Введение 3
1 Историческая и концептуальная основа участия Бразилии в МЕРКОСУР 8
1.1 Историческая ретроспектива становления и развития МЕРКОСУР 8
1.2 Нормативно-правовая основа деятельности МЕРКОСУР 9
1.3 Роль МЕРКОСУР во внешнеполитическом курсе Бразилии 14
2 Деятельность Бразилии в рамках МЕРКОСУР 21
2.1 Торгово-экономическое взаимодействие Бразилии со странами-участницами МЕРКОСУР 21
2.2 Роль и место МЕРКОСУР в рамках интеграционных процессов в рамках интеграционных процессов в регионе.24
2.3 Развитие МЕРКОСУР как воплощение автономной внешней политики Бразилии и курса на регионализацию 30
Заключение 33
Список литературы 35
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что современные государства стремятся найти варианты решения своих экономических, социальных, политических проблем путем проведения международной политики.
Всеобщая потребность государств в экспорте некоторых товаров и услуг приводит к либерализации торговли, которая, в свою очередь, способствует региональной интеграции. МЕРКОСУР - одна из крупнейших региональных интеграционных схем в мире. Тот факт, что она существует более 25 лет, свидетельствует о том, что она успешно и действенно позиционирует себя в международном сообществе. Однако ей не удалось избежать проблем, с которыми обычно сталкиваются схемы региональной интеграции. Страны, входящие в данное объединение, сильно отличаются по уровню экономического, социального, политического развития, геостратегическому значению, лидером по данным показателям в регионе является Бразилия. Это государство нуждалось в создании интеграционного союза для реализации внешнеторгового курса. Таким объединением и стал МЕРКОСУР.
Несмотря на некоторый первоначальный успех в ранние годы, в настоящее время МЕРКОСУР испытывает серьезные технические проблемы, которые также оказывают влияние на политику стран-членов объединения. Именно Бразилия должна играть решающую роль в успешном развитии и усилении влияния МЕРКОСУР не только в латинской Америке, но и в мире в целом. Инициатива Бразилии по формированию дополнительных инструментов в последние годы, которое можно было бы охарактеризовать как «институциональную гипертрофию», не помогло решить эти проблемы и продвинуть процесс региональной интеграции.
Объект исследования – является роль Бразилии в МЕРКОСУР с 2003 по 2016 гг.
Предмет исследования – влияние Бразилии на векторы развития МЕРКОСУР.
Целью курсовой работы – определить роль и значимость Бразилии в развитии МЕРКОСУР. В рамках поставленной цели необходимо решение следующих задач:
− рассмотреть историю становления и развития МЕРКОСУР;
− охарактеризовать нормативно-правовую основу деятельности МЕРКОСУР;
− выявить роль МЕРКОСУР во внешнеполитическом курсе Бразилии;
− охарактеризовать торгово-экономическое взаимодействие Бразилии со странами-участницами МЕРКОСУР;
− рассмотреть неэкономические вопросы в деятельности МЕРКОСУР и появление альтернативных интеграционных инициатив;
− рассмотреть развитие МЕРКОСУР как воплощение автономной внешней политики Бразилии и курса на регионализацию.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2003 г. Этот год характеризуется критически низким уровнем интеграционных процессов в МЕРКОСУР. Но активные действия Бразилии в рамках экономического союза имели ощутимые результаты. С начала президентства Луиса Инасиу Лула да Силва и его партией трудящихся в Бразилии объем экспорта за 4 года увеличился более чем на 25%, а импорт на 50%. Завещающий этап хронологических рамок – 2016 год, в этот период из числа членов МЕРКОСУР была исключена Венесуэла , и экономический союз получил новое направление и идеологию развития.
Методологическая основа исследования определяется его целью и задачами, а также обусловлена подходом и научной позицией автора. Методологической основой исследования являются базовые принципы исторической и политологической науки – историзм и научная объективность. В качестве основного метода выступает исторический метод, используемый при описании развития МЕРКОСУР на разных этапах, деятельности правительства Бразилии при различных президентах. Структурно-функциональный метод использовался для описания роли Бразилии в развитии МЕРКОСУР. Статистический метод использовался при анализе данных по внешней торговле стран-участниц МЕРКОСУР, данных об их экономическом развитии, показателей экспорта и импорта Бразилии. Проблемно-хронологический метод применялся для изучения процессов во внешней политике Бразилии.
Степень разработанности проблемы. При написании данного исследования, автором было привлечено достаточное количество трудов отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся на политических отношениях стран латинской Америки, международных отношениях межконтинентальных объединений и торговых союзов.
Большую помощь в написании данной работы оказали работы следующих отечественных и зарубежных авторов.
К работам на русском языке относятся: Н.С. Аниськевич , В.А. Красильщиков , Е.С. Кудрявцева , Н.П. Воловик, О.И. Изряднов , М.В. Горбачев , Д.В. Кошкуль , М.И. Рыхтик, В.Н. Подгусков , П.П. Яковлев .
К работам на иностранном языке относятся: Т. Чин, Грегори, Б.И. Диас , Н.Н. Нуньес-Саранцева .
Региональными авторами, исследовавшими данную проблемы являются: Salama P. , Carlos R.C. , Klom A. , Ruiz Díaz Labrano, R. , Sabsay, D. , Preusse, H. , André Filipe Zago De Azevedo .
Источниковая база исследования. В процессе написания курсовой работы автором были использованы источники различных видов, среди которых – статистические отчеты, делопроизводственные источники, источники на иностранных языках. Использованные источники можно разделить на несколько групп.
К первой группе принадлежат статистические отчеты, которые включают в себя: Отчет по торговле стран-участниц Меркосур , Статистический альманах по экономическому развитию Бразилии с 1981 по 2020 годы ; Торговый вестник МЕРКОСУР , статистический ежегодник МЕРКОСУР и др.
Вторая группа источников описывает нормативно-правовые основы МЕРКОСУР и статус его участников: МЕРКОСУР в системе союза Южноамериканских Наций (УНАСУР) .
Практическая значимость исследования заключается в его потенциале для информирования процессов разработки политики и принятия решений в контексте региональной интеграции в Южной Америке. Понимание роли Бразилии в МЕРКОСУР может помочь политикам и заинтересованным сторонам определить потенциальные области сотрудничества и сотрудничества между государствами-членами, а также области напряженности и разногласий, которые могут препятствовать продвижению к интеграции. Кроме того, исследование может дать представление о политической и экономической динамике внутри МЕРКОСУР, включая соотношение сил между государствами-членами, влияние внешних субъектов и последствия региональной интеграции для таких вопросов, как торговля, иммиграция и безопасность. В целом, исследование может способствовать лучшему пониманию возможностей и проблем региональной интеграции в Южной Америке, а также формированию политики и стратегий, способствующих более тесному сотрудничеству и экономическому развитию в регионе.
Структура курсовой работы. Представленная работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых 3 пункта, а также списка источников и литературы.
Основанный в 1991году МЕРКОСУР способствовал созданию таможенного союза между Аргентиной, Бразилией, Парагваем, Уругваем и Венесуэлой. В регионе Южной Америки безусловным лидером экономического влияния является Бразилия. По геополитическим, экономическим и демографическим характеристикам 212-миллионная Бразилия, без сомнений, выступает в качестве ключевого члена МЕРКОСУР.
При этом внутри самого экономического блока не решены все проблемы взаимодействия, многие торговые преференции не действуют. На весь торговый оборот стран-членов блока между собой приходится не более 13%. Так, основным торговым партнером Бразилии является Китай, при этом доля товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых у соседней Аргентины, члена МЕРКОСУР составляет 4,23% и 5,28% соответственно. Во внешней торговле Бразилии страны МЕРКОСУР не играют значительной роли, основные партнеры – страны дальнего зарубежья, а также Чили, не входящая в состав МЕРКОСУР.
Поэтому МЕРКОСУР стал неединственным экономически блоком, в рамках которого происходит Южноамериканская интеграция. В последние годы процессы южноамериканской интеграции проходили через три основных международных института. Это МЕРКОСУР, CAN и совсем недавно Южноамериканское сообщество наций.
У МЕРКОСУР есть шансы нарастить объемы экономического сотрудничества, найдя компромисс в протекционных мерах и торговых тарифах, это может стать важным факторов экономической стабильности во всем регионе. Кроме того, членство Бразилии в БРИКС создает новые возможности для стран-участниц МЕРКОСУР, выходящих на глобальные рынки.
Таким образом, любой процесс глубокой интеграции находится в постоянном процессе изменений. Это не линейные траектории. Напротив, европейская интеграция доказала, что эти процессы тормозятся, иногда терпят неудачи, а также делают периодические шаги вперед. Опыт МЕРКОСУР в региональной интеграции может быть полезен тем странам, которые решают пойти по пути экономических объединений и созданию общих рынков, так, например, этот опыт полезен странам Африки.
1. Бразилия. Импорт и Экспорт//[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://trendeconomy.ru/data/h2/Brazil/TOTAL
2. Воскрешение Лулы да Силвы: каких шагов ждать от "новой Бразилии" во внешней политике//[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/opinions/16213459
3. Красильщиков В.А. Бразилия: от успехов - к системному кризису // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/braziliya-ot-uspehov-k-sistemnomu-krizisu
4. МЕРКОСУР: современный этап развития, особенности функционирования и торговой политики в отношении третьих стран. //[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.webeconomy.ru/index.php? page = cat&cat = mcat&.mcat = 133&.type = news&.newsid = 811.
5. Чин Т. Грегори, Диас Б. Исмаил Возвышение Бразилии в системе регионального и глобального управления: от новых идей к новым институтам // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozvyshenie-brazilii-v-sisteme-regionalnogo-i-globalnogo-upravleniya-ot-novyh-idey-k-novym-institutam
6. Brazil Poverty Rate 1981-2020 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: : https://www.macrotrends.net/countries/BRA/brazil/poverty-rate
7. Carlos R.C. The Mercosur Experience and Theories of Regional Integration //[Электронный ресурс]. — Режим доступа: :https://www.scielo.br/j/cint/a/CKwxGNRydKGBj5WFsBC8hNB/?lang=en#
8. MERCOSUR Free Trade Agreement//[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.worldtradelaw.net/document.nts/mercosurfta.pdf
9. Mercosur: South America’s Fractious Trade Bloc// [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cfr.org/backgrounder/mercosur-south-americas-fractious-trade-bloc
10. Mercosur: Statistics//[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://globaledge.msu.edu/trade-blocs/mercosur/statistics
11. UPDATE: A Guide to MERCOSUR Legal Research – Sources and Documents//[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nyulawglobal.org/globalex/Mercosur1.html
Литература на русском языке
12. Мутагиров Д. З. История и теория международных отношений. Международные политические институты: учебник для вузов / Д. З. Мутагиров. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 439 с.
13. Аниськевич Н.С. Латинская Америка между МЕРКОСУР и Тихоокеанским альянсом: политические риски и региональная стабильность. СПб, Клио, 2017, № 9 (129). С 136-145
14. Воловик Н.П., Изряднова О.И. Развитие общего рынка стран Южной Америки (МЕРКОСУР) // Экономическое развитие России. 2019. Том. 26. № 7. С. 13-22.
15. Горбачев М.В. Проблемы и перспективы МЕРКОСУР как цивилизационного политического проекта южной Америки // Конфликтология / nota bene. 2020. №3.С.165-168
16. Кошкуль Д.В. МЕРКОСУР: интеграционный компромисс стран Южного конуса // Финансы: Теория и практика. 2015. № 3. С. 161-168.
17. Красильщиков, В.А. Латинская Америка: прощание с зависимостью //Мировая экономика и международные отношения – 2015, № 2. С. 85-94
18. Кудрявцева Е.С. Двадцатилетие Mercosur: расположение фигур. //Латинская Америка. - 2011. - № 8. – C. 48-55
19. Нуньес-Саранцева Н.Н. МЕРКОСУР: проблемы управления региональным экономическим объединением. //Латинская Америка. – 2010 - № 1. – C. 78-86
20. Рыхтик М.И., Подгусков В.Н. МЕРКОСУР в системе союза Южноамериканских Наций (УНАСУР): особенности, проблемы и перспективы // Вестник ННГУ. 2010. №5-1.С.112-115.
21. Яковлев П.П. Латинская Америка на переломе трендов. Опыт осмысления новых явлений / Латинская Америка – 2015, № 7. С. 4-18.
Литература на иностранном языке
22. Klom A. Mercosur and Brazil: A European Perspective// International Affairs (Royal Institute of International Affairs 1944. Vol. 79, No. 2 (Mar., 2003), pp. 351-368
23. Salama P. (2012a). China-Brasil: Industrialización y "desindustrialización temprana". Cuadernos de Economía, (31). 223-252.
24. Ruiz Díaz Labrano, R. (2015): “Mecanismos de solución de controversias: enfoques alternativos”, processed, Seminario-Taller Estrategias de Articulación y reforzamiento de las capacidades de gestión de una unión aduanera: opciones para el MERCOSUR, CEFIR,
25. Montevideo Sabsay, D. (2009): “Integración y Supranacionalidad sin considerar los desarrollos europeos recientes. Bases constitucionales y límites. La experiencia del MERCOSUR”, processed, Simposio “Process of European and Global Constitutionalization”, Berlín
26. Preusse, H. (2001), ‘Mercosur - Another failed move towards regional integration?, World Economy, 24, 911-931.
27. André Filipe Zago De Azevedo Mercosul: políticas ambiciosas e práticas ruins//Brazilian Journal of Political Economy, vol. 24 , nº 4 (96), pp. 594-612,October-December/2004