Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развитие у детей старшего школьного возраста национальной культуры посредством художественного текста в системе дополнительного образования 11
1.1 Развитие у детей национальной культуры, как проблема
педагогического исследования 11
1.2 Развитие у детей старшего школьного возраста национальной
культуры посредством художественного текста в системе дополнительного образования 21
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей старшего школьного возраста национальной культуры посредством художественного текста в системе дополнительного образования 39
2.1 Выявление уровня развития у детей старшего школьного возраста
национальной культуры 39
2.2 Содержание работы по развитию у детей старшего школьного
возраста национальной культуры посредством художественного текста в системе дополнительного образования 56
2.3 Выявление динамки в развитии у детей старшего школьного возраста
национальной культуры 64
Выводы по второй главе 74
Заключение 76
Список используемой литературы 78
Процессы глобализации, происходящие с конца ХХ века, ведут к необратимым изменениям в национальных социально-экономических системах. Одни национальные системы, имеющие глубокие традиции, пользуются достижениями культурной глобализации, а другие - в ней растворяются.
В сочетании разнообразных миров и культур лежит исторически сложившийся способ сожительства людей друг с другом. Противостояние культур, чаще всего, приводит к крайней степени этноцентризма - национализму (деление на «высших» и «низших»). Утрата национальной идентичности, потеря своих «корней», своей национальной культуры может привести к её «растворению» в современном мире.
Сохранение и развитие национальной культуры, это одна из задач, стоящая перед современным образованием.
В своих работах Н.П. Денисюк, Л.А. Ибрагимова, А.И. Лазарев, В.М. Семенова утверждали об актуальности процесса приобщения детей к национальной культуре. Исследователи Н.А. Берляев, С.И. Гессен говорили о возможности приобщения ребенка к культурным ценностям. В.Г. Безносов, Д.С. Лихачев считали, что ребенок, как полноправный член социума, должен сохранять и передавать дальше культурное наследие.
Постигать культурные и бытовые реалии возможно с самого раннего возраста, но особенно это актуально для подростков. Дети старшего школьного возраста (15-17 лет) имеют повышенную познавательную и творческую активность, у них постоянное стремление узнать что-то новое, научиться чему-либо, при этом все должно быть по- настоящему и профессионально.
Постигать национальную культуру дети могут благодаря широте собственного кругозора, читательскому опыту, энциклопедическим знаниям или с помощью методических усилий педагога. Особое место в решении этих задач отведено дополнительному образованию, которое направлено на обучение умению мечтать, проектировать свои желания, планировать их реализацию и, одно из важнейших, действовать, преобразовывая свою жизнь и окружающую действительность.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на выпускника, обладающего социальным и эмоциональным интеллектом, способствующим социальной адаптации ребенка в обществе, обогащению национально¬культурными средствами коммуникативной сферы при выстраивании контактов с другими людьми.
Освоение старшеклассниками национальной культуры имеет свою специфику. Наиболее актуальна эта проблема для детей с гуманитарными способностями, для которых характерно понимание национальной культуры при помощи художественного текста.
Идеи развития национальной культуры с помощью художественного текста найдены в работах К.И. Чуковского, А.В. Федорова, В.Н. Комиссарова, Ю. Федосюк, Д.Е. Розенталь, С.Г. Тер- Минасова и др.
Педагоги дополнительного образования осознают важность развития национальной культуры, но при этом в реальной практике не используют весь имеющийся потенциал художественного текста, который бы им помогал результативно формировать положительное отношение к национальной культуре.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне основывается на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании возможности развития у детей старшего школьного возраста национальной культуры посредством художественного текста.
Изучение педагогической литературы, программных документов и личный опыт позволил констатировать о недостаточной изученности и разработанности проблемы развития национальной культуры у детей старшего школьного возраста посредством художественного текста.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил выделить ряд противоречий:
- между требованиями общества к формированию личности и недостаточным развитием национальной культуры у детей старшего школьного возраста;
- между важностью развития национальной культуры у детей старшего школьного возраста и недостаточным использованием возможностей художественного текста в этом процессе;
- между широкими возможностями художественного текста в развитии национальной культуры у детей старшего школьного возраста и не разработанностью соответствующих учебных программ в системе дополнительного образования.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: какое влияние окажет художественный текст на развитие национальной культуры у детей старшего школьного возраста в системе дополнительного образования?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие у детей старшего школьного возраста национальной культуры посредством художественного текста в системе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс развития у детей старшего школьного возраста национальной культуры в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: развитие у детей старшего школьного возраста национальной культуры посредством художественного текста в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие у детей старшего школьного возраста национальной культуры посредством художественного текста в системе дополнительного образования, возможно, если:
- отобраны художественные тексты, содержащие национально - культурную специфику;
- определены показатели, адекватные критериями национальной культуры старших школьников и направлениям экспериментальной работы;
- разработана и реализована программа литературной направленности, соответствующая возрастным особенностям детей старшего школьного возраста и особенностям педагогического процесса системы дополнительного образования, её методическое обеспечение.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи исследования.
1. Провести анализ педагогической, лингвистической, методической литературы по проблеме исследования и выявить степень ее разработанности в теории и практике. Раскрыть содержание ключевых понятий исследования (национальная культура, художественный текст).
2. Выявить уровень развития национальной культуры у детей старшего школьного возраста.
3. Разработать, обосновать и апробировать программу развития у детей старшего школьного возраста национальной культуры посредством художественного текста в системе дополнительного образования.
4. Выявить динамику в уровне развития национальной культуры у детей старшего школьного возраста.
Теоретической основой исследования явились:
- теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, Т. Рибо, В,Д. Шадриков и др.);
- положения теории развития личности в системе художественного образования (С.Е. Игнатьев, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев и др.);
- идеи развития национальной культуры с помощью художественного текста (К.И.Чуковский, А.В. Федоров, В.Н. Комиссаров, Ю. Федосюк, Д.Е. Розенталь, Л.Л Касаткин, С.В. Шервинский, Д.И. Рамишвили, С.Г. Тер-Минасова и др.).
Методы исследования.
По ходу исследования мы использовали систему методов:
- теоретический: сравнительный анализ, обобщение и
классификация полученных научных данных, сравнение;
- эмпирические: диагностические (анкеты, тесты), изучался передовой педагогический опыт, экспериментальный, практический (анализ продуктов деятельности).
Экспериментальная база исследования. ГБОУ СОШ с. Тимофеевка, Ставропольского района Самарской области. В
эксперименте участвовали дети старшего школьного возраста в
количестве 20 человек.
Основные этапы исследования. Длительность исследования два года и состояло из трех этапов.
Первый этап - (сентябрь 2017 - февраль 2018) - поисково-теоретический. На этом этапе была изучена и проанализирована специальная литература по выбранной теме, формулировалась проблема исследования, определялись объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы исследования; разрабатывалась стратегия экспериментальной работы.
Второй этап - (март 2018 - февраль 2019) - опытно¬
экспериментальный. Были проведены констатирующий, формирующий эксперименты. Разрабатывалась и реализовалась программа развития у детей старшего школьного возраста национальной культуры посредством художественного текста в системе дополнительного образования и её методическое обеспечение.
Третий этап - (март 2018 - июнь 2019) - заключительно¬
оценочный. Был проведен сравнительный анализ результатов экспериментальной работы; формулировались основные выводы по проблеме исследования; систематизировались и обрабатывались качественные и количественные результаты, теоретико¬
экспериментальные материалы исследования оформлялись в виде диссертации.
Научная новизна исследования состоит в выявлении степени изученности проблемы, определении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке программы развития у детей старшего школьного возраста национальной культуры посредством художественного текста в системе дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможности художественного текста в развитии у детей старшего школьного возраста национальной культуры в системе дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования на практике диагностических методик по изучению уровня развития у детей старшего школьного возраста национальной культуры, программы по развитию национальной культуры посредством художественного текста и её методического обеспечения.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачи научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования.
В магистерской диссертации использован педагогический опыт работы автора как педагога русского языка, литературы и английского языка в системе дополнительного образования.
Результаты экспериментальной работы выносились на обсуждение на педагогических советах и собраниях методического объединения предметов гуманитарного цикла ГБОУ СОШ с. Тимофеевка Ставропольского района Самарской области.
Диагностические материалы (критерии, показатели и диагностические методики), которые разработал автор, использовались педагогами ГБОУ СОШ с. Тимофеевка Ставропольского района Самарской области в практической деятельности по развитию у детей старшего школьного возраста национальной культуры посредством художественного текста.
Основные идеи и результаты исследования докладывались на научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» (2018 год, г. Тольятти). Было опубликовано 3 статьи по теме диссертации.
Положения, выносимые на защиту.
1. «Национальная культура детей старшего школьного возраста - это совокупность его моральных, эмоциональных, духовно-нравственных, материально-ценностных и национальных компонентов культуры».
2. Показатели и уровни развития у детей старшего школьного возраста национальной культуры характеризуются: знанием моральных норм и культурных ценностей нации; умением соотносить себя с нацией; владением чувствами и особенностями языка нации.
3. Программа «Художественный текст - как средство развития национальной культуры детей старшего школьного возраста», разработанная в соответствии с возрастными особенностями
детей старшего школьного возраста и особенностями педагогического процесса системы дополнительного
образования.
Развитие национальной культуры детей старшего школьного возраста - это развитие духовных и нравственных свойств личности ребенка, материальных ценностей и традиций, стиля мышления и моральных норм, особенностей языка и образа жизни, эстетических ценностей, эмоционального отношения, всего того, что берет на себя ответственность за его духовное развитие.
Теоретический анализ работ исследователей по данной проблеме свидетельствует о важности развития национальной культуры, но при этом, в реальной практике, не используется огромный потенциал художественного текста в развитии национальной культуры у детей старшего школьного возраста.
Развитие национальной культуры невозможно и без учета возрастных особенностей детей. У старших школьников осуществляется наиболее интенсивное формирование отношения к миру, которое постепенно трансформируется в выбор профессии.
Работа по развитию национальной культуры у детей старшего школьного возраста должна выходить за рамки урочной деятельности, включающей большой по объёму литературный, фольклорный, краеведческий материал. Дополнительное образование является одной из форм организации свободного времени детей. Процесс развития национальной культуры у детей старшего школьного возраста посредством художественного текста в системе дополнительного образования должен осуществляться поэтапно.
Для выявления уровня развития у детей старшего школьного возраста национальной культуры был проведен констатирующий этап эксперимента. Для этого были выделены критерии и показатели наличия национальной культуры у детей старшего школьного возраста: знание моральных норм нации; владение чувствами, присущими нации 76
(справедливости, сочувствия, толерантности, отзывчивости к другим культурам и нациям); владение национальным языком; умение соотносить «себя» с нацией; знание культурных ценностей, традиций, обычаев, культурного наследия нации. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствовали о наличии у детей старшего школьного возраста среднего и низкого уровней развития национальной культуры.
Мы предположили, что художественные тексты могут развить у детей старшего школьного возраста национальную культуру, если: подобрать художественные тексты, содержащие национально¬культурную специфику; разработать программу литературной
направленности с учётом возрастных возможностей детей 15-17 лет в системе ДО и её реализовать.
В ходе формирующего этапа были отобраны художественные тексты, разработана программа «Художественный текст - как средство развития национальной культуры детей старшего школьного возраста» для реализации ее в системе ДО, включающая календарно-тематическое планирование, задания, упражнения, визуальный и раздаточный материал.
Контрольный этап экспериментального исследования, проведенный по тем же методикам, что и констатирующий, выявил положительную динамику в развитии у детей старшего школьного возраста национальной культуры.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель исследования достигнута, а задачи - решены.
1. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно прогностический курс: учеб. пособие [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - 500 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
3. Антонова, С.М. Когнитивная аксиома человека говорящего [Текст] / С.М. Антонова // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: сб. материалов Х Международной конф. по риторике. - М. : Флинта : Наука, 2006. - 496 с.
4. Бахтин, М.М. Собр. соч.: в 7 т. [Текст] / М.М. Бахтин. - М. : Русские словари, 2000. - Т. 2. - 798 с.
5. Бицилли, П.М. Colonus и Conductor в свете новейших исследований [Текст] / П.М. Бицилли. Журнал министерства народного просвещения. Отдел классической филологии, 1913. - № 46.- 358 с.
6. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие [Текст] / Н.С. Болотнова. - М. : Флинта : Наука, 2007. - 520 с.
7. Борев, Ю.Б. Эстетика. Теория литературы:
энциклопедический словарь терминов [Текст] / Ю.Б. Борев. - М. : Астрель: АСТ, 2003. - 575 с.
8. Выготский, Л.С. Мысль и слово [Текст] / Л.С. Выготский // Общая психолингвистика: хрестоматия / сост. К.Ф. Седов.- М. : Лабиринт, 2004. - с. 10-11.
9. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: учеб. пособие для самообразования [Текст] / Б.С. Гершунский. - М. : Пед. общество России, 2002. - 512 с.
10. Гомезо, М.В. Атлас по психологии [Текст] / М. В. Гомезо, И.А. Домашенко. - М. : Пед. общество России, 2001. - 275 с.
11. Горелов, И.Н. Проблема функционального базиса в онтогенезе [Текст] / И.Н. Горелов // Избр. труды по психолингвистике. - М. : Лабиринт, 2003. - 71 с.
12. Граблина, И.В. Мастер-класс [Текст]: технология учебного диалога на уроке литературы. По повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» / И.В. Граблина // Литература в школе. - 2005. - № 12. - с. 37- ДО
13. Дементьев, В.В. Коммуникативная генристика [Текст]: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия / В.В. Дементьев // Жанры речи: сб. научных статей. - Саратов: Колледж, 2002. - Вып. 3. - с. 18-40
14. Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты: сб. обзоров. - М. : РАН, ИНИ-ОН, 2000. - 232 с.
15. Доманский, В.А. Культурологические дискурсы на уроках литературы [Текст] / В.А. Доманский // Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе: учеб. пособие. - М. : Флинта : Наука, 2002. - 368 с.
16. Дорогова Л.Н. Культурология [Текст] / Л.Н. Дорогова, Ю.В. Пыханов, Е.В. Мареева и др. - М. : Информика, 2000. - 112 с.
17. Жанры речи: сб. научных статей. - Саратов : Колледж, 2002. - Вып. 3. - 318 с.
18. Журналы «Литература в школе» (Москва) и «Преподавание языка и литературы» за 1999-2003 гг.
19. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация [Текст] / В.И. Загвязинский. - М. : Академия, 2004. - 185 с.
20. Зинин, С.А. Методические рекомендации по использованию учебников: В.И. Сахаров, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (10 кл.); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 кл.) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. Профильное обучение [Текст] / С.А. Зинин. - 2-е изд. - М.: Русское слово, 2005. - 64 с.
21. Идлер С. Popular Methods for online Storytelling. - 2013.
Электронный ресурс. Режим доступа: [http://sixrevisions.com/user-
experience-ux/online-storytelling-methods]/
22. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: учеб. [Текст] / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Саввова; под ред. Н.А. Ипполитовой. - М. : Велби: Проспект, 2006. - 440 с.
23. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О.С. Иссерс. - 4-е изд., стер. - М. : КомКнига, 2006. - 288 с.
24. Князева, Е.А. Введение в литературоведение [Текст]: учеб.- метод. пособие для студентов филол. Факта / Е.А. Князева. - Пермь, 2003.
25. Кузнецов, И.В. Из опыта преподавания литературы в школе коммуникативной дидактики [Текст] / И.В. Кузнецов // Коммуникативная педагогика: от «школы знания» к «школе понимания»: материалы научно-практ. конф. (28-29 марта, 2003 г., г. Новосибирск) / отв. ред. Ю.Л. Троицкий. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004. - с. 133-138
26. Комиссаров, В.Н. Слово о переводе [Текст] / В.Н. Комиссаров. - М. : -Международные отношения, 1973. - 215 с.
27. Кульневич, С.В. Современный урок: научно-практ. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК [Текст] / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов н/Д : Учитель, 2005. - Ч. 2. - 288 с.
28. Культура русской речи: энциклопедический словарь-
справочник / под ред. Л.Ю. Иванова [и др.]. - М. : Флинта : Наука, 2003. - 840 с.
29. Лавлинский, С. П. Технология литературного образования. Авторские концепции и программы учебных курсов для учителей литературы и студентов-филологов [Текст] / С.П. Лавлинский. - Кемерово, 1999.
30. Лавлинский, С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход [Текст]: учеб. пособие для студентов-филологов / С.П. Лавлинский. - М. : Прогресс-Традиция : ИНФРА-М, 2003. - 384 с.
31. Ланин, Б.А. Современная русская литература [Текст]: учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы / Б.А. Ланин. - М. : Вентана-Граф, 2006. - с.332-334.
32. Линдсей Ф. Classic storytelling techniques for engaging
presentations. - 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
[http://www.sparkol.com/engage/8-classic-storytelling-techniques-for- engaging-presentations]/.
33. Липатова, В.Ю. Совершенствование текстопорождающей
деятельности при изучении риторики [Текст]: монография /
В.Ю. Липатова. - М. : Прометей, 2006. - 240 с.
34. Лотман, Ю.М. К проблеме типологии культуры [Текст] / Ю.М. Лотман // Учен, записки Тартуского гос. ун-та. 1967. - Вып. 198. (Труды по знаковым системам. III). - с.30-38.