Коммуникативные характеристики младших школьников из семей с разными типами детско-родительских отношений
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: муниципальное образовательное учреждение «Красавская основная общеобразовательная школа».
Выборка: 30 юношей и девушек.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБРАЗ ТЕЛА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН…………7
1.1 Понятие образа тела в структуре психологического знания……………….7
1.2 Психологические особенности юношеского возраста…………………….10
1.3 Теоретические подходы к изучению образа тела в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………27
2.1 Методологические принципы исследования..27
2.2 Организация и планирование исследования…27
2.3 Характеристика выборки исследования…28
2.4 Методы и методики исследования…28
2.5 Математико-статистические методы исследования………………………34
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА ТЕЛА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК………………36
3.1 Результаты сравнительного анализа значений показателей исследования особенностей образа тела у юношей и девушек……………………………….36
3.2 Результаты корреляционного анализа значений показателей исследования особенностей образа тела у юношей и девушек………………………………49
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………54
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………66
База исследования: муниципальное образовательное учреждение «Красавская основная общеобразовательная школа».
Выборка: 30 юношей и девушек.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБРАЗ ТЕЛА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН…………7
1.1 Понятие образа тела в структуре психологического знания……………….7
1.2 Психологические особенности юношеского возраста…………………….10
1.3 Теоретические подходы к изучению образа тела в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………27
2.1 Методологические принципы исследования..27
2.2 Организация и планирование исследования…27
2.3 Характеристика выборки исследования…28
2.4 Методы и методики исследования…28
2.5 Математико-статистические методы исследования………………………34
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА ТЕЛА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК………………36
3.1 Результаты сравнительного анализа значений показателей исследования особенностей образа тела у юношей и девушек……………………………….36
3.2 Результаты корреляционного анализа значений показателей исследования особенностей образа тела у юношей и девушек………………………………49
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………54
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………66
Актуальность исследования. Проблема восприятия собственного тела в связи с социально навязываемыми стандартами красоты является относительно новым направлением в рамках психологии личности, большинство исследований направлены на изучение общепсихологических аспектов формирования образа себя, таких как этапы формирования Я-образа в подростковом и юношеском возрасте, влияние детско-родительских отношений на формирование Я-образа и другое.
Соответствие собственного тела идеалам красоты, который нестабилен и зачастую субъективен, играет большую роль при оценивании человеком самого себя. Это приводит к проблемам самооценки и Я-концепции в целом, приводя к порождению так называемой «нормативной неудовлетворенности» собственным телом. Объясняется этот феном тем, что красота человеческого тела является таковой только в аспекте принятия её обществом, поддерживается средствами массовой информации, семьёй, ближайшим окружением и даже случайными людьми. Т.е., даже случайная негативная оценка внешности при определенных условиях может явиться причиной снижения самооценки человека, потери ощущения собственной уникальности и значимости социальных контактов, нарушения образа собственного тела.
Под образом собственного тела принято понимать чувство по отношению к телу, которое существует в восприятии человека. Здесь же содержится и представление о том, каково оно, по мнению окружающих. Это явление считают важным в аспекте удовлетворенности или неудовлетворенности им. В этом плане удовлетворенность может касаться тела целиком, но может относиться только к отдельным его частям.
Еще одним важным моментом здесь является то, что маловажным для личности становится реальная картина, обесценивается комплекс когнитивных и поведенческих реакций, обусловленных внешностью.
Нарушение образа собственного тела представляет собой состояние, при котором человек определяет себя более худшим, чем есть. В последние десятилетия эта ситуация стала существовать уже как проблема, причем довольно-таки масштабная. Это обусловлено наличием современных социокультурных стандартов красоты тела, достижение которых очень затруднительно. Именно в этой связи расцветают с одной стороны программы улучшения внешности (эстетическая косметология, пластическая хирургия, фитнесс-программы, программы работы на тренажерах и пр.), а с другой – анорексия, булимия, дисморфофобия, депрессии и пр.
Для мужчин идеальной считается «V-образная», мускулистая (с хорошо развитыми мышцами верхней части тела и брюшного пресса), динамичная и деятельная фигур, для женщин – фигура с выраженными вторичными половыми признаками, но также мускулистая, динамичная, поджарая.
В результате биологического взросления происходящие с телом изменения приводят к закономерным изменениям в форме и пропорциях тела, причем, женская фигура имеет тенденцию отклоняться от культурального идеала, а мужская, напротив, приближается к нему. Это является одной из причин того, что нарушение образа собственного тела и беспокойство по поводу его более характерно для женщин, особенно в пубертатном и юношеском возрастах. Все это приводит к сложному самоотношению с определенной эмоциональной окраской, и в случает отклонения от «идеала» может развиваться психопатологическая симптоматика по принципу дисморфофобии или нарушениям пищевого поведения.
Дисморфофобия характеризуется навязчивыми переживаниями по поводу имеющегося недостатка, а нарушение пищевого поведения – это расстройства питания, где нормальная физиологическая потребность и необходимость в пище перестает регулировать поведение.
Таким образом, актуальность изучения отношения к собственному телу в юношеском возрасте состоит не только в том, что оно может влиять на различные сферы личности и жизни в целом, но и в сохранении здоровья, а в некоторых случаях и жизни.
Цель исследования: выявить особенности образа тела у юношей и девушек.
Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1) Рассмотреть психологические особенности юношеского возраста
2) Изучить теоретические подходы к изучению образа тела в отечественной и зарубежной психологии;
3) Исследовать образ тела у девушек;
4) Исследовать образ тела у юношей;
5) Провести сравнительный анализ значений показателей исследования особенностей образа тела у юношей и девушек;
6) Провести корреляционный анализ значений показателей исследования особенностей образа тела у юношей и девушек.
Объект исследования: юноши и девушки.
Предмет исследования: образ тела у юношей и девушек.
Гипотеза исследования: существует различие в образе тела между юношами и девушками.
Методы исследования: Анализ литературы, психодиагностические методики, методы математико-статистической обработки данных (описательная статистика, сравнительный, корреляционный анализ).
Методики исследования:
1) Методика «Телесный образ Я» (M. Feldenkreiz), адаптация И.А. Соловьевой (2002);
2) «Методика свободного самоописания»;
3) «Тест цветоуказаний на неудовлетворенность собственным телом» (О. Вулей и С. Ролл).
4) Шкала уровня удовлетворенности собственным телом (О. А. Скугаревский)
5) Методика исследования самоотношения (С. Р. Пантилеев).
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Красавская основная общеобразовательная школа».
Выборка: 30 юношей и девушек.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных представлений об особенностях образа тела юношей и девушек.
Практическая значимость исследования. Материалы данной научной работы могут быть использованы при изучении этого вопроса в школах, в университетах. Также части этой работы могут быть изданы как статьи в определенной научной литературе (журналы, газеты и тд.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Соответствие собственного тела идеалам красоты, который нестабилен и зачастую субъективен, играет большую роль при оценивании человеком самого себя. Это приводит к проблемам самооценки и Я-концепции в целом, приводя к порождению так называемой «нормативной неудовлетворенности» собственным телом. Объясняется этот феном тем, что красота человеческого тела является таковой только в аспекте принятия её обществом, поддерживается средствами массовой информации, семьёй, ближайшим окружением и даже случайными людьми. Т.е., даже случайная негативная оценка внешности при определенных условиях может явиться причиной снижения самооценки человека, потери ощущения собственной уникальности и значимости социальных контактов, нарушения образа собственного тела.
Под образом собственного тела принято понимать чувство по отношению к телу, которое существует в восприятии человека. Здесь же содержится и представление о том, каково оно, по мнению окружающих. Это явление считают важным в аспекте удовлетворенности или неудовлетворенности им. В этом плане удовлетворенность может касаться тела целиком, но может относиться только к отдельным его частям.
Еще одним важным моментом здесь является то, что маловажным для личности становится реальная картина, обесценивается комплекс когнитивных и поведенческих реакций, обусловленных внешностью.
Нарушение образа собственного тела представляет собой состояние, при котором человек определяет себя более худшим, чем есть. В последние десятилетия эта ситуация стала существовать уже как проблема, причем довольно-таки масштабная. Это обусловлено наличием современных социокультурных стандартов красоты тела, достижение которых очень затруднительно. Именно в этой связи расцветают с одной стороны программы улучшения внешности (эстетическая косметология, пластическая хирургия, фитнесс-программы, программы работы на тренажерах и пр.), а с другой – анорексия, булимия, дисморфофобия, депрессии и пр.
Для мужчин идеальной считается «V-образная», мускулистая (с хорошо развитыми мышцами верхней части тела и брюшного пресса), динамичная и деятельная фигур, для женщин – фигура с выраженными вторичными половыми признаками, но также мускулистая, динамичная, поджарая.
В результате биологического взросления происходящие с телом изменения приводят к закономерным изменениям в форме и пропорциях тела, причем, женская фигура имеет тенденцию отклоняться от культурального идеала, а мужская, напротив, приближается к нему. Это является одной из причин того, что нарушение образа собственного тела и беспокойство по поводу его более характерно для женщин, особенно в пубертатном и юношеском возрастах. Все это приводит к сложному самоотношению с определенной эмоциональной окраской, и в случает отклонения от «идеала» может развиваться психопатологическая симптоматика по принципу дисморфофобии или нарушениям пищевого поведения.
Дисморфофобия характеризуется навязчивыми переживаниями по поводу имеющегося недостатка, а нарушение пищевого поведения – это расстройства питания, где нормальная физиологическая потребность и необходимость в пище перестает регулировать поведение.
Таким образом, актуальность изучения отношения к собственному телу в юношеском возрасте состоит не только в том, что оно может влиять на различные сферы личности и жизни в целом, но и в сохранении здоровья, а в некоторых случаях и жизни.
Цель исследования: выявить особенности образа тела у юношей и девушек.
Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1) Рассмотреть психологические особенности юношеского возраста
2) Изучить теоретические подходы к изучению образа тела в отечественной и зарубежной психологии;
3) Исследовать образ тела у девушек;
4) Исследовать образ тела у юношей;
5) Провести сравнительный анализ значений показателей исследования особенностей образа тела у юношей и девушек;
6) Провести корреляционный анализ значений показателей исследования особенностей образа тела у юношей и девушек.
Объект исследования: юноши и девушки.
Предмет исследования: образ тела у юношей и девушек.
Гипотеза исследования: существует различие в образе тела между юношами и девушками.
Методы исследования: Анализ литературы, психодиагностические методики, методы математико-статистической обработки данных (описательная статистика, сравнительный, корреляционный анализ).
Методики исследования:
1) Методика «Телесный образ Я» (M. Feldenkreiz), адаптация И.А. Соловьевой (2002);
2) «Методика свободного самоописания»;
3) «Тест цветоуказаний на неудовлетворенность собственным телом» (О. Вулей и С. Ролл).
4) Шкала уровня удовлетворенности собственным телом (О. А. Скугаревский)
5) Методика исследования самоотношения (С. Р. Пантилеев).
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Красавская основная общеобразовательная школа».
Выборка: 30 юношей и девушек.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных представлений об особенностях образа тела юношей и девушек.
Практическая значимость исследования. Материалы данной научной работы могут быть использованы при изучении этого вопроса в школах, в университетах. Также части этой работы могут быть изданы как статьи в определенной научной литературе (журналы, газеты и тд.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В результате исследования мы выяснили, что образ тела – это многогранное явление, которое может изучаться с разных сторон. Существует множество взглядов, которые отличаются различным пониманием образа тела, однако все они говорят, что образ тела – это совокупность переживаний, связанных с собственным телом.
Образ тела активно изучается психологическим сообществом – определяются детерминанты образа тела, изучаются различия в образе тела разных групп, рассматриваются гендерные влияния на образ тела, составляются программы по улучшению восприятия негативного образа тела и предотвращение его появления, рассматриваются позитивные аспекты восприятия тела. Однако до полного понимания этого феномена нам далеко, ибо не так однозначны результаты распространённости различных типов восприятия образа тела, существуют пробелы в понимании формирования образа тела, а терапевтические программы не всегда показывают свою эффективность. Именно из-за этого необходимо продолжать исследовать образ тела.
В практической части выпускной работы было проведено исследование на базе муниципального образовательного учреждения «Красавская основная общеобразовательная школа». В нем приняли участие 30 юношей и девушек. Его целью стало определение особенностей образа тела у юношей и девушек.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап – теоретическое изучение психолого – педагогической литературы. Определение цели и задач исследовательской работы, формулирование гипотезы.
Второй этап – эмпирическое исследование. На данном этапе были подобраны методики с учетом педагогического стажа и темы исследования.
Третий этап – эмпирическое исследование, анализ и сравнение результатов, на основе которых сформулирован выводы и заключение.
В исследовании были использованы следующие методы и методики исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщения, моделирования.
2. Эмпирические: эксперимент, тестирование по методикам:
1) Методика «Телесный образ Я» (M. Feldenkreiz), адаптация И.А. Соловьевой (2002);
2) «Методика свободного самоописания»;
3) «Тест цветоуказаний на неудовлетворенность собственным телом» (О. Вулей и С. Ролл).
4) Шкала уровня удовлетворенности собственным телом (О. А. Скугаревский)
5) Методика исследования самоотношения (С. Р. Пантилеев).
Математические и статистические: t - критерий Стьюдента.
В результате исследования по методике «Телесный образ Я» (M. Feldenkreiz), адаптация И.А. Соловьевой (2002) нами были получены результаты, показывающие, что процент искажений образа тела в целом по девушкам и юношам высокий, наиболее сильными искажениями являются искажения ширины плеч, ширины талии, ширины бедер, длины рук, длины торса до развилки.
Анализ результатов по методике свободных описаний показал, что у обоих полов наблюдается негативное отношение к дошкольному возрасту независимо от пола.
У юношей выявлено негативное отношение к сверстникам своего пола, и к старшему возрасту независимо от половой принадлежности. Также у юношей было выявлено положительное отношение к противоположному полу своего возраста.
Все это, может быть результатом их кризисного пути перехода от детской инфантильной половой идентичности к взрослым, зрелым ее формам.
Для девушек же характерно неприятие лиц противоположного пола только мужчин. А к женщинам и сверстникам обоих полов в отличии от юношей наблюдается положительное эмоциональное отношение.
Таким образом, можно судить об остроте отношений среди подростков и их конфликтности с лицами разного возраста вне зависимости от половой принадлежности.
По результатам исследования по методике «Тест цветоуказаний на неудовлетворенность собственным телом» О. Вуля и С. Ролла было выявлено, что юноши, в большей степени, нежели девушки, удовлетворены своим телом. Также были выявлены девушки и юноши, которые индифферентно относятся к собственному телу. При данном отношении к телу, личность склонна к игнорированию и непринятию проблем, и собственного тела. Возможно, оказал влияние опыт, полученный внутри семьи, связанный с равнодушным отношением родителей к своему телу.
Выраженная неудовлетворенность своим телом зафиксирована в большей степени у девушек, чем у юношей испытуемых по шкале «Общий показатель отношения к телу». В связи с эти тело становиться источником злости и раздражения, контакт с телом нарушается, так как любая связь со своим телом связана с неприятными ощущениями. Такое отношение к телесной части «Я» ограничивает личность в ее проявлениях, а также оказывает отрицательное влияние на самооценку. Непринятие тела может способствовать развитию расстройства пищевого поведения. Такие люди часто тревожатся по поводу своего внешнего вида, веса и других параметров, внешний вид оказывает влияние на отношение к себе.
По результатам методики «Шкала оценки уровня удовлетворенности собственным телом (ШУСТ)» (Скугаревский О. А.) можно заметить, что юноши, в большей степени, нежели девушки, удовлетворены своим телом.
Проведённый анализ данных по методике исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС) выявил, во-первых, очевидную разницу в нагрузках факторов, во-вторых, отличия между подростками мужского и женского пола по всем параметрам, кроме первого – открытость.
Можно отметить, что юноши более ориентированы на положительное отношение к себе со стороны окружающих, имеют большую ригидность образа «Я», и внешне менее подвержены сомнениям, несогласию с собой. Девушки, в свою очередь, проявляют больший интерес к собственной личности, более поглощены своим внутренним миром, меньше отстранены от внутреннего «Я», меньше в нём сомневаются.
Для определения взаимосвязи образа тела у юношей и девушек нами был проведен корреляционный анализ с использованием t-критерия Стьюдента. В результате были выявлены различия в образе тела между юношами и девушками.
При сравнении групп юношей и девушек значимых различий по основным трем показателям выявлено не было. Это свидетельствует о том, что степень неудовлетворенности собственным телом у обеих групп не различается значимо, хотя и высока.
Различия были выявлены лишь по показателю дискриминативности. Был проведен качественный анализ данного показателя, который выявил, что в группе девушек процент выделенных или дискриминативных частей тела в образе тела – 40%, остальные части либо окрашены в цвет прилегающих частей тела, либо не закрашены вовсе, тогда как в группе юношей тот же показатель составляет 70%, то есть выделенные различными цветами области тела составляют основную массу.
Исходя из проведенного корреляционного анализа, можно сделать вывод:
1) Существуют различия между исследуемыми группами респондентов в интегральном отношении к себе, самоуважении, аутосимпатии, ожидаемом отношении от других, установках на внутренние действия в адрес «Я», а именно в отношении других и самопринятии.
2) У девушек и юношей, принимавших участие в исследовании, нет значимых различий в удовлетворенности телом: обе группы респондентов довольно высоко удовлетворены своим телом.
3) Существуют отличия между группами респондентов в корреляционных отношениях удовлетворенности телом и самоотношения.
4) В обеих группах определена умеренная связь между удовлетворенностью нижней частью тела и интегральным самоотношением. В обеих группах удовлетворенность кожей коррелирует со шкалой «Отношения других».
Таким образом, подводя итог корреляционного анализа, можно сделать вывод о существовании различий в образе тела между юношами и девушками, что подтверждает гипотезу исследования.
Образ тела активно изучается психологическим сообществом – определяются детерминанты образа тела, изучаются различия в образе тела разных групп, рассматриваются гендерные влияния на образ тела, составляются программы по улучшению восприятия негативного образа тела и предотвращение его появления, рассматриваются позитивные аспекты восприятия тела. Однако до полного понимания этого феномена нам далеко, ибо не так однозначны результаты распространённости различных типов восприятия образа тела, существуют пробелы в понимании формирования образа тела, а терапевтические программы не всегда показывают свою эффективность. Именно из-за этого необходимо продолжать исследовать образ тела.
В практической части выпускной работы было проведено исследование на базе муниципального образовательного учреждения «Красавская основная общеобразовательная школа». В нем приняли участие 30 юношей и девушек. Его целью стало определение особенностей образа тела у юношей и девушек.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап – теоретическое изучение психолого – педагогической литературы. Определение цели и задач исследовательской работы, формулирование гипотезы.
Второй этап – эмпирическое исследование. На данном этапе были подобраны методики с учетом педагогического стажа и темы исследования.
Третий этап – эмпирическое исследование, анализ и сравнение результатов, на основе которых сформулирован выводы и заключение.
В исследовании были использованы следующие методы и методики исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщения, моделирования.
2. Эмпирические: эксперимент, тестирование по методикам:
1) Методика «Телесный образ Я» (M. Feldenkreiz), адаптация И.А. Соловьевой (2002);
2) «Методика свободного самоописания»;
3) «Тест цветоуказаний на неудовлетворенность собственным телом» (О. Вулей и С. Ролл).
4) Шкала уровня удовлетворенности собственным телом (О. А. Скугаревский)
5) Методика исследования самоотношения (С. Р. Пантилеев).
Математические и статистические: t - критерий Стьюдента.
В результате исследования по методике «Телесный образ Я» (M. Feldenkreiz), адаптация И.А. Соловьевой (2002) нами были получены результаты, показывающие, что процент искажений образа тела в целом по девушкам и юношам высокий, наиболее сильными искажениями являются искажения ширины плеч, ширины талии, ширины бедер, длины рук, длины торса до развилки.
Анализ результатов по методике свободных описаний показал, что у обоих полов наблюдается негативное отношение к дошкольному возрасту независимо от пола.
У юношей выявлено негативное отношение к сверстникам своего пола, и к старшему возрасту независимо от половой принадлежности. Также у юношей было выявлено положительное отношение к противоположному полу своего возраста.
Все это, может быть результатом их кризисного пути перехода от детской инфантильной половой идентичности к взрослым, зрелым ее формам.
Для девушек же характерно неприятие лиц противоположного пола только мужчин. А к женщинам и сверстникам обоих полов в отличии от юношей наблюдается положительное эмоциональное отношение.
Таким образом, можно судить об остроте отношений среди подростков и их конфликтности с лицами разного возраста вне зависимости от половой принадлежности.
По результатам исследования по методике «Тест цветоуказаний на неудовлетворенность собственным телом» О. Вуля и С. Ролла было выявлено, что юноши, в большей степени, нежели девушки, удовлетворены своим телом. Также были выявлены девушки и юноши, которые индифферентно относятся к собственному телу. При данном отношении к телу, личность склонна к игнорированию и непринятию проблем, и собственного тела. Возможно, оказал влияние опыт, полученный внутри семьи, связанный с равнодушным отношением родителей к своему телу.
Выраженная неудовлетворенность своим телом зафиксирована в большей степени у девушек, чем у юношей испытуемых по шкале «Общий показатель отношения к телу». В связи с эти тело становиться источником злости и раздражения, контакт с телом нарушается, так как любая связь со своим телом связана с неприятными ощущениями. Такое отношение к телесной части «Я» ограничивает личность в ее проявлениях, а также оказывает отрицательное влияние на самооценку. Непринятие тела может способствовать развитию расстройства пищевого поведения. Такие люди часто тревожатся по поводу своего внешнего вида, веса и других параметров, внешний вид оказывает влияние на отношение к себе.
По результатам методики «Шкала оценки уровня удовлетворенности собственным телом (ШУСТ)» (Скугаревский О. А.) можно заметить, что юноши, в большей степени, нежели девушки, удовлетворены своим телом.
Проведённый анализ данных по методике исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС) выявил, во-первых, очевидную разницу в нагрузках факторов, во-вторых, отличия между подростками мужского и женского пола по всем параметрам, кроме первого – открытость.
Можно отметить, что юноши более ориентированы на положительное отношение к себе со стороны окружающих, имеют большую ригидность образа «Я», и внешне менее подвержены сомнениям, несогласию с собой. Девушки, в свою очередь, проявляют больший интерес к собственной личности, более поглощены своим внутренним миром, меньше отстранены от внутреннего «Я», меньше в нём сомневаются.
Для определения взаимосвязи образа тела у юношей и девушек нами был проведен корреляционный анализ с использованием t-критерия Стьюдента. В результате были выявлены различия в образе тела между юношами и девушками.
При сравнении групп юношей и девушек значимых различий по основным трем показателям выявлено не было. Это свидетельствует о том, что степень неудовлетворенности собственным телом у обеих групп не различается значимо, хотя и высока.
Различия были выявлены лишь по показателю дискриминативности. Был проведен качественный анализ данного показателя, который выявил, что в группе девушек процент выделенных или дискриминативных частей тела в образе тела – 40%, остальные части либо окрашены в цвет прилегающих частей тела, либо не закрашены вовсе, тогда как в группе юношей тот же показатель составляет 70%, то есть выделенные различными цветами области тела составляют основную массу.
Исходя из проведенного корреляционного анализа, можно сделать вывод:
1) Существуют различия между исследуемыми группами респондентов в интегральном отношении к себе, самоуважении, аутосимпатии, ожидаемом отношении от других, установках на внутренние действия в адрес «Я», а именно в отношении других и самопринятии.
2) У девушек и юношей, принимавших участие в исследовании, нет значимых различий в удовлетворенности телом: обе группы респондентов довольно высоко удовлетворены своим телом.
3) Существуют отличия между группами респондентов в корреляционных отношениях удовлетворенности телом и самоотношения.
4) В обеих группах определена умеренная связь между удовлетворенностью нижней частью тела и интегральным самоотношением. В обеих группах удовлетворенность кожей коррелирует со шкалой «Отношения других».
Таким образом, подводя итог корреляционного анализа, можно сделать вывод о существовании различий в образе тела между юношами и девушками, что подтверждает гипотезу исследования.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - Коммуникативные способности детей в контексте детско- родительских отношений в полных и неполных семьях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021 - Предметная деятельность младших дошкольников в контексте
детско-родительских отношений
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Психологическое консультирование в диаде «подросток - родитель» как средство оптимизации отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - Психологические характеристики младших школьников с разными типами эмоциональных нарушений
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017



