Проблемы уголовной политики в области противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ
|
Аннотация 2
Введение 6
Глава 1. Правовые основы противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации 10
1.1. Понятие наркотических средств и психотропных веществ в современном российском законодательстве 10
1.2. Уголовно - правовые и иные законодательные меры противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации 13
Глава 2. Проблемы уголовной политики в области противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ 19
2.1 Уголовно-правовое понятие контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров 19
2.2. Криминологическая характеристика контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, причины и условия, способствующие перемещению наркотических средств через государственную границу Российской Федерации и границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС 26
2.3. Совершенствование уголовно-правовых мер противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации 38
Заключение 44
Список источников 47
Введение 6
Глава 1. Правовые основы противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации 10
1.1. Понятие наркотических средств и психотропных веществ в современном российском законодательстве 10
1.2. Уголовно - правовые и иные законодательные меры противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации 13
Глава 2. Проблемы уголовной политики в области противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ 19
2.1 Уголовно-правовое понятие контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров 19
2.2. Криминологическая характеристика контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, причины и условия, способствующие перемещению наркотических средств через государственную границу Российской Федерации и границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС 26
2.3. Совершенствование уголовно-правовых мер противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации 38
Заключение 44
Список источников 47
Наркомания является одной из наиболее острых проблем современности. В нашей стране, как и во многих других государствах мира, наркоситуация по сей день сохраняет тенденцию к ухудшению. В Конвенции ООН 1988 г. «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» отмечено, что незаконное производство, спрос и оборот наркотиков представляет серьезную угрозу для здоровья и благополучия людей и оказывает отрицательное воздействие на экономические, культурные и политические основы общества.1
По данным ООН, во всем мире неуклонно растет число людей, регулярно употребляющих наркотики. В настоящее время их число приближается к 200 миллионам человек и постоянно возрастает. Кроме того, наркобизнес прочно вошел в один из секторов теневого криминального рынка и приносит своим организаторам огромные доходы, подрывая тем самым экономику государств. Мировой оборот наркоиндустрии превышает 400 млрд. долларов в год, из которых на долю нашей страны приходится порядка 9-10 млрд. долларов.2
Среди зафиксированных в последние годы негативных тенденций в России можно выделить постоянное увеличение числа лиц, потребляющих синтетические наркосодержащие смеси, которые также в большом количестве завозятся из-за рубежа. Основными потребителями таких веществ становятся молодые люди, средний возраст которых неуклонно снижается и в настоящее время составляет около тринадцати- четырнадцати лет. По данным наркологов, вред, наносимый организму человека употреблением подобных синтетических смесей и «спайсов» в разы выше, чем от употребления опиатов.
Обострение наркоситуации в России во многом обусловлено наличием обширных контрабандных потоков наркотических веществ из-за границы, имеющих место как с европейского (Польша, Молдова, Украина), так и с азиатского (Афганистан, Иран, Пакистан) и кавказского (Азербайджан, Грузия) направлений. Международный оборот наркотиков способствует усилению транснациональных организованных преступных группировок, подрывает политическую и экономическую ситуацию внутри государств.
Наркомания, помимо прямого вреда от воздействия наркотиков на организм, косвенно способствует росту иных негативных социальных явлений, таких, как социально обусловленные вирусные заболевания (ВИЧ, вирусные гепатиты) и уровень преступности (в том числе преступлений, непосредственно не связанных с незаконным оборотом наркотиков). Доходы от трансграничного оборота наркотиков используются организованными преступными группами для расширения рынков сбыта и сфер влияния, подкупа должностных лиц и совершения иных преступлений, финансирования терроризма.
Все вышеперечисленное привело нас к выводу об актуальности темы исследования проблем уголовной политики в области противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ.
Незаконный оборот наркотических средств в разное время становился предметом исследования многих ученых. Среди них можно отметить работы Н.А. Мирошниченко, В.И. Брылева, Т.А. Боголюбовой, М.Л. Прохоровой, И.Н. Пятницкой, А.Г. Алехина и других. Наркотизм изучался и во многих диссертационных исследованиях, например, Р.А. Александровым, Г.М. Меретуковым, Э. Чекулиевым и т.д.
При этом, вопросам противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ, по нашему мнению, в литературе не уделяется должного внимания. Между тем, как было указано выше, эту проблему нельзя обойти стороной, поскольку значительные объемы наркотических веществ поступают в нашу страну именно из-за рубежа. Именно поэтому комплексный анализ контрабанды наркотических средств как с уголовно-правовой, так и с криминологической точки зрения с целью выработки наиболее эффективных мер борьбы с ней представляет в настоящий момент особую важность как для науки, так и для практической деятельности правоохранительных органов.
Целю данной бакалаврской работы является комплексный анализ проблемы уголовной политики в области противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать понятие наркотических средств и психотропных веществ в современном российском законодательстве;
• рассмотреть уголовно - правовые и иные законодательные меры противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ Российской Федерации;
• проанализировать уголовно-правовое понятие контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
• рассмотреть общую криминологическую характеристику контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, проанализировать причины и условия, способствующие их незаконному перемещению через государственную границу Российской Федерации и границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС;
• предложить меры по совершенствованию уголовно-правовых мер противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации.
Научная новизна выбранной темы обусловлена тем, что до сих пор ей не уделялось достаточного внимания, учитывая, что ключом к улучшению наркоситуации в России является именно перекрытие основных контрабандных каналов поступления наркотиков на ее территорию.
Методологической основой исследования являются общефилософские методы, диалектический метод научного познания, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции.
Теоретическая значимость работы заключается в попытке комплексного анализа проблемы уголовной политики в области противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ.
Практическая значимость работы состоит в том, что по итогам теоретического исследования будет предложен ряд практических мероприятий по борьбе с незаконных оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
По данным ООН, во всем мире неуклонно растет число людей, регулярно употребляющих наркотики. В настоящее время их число приближается к 200 миллионам человек и постоянно возрастает. Кроме того, наркобизнес прочно вошел в один из секторов теневого криминального рынка и приносит своим организаторам огромные доходы, подрывая тем самым экономику государств. Мировой оборот наркоиндустрии превышает 400 млрд. долларов в год, из которых на долю нашей страны приходится порядка 9-10 млрд. долларов.2
Среди зафиксированных в последние годы негативных тенденций в России можно выделить постоянное увеличение числа лиц, потребляющих синтетические наркосодержащие смеси, которые также в большом количестве завозятся из-за рубежа. Основными потребителями таких веществ становятся молодые люди, средний возраст которых неуклонно снижается и в настоящее время составляет около тринадцати- четырнадцати лет. По данным наркологов, вред, наносимый организму человека употреблением подобных синтетических смесей и «спайсов» в разы выше, чем от употребления опиатов.
Обострение наркоситуации в России во многом обусловлено наличием обширных контрабандных потоков наркотических веществ из-за границы, имеющих место как с европейского (Польша, Молдова, Украина), так и с азиатского (Афганистан, Иран, Пакистан) и кавказского (Азербайджан, Грузия) направлений. Международный оборот наркотиков способствует усилению транснациональных организованных преступных группировок, подрывает политическую и экономическую ситуацию внутри государств.
Наркомания, помимо прямого вреда от воздействия наркотиков на организм, косвенно способствует росту иных негативных социальных явлений, таких, как социально обусловленные вирусные заболевания (ВИЧ, вирусные гепатиты) и уровень преступности (в том числе преступлений, непосредственно не связанных с незаконным оборотом наркотиков). Доходы от трансграничного оборота наркотиков используются организованными преступными группами для расширения рынков сбыта и сфер влияния, подкупа должностных лиц и совершения иных преступлений, финансирования терроризма.
Все вышеперечисленное привело нас к выводу об актуальности темы исследования проблем уголовной политики в области противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ.
Незаконный оборот наркотических средств в разное время становился предметом исследования многих ученых. Среди них можно отметить работы Н.А. Мирошниченко, В.И. Брылева, Т.А. Боголюбовой, М.Л. Прохоровой, И.Н. Пятницкой, А.Г. Алехина и других. Наркотизм изучался и во многих диссертационных исследованиях, например, Р.А. Александровым, Г.М. Меретуковым, Э. Чекулиевым и т.д.
При этом, вопросам противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ, по нашему мнению, в литературе не уделяется должного внимания. Между тем, как было указано выше, эту проблему нельзя обойти стороной, поскольку значительные объемы наркотических веществ поступают в нашу страну именно из-за рубежа. Именно поэтому комплексный анализ контрабанды наркотических средств как с уголовно-правовой, так и с криминологической точки зрения с целью выработки наиболее эффективных мер борьбы с ней представляет в настоящий момент особую важность как для науки, так и для практической деятельности правоохранительных органов.
Целю данной бакалаврской работы является комплексный анализ проблемы уголовной политики в области противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать понятие наркотических средств и психотропных веществ в современном российском законодательстве;
• рассмотреть уголовно - правовые и иные законодательные меры противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ Российской Федерации;
• проанализировать уголовно-правовое понятие контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
• рассмотреть общую криминологическую характеристику контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, проанализировать причины и условия, способствующие их незаконному перемещению через государственную границу Российской Федерации и границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС;
• предложить меры по совершенствованию уголовно-правовых мер противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации.
Научная новизна выбранной темы обусловлена тем, что до сих пор ей не уделялось достаточного внимания, учитывая, что ключом к улучшению наркоситуации в России является именно перекрытие основных контрабандных каналов поступления наркотиков на ее территорию.
Методологической основой исследования являются общефилософские методы, диалектический метод научного познания, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции.
Теоретическая значимость работы заключается в попытке комплексного анализа проблемы уголовной политики в области противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ.
Практическая значимость работы состоит в том, что по итогам теоретического исследования будет предложен ряд практических мероприятий по борьбе с незаконных оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Как уже неоднократно отмечалось выше, проблема незаконного оборота наркотиков для нашей страны по сей день не теряет актуальности. В работе мы смогли охватить лишь часть предпринимаемых законодательных мер, направленных на защиту общества от пагубного зла наркоторговли.
Эффективное противодействие контрабанде наркотиков (как одной из наиболее опасных разновидностей их незаконного оборота) возможно лишь посредством реализации комплексной программы мер по совершенствованию правового регулирования в данной области.
По итогам работы мы пришли к следующим выводам:
1. В целях повышения эффективности противодействия контрабанде наркотических веществ видится эффективным применение следующего комплекса государственных мер:
• усиление пограничного контроля, технической оснащенности и квалификации сотрудников органов государственной безопасности, пограничных и таможенных органов;
• совершенствование межведомственного взаимодействия между государственными органами РФ, входящими в систему противодействия наркотрафику. Постоянная работа по планированию и проведению оперативно - розыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение контрабандных каналов поставки наркотиков, ликвидацию организованных преступных групп и сообществ, занимающихся данной деятельностью, разрушение инфраструктуры контрабандистов;
• расширение международных связей и сотрудничества с пограничными и правоохранительными органами других государств.
2. Особое место в системе мер противодействия незаконному обороту наркотиков отведено уголовно-правовым методам. Впервые появившись в отечественном праве в советское время, уголовная ответственность за контрабанду наркотических веществ в настоящее время устанавливается статьей под номером 229.1 (введенной Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ). С момента своего принятия данная статья неоднократно редактировалась и по сей день содержит в себе ряд правовых проблем, возможные пути решения которых будут предложены в следующих пунктах.
3. Видится целесообразным введение в диспозицию ст. 229.1 УК РФ дополнительного предмета - новых потенциально опасных психоактивных веществ. Данные химические смеси (в основном синтетического происхождения) способны нанести непоправимый вред здоровью человека, вместе с тем, ответственность, установленная в настоящее время за их оборот, явно не соответствует общественной опасности этого явления;
4. Также предлагается дополнить ч. 2 ст. 229.1 УК РФ отдельным пунктом, устанавливающим ответственность за организацию рассматриваемого вида контрабанды с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Необходимость этого обусловлено появлением на сегодняшний день большого количества способов организации контрабандных каналов поставки наркотиков с применением высоких технологий. Используя имеющиеся в «теневой части» сети торговые площадки по продаже запрещенных веществ, заказать их (в основном из-за границы) может практически любой технически продвинутый интернет - пользователь, организовав в последствии контрабандную доставку посредством почтового отправления либо иных сервисов доставки. Данный факт безусловно следует рассматривать как угрозу национальной безопасности нашей страны, требующей особого уголовно-правового реагирования.
5. Часть 3 ст. 229.1 УК РФ предлагается дополнить отдельным пунктом, устанавливающим ответственность за организацию рассматриваемого вида контрабанды с целью последующего сбыта перевезенных веществ. Специальная цель незаконной перевозки, по нашему мнению, безусловно образует состав более тяжкого преступления, чем аналогичная перевозка наркотических веществ, совершенная в целях личного потребления.
В завершении отметим, что приведенные выводы не являются исчерпывающими и автор намеревается продолжить изыскания в данной области в рамках написания в последствии магистерской диссертации.
Эффективное противодействие контрабанде наркотиков (как одной из наиболее опасных разновидностей их незаконного оборота) возможно лишь посредством реализации комплексной программы мер по совершенствованию правового регулирования в данной области.
По итогам работы мы пришли к следующим выводам:
1. В целях повышения эффективности противодействия контрабанде наркотических веществ видится эффективным применение следующего комплекса государственных мер:
• усиление пограничного контроля, технической оснащенности и квалификации сотрудников органов государственной безопасности, пограничных и таможенных органов;
• совершенствование межведомственного взаимодействия между государственными органами РФ, входящими в систему противодействия наркотрафику. Постоянная работа по планированию и проведению оперативно - розыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение контрабандных каналов поставки наркотиков, ликвидацию организованных преступных групп и сообществ, занимающихся данной деятельностью, разрушение инфраструктуры контрабандистов;
• расширение международных связей и сотрудничества с пограничными и правоохранительными органами других государств.
2. Особое место в системе мер противодействия незаконному обороту наркотиков отведено уголовно-правовым методам. Впервые появившись в отечественном праве в советское время, уголовная ответственность за контрабанду наркотических веществ в настоящее время устанавливается статьей под номером 229.1 (введенной Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ). С момента своего принятия данная статья неоднократно редактировалась и по сей день содержит в себе ряд правовых проблем, возможные пути решения которых будут предложены в следующих пунктах.
3. Видится целесообразным введение в диспозицию ст. 229.1 УК РФ дополнительного предмета - новых потенциально опасных психоактивных веществ. Данные химические смеси (в основном синтетического происхождения) способны нанести непоправимый вред здоровью человека, вместе с тем, ответственность, установленная в настоящее время за их оборот, явно не соответствует общественной опасности этого явления;
4. Также предлагается дополнить ч. 2 ст. 229.1 УК РФ отдельным пунктом, устанавливающим ответственность за организацию рассматриваемого вида контрабанды с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Необходимость этого обусловлено появлением на сегодняшний день большого количества способов организации контрабандных каналов поставки наркотиков с применением высоких технологий. Используя имеющиеся в «теневой части» сети торговые площадки по продаже запрещенных веществ, заказать их (в основном из-за границы) может практически любой технически продвинутый интернет - пользователь, организовав в последствии контрабандную доставку посредством почтового отправления либо иных сервисов доставки. Данный факт безусловно следует рассматривать как угрозу национальной безопасности нашей страны, требующей особого уголовно-правового реагирования.
5. Часть 3 ст. 229.1 УК РФ предлагается дополнить отдельным пунктом, устанавливающим ответственность за организацию рассматриваемого вида контрабанды с целью последующего сбыта перевезенных веществ. Специальная цель незаконной перевозки, по нашему мнению, безусловно образует состав более тяжкого преступления, чем аналогичная перевозка наркотических веществ, совершенная в целях личного потребления.
В завершении отметим, что приведенные выводы не являются исчерпывающими и автор намеревается продолжить изыскания в данной области в рамках написания в последствии магистерской диссертации.
Подобные работы
- Проблемы уголовной политики в области противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - Актуальные проблемы квалификации преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Уголовно-правовая и криминологическая характеристика склонения к потреблению наркотических средств и психотропных веществ
Бакалаврская работа, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (на материалах Самарской и Саратовской областей)
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Проблемы уголовно-правовой регламентации ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических
средств и психотропных веществ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2019 - Криминологические и уголовно-правовые аспекты профилактики преступлений, связанный с незаконным оборотом наркотический средств и псикотропнын веществ в образовательной среде
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических и психотропных веществ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021





