается;
- в структуре внебюджетных доходов Тольяттинского колледжа сервисных технологий и предпринимательства за период 2018-2017 гг. основную долю составляют внебюджетные поступления от реализации образовательных услуг;
- доли расходов, идущих на приобретение основных средств, материальных средств и запасов, на оплату прочих расходов в общем объеме затрат на обучение на одного студента существенно ниже (от 0,5% и до7,5%) значений доли расходов, идущих на стипендии и выплаты социального характера (от 12,2% до 24,8%);
- за исследуемый период средняя стоимость коммерческого обучения (получения платных образовательных услуг) в год на одного студента была 16 тыс. руб., в 2015 году относительно первоначальной величины даже отмечено некоторое снижение до 13115 рублей.
По итогам анализа внутренней и внешней среды автором сделаны следующие выводы:
- - внутренней средой организации являются следующие ресурсы:
- ресурсы материальные в виде зданий и различного оборудования лабораторий, компьютерных классов и т.д.;
- ресурсы трудовые в виде административно-хозяйственного, педагогического и вспомогательного персонала;
- ресурсы финансовые в виде реальных финансов, поступающих из бюджета и внебюджета,
- ресурсы информационные в виде информации об учебном процессе, управленческих процессах и т.п.;
- для осуществления всех процессов, происходящих в стенах нашего учреждения, существует система управления колледжем, и органы управления наделены рядом компетенций, реализация которых способствует достижению стратегических целей;
- вынесение рекомендаций по определению педагогических работников на различные курсы и стажировки, а также в аспирантуру; вынесение представлений к различным видам поощрений осуществляет педагогический совет учреждения;
- со стороны работодателей колледжу оказывается различная поддержка и помощь в организации и проведений мероприятий и элементов образовательного процесса;
- к социальным партнерам «ближнего окружения» можно также отнести Центр трудовых ресурсов г.о. Тольятти;
- социальные партнеры оказывают различную помощь и поддержку по направлениям реализации кадровой политики, в частности повышение квалификации и предоставление мест стажировки и т.д.
Автором отобраны факторы, наибольшим образом влияющие на процессы кадровой политики. К таким факторам внутренней среды автор отнес:
- наличие ряда компетенций у органов управления колледжа, которые способствует достижению стратегических целей;
- наличие таких компетенций как: вынесение рекомендаций по определению педагогических работников на различные курсы и стажировки, а также в аспирантуру; вынесение представлений, к различным видам поощрений осуществляемое педагогическим советом учреждения;
К таким факторам внешней среды автор относит:
- спрос со стороны выпускников школ 9-х и 11-х классов города и районов;
- спрос со стороны работников предприятий и организаций, неработающих граждан, стоящих на учете в Центре занятости и просто население области и города;
- социальные партнеры оказывают различную помощь и поддержку по направлениям реализации кадровой политики, в частности повышение квалификации и предоставление мест стажировки и т.д.;
- на процессы кадровой политики (повышение квалификации, стажировки и т.д.) оказывают влияние не просто социальные партнеры, как, например, Министерством образования и науки Самарской области, а содержание тех законодательных и правоустанавливающих документов и инициатив, которые стимулируют данные процессы.
Анализ кадровой политики по направлению - повышение квалификации показал, что обеспечение повышения квалификации педагогического состава по проблемам перехода на ФГОС нового поколения и модульно-компетентностной организации содержания образования является важным этапом внедрения в учебный процесс Федеральных Государственных образовательных стандартов.
Ежегодно количество человек, проходивших основные направления повышения квалификации находится в пределах 30: 28 - обучение по индивидуальному образовательному чеку; 27 - семинары; 26 - стажировки; 22
- научно-практические конференции.
Основные направления повышения квалификации персонала: «Развитие профессиональных компетенций работников образования. Модернизация региональной системы образования», «Организация интернет
- обучения на базе сетевых методических и информационных комплексов», «Современные образовательные технологии», «Конфликтные ситуации в ОУ профилактика, контроль и разрешение», «Разработка современных информационно-образовательных сред в профессиональном образовании преподавателя колледжа», «Маркетинговая деятельность в ОУ», «Оценка результативности образовательного учреждения в условиях перехода на среднесрочное планирование. Общественное участие в оценке результатов», «Изменение парадигмы комплекса методического обеспечения реализации приоритетов образовательного учреждения», а так же «Корректировка и составление учебных планов в соответствии с ФГОС», «Аттестации педагогических работников - 2015» и др.;
На процессы кадровой политики (повышение квалификации, стажировки и т.д.) оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Особых недостатков в реализации такого направления кадровой политики как повышение квалификации персонала государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства» не выявлено.
Но, в связи с внедрением инновационных подходов в направлениях повышения квалификации также следует учитывать новшества, внедряемые в образовании. С точки зрения оптимизации затрат на персонал, важно учитывать и осуществлять индивидуальный подход к повышению квалификации. С точки зрения обеспечения учебного процесса современными учебно-методическими материалами следует стимулировать тех педагогов, которые ориентируются на внедрение Государственной программы РФ «Развитие образования на 2019-2020 гг».
В третьем разделе «Разработка мероприятий по совершенствованию направлений кадровой политики в ГАПОУ ТКСТП» описаны предложенные автором методика отбора факторов, влияющих на кадровую политику и факторная модель управления процессами кадровой политики. А также предложен проект, который предлагается для реализации в колледже на постоянной основе - выявление, развитие и поддержка наиболее перспективных преподавателей и руководителей колледжа, обладающих высоким уровнем управленческих компетенций. Этот проект состоит из двух частей: первая - описан цикл, через который проходит организация в целом и каждый ее сотрудник и вторая - создана модель лидерских компетенций.
В результате рассчитано получение экономического эффекта в размере 225 тыс. руб. и описан социальный эффект от внедрения предложений.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 15.03.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования»
Постановление Правительства Самарской области от 21 января 2015 года N 6 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области» на 2015 - 2024 годы»
1. Авраамова Е.М. Рынок труда и система образования: трудности перевода сигналов / Е.М. Авраамова // Общественные науки и современность. - 2017. - № 3. - С. 51-61.
2. Алексеев А.В. Новая экономика - новое образование / А.В. Алексеев, О.В. Бауск // ЭКО. - 2006. № 3. - С. 81-87.
3. Анисимов В.М. Кадровая политика России: философская и функциональная основы / В.М. Анисимов // Вопросы философии. - 2017. -№ 4. - C. 48-60.
4. Арефьев А.Л. Состояние и перспективы развития науки в вузах [Электронный ресурс] /А.Л. Арефьев, Н.М. Дмитриев // Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал. - М., 2019. - режим доступа:http://ecsocman.hse.ru/text/16214130 (дата обращения 15.09.2017).
5. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. - Спб.: Питер, 2008. - 832 с.
6. Артамонова М.В. Реализация интеграционной политики в системе
высшего профессионального образования РФ: тенденции
институциональных изменений: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04 / М.В. Артамонова. - М.: 2008. - 22 с.
7. Атлас новых профессий. Сколково. Агентство стратегических инициатив. - М. : 2020, - Режим доступа:http://www.skolkovo.ru/public
8. Богатырев Е.Д., Кравцова М.К, Подзорова М.А. Отечественный и зарубежный опыт карьерного продвижения государственных гражданских служащих// Theoretical&AppliedScience. - 2019. - С. 88 - 95.
9. Василенко Н.В. Институциональный подход к управлению образованием: автореф. дис. ... докт. экон. наук: 08.00.05 / Н.В. Василенко. - СПб.: 2009. - 41 с.
10. ГАПОУ «Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж» http: //skatk.ru/files/pologenij a_pdf/2015/14_O_kadrovoj_politike.pdf
11. «Георгиевский техникум механизации, автоматизации и
управления» https://гео-тех.рф/wp-content/uploads/2015/
12. Гурков И.Б., Моргунов Е.Б.Коварное сходство. //
HarvardBusinessReviewRussia. 2017. № 10. С. 64-69.
13. Государственная кадровая политика рубежом.
https://studfiles.net/preview/3862586/
14. Дежина И.Г. Государственная кадровая политика в сфере науки и ее результаты // Университетское управление: практика и анализ, 2006, №6.
15. Десслер Г. Управление персоналом [Электронный ресурс] / Г. Десслер ; пер. 9-го англ.изд. -3-е изд. (эл.) - Электрон текстовые доа. (1 файл pdf : 802 с.). - М. : БИНО. Лаборатория знаний, 2015. - систем.требования : AdobeReaderXI; экран 10”
16. Добрякова М.С., Андрущак Г.В. Прием в российские государственные вузы в 2017 году: увидеть, чтобы задуматься // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 101-121.
17. Дульзон А.А. Повышение результативности труда персонала вуза / А.А. Дульзон // Университетское управление: практика и анализ . - 2019. - №2. - С. 27-33.
18. Зиил Н. Реформы высшего образования в Европе на примере Фрайбурского университета / Н. Зиил // Вопросы образования. - 2017. - № 1.- С. 114-124.
19. Ищук Т.Л. Трансформация содержания высшего образования в экономике знаний / Т.Л. Ищук // Экономика образования. - 2017. - № 5. - С. 5-18.
20. Каверина Э.Ю. Кадровый потенциал американских университетов /
Э.Ю. Каверина // США-Канада. Экономика, политика, культура. - 2009. - № 8. - С. 61-77.
21. Кадровая политика в сфере государственной службы в США. http://isfic.info/
22. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб.пособие. - М.:
Гардарики, 2005. - 584 с: ил. ISBN5-8297-0018-2 (в пер.).
23. Кулешова Н.С., Лун ХАО Особенности трансформации государственной службы Китая в новых экономических условиях // Вестник ТГУ. - 2015. - № 4. - С. 24 - 31
24. Московский государственный техникум технологий и права http: //mgok.mskobr.ru/files/polozhenie_o_kadrovoj _politike. pdf
25. «Мы начали процедуру кадрового обновления» [Электронный ресурс] / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М., 2019. - Режим доступа:http://www.hse.ru.html (дата обращения 15.07.2017).
26. Никишина А.Л., Радченко И.Н. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации социальных программ // ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика № 8, 2015 г. Международный ежемесячный научный журнал / Новосибирск: Изд-во «Медиа центр»,2015. - С.77-83.
27. Проекты в сфере образования и науки в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации: офиц. сайт. - М., 2017. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф (дата обращения 10.11.2017).
28. Положение об аттестации персонала: юридические тонкости/ HR- Maximum. URL: http://www.hrmaximum.ru/articles/ocenka_i_attestaciya/122
29. Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2004 № 1139-р (ред. от 03.06.2019) «Об утверждении Перечня федеральных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования» Консультант Плюс.
30. Российский статистический ежегодник. - М.: Росстат, 2020; Труд и занятость в России. - М., 2019, 2020; Россия в цифрах, 2015 г.
31. Российский статистический ежегодник. - М.: Росстат, 2020; Россия в цифрах, 2015. Обновление 18.04.2017. URL: http://gks.ru
32. Рудаков В.Н., Чириков И.С., Рощин С.Ю., Дрожжина Д.С. Учись, студент? Влияние успеваемости в вузе на заработную плату выпускников. / НИУ ВШЭ. Серия WP15 "Научные труды Лаборатории исследований рынка труда". 2017. № 1.
33. Статистика российского образованияhttp://stat.edu.ru/scr/
34. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года. Одобрена Минобрнауки России 18.07.2019 г.
35. Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии / В.А. Сулемов. - М.: изд-во РАГС, 2006. - 344 с.
36. Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента. URL: http://www.i- u.ru/biblio/archive/teylor_principi(дата обращения: 04.07.2017) ;
37. Управление персоналом: учеб.пособие /А.Я. Кибанов. - 6-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2017.- 202 с.
38. Управление персоналом организации: Учебник Под ред. А.Я. Кибанова , - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М,2017. - 695 с. - (Высшее образование). 2017
39. Управление персоналом: учебник/ Н.В. Федорова, О.Ю.
Минченкова.- М. : КНОРУС, 2017. - 224 с.
40. Управление - это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. Москва : Республика, 1992. С. 241-242.
41. Фадеева И.М., Ватолкина Н.Ш.Программы развития кадрового
потенциала исследовательских университетов России: опыт анализа / И.М. Фадеева, Н.Ш. Ватолкина // Университетское управление. - 2017. - № 4.
С.13-32.
42. Филина Ф.Н.. Начальник отдела кадров. Универсальный практический справочник / Ф.Н. Филина. - М. :ГроссМедиа : РОСБУХ. -2009. - 304 с.
43. Фролов С.П. Переходим на эффективный контракт по правилам//
Руководитель бюджетной организации. № 4. - 2015. -http://www.audit-
it.ru/articles/personnel/a110/830940.html
44. Чириков И.С. Сравнительные институциональные исследования: задачи, организационные модели, методические особенности реализации // Universitas. 2019. Т. 1. № 3. С. 20-32.
45. Что такое эффективный контракт с педагогом в образовании? URL: http://law5.ru/obrazcy-dokumentov (дата обращения 29.06.2017)
46. Шендерова С.В. Институциональный механизм многоуровневого высшего образования и пути его формирования в России / С.В. Шендерова // Экономическая наука современной России. - 2017. - № 2. - С. 123-134.
47. Шелдрейк, Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Дж. Шелдрейк; Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. - СПб: Питер, 2001. - С.85-106.
48. Электронная система Кадрыhttp://vip.1kadry.ru/#/document
49. Amaral A., Magalhaes A. (2002) The emergent role of external stakeholders in European higher education governance // Governing higher education: National perspectives on institutional governance A. Amaral, G. A. Jones, B. Karseth (eds). / Norwell, MA: Kluwer.
50. Gurkov I.B., MorgunovEvgeny, Saidov Z.Robustness and Flexibility ofHuman Resource Management Practices: The Results of a Repeated Survey ofRussian Subsidiaries of Multinational Corporations // Employee Relations. 2017. Vol. 39. No. 5. P. 594-625
51. Pike G. R., Kuh G. (2005) A typology of student engagement for American colleges and universities // Research in Higher Education. Vol. 46. №. 2. P. 185-209.
52. Freeman R.E. (1984) Strategic management: A stakeholder approach. Boston: Pitman.
53. URL: http://old.opora.ru/news/ (дата обращения: 21.09.2017).]
54. Irvin Derek. The Role of Tangible vs. Intangible Rewards in Strategic Recognition. -CoM, MIT, 2017
55. Yakubovich V. Weak Ties, Information, and Influence: How Workers Find Jobs in a Local Russian Labor Market // American Sociological Review June 2020, -pp. 408-421