Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческой активности у младших школьников посредством проектной деятельности 8
1.1 Сущности понятий «творчество» и «творческая активность».. 8
1.2 Психологические особенности развития «творческой
активности», «креативности» и «творческого мышления» 16
1.3 Модель развития творческой активности у младших
школьников во внеурочной деятельности 28
Глава 2. Экспериментальная работа по разработке и апробации программы курса внеурочной деятельности, направленной на развитие уровня творческой активности у младших школьников посредством проектирования 34
2.1 Диагностика уровня развитости творческой активности у
младших школьников 34
2.2 Разработка и апробация курса внеурочной деятельности 45
2.3 Оценка эффективности программы курса внеурочной деятельности 59
Заключение 69
Список используемой литературы 72
Актуальность исследования обусловлена изменениями в современном обществе, которые задают новые требования к выпускнику школы. Одним из важнейших пунктов портрета выпускника начальной школы является творческая личность, человек, который способен незамедлительно реагировать на быстро изменяющиеся условия жизни. Исключительно важной задачей современного образования является раскрытие творческой активности обучающегося.
Анализ психолого - педагогической и методической литературы выявил проблему методической оснащенности в процессе развития творческой активности у младших школьников. Данный аспект активно разрабатывается и исследуется на психологическом и педагогическом уровнях. Значительный вклад в ее решение внесли как отечественные, так и зарубежные исследователи.
Согласно работам Ю.Н. Рюминой понятие «творческой активности задается как состояние личности, проявляемое в действиях, которые характеризуют стремление человека к тому, чтобы что - то преобразовать или создать новую ценность с точки зрения материального или духовного мира». Системно - деятельностный подход, выдвигаемый Л.А. Даринской, Л.К. Веретенниковой и Ю.Н. Кулюткиным, подразумевает представление о творческой активности, как интегральном понятии. Также деятельностно - организационный подход представлен в работах С.Л. Рубинштейна, где творческая активность является характерным свойством индивида. С.Л. Рубинштейн и Э. Торренс описали психологические механизмы творчества и его реализации.
В практике образовательной организации приобщение учеников к творчеству реализуется с помощью новых форм и методов, одной из которых является проектное творчество. В работах И.П. Иванова отражена реализация технологий проектно-творческой деятельности. Вытекает противоречие, в условиях развития и популяризации социального творчества, недостаточно разработаны программы по развитию творческой активности в начальной школе для полноценного включения младших школьников в данную деятельность, а именно создание корректных, оригинальных и интересных проектов.
Проблема исследования: как развить творческую активность младшего школьника во внеурочной деятельности?
Цель исследования: разработать и апробировать программу развития творческой активности для учеников начальной школы.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: программа проектной деятельности как средство развития творческой активности младших школьников.
Гипотеза исследования: заключается в предположении, что развитие творческой активности младших школьников будет более эффективным если:
- использовать интерактивные методы обучения и воспитания;
- разработать программу курса внеурочной деятельности, направленную на добровольное и посильное приобщение детей к инициативной, посильной проектной деятельности в рамках цифровой образовательной среды;
- использовать при разработке проектов методы, способствующие развитию у учеников инициативы, интереса к деятельности, а также к самостоятельному изучению дополнительного материала по теме / проблеме своего исследования.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого - педагогическую литературу, выделить основные характеристики понятия «творческая активность», изучить особенности его развития в младшем школьном возрасте;
- выявить уровень развитости творческой активности у учеников начальной школы;
- разработать и апробировать программу курса внеурочной деятельности;
- собрать и проанализировать полученные данные, сделать вывод исследования.
Экспериментальной базой исследования являлось МБУ «Лицей № 60» г.о. Тольятти. Эксперимента проходил среди учащихся 4 классов в количестве 43 человек в возрасте 9 - 10 лет.
Этапы исследования. Двухлетнее исследование состоит из трех этапов.
Первый этап (вторая половина 2020 г.) - поисково - аналитический. Анализ психологической, педагогической, методической литературы. Уточнение понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение объекта и предмета исследования, а также задач и методики исследования. Разработка проблемы данного исследования и формулировка гипотезы.
Второй этап (вторая половина 2020 г. - первая половина 2021 г.) - теоретико - проектировочный. Разработка программы курса внеурочной деятельности, направленной на развитие творческого потенциала у младших школьников. Определение методов организации исследования. Апробация теоретических положений и публикаций текущих результатов.
Третий этап (вторая половина 2021 г. - первая половина 2022 г.) - экспериментально - обобщающий. Проверка выдвинутой гипотезы, определение возможности развития творческой активности младших школьников посредством проектной деятельности. Апробация программы курса внеурочной деятельности, обработка экспериментальных данных, внедрение полученных результатов в практику. Формулировка выводов по проделанной работе, оформление диссертационной работы, публикация научных статей по результатам исследования.
Методы исследования:
- теоретические (анализ и синтез, сравнение);
- эмпирические (описание, сравнение, эксперимент
(констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап).
Научная новизна исследования заключается в систематизации представлений о сущности понятий «творческая активность», создании модели развития творческой активности у обучающихся начальных классов, а также в разработке программы курса внеурочной деятельности по развитию творческой активности у младших школьников.
Теоретическая значимость заключается в раскрытии содержания понятия «творческая активность» применительно к младшему школьному возрасту; теоретическому обоснованию эффективности использования форм и методов креативности и творческого мышления, как средства развития творческой активности младших школьников.
Практическая значимость. Разработанная программа курса внеурочной деятельности может быть использована образовательными организациями в процессе реализации начального общего образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Развитие творческой активности младших школьников - это психолого-педагогический процесс, который подразумевает организацию целенаправленной системы по раскрытию творческих способностей детей, а также активизации их деятельности в рамках разработки своих исследований (проектов).
2. Разработана модель развития творческой активности младшего школьника, которая состоит из взаимосвязанных взаимодополняющих компонентов: целевого (обуславливает постановку цели, содержит методологические подходы и принципы); содержательно-деятельностный компонент (включает содержание программы); организационно-деятельностный компонент (включает формы и методы работы); оценочно-результативный (представляет мотивационно-волевой, организационно-деятельностный и оценочно-результативный критерии развития творческой активности, каждый из которых измеряется по трем уровням развития: высокий, средний и низкий).
3. Для развития творческой активности у младших школьников необходимо создать педагогические условия:
- во-первых, благоприятная творческая атмосфера. В которой каждый ученик сможет реализовать свой потенциал, не боясь быть высмеянным и униженным;
- во-вторых, специально организованная образовательная среда, которая подразумевает наличие специально организационного процесса развития творческой активности с оборудованием и педагогом, т.е. организационно-педагогические условия;
- в-третьих, целенаправленно сконструированные формы и методы обучения учеников, направленные на развитие творческой активности, которые способствуют построению системы знаний и умений, их ориентирами на социально-значимую деятельность, педагогическая диагностика творческой активности личности ученика, т.е. диагностические условия.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается анализом положений психолого-педагогической науки, соблюдением в процессе проведения исследования требований методологии педагогической науки, использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, их соответствию цели и задачам исследования, результатами опытно- экспериментальной работы.
Апробации и внедрение результатов исследования осуществлялось на педагогических советах в МБУ «Лицей № 60» г.о. Тольятти; в выступлениях на семинарах в ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», а также на научно-практических конференциях.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, содержит 17 рисунков, 6 таблиц, список используемой литературы (52 источника). Основной текст работы изложен на 76 страницах.
Актуальность проблемы развития творческой активности у младших школьников обусловлена изменяющимися условиями жизни в современном обществе, а также новыми стандартами образования. А также необходимостью разработки программы по эффективному развитию творческой активности и научно - методическим оснащением по данному процессу.
На основе анализа и синтеза научной литературы определены сущность понятий «творчество», «креативность», «творческая активность» в современных психолого - педагогических исследованиях. Творческая активность - способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания и умения из одной области в другую.
Также были представлены следующие критерии и показатели развития творческой активности у младших школьников: мотивационно - волевой (пробуждение интереса к креативному пути решения представленных проблем), операциональный (проявление творческого мышления в ходе решения различных задач), рефлексивно - оценночный (проявление способности к самоанализу и самооценке творческих способностей).
В исследовании представлен младший школьный возраст как наиболее сензетивный в качестве развития творческой активности. Ученику начальной школы важно иметь гибкость, беглость мышления, анализировать и оценивать свою работу и работу окружающих. Уметь работать в команде, иметь индивидуальный подход к людям, способность нестандартно решать возникающие проблемы.
Анализ теоретических источников показал недостаточность разработки методической стороны развития творческой активности, появляется необходимость в разработке модели и программы развития творческой активности у младших школьников.
В ходе исследования доказано позитивное влияние специально спроектированной модели развития творческой активности у младших школьников в проектной деятельности, состоящей из взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов:
1) целевой компонент, включает в себя социальный заказ, цель, методологические подходы, принципы работы;
2) содержательный, включает в себя рабочую программу курса внеурочной деятельности;
3) организационно - деятельностный, состоит из форм работы и методов, которые позволят организовать практико - ориентированный процесс бучения и воспитания;
4) оценочно - результативный, в который входят критерии, уровни и показатели для диагностики как существующего, так и полученного результата деятельности по разработанной программе курса внеурочной деятельности.
Модель обеспечивает положительную динамику в развитии творческой активности младших школьников и эффективно действует при выделенных педагогических условиях.
Среди педагогических условий, которые были выделены в работе, стоит отметить: педагогическую диагностику творческой активности, развитие активности учащихся.
Во второй описаны результаты констатирующего эксперимента. Определены и описаны критерии творческой активности, уровни развития, а также определены методики, с помощью которых была определена достоверность данных об изменяющемся процессе развития творческой активности и получить объективная оценка опытно - экспериментальной работы. Используя выделенные уровни, описание характеристики каждого уровня и методик диагностики, проведен констатирующий этап педагогического эксперимента.
В исследовании принимали участие учащихся 4 классов МБУ «Лицей № 60» г.о. Тольятти. Всего приняло участие 43 человека. Входящие в программу занятия проводились в очной форме, а также с применением дистанционных образовательных технологий и включали в себя беседы, дискуссии, интерактивные лекции, самодиагностику, мастер - класс, упражнения.
В рамках разработанной и апробированной программы особое внимание уделялось понятию творческая активность, путям развития активности у учащихся, обучению и созданию проектных работ обучающихся. Ученики вспомнили из чего состоит понятийный аппарат, узнали, как проводить эксперимент, методом проб и ошибок старались создать актуальный продукт, который был бы востребован и имел отклик в современном обществе.
Таким образом, реализация программы «Галерея творчества» подтвердила значимость для детей творческой активности как на уроках в школе, так и в жизни человека.
На итоговом этапе опытно - экспериментальной работы определена эффективность разработанной программы и обобщены результаты исследования. Анализ и обработка полученных данных позволили сделать вывод о позитивных изменениях в развитии творческой активности у младших школьников.
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты доказывают, что цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов проблемы. В качестве перспективы можно определить такие направления исследования, как поиск, выявление и совершенствование комплекса педагогических условий, описание методических рекомендаций для конкретных специалистов (педагог - организатор, психолог и т.д.), определение различных форм и методов деятельности школы как условия развития творческой активности учащихся.
1. Алибекова З.Н. Проектная деятельност : Центр инновационных
технологий, 2012. 608 с.
3. Артемова Л.В. Условия развития творческой активности
обучающихся // Актуальные научные исследования // 2021. С. 8-17.
4. Бабанский Ю.К. Избранные труды. Изд.: Педагогика, 1989. 560 с.
5. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории ипрактике. Екатеринбург: СГПИ, 1994. 110 с.
6. Бердяев Н.А. Самопознание. Изд. : АСТ, 2017. 366 с.
7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М. :Просвещение, 2002. 24 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. :Просвещение, 1968. 464 с.
9. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. :Институт практической психологии, 1996. 392 с.
10. Васильев И.А. Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности: Автореф. дис. д-ра псилог. Наук. М., 1998. 41 с.
11. Веретенникова Л.К. Развитие творческого потенциала младших
школьников: учебное пособие. М. : Московский государственный
университет, 2020. 84 с. URL: https://www.iprbookshop.ru/105924.html(дата обращения 29.01.2021 г.)
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. 6 Просвещение, 1991. 92 с.
13. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной
педагогики кпедагогике свободы. М. : МИРОС, 2002. 296 с.
14. Гладких И.В. Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников как средство формирования УУД // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: Уфа. 2017. С. 25 - 28.
15. Горовая В.И. Белозубова Е.Н. Творческая активность как проблемное поле исследования // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. С. 202.
16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М. : Интор, 1996. 544с.
17. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория,практика: монография. СПб, 2005. 293 с.
18. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб. : Питер Ком, 1999. 368 с.
19. Ермакова С.В., Миннуллина Л.Л., Савельева Е.А. Проектная деятельность как средство формирования творческой активности младших школьников на уроках технологии в 4 классе // БГПУ им. М. Акмуллы : Уфа. 2020. С. 44 - 47.
20. Захарова А.А. Формирование проектных умений у младших школьников на уроках во внеурочной деятельности // ЛГПУ им. П.П. Семенова - Тян - Шанского : Липецк. 2021. С. 151 - 155.
21. Зелинской Ф.Ф. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля // Пг. :Тип. Акц. Об - ва «Слово». 1916. С. 32 - 42.
22. Зюська К.Ю. Проектная деятельность как средство активизации младших школьников // ОГПУ : Оренбург. 2021. С. 380 - 382.
23. Иванов И.П. Коллективные творческие дела как средство коммунистического воспитания младших школьников. Л. : ЛГПИ им. А.И.
Герцена, 1983. 124 с.
24. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М. : РОУ, 1992. 140 с.
25. Конторщикова К.Д., СерёгинаА.В., Амирова Л.А. Игра как инструмент развития творческой активности младших школьников // БГПУ им. М. Акмуллы: Уфа. 2021. С. 198 - 201.
26. Кудымова Е.В., Карпушкина Л.В. Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников // МГПУ им. М.Е. Евсеева: Саранск. 2021. С. 301 - 305.
27. Кулюткин Ю.Н. Образовательные технологии: из опыта развития
глобального мышления учащихся: материалы для специалиста
образовательного учреждения. Санкт - Петербург : Каро, 2002. 152 с.
28. Люленкова А.Р. Интерактивные технологии в развитии творческой активности учащихся // Развитие креативности личности в современном мульти культурном пространстве. 2021. С. 224-228.
29. Люсев, Найниш Инженерная педагогика. Изд. : ИНФА - М, 2019. 88 с.
30. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Питер, 2008. 352 с.
31. Миронова Э.Л. Роль креативности личности педагога в развитии творческой активности младших школьников // ЕГУ им. И.А. Бунина. 2018. С. 53 - 55.
32. Петрова Н.С.. Пашкова К.А., Гречухина М.С. Нетрадиционные техники преподавания как средство развития творческой активности обучающегося // Инновационная деятельность в образовании: сборник статей по материалам VII региональной научно - практической конференции. 2021. С. 116-119.
33. Развитие творческой активности школьников // науч. - исслед. ин - т общей и педагогической психологии акад. пед. Наук СССР; под ред. Матюшкина А.М. М. : Педагогика. 1991. 160 с.
34. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. Изд. : Смысл, 2019. 530
с.
35. Рюмина Ю.Н, Изучение возможностей формирования творческой активности дошкольников процессе интегрированного обучения. Курган: Глав. Упр - е обр - я, 2001. 121 с.
36. Селиванов Л.В. Педагогические взгляды С.Л. Рубинштейна. Смоленск, 1998. 182 с.
37. Семихова Е.Г. Сущность проектной деятельности младших школьников, роль ученика и учителя в данном виде деятельности // Изд. : ИНТЕРНАУКА. 2021. С. 88 - 90.
38. Ситанова С.С., Шагаева Н.А. Проектная деятельность младших школьников как основная форма организации внеурочной деятельности // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Под общей редакцией Т.М. Сигитова. Пермь. 2017. С. 149 - 152.
39. Солдатова О.В. Развитие творческой активности детей в контексте надситуативных решений как фактор стимулирования различных видов одаренности // Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка: проблемы, направления, подходы, условия. 2020. С. 117-123.
40. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб. : Дидактика Плюс, 2002. 116 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373.
42. Фрейд З. Психология масс и человеческого Я. Изд. : АСТ, 1921. 140 с.
43. Цыганова Е.А. Педагогические условия формирования творческой активности младших школьников // МГПИ им. М.Е. Евсеева. 2019. С. 171 - 174.
44. Чехонадская Ю.А. Образовательные потенциал творческой активности // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 7103. С. 272-275.
45. Чу Фан. Педагогические условия формирования творческой активности личности в современном образовании // Моделирование и конструирование в образовательной среде: под ред. И.А. Артемьева, В.О. Белевцовой, И.П. Родионовой, М.М. Сабитовой. Москва. 2021. С. 604-606
46. Юзбашева А.С. Яяева А.М. Теоретические основы развития творческой активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Традиции и инновации в педагогике начальной школы. 2021. С. 350- 357.
47. Юсупхаджиева Т,В. Развитие творческой активности школьника как психолго-педагогическая проблема // Фундаментальные основы инновационного развития науки и технологического образования. 2020. С. 203-207.
48. Aziza Rakhimovna Sanakulova. Development of creative abilities of younger school students by means of project activity// Academic research in educational sciences. 2021. С. 1322 - 1327.
49. Charles Vilina, Kathlen Kampa, Sir Ken Robinson. Creativity in the young learner classroom // Oxford University Press. 2021. C. 132 -136.
50. Shakhodat Kurbanova. Fine activity the basis of children’s creativity // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social scinces. 2021. С. 144 - 148.
51. Tabachuk N.P., Ledovskikh I.A., karpova I.V., Kazinets V.A., Polichka A.E., Shulika N.A. Information competence and creative initiative of personality and their manifestation in activity // Journal of social studies education research/ 2018. С. 168 - 186.
52. Torrance. E.P. Torrance Tests of Creativity Thinking // Scholastic Testing Service. Inc. 1974.