Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование психоэмоционального состояния матерей, воспитывающих детей с особенностями развития

Работа №119949

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы143
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования психоэмоционального состояния матерей, воспитывающих детей с особенностями развития 13
1.1 Особенности психоэмоционального состояния матерей воспитывающих детей с особенностями развития 13
1.2 Факторы влияния на психоэмоциональное состояние матерей воспитывающих детей с особенностями развития 24
Глава 2 Эмпирическое исследования психоэмоционального состояния матерей детей с особенностями развития 35
2.1 Теоретические основы исследования 35
2.2 Методы исследования 49
2.3 Обработка и обсуждение результатов исследования 54
2.4 Рекомендации по организации психологической помощи 80
Заключение 91
Список используемой литературы 94
Приложение А Статистические данные об испытуемых 109
Приложение Б Результаты психодиагностики по полному тесту Люшера 113
Приложение В Результаты психодиагностики по тесту Джерсайлда 118
Приложение Г Результаты психодиагностики по тесту «Индекс жизненной удовлетворенности» 119
Приложение Д Результаты психодиагностики по опроснику «Нервно-психического напряжение» 121
Приложение Е Результаты психодиагностики по методике «Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина» 122
Приложение Ж Результаты психодиагностики по методике методики «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» 123
Приложение И Результаты статистического анализа всех тестов 132
Приложение К Программы психологической помощи 134

Актуальность исследования. Интеграция в социальную среду, воспитание и обучение детей с особенностями развития (детей с интеллектуальной недостаточностью, сенсорными нарушениями, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения) чаще становятся сферой психолого-педагогических научных исследований. Особое внимание уделяется изучению проблем детей с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями, а также изучению взаимодействий специалистов и родителей детей с особенностями развития разных возрастных групп, но очень мало внимания уделяется изучению проблем психологического здоровья родителей таких детей.
Рождение детей с ограниченными возможностями или с особенностями развития является фактором риска (поведенческого, биологического, генетического, социального характера), для возникновения разных сомато-психологических проблем в семье, поскольку, от родителей требуется мобилизация всех своих материальных, личностных, социально-коммуникативных и физических ресурсов, которые необходимы для адаптации к новой роли и функциям, при опеке, воспитании и социализации ребенка. Об этом в своих исследованиях писали русские исследователи Н.В. Лукьянченко [62], Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина [64], а также зарубежные исследователи Э.М. Смит и Д.Г. Гживач [99], А. Фейзи, Б. Наджми, А. Салези, М. Чорами и Р. Ховейдафар [100], Ким-М. Гилсон, Э. Дэвис [103], С.М. Маркиз, К. Мак-Грааль, М. Хейс [104]. Насколько они удачно справятся с этими проблемами, во многом зависит от их психического и психологического состояния.
Психоэмоциональное состояние — важный компонент психического и психологического состояния личности, оно во многом зависит от образа жизни человека, стиля поведения, личностных качеств и занимаемой жизненной позиции, от защитных реакций на внешние факторы. Специалисты считают, что позитивный эмоциональный настрой, ясные цели и уверенность в себе, имеют хорошие перспективы на укрепление и поддержание собственного физического, психологического и психического здоровья. Изучение разных аспектов психоэмоционального состояния личности - важный аспект изучения проблем науки «Психология здоровья».
Изучению проблем психологического состояния и программ социальной поддержки родителей детей с особенностями развития, по сравнению с родителями детей без каких-либо особенностей посвящены исследования Э.М. Смит и Д.Г. Гживач [16, 99], А. Фейзи, Б. Наджми, А. Салези, М. Чорами и Р. Ховейдафар [100], Ким-М. Гилсон, Э. Дэвис [103], С.М. Маркиз, К. Мак-Грааль, М. Хейс [104]. Лонгитюдные исследования компонентов психологического состояния (наличие стресса, депрессии, психических заболеваний, соматических заболеваний и т.п.) родителей имеющих детей с особенностями развития и нужды в постоянной медицинской помощи подтверждали, что эти родители более подвержены риску приобретения психосоматических заболеваний, стресса и депрессии. Исследователи считают, что состояние психологического здоровья во многом зависит от состояния и возраста ребенка с отклонениями развития и проблемами здоровья, а также от особенностей психоэмоционального состояния личности матерей, с чем обусловлены основные и индивидуальные направления организации психологической помощи.
Проблемы психоэмоциональных особенностей отношений в семьях, воспитывающих детей с разными отклонениями в развитии, которые влияют на психоэмоциональное состояние родителей, в частности матерей, раскрываются в работах О.Ю. Андриенко [5], А.М. Арутюняна [8, 29], А.А. Баранова [13], Ю.Ф. Васильевой [21, 22], Е.С. Гринина [32, 44], И.В. Добрякова, О.В. Защиринско [33], Г.А. Евлампиева [34], Ю.Б. Зеленской [35, 36], П.А. Кислякова [37, 45], Л.М. Колпакова [49], Н.А. Крушной [42, 55], Е.М. Мастюкова [64], С. Блекбурн [102], Н. Дейл [105].
На основе изучения психоэмоциональных особенностей семей, детей с особенностями развития разработаны концепции их психолого -педагогического сопровождения и помощи, которые предложены в работах Н.В. Антонова [5], М.Р. Арпентьева [6], А.М. Арутюнян [7], Ю.А. Афонькина [8, 9, 10], Е.Ф. Ачильдиева [11], А.А. Баранова [12], Е.С. Гринина [33], С.В. Калинина [45], М.В. Ипполитовой [43], П.А. Кислякова [45], М.Г. Киселевой [46, 51], Е.В. Кулагиной [57], Н.В. Лукьянченко [60, 63], Е.В. Орлова [73], Е.А. Стребелева [86]-[87], Е.А. Петрова [76], С.К. Хаидова [100], О.В. Югова [53, 102], Н.С. Мнацаканяна [121].
Исследования показывают, что особенно уязвимы матери детей с особенностями развития, и именно они нуждаются в психолого-педагогической помощи. Поэтому, мы считаем, что изучение психоэмоционального состояния матерей детей с особенностями развития, позволит раскрыть основные направления организации их психологической помощи.
Исходя из вышеприведённых доводов, нами выбрана проблема научного исследования: психоэмоциональное состояние матерей, воспитывающих детей с особенностями развития.
Цель диссертационной работы - исследование психоэмоционального состояния матерей детей с особенностями развития.
Объект исследования - психоэмоциональное состояние матерей.
Предмет исследования - уровни тревожности, удовлетворенности жизнью, нервно-психического напряжения и защитных стратегий матерей, воспитывающих детей с особенностями развития.
Гипотеза исследования:
• психоэмоциональное состояние матерей, воспитывающих детей с особенностями развития, имеет особые показатели, которые необходимо учитывать при оказании психологической помощи (это в основном обусловлено объективными проблемами воспитания ребенка и с особенностями его развития);
• такие показатели выявляются при определении уровня выраженности общей, ситуативной и личностной тревожности, удовлетворенности жизнью, психического напряжения и психоэмоциональных реакций, как параметров психоэмоционального состояния, обусловленные проблемами воспитания ребенка и их с особенностями развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• теоретическое обоснование проблем воспитания ребенка с особенностями развития и особенностей психоэмоционального состояния их родителей, в частности матерей;
• теоретический обзор внешних и внутренних факторов, которые влияют на психоэмоциональное состояние семьи, и матери, воспитывающих детей с особенностями развития;
• эмпирическое исследование психоэмоционального состояния (общей, ситуативной и личностной тревожности, удовлетворенность жизнью, нервно-психического напряжения, стратегии преодоления стрессовых ситуаций) матерей, воспитывающих детей с особенностями развития в сравнении с психоэмоциональным состоянием матерей, воспитывающих детей без каких-либо особенностей (как статистической нормы);
• определение направления организации психологической помощи матерям, воспитывающим детей с особенностями развития.
Теоретико-методологические основы исследования. При рассмотрении связи психологического здоровья и психоэмоционального состояния мы ссылались на основные концепции В.Э. Пахальяна [73] и представленные Ю.Г. Фроловой [93], Б.С. Братуся [17], Г.С. Никифорова [69, 78], Е.П. Ильина [39], В.К. Сафонова [82].
Для рассмотрения психологического состояния основой послужили два подхода: инструментальный и гностический. Базовым явились: биологическая теория эмоций и принцип системного подхода П.К. Анохина [2,3], и классификация эмоций К.Э. Изарда [38].
При изучении взаимосвязи психического и эмоционального состояния личности, мы рассмотрели концепции Б.А. Вяткина и Л.Я. Дорфмана [25], B. А. Ганзена [26], Е.П. Ильина [39]. О влиянии стрессоров в жизни родителей детей с особенностями развития на их здоровье, мы рассмотрели в исследованиях И.Е. Валитова [19, 71], Э.М. Смит и Д.Г. Гживач [99], А. Фейзи, Б. Наджми, А. Салези, М. Чорами и Р. Ховейдафар [100], Ким-М. Гилсон, Э. Дэвис [80, 103], C. М. Маркиз, К. Мак-Грааль, М. Хейс [104].
Для описания рекомендаций по психологической помощи ссылались на принципы, методы и приемы, предложенные Р.С. Немовым [68], Б.К. Коллинз [101] и К. Блегбурн [102] и другими.
Методы исследования:
• теоретические методы: изучение и анализ психологической, научно - методической и сравнительной литературы по рассматриваемой проблеме и для определения методов изучения психоэмоционального состояния по выявленным признакам;
• эмпирические методы: метод анкетирования.
Методики исследования:
• Полный цветовой тест Люшера;
• тест «Психические состояния личности» (Джерсайлд);
• опросник «Индекс жизненной удовлетворенности»(Нойгартен А. О.);
• тест «Шкала нервно-психического напряжения» (Немчин Т.А.);
• тест «Шкала самооценки уровня тревожности (Спилбергера-Ханина);
• тест «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (С. Хобфолл).
Экспериментальная база исследования: родители (матери) детей, посещающих центр развития «АЙБ БЕН ГИМ» при общественной организации «Харизма» и «Республиканский педагого-психологический центр» при министерстве Образования, науки, культуры и спорта (Республика Армения, г. Ереван). В исследовании приняли участие 50 человек, из них 20 человек вошли в эмпирическое исследование (10 матерей детей с особенностями развития - экспериментальная группа, 10 матерей детей без каких-либо особенностей - контрольная группа), 30 - участвовали в анкетировании и наблюдении. Возраст участников от 25 до 45 лет.
Научная новизна исследования в представлении анализа особенностей психоэмоционального состояния матерей детей с особенностями развития, как компонента их психологического здоровья.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении имеющихся исследований о проблемах психологического здоровья и психоэмоционального состояния родителей детей с особенностями развития.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов и материалов настоящего исследования в деятельности региональных учреждений психолого -педагогической помощи, в практике семейного консультирования и разработке программ психолого-педагогической помощи родителей, в частности матерей, воспитывающих детей с особенностями развития.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования; проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях, современными методами исследования, которые соответствуют цели работы и поставленным задачам; сроками исследования, личным участием автора в исследовании и получении научных результатов. Статистический анализ и интерпретация полученных результатов проведены с использованием современных методов обработки информации, в частности с применением методов математической статистики для обработки полученных результатов (компьютерная программа, SPSS 23.0).
Личное участие автора заключается в непосредственном участии во всех этапах исследования, в статистической обработке эмпирических данных, в описании полученных результатов, в написании и оформлении рукописи диссертации и основных публикаций по выполненной работе.
На защиту выносятся следующие положения:
• объективные проблемы воспитания ребенка с особенностями развития не влияют на статистически значимые изменения психоэмоционального состояния их матерей, но у них замечены различия на уровнях общей, ситуативной и личностной тревожности, удовлетворенности жизнью, психического напряжения, конструктивности в отношениях и психоэмоциональных реакциями в пределах норм;
• у матерей, воспитывающих детей с особенностями и без особенностей развития в степенях выраженности удовлетворения жизнью, тревожности, нервно-психической напряженности, конструктивности в отношениях, как параметрах психоэмоционального состояния выявлены статистические различия в ранговом анализе. В степенях выраженности внутреннего напряжения, ситуативной тревожности, конфликтности, агрессивных и импульсивных реакций у матерей воспитывающих детей с особенностями развития граничащие результаты ближе к патологиям, а уровень конструктивности в отношениях на низком уровне, что подтверждает состояние их конфликтности;
• психологическая помощь матерей, воспитывающих детей с особенностями развития, должна направляться на решение проблем психоэмоционального напряжения и снижения уровня тревожности и конфликтности, с помощью формирования внутриличностных положительных установок, для возможности разрядки и выбора позитивных методов защитных стратегий.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе обсуждения на заседаниях кафедры ТГУ и Гаварского государственного университета (г. Гавар, Республика Армения), на III Конгрессе «Психическое здоровье человека XXI века» (октябрь, 2020 г., г. Москва), на ежегодных конференциях «Студенческие Дни науки в ТГУ» (апрель, 2020 г., апрель, 2021 г., г. Тольятти); на XLI международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования» (ноябрь, 2020 г., г. Москва); на научной конференции, посвященной 200-летию Гевонда Алишана, Гаварского государственного университета, 2020 г., на XLVI Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования» (апрель, 2021 г., г. Москва).
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Основное содержание работы изложено на 95 страницах, использованы 14 рисунков, 29 таблиц (включая представленные в приложениях таблицы математического анализа, анкеты, опросники, методики применимые в исследовании). Список литературы состоит из 125 источников и ресурсов, в том числе 11 на иностранных языках.
Основное содержание работы.
Во введении отражены актуальность, степень ее разработанности; проблемы; определяются объект, предмет, цель, гипотеза, формулируются задачи работы; характеризуются теоретико-методологические основы, методы и этапы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования; приводятся сведения об апробации результатов исследования; выдвигаются положения, выносимые на защиту.
В первой главе изложены обобщённые теоретические данные по изучению особенностей психоэмоционального состояния родителей детей с особенностями развития, теоретический обзор внешних и внутренних факторов, которые влияют на психоэмоциональное состояние семьи, и матерей, воспитывающих детей с особенностями развития.
Во второй главе представлены теоретические основы и эмпирическое исследование психоэмоционального состояния (общей, ситуативной и личностной тревожности, удовлетворенность жизнью, нервно-психического напряжения, стратегии преодоления стрессовых ситуаций) матерей детей с особенностями развития, сравнительного анализа психоэмоционального состояния матерей, воспитывающих детей с особенностями и без особенностей развития. Также представлены рекомендации по организации психологической помощи матерей, воспитывающих детей с особенностями развития.
В результате проведенной исследовательской работы были сделаны выводы, которые представлены в заключении.
В 9-и приложениях представлены таблицы математического анализа, анкеты, опросники, методики, примененные в исследовании.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, достигнута цель диссертационной работы, что являлось изучение проблем психологического и психоэмоционального здоровья матерей детей с особенностями развития в армянских семьях.
В первой части исследования были проанализированы и обобщены теоретические данные по изучению особенностей психоэмоционального состояния родителей детей с особенностями развития, дан теоретический обзор внешних и внутренних факторов, которые влияют на психоэмоциональное состояние семьи, и матерей, воспитывающих детей с особенностями развития.
Мы изучили теоретические аспекты психоэмоционального состояния семей, в частности матерей воспитывающих детей с особенностями развития. Анализ теоретических исследований подтвердил, что в семьях, где растет ребенок с особенностями развития, ответственность и объективные проблемы ухода, воспитания, обучения и социализации ребенка формируют особое психоэмоциональное состояние их матерей.
Теоретически и эмпирически выявили, что формирование психоэмоционального состояния матерей детей с особенностями развития в основном обусловлено средой и социальными нормами (стереотипами), которые формировались по отношению к ребенку с особенностями развития и к их матерям. Например, в армянских семьях часто встречаются такие явления, как обвинение матерей в рождении ребенка с особенностями и их идентификация в обществе, или гипперопека (жалость) по отношению к ребенку, ответственность которого также ставится на мать.
Во второй части представлены: теоретическое обоснование выбранных методов эмпирического исследования психоэмоционального состояния (общей, ситуативной и личностной тревожности, удовлетворенность жизнью, нервно - психического напряжения, стратегии преодоления стрессовых ситуаций) матерей детей с особенностями развития, и сравнительного анализа психоэмоционального состояния матерей, воспитывающих детей с особенностями и без особенностей развития.
Мы определили и применили методы эмпирического исследования психоэмоционального состояния матерей детей с особенностями развития, провели сравнительный анализ психоэмоциональных особенностей матерей воспитывающих детей с особенностями и без особенностей развития, где результаты последних рассматривались как статистическую норму.
Анализ результатов исследования подтвердил предположение о том, что психоэмоциональное состояние матерей, воспитывающих детей с особенностями развития, имеет особые показатели, которые проявились при определении уровня выраженности общей, ситуативной и личностной тревожности, удовлетворенности жизнью, психического напряжения и психоэмоциональных реакций, как параметров психоэмоционального состояния.
У матерей воспитывающих детей с особенностями развития без каких-либо особенностей не выявлены статистически значимые различия на уровне статистических норм, патологические проблемы, но актуальный уровень их психоэмоционального состояния положительно взаимосвязано с уровнями внутренних конфликтов и неосознанных источников тревожности и страхов, что отражает проблемы влияния внешней среды и отношений. Также у них выраженное стремление к социальным контактам, но низкий уровень конструктивности в отношениях, что отражает не удовлетворенность потребности к социальным контактам и потребности к социальной помощи, из -за отверженности и постоянной обремененности проблемами опеки, воспитания и образования ребенка с особенностями развития.
Мы выявили, что мать ребенка с особенностями развития — это особый феномен, у которой есть не только трудности, но и сильные внутренние ресурсы для борьбы с ними: сила воли, надежды и мечты, потребности в самореализации себя и своего ребенка. Актуальный уровень их психоэмоционального состояния не имеет патологических проявлений, но частично обусловлено объективными проблемами воспитания ребенка с особенностями развития, у них выше уровень внутренних конфликтов и неосознанных источников тревожности и страхов, в пределах норм, но ближе к критическим. Также у них выраженное стремление к социальным контактам, но низкий уровень конструктивности в отношениях, что отражает не удовлетворенность потребности к социальным контактам и потребности к социальной помощи.
Преодоление внутренних эмоциональных препятствий, страхов, тревожности, неуверенности, выявление своих внутренних ресурсов для личного развития и самореализации рассмотрено нами как основными направлениями организации их психологической помощи.
Очень надеемся, что программы психоэмоционального здоровья родителей детей с особенностями развития станут приоритетными в проектах образовательных и здоровьеоберегательных учреждений, которые помогут преодолеть негативные психологические и социальные воздействия на здоровье не только ребенка, но и членов его семьи.


1. Адаптация и реабилитация в социальной работе: учебное пособие / под общ. ред. Н.Ш. Валеева. - 2-е изд., доп. и испр. Казань : КНИТУ, 2011. 586 с.
2. Анохин П. К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / Состав.: Ю.Б. Гиппенрейтер и В.К. Вилюнас. М. : Изд-во МГУ, 1984. С. 173. - 288 с.
3. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. М., 1973.
4. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М., Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций // А.Р. Лурия и психология XXI в.: доклады II Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия / под ред. Т.В. Ахутиной и Ж.М. Глозман. М., 2003. С. 183-184.
5. Андриенко О. Ю. Перемены в жизни семьи с появлением ребенка- инвалида // Власть и управление на Востоке России. 2007. № 4(41). С. 220-227.
6. Антонова Н. В. Некоторые особенности Я-концепции родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Бурятского университета. 2010. № 5. С. 219-224.
7. Арпентьева М. Р., Психологическая реабилитация семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т.6. Вып. 1 (21).
8. Арутюнян А. М. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. С. 41 -43.
9. Афонькина Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение семьи в контексте социализации ребенка с инвалидностью // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология [Текст]: сборник научных трудов / Ю.А. Афонькина. Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 57. Ч.4. С. 244-250.
10. Афонькина Ю. А. Реабилитационный потенциал семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью: коллективная монография / Ю.А. Афонькина, Е.М. Омельченко. Мурманск: МАГУ, 2019. 140 с.
11. Афонькина Ю. А. Организационно-методические основы инклюзивного образования: учебное пособие / Ю. А. Афонькина, Т. В. Кузьмичева. Мурманск : МАГУ, 2018. 114 с.
12. Ачильдиева Е. Ф. Семья с ребенком-инвалидом. Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. М., 2008. 39 с.
13. Баранов А. А. Семья как субъект сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья / А. А. Баранов, А. С. Сунцова // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Педагогические и психологические науки. 2017. Вып. 29(48). С. 88-98.
14. Беляева С. И. Тревожность и проявление материнской любви в семьях с делинквентными подростками // Медицинская психология в России. 2018. T. 10, № 2. C. 11. doi: 10.24411/2219-8245-2018-12110.
15. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психол. журн. 2006. № 2. Т. 27. Ч. 2.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ