Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством сказок 8
1.1 Особенности развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой
психического развития 8
1.2 Сказка как средство развития памяти у детей 5-6 лет
с задержкой психического развития 19
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством сказок 24
2.1 Выявление уровня развития памяти у детей 5-6 лет
с задержкой психического развития 24
2.2 Организация и содержание работы по развитию памяти
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством сказок 35
2.3 Выявление динамики развития памяти у детей 5-6 лет
с задержкой психического развития 45
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 57
Приложение Б Общие результаты выполнения диагностических заданий констатирующего этапа эксперимента 58
Приложение В Выставка сказок в разных форматах 59
Приложение Г Общие результаты выполнения диагностических заданий контрольного этапа эксперимента 61
Тема исследования является актуальной, так как проблеме развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посвящено большое количество исследований. Ученые отмечают важность проблемы развития памяти у дошкольников с задержкой психического развития, так как память влияет на развитие и других познавательных процессов, таких как: речь, внимание, мышление и восприятие. Актуальность исследования подтверждается и целевыми ориентирами образования, указывающими на необходимость развития памяти у дошкольников с задержкой психического развития и поиском психолого-педагогических средств реализации данного процесса.
Память - одна из важнейших и высших психических функций человека. Она является основой развития начальных навыков в опыте ребенка: речи, эмоций, мышления и двигательных способностей.
Проблема развития памяти у детей с задержкой психического развития становится особенно актуальной в последнее время. Заметен существенный рост детей с задержкой психического развития. В нашей стране с внедрением инклюзии эта проблема обрела значительную важность, ведь дети с ограниченными возможностями здоровья должны получать помощь с раннего возраста.
Проблему развития психических функций у детей с задержкой психического развития рассматривали такие известные психологи и педагоги, как П.П. Блонский, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, М.С. Певзнер.
Одним из наиболее эффективных методов развития памяти детей с задержкой психического развития является работа со сказками. Такой метод позволяет скорректировать нарушения эмоциональной сферы, чувство страха и тревожности в детском возрасте. С помощью сказок можно простым языком объяснить ребенку правила и нормы поведения в обществе, активизировать общение. Сказка действует на ребенка тонко и деликатно, создает эмоции, проявляет всю свою многогранность, что и жизнь. Именно поэтому сказки обладают психофизическим и развивающим эффектами.
Теоретический анализ проблемы развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством сказок позволил выявить противоречие между необходимостью развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием сказок для данного процесса.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности сказок в развитии памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством сказок».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой развития посредством сказок.
Объект исследования: процесс развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: развитие памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством сказок.
Гипотеза исследования: развитие памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством сказок будет возможно, если:
- подобраны сказки по степени сложности для запоминания;
- разработано и реализовано содержание и этапы работы по развитию памяти посредством сказок для детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда различными видами сказок, представленных в разных форматах.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством сказок.
2. Выявить уровень развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Определить и апробировать содержание работы по развитию памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством сказок.
4. Выявить динамику уровня развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы, интерпретация, обобщение опыта);
- эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, наглядное представление материалов исследования в виде таблиц и рисунков).
Экспериментальная база исследования. МБУ детский сад № 53 «Чайка» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- исследования памяти как психического познавательного процесса у детей А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова, Р.С. Рубинштейна;
- исследования особенностей развития памяти у детей дошкольного возраста З.М. Истоминой, Я.Л. Коломинского, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина;
- исследования памяти у детей с задержкой психического развития Т.А. Власовой, Т.В. Егоровой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, В.Л. Подобед, Н.А. Цыпиной;
- исследования проблемы развития психических процессов у дошкольников посредством сказок Н.В. Гавриш, Г.П. Зинченко, В.А. Сухомлинского, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой.
Новизна исследования заключается в обосновании возможности развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством сказок.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выделены этапы работы со сказкой, активизирующие развитие памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что педагоги и учителя-дефектологи могут использовать разработанное содержание коррекционно-развивающих занятий с применением сказок для развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (30 источников), 4 приложения. Текст иллюстрируют 2 рисунка и 11 таблиц. Основной текст работы изложен на 56 страницах.
В работе были проанализированы подходы к изучению проблемы развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством сказок.
Память - это высшая психическая функция, позволяющая накапливать, сохранять, воспроизводить накопленные умения и навыки. Память является важнейшей функцией в деятельности человека и лежит в основе развития и обучения. Она лежит в основе формирования речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память обеспечивает накопление знаний, необходимых для продуктивной работы. Именно поэтому память необходимо развивать уже в младшем возрасте, потому что именно тогда формируются основные виды памяти: образная, эмоциональная, двигательная, смысловая. Развивается объем памяти, процессы воспроизведения и сохранения информации.
В результате проведенного исследования мы рассмотрели понятие и этапы развития памяти, виды, охарактеризовали особенности развития памяти у дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития. Также выяснили, что такое сказка, ее функции и как с помощью нее можно развивать память дошкольников. Таким образом, мы пришли к выводу о том, что у детей 5-6 лет с задержкой психического развития отмечаются следующие недостатки развития памяти: маленький объем для сохранения информации, неразвитый словарный запас, уровни слуховой и зрительной памяти неразвиты, детям необходимо больше времени на обработку и усвоение информации, также процессы узнавания и запоминания не развиты.
На констатирующем этапе исследования была проведена диагностика, направленная на выявление уровня развития памяти у 10 детей 5-6 лет с задержкой психического развития. В результате было выявлено то, что у 50 % детей низкий уровень развития памяти и 50 % детей выявлено со средним уровнем развития памяти.
Анализ констатирующего этапа показал, что дети в возрасте 5-6 лет с задержкой психического развития имеют трудности в развитии памяти и нуждаются в специально коррекционно-развивающей помощи.
На формирующем этапе была произведена работа по развитию памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития:
- отобраны сказки по степени сложности для запоминания;
- разработано и реализовано содержание и этапы работы по развитию памяти посредством сказок для детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда
различными видами сказок, представленных в разных форматах.
На контрольном этапе мы провели повторную диагностику по выявлению динамики уровня развития памяти у 10 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Анализ результатов исследования уровня развития памяти на контрольном этапе показал, что детей с низким уровнем стало на 20 % меньше, средний уровень остался прежним (50 %), а детей с высоким уровнем стало на 20 % больше, чем на констатирующем этапе.
Таким образом, проведенная работа по развитию памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством сказок оказалась положительной для развития памяти. Полученные нами результаты исследования, подтвердили выдвинутую нами гипотезу исследования.
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2017. 195 с.
2. Асеев В. Г. Возрастная психология. Иркутск. 2014. 320 с.
3. Блонский П. П. Память и мышление. М. : ЛКИ, 2007. 208 с.
4. Бойко А. А. Исследование памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР в работе социального психолога. 2016. 159 с.
5. Земцова О. Н. Развиваем память. СПб. : Азбука-Аттикус, 2014. 315 с.
6. Зинченко Г. П. Значимость сказки в психологическом развитии
дошкольников. [Электронный ресурс]
URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/znachimost-skazki-v-psihologicheskom- razvitii-doshkolnikov(дата обращения 02.02.2021).
7. Зинченко П. И. Вопросы психологии памяти. М. : Наука, 2009. 34 с.
8. Иванова Т. Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР. М. : Детство-Пресс, 2011. 112 c.
9. Истомина О. А. Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1295/ (дата обрпщения 04.02.2021).
10. Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации. М. : Юрайт, 2016. 165 с.
11. Лубовский В. И. Дети с задержкой психического развития. М . : Юрайт. 2014. 259 с.
12. Лук А.Н. Кратковременная, оперативная и длительная память. Сборник. М., 2011. с. 34-35.
13. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб .: Питер. 2012. 226 с.
14. Маркина О.А. Особенности памяти у детей с ЗПР. Новосибирск. 2018. С. 47-48.
15. Мишенева Л. Н. Особенности памяти у детей с ЗПР. 2018. 50 с.
16. Наумова О. М. Развиваем внимание и память. Развивающие задания для детей дошкольного возраста. М. : Доброе слово, 2014. 64 с.
17. Немов Р. С. Общая психология в 3 т. Т. П. Познавательные процессы и психические состояния: учебник. М. : Юрайт. 2015. 1007 с.
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2009. 713 с.
19. Сеченов И. М. Избранные произведения. М.: Учпедгиз, 2008. 412 с.
20. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М. : Просвещение, 2006. 112 с.
21. Сорокин В. М. Специальная психология. СПб. : Лань. 2015. 199 с.
22. Стрижак Л. Н. Психология и педагогика: учебное пособие. М. : МГИУ, 2000. 335 с.
23. Тарасова Н. А. Особенности образной памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР. М. : Кнорус, 2017. 329 с.
24. Усанова О. Л. Специальная психология. СПБ. : Речь. 2014. 280 с.
25. Фазылова В. Б. Особенности зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Челябинск : ЧГМА, 2016. 340 с.
26. Черемошкина Л. В. Психология памяти. М. : Академия. 2015. 368 с.
27. Шаманова Л. А. Развитие памяти старших дошкольников
средствами сказки. [Электронный ресурс]. URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4086/(дата обращения 02.02.2021).
28. Шамарина Е. В. Основы специальной педагогики и психологии. М.: Книголюб, 2014. 248 с.
29. Шишкоедов П. Общая психология: учебный курс. М.: Эксмо. 2009. 288 с.
30. Эббингауз Г. Избранные труды. СПб.: Лань. 2014. 501 с.