Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика обучения производной в курсе алгебры и начал анализа общеобразовательной школы

Работа №120046

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2020
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
178
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «ПРОИЗВОДНАЯ» В КУРСЕ АЛГЕБРЫ И НАЧАЛ АНАЛИЗА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8
§1. Понятие производной в школьном курсе алгебры и начал анализа 8
§2. Основные цели и задачи обучения теме «Производная» 13
§3. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам 20
по теме «Производная» 20
§4. Анализ содержания теоретического материала темы «Производная» в учебниках алгебры и начал анализа разных авторов 25
§5. Анализ содержания задачного материала темы «Производная» в учебниках алгебры и начал анализа разных авторов 32
§6. Анализ диссертационных исследований и опыта работы учителей по изучению производной в школьном курсе математики 36
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «ПРОИЗВОДНАЯ» В КУРСЕ АЛГЕБРЫ И НАЧАЛ АНАЛИЗА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 40
§7. Методические рекомендации по обучению теме «Производная» 40
в курсе алгебры и начал анализа общеобразовательной школы 40
§8. Анализ задач ЕГЭ по теме «Производная» 55
§9. Описание и результаты педагогического эксперимента 61
Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69


Актуальность и научная значимость настоящего исследования. Понятие производной является одним из фундаментальных понятий, изучаемых в курсе алгебры и начал анализа общеобразовательной школы. Именно этим, в первую очередь, обусловлена особая актуальность рассматриваемой в работе темы о методике преподавания производной в курсе алгебры и начал анализа. Изучая производную, вырабатываются логические основы для понимания многих явлений в окружающем мире. Именно поэтому в педагогической науке и практике методика обучению темы «производная» занимает особое место.
Анализ базовой и дополнительной учебной литературы в целом показывает, что объем представлений о методах решения задач по теме «Производная» ограничивается достаточно узким спектром методологических подходов.
На текущий момент можно выделить несколько групп научных работ, посвященных проблеме методики обучения решению задач по рассматриваемой теме:
- изучение производной в средней школе как одного из методов решения широкого круга практических задач в алгебре и смежных дисциплинах [49];
- исследование способностей к усваиванию материала в условиях профильной дифференциации [11];
- обучение началам анализа в старших классах школы с использованием различных компьютерных программ [30];
- изучение проблематики подготовки уровня старшеклассников к знакомству и усваиванию тем, рассматриваемых в началах анализа [51].
Несмотря на достаточно подробное изучение вопросов о методике преподавания начал анализа в общеобразовательной школе, поиск эффективных, универсальных и, в то же время, действительно работоспособных способов обучения сохраняет свою актуальность.
В качестве объекта исследования выбран процесс обучения математике в старших классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: методика обучения теме «Производная» в курсе алгебры и начал анализа общеобразовательной школы.
Проблема исследования заключается в выявлении методических особенностей обучения теме «Производная» в курсе алгебры и начал анализа общеобразовательной школы.
Цель исследования выявить методические особенности обучения теме «Производная» в курсе алгебры и начал анализа общеобразовательной школы, на основе которых разработать методические рекомендации и систему задач.
Гипотеза исследования:
Если систематически использовать: проведение анализа научно-практических работ по проблематике данной работы, исследование типовых ошибок у учащихся и выявление основных затруднений при решении задач на «производную» и задач, использующих производную в качестве инструмента, то в процессе обучения будет наблюдаться положительная динамика усвоения практических знаний по данной теме.
Задачи исследования:
1. Сравнить учебно-методические пособия и материалы экзаменов, используемых в образовательном процессе.
2. Изучить специализированные научно-исследовательские работы, посвященные теме работы.
3. Проанализировать состояние методических рекомендаций, лежащих в основе процесса преподавания старшеклассникам понятия «производная» и других сопряженных элементов в алгебре и началах анализа.
4. Изучить конкретный практический опыт преподавания алгебры и начал анализа в старших классах школ разного уровня.
5. Обобщить и проанализировать типовые сложности и ошибки, с которыми сталкиваются учащиеся при решении задач с использованием производной.
6. Систематизировать исследования по методике преподавания математических предметов в целом в средней школе и довузовских образовательных учреждениях.
Теоретико-методологическую основу составили труды Ш.А. Алимова, Ю.М. Колягина, М.В. Ткачева. Теоретический аспект был использован для базового уровня обучения основам математического анализа в трудах А.Г. Мордковича, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунина.
Базовыми для настоящего исследования явились также основные требования к знаниям, умениям учащихся по теме «Производная», анализ содержания теоретического и задачного материала по темы «Производная» алгебры и начал анализа общеобразовательной школы.
Методы исследования, использованные для решения поставленных задач: изучение и анализ научно-педагогической и учебной литературы; педагогическое наблюдение; тестирование школьников; анализ собственного опыта работы в школе; педагогический эксперимент по проверке основных положений исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: учебное учреждение МУП СОШ №4 г. Оленегорска, Мурманской обл., 11 классы. В эксперименте принимали участие 75 человек.
Новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем определены и обоснованы методические особенности обучения производной в математике старших классов в общеобразовательной школе.
Теоретическая значимость работы:
- сформулированы теоретические основы обучения теме «Производная», проанализированы требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся;
- раскрыта методика преподавания заданного материала по теме «Производная».
Практическая значимость работы: проведен анализ заданного материала по теме «Производная», включая задачи ЕГЭ, предложен соответствующий методический анализ.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались:
- сочетанием теоретических и практических методов исследования;
- анализом педагогической практики;
- личным опытом работы в общеобразовательной школе.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в:
1 этап (2017/18 уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников по математике, нормативных документов (стандартов, программ).
2 этап (2017/18 уч.г.): определение теоретических и методических основ исследования по теме диссертации. Прохождение производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессионально деятельности.
3 этап (2018/19 уч.г.): подборка системы упражнений и задач для подготовки к единому государственному экзамену учащихся одиннадцатых классов по теме «Производная». Прохождение производственной практики (педагогической практики).
4 этап (2019/20 уч.г.): прохождение преддипломной практики,
оформление методического проекта и диссертации, корректировка ранее представленного материала, уточнение аппарата исследования, описание результатов педагогического эксперимента, формулирование выводов.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
1) IX международной научной конференции «Математика. Образование. культура» (г. Тольятти, 24-26 апреля 2019);
2) международной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке: теория, методология, практика» (г. Уфа, 4 октября 2019 г., 25 октября 2019 г.).
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по обучению теме «Производная» в курсе алгебры и начал анализа общеобразовательной школы.
2. Анализ задач, направленных на формирование понятия производная, для обучающихся 10-11 классов общеобразовательной школы.
3. Результаты педагогического эксперимента в обучении школьников производной в математике.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, содержит 14 рисунков, 8 таблиц, список используемой литературы (58 источников). Основной текст работы изложен на 73 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изложение материала с использованием приведенной схемы - это процесс, подталкивающий учащегося к самостоятельной работе по изучению темы и к развитию мышления для поиска требуемого решения прикладных задач. Подталкивание учащегося к выбору наиболее рационального способа решения является главным фактором для развития навыков логического мышления. Реальный опыт показывает, что регулярное использование производной в практике преподавания задач в алгебре, геометрии, физике даёт значительный эффект в целом.
Производная, сама по себе, является инструментом, с помощью которого описываются очень многие явления реального мира, и познания развитие геометрического мышления у учащихся является очень важной задачей.
Приходится констатировать, что в последнее время, к сожалению, происходит постоянное снижение качества общей подготовки старшеклассников по естественнонаучным предметам. Не последнюю роль в этом играет снижение уровня преподавания начал анализа. Далее это вызывает серьезные проблемы при базовой подготовке специалистов, столь необходимой во время стремительного развития современных технологий во всех сферах деятельности.
Если ситуацию с преподаванием по другим разделам математики, хоть в какой-то мере, можно считать приемлемой, то внимание к началам анализа ослаблено настолько, что качество обучения опустилось до неприемлемо низкого уровня.
Анализ выпускных работ, анализ практики введения понятий элементов математического анализа при обучении школьников математике свидетельствуют о том, что многие направления исследований
ориентированы на то, чтобы как можно больше задействовать интуицию школьников и наглядность. Но в изученных работах, мы не нашли исследований, в которых бы вопросы обучения началам анализа рассматривались с позиции их глубокой пропедевтики. Что и объясняет направление нашего поиска.
Суть методических рекомендаций по изучению производной и её приложений заключается в следующем: Выписать основные понятия, входящие в тему; Выявить те из них, для введения которых необходима пропедевтическая работа; Спроектировать систему задач и заданий для включения их различные темы курса математики; Определить линию введения основных понятий темы; Спроектировать систему заданий для освоения основных понятий темы; Спроектировать систему диагностических и корректирующих заданий; Спроектировать самостоятельную работу обучающихся (то есть выявить те разделы, которые могут быть освоены обучающимися самостоятельно); Спроектировать систему контролирующих заданий.
Анализ заданий ЕГЭ по теме «Производная» показал, что все предлагаемые задания ориентированы на глубокое понимание выпускником основных понятий теории дифференциального исчисления, изучаемых в школьном курсе алгебры. Что требует систематичности разбора различных ситуаций, возникающих в задаче. В связи с чем необходимы специальные задачи и задачи по реализации требований. Рекомендации к типам задач и заданий по освоению основных понятий темы «Производная» и способам их освоения: 1) Систематически, без привязки к изучаемой теме включать наглядные задания по анализу геометрических ситуаций на поиск угла наклона касательной; на поиск промежутков монотонности; на поиск знака производной в зависимости от поведения функции на заданном промежутке; на поиск точек экстремума; на поиск экстремумов функции; на поиск наибольшего или наименьшего значений функции и др. Проводить устные обсуждения наглядных заданий во время устного опроса систематически и без привязки к теме урока. 2) Использовать аппарат математического анализа для решения задач, не входящих в тему «Производная».
По результатам проведённого эксперимента можно сказать следующее: изучение элементов математического анализа необходимо предварять пропедевтической работой. Изучение собственно материала по теме «Производная» необходимо продолжать и вне пройденной темы, то есть доводить умения, до навыка использования знаний по математическому анализу.



1. Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. Геометрия: учеб. для 10 кл. школ с углубл. изучением математики. — 4-е изд., дораб. М.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образов., изд-во «Просвещение», 2006; — 270 с.
2. Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. Геометрия : учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. -4-е изд. -М.: Рос. акад. наук, Рос. акад-. образования, изд-во «Просвещение», 2006. 240 с.
3. Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И.',. Евстафьева Л.П. Геометрия, 10-11: кн. для учителя. -М.: Просвещение, 2005. 128 с.
4. Андреенкова Н.Л. Обучение математике в классах гуманитарного профиля, Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. № 4 / ВолгГТУ. - Волгоград, 2006. - 136 с.
5. Брадис В. М. Методика преподавания математики в средней школе.— М.: Учпедгиз, 1984.
6. Барыбин К. С. Методика преподавания алгебры: Пособие для учителя.— М.: Просвещение, 1995.
7. Александров П. С, Колмогоров А. Н. Алгебра: Пособие для учащихся средней школы.— М.: Наука, 1992.
8. Глейзер Г. И. История математики в школе: IX—X классы: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1983.
9. Груденов Я. И. Изучение определений, аксиом, теорем.— М.: Просве-щение, 1991.
10. Возняк Г. М., Гусев В. А. Прикладные задачи на экстремум.—М.: Просвещение, 1995.
11. Васильев Н. Б., Гутенмахер В. Л. Прямые и кривые.— М.: Наука, 1998.
12. Виленкин Н. Я. и др. Современные основы школьного курса матема-тики.— М.: Просвещение, 1995.
13. Виленкин Н. Я., Мордкович А. Г. Производная и интеграл: Пособие для
учителей.— М.: Просвещение, 1996.
14. Виленкин Н., Мордкович А. Что такое производная / Н. Виленкин, А. Мордкович // Квант. - 1975. - № 12. - С. 10-18.
15. Волошинова А. Интернет-ресурсы для учителя математики //
Математика / Еженед. учебно-метод. прилож. к газете «Первое сентября». -2008.-№ 15.-С. 17-18.
16. Габович И. Предел функции / И. Габович // Квант. - 1980. - № 10. - С. 40-42.
17. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: ООО «Изд-во «Вербум- М», «Издательский центр «Академия», 2003. — 432 с.
18. Дорофеев Г. В. Понятие функции в математике и в школе // Математика в школе.— 1978.— № 2.
19.Земляков А., Ивлев Б. 17 задач по анализу / А. Земляков, Б. Ивлев // Квант. - 1977. - № 1. - С. 36-39.
20. Калинин А.Ю., Терешин Д.А. Стереометрия 10: экспериментальный учебник для школ с углублённым изучением математики М.: МФТИ, 2005. -256 с.
21. Калинин А.Ю., Терешин Д.А. Стереометрия 11: экспериментальный учебник для школ с углублённым изучением математики М.: МФТИ, 2005. -336 с.
22. Кипнис И. М. Задачи на составление уравнений и неравенств.— М.: Просвещение, 1989.
23. Колмогоров А. Н. и др. Алгебра и начала анализа: Учебное пособие для 9 и 10 классов средней школы / Под ред. А. Н. Колмогорова.— М.: Просвещение. 2005.
24. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике.— М.: Просвещение, 1997.— Ч. I.
25. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике.— М.: Просвещение, 1997.— Ч. II.
26. Колягин Ю. М. и др. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика.— М.: Просвещение, 1995.
27. Колягин Ю. М. и др. Методика преподавания математики в средней школе: Частные методики.— М.: Просвещение, 1997.
28. Колягин Ю. М., Луканкин Г. Л. Основные понятия современного школьного курса математики.— М.: Просвещение, 1994.
29. Контрольно-измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ. Режим доступа: http://fipi.ru/sites/default/files/document/2015-2019/variant/maprof_101.pdf (свободный). Дата посещения: 13.09.2019.
30. Литвиненко В.Н. Задачи на развитие пространственных представлений: кн. для учителя. — М., Просвещение, 1991. 127 с.
31. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2002. - 175 с.
32. Методика преподавания математики в средней школе: частная методика / А.Я. Блох, В.А. Гусев и др.; Сост. В.И. Мишин. М.: Просвещение, 1987. — 416 с.
33. Мордкович А. Г., Смышляев В. К. Алгебра и начала анализа: Пробный учебник для 9—10 классов средней школы.— М.: Просвещение, 2001.
34. Meдяник Л. И. Учителю о школьном курсе геометрии.— М.: Просвещение. 1994.
35. Методика преподавания геометрии в старших классах средней школы / Под ред. А. И. Фетисова.— М.: Просвещение, 1997.
36. Настольная книга учителя математики. Нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя / Сост. Л.О. Рослова. М.: при обучении геометрии. / Современные проблемы Астрель, 2004. - 429 с.
37. Никифорова М.А. Новые компьютерные технологии // Математика / Учебно-метод. прилож. к газете «Первое сентября». 2004 - № 2931.
38. Никифорова М.А. Преподавание математики и новые компьютерные технологии // Математика в школе. — 2005. — № 7. — С. 72-80
39. Никольский С. М., Потапов М. К. Алгебра: Пособие для само-образования.—М.: Наука, 1994.
40. Пойя Д. Математика и правдоподобные рассуждения.— М.: Просвещение. 1997.
41. Потоскуев Е.В., Звавич Л.И. Геометрия. 10 класс: учеб. Для
бщеобразовательных учебных заведений с углубл. и профильным изучением математики. — М.: Дрофа, 2003. 224 с.
42. Сайт «Интернет урок». Режим доступа:
https://interneturok.ru/book/algebra/10-klass/algebra-i-nachala- matematicheskogo-analiza-10-11-klass-mordkovich-a-g (платный). Дата
посещения: 14.09.2019.
43. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2005. - 255 с.
44. Стандарт среднего полного (общего) образования по математике.
Базовый уровень, http://www.school.edu.ru/dokedu.asp?obno=19814
45. Стандарт среднего полного (общего) образования по математике.
Профильный уровень, http://www.school.edu.ru/dokedu.asp7obn0=19812
46. Столяр А. А. Методы обучения математике.—Минск: Вышейшая школа, 1996.
47. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега-Л, 2014. - 134 с.
48. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. II. Среднее (полное) общее образование. М-во образования Рос. Федерации.- М., 2012.
49. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. М.: Московский психолого-соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - 240 с.
50. Хвостенко Е.Е. Методика обучения алгебре и началам анализа в 10¬11 классах гуманитарного профиля с использованием компьютера. Дис. канд. пед. наук : 13.00.02 : Махачкала, 2000. - 176 c.
51. Хинчин А. Геометрический смысл производной / А. Хинчин // Квант. - 1977. - № 2. - С. 35-37.
52. Яглом И. О хордах непрерывных кривых / И. Яглом // Квант. - 1977. - №
4. - С. 27-29.
53. https: //infourok. ru/proizvodnaya funkcii. obobschayuschiy urok v 10 kla
sse.-121840.htm
54. K.A. Stroud, Dexter J. Booth. Foundation Mathematics / Palgrave Macmillan, London - 2009 - p. 320
55. Joanne Lockwood, Richard Aufmann. Introductory and Intermediate Algebra: An Applied Approach / Brooks Cole - 2013 - p. 293
56. Matt Parker. The Maths Book: Big Ideas Simply Explained / DK - 2019 - p. 307
57. Lara Alcock. How to Think About Analysis / Oxford University Press - 2014 - p. 272
58. Gerald B. Folland. Real Analysis: Modern Techniques and Their Applications / Wiley-Blackwell - 1999 - p. 416.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ