Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста (Институт государственного администрирования)

Работа №119887

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено опытно-экспериментальное исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Билярский детский сад №17 «Сказка» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан.
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста (8 мальчиков и 12 девочек).
Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Понятие «творческие способности» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте 15
1.3 Психолого-педагогические условия, методы и средства развития творческих способностей у детей дошкольного возраста 23
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 39
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы 39
2.2 Проведение констатирующего этапа эксперимента 42
Выводы по второй главе 47
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 48
3.1 Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста 48
3.2 Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы 54
Выводы по третьей главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
Приложение 1 69

Проблема развития творческих способностей детей в настоящее время приобретает особое значение. Общественные и экономические государственные изменения выдвигают новые задачи по воспитанию всесторонне развитой личности, которая способна овладевать научными знаниями, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям и активно влиять на ход социальных, экономических и культурных процессов. В современных условиях нужно не просто вооружить ребенка знаниями, в первую очередь необходимо воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность.
Формирование творческого, свободно мыслящего, высококультурного человека является одной из главных ценностей и приоритетов современного общества. Для того чтобы дети имели целостную картину мира, необходимо постепенно создавать эту картину, начиная с детского сада. Именно дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования творческих способностей, так как в данном возрасте формируются основы когнитивного развития, которые заложат фундамент для дальнейшего успеха в жизни. Развитие творческих способностей в дошкольном детстве также способствует формированию коммуникативных навыков, адекватной самооценки и самовыражения, что в свою очередь повышает шансы на успешную адаптацию в обществе.
Актуальность темы развития творческих способностей детей дошкольного возраста можем проследить также и в некоторых нормативно-правовых документах:
 в международной Конвенции о правах ребенка акцентируется значение реализации индивидуальности формирующейся личности: «...образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме» [1];
 в законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, где среди основных целевых ориентиров, присутствует и творческое развитие ребенка [2];
 в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), одной из основных задач которого является сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала [3]. Кроме того, «художественно-эстетическое развитие» как образовательная область в контексте ФГОС ДО предусматривает формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); мира природы; установление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.) [3].
Сегодня существует потребность в исследовании эффективных методов развития творческих способностей дошкольников. Существующие методы могут быть недостаточно эффективными или не соответствовать современным требованиям образования и развития. Таким образом, исследование новых методов и практик является необходимым для обеспечения эффективного развития творческих способностей дошкольников.
Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников является актуальной темой исследования, которая имеет важное значение для успешного формирования личности ребенка и общественного развития.
Изучением феномена творчества и творческих способностей занимались многие психологи и педагоги.
Так, А.Н. Лук, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и другие ученые раскрывают в своих трудах теоретические положения по проблеме развития творческих способностей [17; 22].
Исследованиями развития творческого потенциала личности занимались Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, А.М. Матюшкин, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и другие [12; 22].
Понятие «творческие способности», их компоненты, этапы и условия их развития, а также взаимосвязь творчества с обучением представлены в работах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, А. Лилова, А.Г. Ковалева, Л.А. Венгера, Н.С. Лейтеса, В.А. Крутецкого, А.В. Петровского [12; 22].
Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева выделили этапы развития творческого процесса взрослого и ребенка, а Н.А. Ветлугина обработала критерии оценки детского творчества Гилфорда и Торренса.
Проблема исследования – какие игры и упражнения эффективны для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования – теоретически изучить особенности творческих способностей старших дошкольников и разработать практическую программу развития творческих способностей у старших дошкольников.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
 рассмотреть понятие «творческие способности» в психолого-педагогической литературе;
 раскрыть особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте;
 проанализировать психолого-педагогические условия, методы и средства развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;
 провести опытно-экспериментальную работу по изучению творческих способностей старших дошкольников;
 разработать программу развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – творческие способности.
Предмет исследования – развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста специальной психолого-педагогической развивающей программы повысит уровень их творческих способностей.
Методы исследования – теоретические – системный подход; анализ научных психолого-педагогических источников по проблеме исследования; методы сравнения, классификации, систематизации и обобщения полученных теоретических и эмпирических данных; эмпирические – диагностические (тест, беседа); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный); математические – использованы в процессе сбора, обработки и анализа результатов исследования.
База исследования – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Билярский детский сад №17 «Сказка» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав (первая глава включает три параграфа, вторая и третья – по два), заключения; библиографического списка из 32 наименований, а также 2 приложений. Основной объем работы составляет 67 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что цель и задачи, поставленные в его начале, были реализованы. Так, рассмотрено понятие «творческие способности» в психолого-педагогической литературе; раскрыты особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте; проанализированы психолого-педагогические условия, методы и средства развития творческих способностей у детей дошкольного возраста; проведена опытно-экспериментальная работа по изучению творческих способностей старших дошкольников; разработана и проведена программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Проанализировав научную психолого-педагогическую литературу, автор пришел к выводу, что на сегодняшний день не существует единой трактовки дефиниций «творчество», «творческие способности». На основании проделанного анализа понятия «творческие способности» сделан вывод, что в целом творчество – это любая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой достигаются новые результаты; творческие способности – это индивидуальные характеристики личности, которые определяют успех выполнения им различных видов творческой деятельности; приводят к созданию чего-то качественно нового, никогда не существовавшего ранее. Многие исследователи связывают творческие способности с дивергентным мышлением (креативностью). Несмотря на разные подходы к определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления как обязательные составляющие творческих способностей. Условия для максимального проявления творческих способностей предполагают активизацию эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер, а также воображения, интуиции, мышления.
Автор согласен с исследователями, что творческие способности дошкольников – это комплексные возможности дошкольников к продуктивному мышлению; формированию новых образов воображения; способность находить решение нестандартных задач, создавать оригинальные продукты деятельности, реконструировать ситуацию с целью получения нового результата. Дошкольный возраст дает возможности для развития основных направлений творческих способностей: эстетического отношения, творческого воображения и мышления, а также практического умения. От того, насколько полно были использованы данные возможности, во многом впоследствии будет зависеть у взрослого человека его творческий потенциал.
На основе анализа психологической литературы автором выделены такие основные условия успешного развития творческих способностей дошкольников: физическое и интеллектуальное развитие детей, начиная с раннего возраста; создание предметно-пространственной среды, опережающей развитие ребенка; самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей; предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.; умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых; комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Существует достаточно большое разнообразие методов, приемов и средств развития творческих способностей дошкольников. Среди основных выделим следующие: проблемный метод обучения, метод решения заданий «открытого типа», метод решения изобретательных задач, использование предметов в другом качестве, методы активизации мышления (синектика, мозговой штурм, морфологический анализ, метод фокальных объектов), методы формирования предпосылок диалектического мышления (дидактические игры и упражнения, направленные на развитие представлений о причинно-следственных связях между событиями, фактами и объектами окружающего мира), словесные методы, игровые методы и другие. Способствуют также развитию творческих способностей такие средства изобразительной деятельности как рисование, лепка, аппликация; конструирование; музыкальная деятельность; сказка как жанр литературы и фольклора.
Для исследования уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста автором было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование. Для диагностики использовались следующие методики: тест креативности П. Торренса «Развитие творческого мышления» (включающий три субтеста); диагностическая «Методика оценки сочиненной ребенком сказки» О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой.
По результатам теста П. Торренса ««Развитие творческого мышления» было выявлено, что среди испытуемых преобладают старшие дошкольники со средним (60% – 12 человек) и низким (30% – 6 человек) уровнями творческого мышления (креативности), и только 10% (двое испытуемых) из двадцати обладают высоким уровнем творческого мышления. По результатам методики «Оценка сочиненной ребенком сказки» О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкой у 35% испытуемых (7 человек) выявлен низкий уровень словесных творческих способностей, у 60% (12 человек) испытуемых средний уровень словесных творческих способностей, лишь у 5% (1 испытуемый) был выявлен высокий уровень словесных творческих способностей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень развития творческих способностей испытуемых старших дошкольников требует дополнительных мероприятий по их развитию.
Для развития творческих способностей у старших дошкольников автором была разработана психолого-педагогическая развивающая программа (10 занятий продолжительностью 30-40 минут). В рамках данной программы использовались следующие методы: беседа; дидактические игры; подвижные игры; интерактивные упражнения; игры-энергизаторы; сказка; элементы арт-терапии, мозговой штурм, метод фокальных объектов, элементы триз-технологий.
После реализации программы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, автором был проведен 3-й, контрольный, этап эксперимента (с помощью методик тест креативности П. Торренса «Развитие творческого мышления», а также методики оценки сочиненной ребенком сказки О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой).
При повторно проведенном тесте креативности П. Торренса «Развитие творческого мышления» были получены следующие результаты: преобладают дети со средним уровнем творческого мышления (креативности) (их 50% – 10 человек) (что на 10% меньше, ченм до проведения программы); старших дошкольников с высоким уровнем творческого мышления было выявлено 40% (8 человек) (что на 30% больше, чем до проведения программы). Меньше всего было выявлено старших дошкольников с низким уровнем творческого мышления – 10% (2 человека) (что на 20% меньше, чем до проведения программы).
При повторно проведенной методике оценки сочиненной ребенком сказки О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой были получены следующие результаты: испытуемых с высоким уровнем словесных творческих способностей – 15% (3 человека), что на 10% (2 человека) больше, чем до проведения развивающей программы; испытуемых со средним уровнем словесных творческих способностей – 55% (11 человек), что на 5% (1 человек) меньше, чем при первичной диагностике; испытуемых с низким уровнем словесных творческих способностей – 30% (6 человек), что на 5% меньше, чем изначально.
Развивающая программа, разработанная автором, работает: увеличилось количество детей старшего дошкольного возраста, у которых высокий уровень творческих способностей (а именно творческого мышления и словесных творческих способностей) и уменьшилось количество детей со средним и низким уровнями. Гипотеза подтвердилась.
Для того чтобы и дальше продолжать развивать творческие способности дошкольников, автор предлагает следующие рекомендации педагогам:
 стимулировать и развивать познавательный интерес и творческую активность детей;
 использовать ситуации свободы выбора работ, коллективных форм выполнения заданий с целью развития творческой активности;
 вовлекать всех детей в планирование деятельности, поиск рациональных средств выполнения заданий; поддерживать творческие замыслы дошкольников;
 использовать в практике работы педагогические приемы, стимулирующие активность детей, способствующие созданию благоприятной психологической обстановки на занятиях (одобрения, заботы, положительного анализа изготовленного изделия и т.д.);
 применять проблемные методы, триз-технологии, опыты и т.д.;
 со старшими дошкольниками проводить викторины, конкурсы;
 организовывать выставки, кружки, экскурсии;
 поощрять самостоятельность суждений, активность, учитывать личностные качества детей;
 не сравнивать ребенка с другими, а только с самим, замечать успехи каждого ребенка.



1. Конвенция ООН о правах ребенка [Электронный ресурс] : одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989; вступила в силу для СССР в 15.09.1990 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_9959/.
2. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273 – ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/
4. Аллабердиева К.Х. Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте / К. Х. Аллабердиева // Вопросы педагогики. – 2019. – № 4-2. – С. 19-22.
5. Бабенко Е.А., Кашурина Л.Ф., Ершова М. Творческие способности в дошкольном возрасте как особая потенция воображения // Colloquium-journal. – 2019. – №14 (38).
6. Бойко И.Н. Развитие творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста: теоретико-методические основы // Проблемы современного образования. – 2019. – №3.
7. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК. – 2003. – 672 с.
8. Величко Ю.В. Психолого-педагогические условия воспитания творческой личности детей дошкольного возраста / Ю. В. Величко // Педагогический форум. – 2018. – № 1(1). – С. 236-238.
9. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление дошкольника (возможности и культурные контексты) : монография / Н. Е. Веракса. М.: Издательство Московского университета, 2021. – 223 с.
10. Ворожейкина Г.Ю. Особенности психолого-педагогической диагностики творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Г. Ю. Ворожейкина // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского университета. – 2021. – № 2(19). – С. 32-39.
11. Воронцова Е.В. Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Воронцова // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования : Материалы IX Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции в рамках Года Науки и технологий, Коломна, 17–18 ноября 2021 года / Под редакцией Т.Ю. Макашиной. – Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2021. – С. 140-142.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПБ.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
13. Габеркорн И.И. психолого-педагогические особенности формирования творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста / И. И. Габеркорн, Ю. Ю. Пьянова // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога : Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Евпатория, 14–15 апреля 2022 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. – С. 332-338.
14. Газиева М.З. Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста / М.З. Газиева, МИ. Лечиева, Л.А. Дезиева // Педагогика и психология в современном мире : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Грозный, 11 ноября 2021 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2021. – С. 168-172.
15. Гарбер А.И., Иванов Д.В. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью игры // Бюллетень науки и практики. – 2021. – №9.
16. Забарина А.А. Обзор современных подходов к развитию творческих способностей детей дошкольного возраста // Вестник магистратуры. – 2019. – №2-1 (89).
17. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М., Политиздат, 1976. – 144 с.
18. Мамедова Л.В. Развитие творческого мышления дошкольников посредством технологии триз / Л.В. Мамедова // Управление образованием: теория и практика. – 2022. – № 10(56). – С. 148-154.
19. Марциновская Т.Д. Детская практическая психология : учеб. для студентов вузов / Т.Д. Марцинковская. – М. : Гардарики, 2003. – 255 с.
20. Маслова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников с применением конструирования / ТА. Маслова, Г. В. Уткина, Н.В. Шулдан // Преемственность в образовании. – 2019. – № 23(10). – С. 136-139.
21. Основные современные концепции творчества и одаренности / [сост. Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская] ; под ред. Д.Б. Богоявленской. – М. : Молодая гвардия, 1997.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
23. Рудина Е.Е., Иванова И.Ю. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста // Символ науки. – 2016. – №7-1.
24. Рычкова Л.С., Сапранкова М.В., Ботова Н.Д. Особенности творческого развития детей дошкольного возраста // Ученые записки университета Лесгафта. –.2020. –.№12 (190).
25. Сапон Н.Н. Условия успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста // Форум молодых ученых. – 2017. – №4 (8).
26. Севостьянова А.В. Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / А.В. Севостьянова, О.Н. Струкова // Молодой ученый. – 2020. — № 19 (309). — С. 161-163.
27. Теория и методика художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами музыки : учебное пособие / авт.-сост.: О.И. Спербер, Л.А. Калантарян, М.В. Близниченко, О.Г. Брыкалова. – Ставрополь : Ставролит, 2020. – 136 с.
28. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2014. – 272 с.
29. Чигарева О.Н. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности // Инновационная наука. 2021. №8-1.
30. Шинкарева Н.А., Богослова Г.В. Особенности и условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // БГЖ. – 2018. – №3 (24).
31. Юшкевич Е.В. Методы и приемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования / Е.В. Юшкевич // Научные исследования, разработки и практические внедрения : материалы VII Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Ставрополь, 31 января 2022 года. Том Часть 1. – Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью «Ставропольское издательство «Параграф», 2022. – С. 218-222.
32. Ярута Е.И. Педагогические условия развития творческих способностей старшего дошкольника / Е. И. Ярута // Научный альманах. – 2022. – № 2-1(88). – С. 90-93.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ