Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках литературного чтения

Работа №119968

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2022
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы воспитания эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках литературного чтения 8
1.1 Проблема исследования эмоциональной отзывчивости младших
школьников в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Условия воспитания эмоциональной отзывчивости у младших
школьников на уроках литературного чтения 19
Глава 2 Экспериментальная работа по воспитанию эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках литературного чтения 31
2.1 Диагностика исходного уровня воспитания эмоциональной
отзывчивости младших школьников 31
2.2 Реализация педагогических условий воспитания эмоциональной
отзывчивости младших школьников на уроках литературного чтения 39
2.3 Динамика уровня воспитания эмоциональной отзывчивости младшего школьника на уроках литературного чтения 50
Заключение 57
Список используемой литературы 59


В настоящее время в российском образовании наметилась тенденция ликвидировать негативные явления, проявляющиеся в отчуждении ребенка от окружающего его общества, искажающие этические, моральные ценности общества. В наши дни значительное внимание в системе образования уделяется развитию духовности личности, гармоничному развитию подрастающего поколения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и духовно-нравственному развитию и воспитанию личности гражданина России уделяется особое внимание решению задач социализации современного школьника и созданию условий для развития «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Согласно стандартам, в модели выпускника начальной школы определены такие качества личности, как принятые нормы в обществе, морали и чувства окружающих людей; уважение к старшим; эмоциональные переживания» [37].
Сформировать в человеке эмоциональную отзывчивость - это одна из основных задач системы воспитания, ведь без умения сопереживать нельзя развить духовно-нравственные ценности. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) «ориентирует одну из составляющих личности социума - важность воспитания у младших школьников эмоционально-нравственной отзывчивости. Ребенок по своей природе отличается от взрослого тем, что он открыт, восприимчив и чувствителен. Детство - самая благоприятная почва для развития творческой деятельности, поэтому важно, как можно раньше внедрить проблему развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников» [37].
Для изучения данной проблемы в науке создана теоретическая основа. Большое значение имеют исследования вопросов развития личности младшего школьника в процессе обучения В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, коррекция эмоциональной отзывчивости детей Л.П. Воропаевой, Л.Л. Лебедева, но отсутствует целостное концептуальное обоснование воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников.
В школьной жизни детей преобладает направление развития интеллекта, программы по формированию и развитию эмоциональной отзывчивости проработаны в меньшей мере. В традиционной школе программы для младшего школьного возраста эмоциональное сопереживание рассматривают лишь в качестве психологического резерва для усвоения информации.
Программы ряда предметов (литература, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство и музыка) преследуют цель формирования эмоциональной отзывчивости, но создаются условия для этого в отдельных случаях. Психология детей в младшем школьном возрасте обладает особой чувственной восприимчивостью, т.е. синзетивностью. В этом возрасте родители и педагоги должны уделять особое внимание к чувствам и переживаниям ребенка, чтобы избежать негативных последствий в виде недостаточного развития эмпатии, идентификации, социальной перпеции и др.
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил выделить противоречие между увеличением числа обучающихся с проблемами в воспитании эмоциональной отзывчивости, с одной стороны, и недостаточным использованием развивающего потенциала учебных дисциплин гуманитарного цикла, с другой стороны.
Данное противоречие обусловило проблему исследования, сформулированную в виде вопроса: каковы педагогические условия воспитания эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках литературного чтения?
Итак, актуальность исследования вызвана потребностью учителей начальных классов в определении педагогических условий воспитания эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования - определить и проверить эффективность педагогических условий воспитания эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - педагогические условия воспитания эмоциональной отзывчивости обучающихся в процессе изучения учебной дисциплины литературного чтения на уроках в начальной школе.
Гипотеза исследования: эмоциональная отзывчивость младших школьников на уроках литературного чтения будет иметь положительную динамику, если:
- будут разработаны педагогические условия эмоционального развития младших школьников на уроках литературного чтения;
- реализовать разработанные педагогические условия на уроках литературного чтения за счет внедрения обязательных упражнений, которые заключались в побуждении к рефлексивно-оценочным суждениям, происходило накопление знаний у учащихся нравственных норм, моделей поведения, образов положительных героев.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы воспитания эмоциональной отзывчивости в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить уровень воспитания эмоциональной отзывчивости младших школьников;
3. Разработать и внедрить педагогические условия воспитания эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках литературного чтения;
4. Доказать эффективность предлагаемых мероприятий на основе выявления изменения уровня воспитания эмоциональной отзывчивости младших школьников.
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование, наблюдение, беседа.
База эксперимента: учащиеся экспериментального 3 «А» класса, контрольного 3 «Б» класса ГБОУ СОШ №25 г. Сызрань. Всего 50 учащихся.
Новизна исследования заключается в уточнении психолого-педагогические характеристики категории «эмоциональное развитие», анализе структуры и особенностей эмоционального развития у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке уроков литературного чтения в начальной школе на основе реализации педагогических условий эмоционального развития младших школьников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Младший школьный возраст соответствует возрасту детей, обучающихся в начальных классах, т.е. это возраст в пределах 7 - 10 лет (может быть 6 - 9 лет). Основной вид деятельности ребенка в этот период - учебная деятельность, под действием которой происходят значительные изменения психического развития, формируется много новых качеств благодаря школьной жизни и которые послужат фундаментом для будущего развития, в последующем возрастном периоде. Уже к концу первого года обучения происходит снижение мотивации учебной деятельности у ребенка, и чтобы не допустить такого, взрослым следует ввести индивидуально важные мотивы для него. Дети этого возраста с интересом осваивают новые для них виды деятельности, позволяющие прийти к новым достижениям.
Эмоциональная отзывчивость в детях, ее формирование и развитие есть педагогическая задача, достаточно сложная, поскольку эмоциональная сфера ребенка очень динамична, и ребенок не обладает достаточным эмоциональным опытом различать эмоции по отношению к другим и себе.
Исследование психолого-педагогических источников позволило определить некоторые педагогические условия, необходимые в воспитании эмоциональной отзывчивости у детей младших классов при изучении предмета литературное чтение.
В ходе проведения констатирующего этапа была проведена диагностика эмоциональной отзывчивости младших школьников контрольного и экспериментального классов ГБОУ СОШ №25, г. Сызрань. Результаты показали, что большинства обучающихся преобладает средний и низкий уровни эмоциональной отзывчивости.
На формирующем этапе эксперимента были выделены и в процессе учебной деятельности на уроках литературного чтения реализованы следующие педагогические условия:
- обеспечить доброжелательный климат на занятиях, применять (учителю) метод эмоционального отклика;
- использовать наглядные пособия (видеоролики, картины, рисунки), музыкальное сопровождение произведениями народной музыки, мировой классики;
- задействовать жизненные ситуации детей для включения их в активную работу;
- применять на занятиях словесные методы, способствующие эмоциональному настрою детей и их восприятию;
- использовать игровые технологии на базе разнообразных творческих заданий.
Эффективное развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста невозможно без создания педагогами условий, позволяющих детям сопереживать не только человеку, но и живому существу.
На основании полученных данных, демонстрирующих, что показатели экспериментальной группы превышают показатели контрольной группы, стоит говорить об эффективности внедрения целенаправленных инструментов эмоционального развития.
В экспериментальной группе позитивные тенденции обнаруживаются при изучении всех показателей, установленных при повторном диагностировании уровня эмоциональной отзывчивости: так, доля учащихся с высоким уровнем возросла на 18%, а доля учащихся с низким уровнем сократилась на 21%. Результаты уровня эмоциональной отзывчивости младших школьников на контрольном этапе исследования представлены на рисунке 7.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали более положительную динамику эмоциональной отзывчивости младших школьников экспериментального класса в сравнении с контрольным классом. Данные проведённого исследования позволяют сделать вывод о том, что поставленная цель достигнута, задачи выполнены, выдвинутая гипотеза в начале исследования подтверждена.



1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре: учеб. пособие для вузов. М.: Воронеж: НПО Модэк, 2021. 228 с.
2. Батищев Г.С. Духовное-нравственное воспитание младших школьников // Воспитание школьников. 2018. № 9. С. 10-12.
3. Богуславский М.В. Каптерев П.Ф. - классик отечественной педагогики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №7. С. 11-20.
4. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. М.: Просвещение, 2017. 375 с.
5. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: ИД Филинъ, 2018. 472 с.
6. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов. М.: Питер, 2017. 304 с.
7. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Издательство Московского университета, 1976. 132 с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской возрастной психологии. М.: Говорящая книга, 2020. 872 с.
9. Джеймс У. Психология. М.: Рипол-классик, 2018. 199 с.
10. Дусавицкий А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения // Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 63-65.
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2021. 752 с.
12. Карелина И.О. Педагогика: курс лекций Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2018. 71 с.
13. Клевенец Н.Д. Развитие эмоциональной отзывчивости школьников с помощью художественной литературы // Педагогическое мастерство. 2020. №4. С. 85-88.
14. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие. М.: Академия, 2018. 176 с.
15. Куприна Н.Г. Теория и практика работы с одаренными детьми. Екатеринбург, 2017. 175 с.
16. Курносова С.А. Вопросы развития эмоциональной сферы учащихся в отечественной педагогике // Начальная школа. 2018. № 1. С. 67-81.
17. Лапкин М.М. Анохин П.К. - создатель теории функциональной системы // Российский медико-биологический вестник им. Академика И.П. Павлова. 2018. №5. С. 9-16.
18. Левин В.А. Детской литературы - не бывает // Литература. 2016. №19. С. 4-6.
19. Леонтьев А.Н. Современная психология. М.: Московский
Университет, 2019. 288 с.
20. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Ленанд, 2014. 223 с.
21. Лещенко Н.В. Особенности эмоционального развития младших школьников // Интеграция образования. 2019. № 3. С. 119-122.
22. Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Педагогика, 2018. 218 с.
23. Маклаков А.Г. Общая психология. М.: Питер, 2017. 592 с.
24. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству. М.: Бином, 2017. 147 с.
25. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Издательский центр, 2019. 255 с.
26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2016. 209 с.
27. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие. М.: Юрайт, 2021. 230 с.
28. Оморокова М.И. Учимся читать выразительно. М.: Вентана-Граф, 2017. 190 с.
29. Осмоловская И.М. Дидактика. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. 232 с.
30. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 2011. 895 с.
31. Рудковская М.Ю. Урок литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. 2021. №5. С. 13-17.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: АСТ, 2020. 734 с.
33. Саржанова А.Н. Литературное развитее учащихся младшего школьного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. №3. С. 35-37.
34. Светловская Н.Н. Чтение как обязательный компонент современной системы образования // Начальная школа. 2020. № 7. С. 24-29.
35. Сериков А.Е. Ч. Дарвин о выражении эмоций: судьба основных идей // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2018. №4. С. 14-21.
36. Узнадзе Д.Н. Философия. Психология. Педагогика. М.: Смысл, 2017. 312 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 11.12.2020). URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/(дата обращения: 20.02.2022).
38. Шмаков С.А. Учимся, играя. М.: Просвещение, 2016. 75 с.
39. Ясинских Л.В. Развитие эмоционального слуха у младших школьников в процессе восприятия художественных произведений // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. С. 26-32.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ