Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития творческого потенциала будущего педагога в образовательной деятельности 10
1.1 Сущность и содержание понятия «творческий потенциал личности педагога» в психолого- педагогической литературе 10
1.2 Применение современных IT-технологий в образовательной деятельности 16
1.3 Педагогические условия развития творческого потенциала будущего педагога 22
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа 28
2.1 Диагностика исследования сформированности творческого потенциала будущих педагогов 28
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по развитию творческого потенциала у будущих педагогов 38
2.3 Контрольный этап эксперимента 50
Заключение 60
Список используемой литературы 65
Приложение А Анкета «Наличие творческих идеалов» 75
Приложение Б Критерии оценивания портфолио 76
Приложение В План беседы 77
Приложение Г Авторский курс «Развитие творческого потенциала будущего педагога на основе IT-технологий» 78
На сегодняшний день общество предъявляет высокие требования к личности и квалификации педагога. Особенно ценится способность педагога к творчеству, что предполагает использование инновационных методов и стратегий, которые вдохновляли бы учеников получать новые знания и умения. Все чаще современные педагоги сталкиваются с усложнением и постоянным расширением сферы образовательных услуг, а также появлению инновационных типов образовательных учреждений, авторских педагогических методов, проектов, технологий. В связи с этим, все большую актуальность приобретает необходимость развития творческого потенциала будущего педагога. В современных реалиях один из наиболее очевидных и эффективных путей для этого - это использование IT-технологий.
В профессиональном стандарте педагога приводятся конкретные требования к компетентности педагога в области IT-технологий. В частности, учитель должен использовать в работе с детьми информационные ресурсы, в том числе ресурсы дистанционного обучения, организовывать публичные выступления обучающихся, включая интернет-форумы и интернет- конференции; формировать установку обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате [63].
В рамках развития системы образования в учебный процесс всё шире включаются информационные средства и мультимедийные способы обучения. Появление персональных компьютеров, интерактивных инструментов и неограниченного доступа в Интернет создало принципиально новую, многогранную образовательную среду. Свою роль сыграла также пандемия, вынудив школы перестраиваться на дистанционный формат обучения. В связи с этим возникла острая необходимость для будущих педагогов совершенствовать навыки владения и использования IT-технологиями. В школах наблюдается нехватка преподавателей, которые способны организовывать эффективное и креативное обучение с использованием IT- технологий.
Анализ современной научной литературы выявил ряд недостатков:
• на данный момент не разработана оптимальная технология подготовки учителей к реализации творческого обучения;
• роль IT-технологий в развитии творческого потенциала педагога остается малоизученной в научной литературе;
• преподаватели недостаточно владеют навыками использования информационных технологий в образовательной деятельности.
Таким образом, выявлены противоречия между:
• необходимостью использования IT-технологий в образовательном процессе и существующими знаниями и навыками будущих педагогов;
• необходимостью использования IT-технологий для развития творческого потенциала педагога и недостаточной разработанность данного вопроса в системе высшего образования.
В связи с этим, обнаруженные противоречия позволили выявить проблему исследования: как развить творческий потенциал будущего преподавателя на основе IT-технологий?
В связи с вышесказанным следует определить тему нашего исследования: «Развитие творческого потенциала будущего педагога на основе IT- технологий».
Объект исследования: образовательный процесс в вузе.
Предмет исследования: педагогические условия для развития творческого потенциала будущего педагога на основе IT-технологий.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность развития творческого потенциала будущего педагога с использованием IT-технологий на основе разработанного авторского курса.
Гипотеза исследования: развитие творческого потенциала на основе IT- технологий у будущих преподавателей будет эффективным, если:
• будет изучена сущность и содержание понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческий потенциал педагога»;
• выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития творческого потенциала будущих педагогов;
• разработан авторский курс для студентов-бакалавров психолого-педагогического направления, способствующий развитию творческого потенциала на основе IT-технологий.
Задачи исследования:
• проанализировать сущность и содержание основных понятий в рамках изучаемой проблемы при анализе психолого-педагогической литературы;
• выявить и обосновать условия успешного развития творческого потенциала будущего педагога;
• разработать и реализовать авторский курс, который поможет будущему педагогу развить творческий потенциал на основе IT- технологий в образовательной деятельности;
• провести экспериментальную работу по измерению уровня творческого потенциала будущих педагогов.
Теоретическая основа исследования:
- труды современных педагогов об использовании инновационных информационных технологий в образовательной деятельности (Е.О. Акчелов [1], К.С. Антониади [3], Н.В. Белинова [7], Е.В. Галанина [1], Е.А. Гимельштейн [17], Д.Ф. Годван [17], Т.Ю. Грубич [3], Д.В. Стецкая [17], А.С. Сухарева [7], Н.В. Шевченко [7]);
- работы в сфере изучения психологии труда педагога (В.И. Загвязинский [26], В.Г. Закирова [27], А.К. Маркова [53], Р.С. Немов[55], Т.С. Погорелая [60], И.М. Ракушина [65], З.Д. Расулова [66], Н.А. Степаненко [70]);
- исследования творческого потенциала личности (Т.И. Заславская [28], О. И. Иванов [32], Е.П. Ильин [36], Е.Е. Туник [75]).
Методы исследования: научный анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы исследования для экспериментальной деятельности; анализ и систематизация полученных результатов с целью выявления динамики показателей развития творческого потенциала у будущего педагога на основе IT-технологий.
Этапы исследования
Исследование развития творческого потенциала будущих педагогов проходило в несколько этапов с 2020 по 2022 годы.
На первом этапе (сентябрь 2020 г. - январь 2021 г.) был произведён анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Подготовлен первый параграф магистерской диссертации, где производился подробный анализ основных понятий исследования: «творчество», «творческая деятельность», «творческий потенциал педагога». Разработан научный аппарат исследования - выявлены противоречия, актуальность исследования, его цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, теоретико-методологическая основа, методы исследования, база исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
На втором этапе (февраль 2021 г. - июнь 2021 г.) были подготовлены параграфы два и три первой главы магистерской диссертации, в которых определены теоретические основы и педагогические условия развития творческого потенциала будущих педагогов на основе IT-технологий. Разработан комплекс методик для констатирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента. Проведен констатирующий эксперимент, проанализированы полученные результаты, составлены диаграммы уровней сформированности компонентов творческого потенциала педагога.
На третьем этапе (сентябрь 2021 г. - январь 2022 г.) были оформлены результаты констатирующего этапа эксперимента в экспериментальной и контрольных группах. После обсуждения результатов констатирующего этапа эксперимента с научным руководителем, было проведено обсуждение плана и методик формирующего этапа эксперимента. Создан авторский курс «Развитие творческого потенциала педагога» на основе применения современных IT-технологий: разработаны цели и задачи курса, тематический план занятий, формы и методы занятий, материально-техническое обеспечение, критерии оценивания работ.
На четвёртом этапе (февраль 2022 - июнь 2022) был проведён, описан и оформлен контрольный этап педагогического эксперимента с использованием диагностических методик констатирующего этапа. После этого были написаны и оформлены выводы, заключение и приложения магистерской диссертации. В приложения помимо разработанного авторского курса внесены разработанные авторские методики - анкета «Наличие творческих идеалов и образов-ориентиров в жизни и в профессии», план беседы «Творческое владение педагогическим инструментарием», критерии оценивания портфолио «Развитые творческие способности». В конце была полностью оформлена вся магистерская диссертация в соответствии с методическими указаниями по оформлению выпускных квалификационных работ.
База исследования: ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет».
Научная новизна исследования:
• выявлены и научно обоснованы педагогические условия, способствующие развитию творческого потенциала педагога;
• определены критерии, показатели и уровни творческого развития будущих учителей начальных классов;
• создан и реализован авторский курс по развитию творческого потенциала будущих педагогов. Курс построен на изучении современных IT-технологий в соответствии с последними трендами в образовании.
Теоретическая значимость исследования:
• установление сущности понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческий потенциал педагога», адаптации их содержания при дальнейшем построении авторского курса;
• содержание и логика построения авторского курса по развитию творческого потенциала будущих педагога на основе IT-технологий;
• определение комплекса педагогических условий, эффективных технологий, методов и форм, используемых в программе авторского курса;
• анализ, систематизация и использование накопленного педагогического опыта по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования:
• разработанный авторский курс может быть широко использован в профессиональной системе подготовки будущих педагогических кадров как в средних профессиональных, так и в высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации педагогов, на курсах переподготовки «Теория и методика начального образования»;
• задания с использованием IT-технологий, приведенные в курсе, помогут быть использованы на различных дисциплинах для развития творческого потенциала будущих педагогов.
• Положения, выносимые на защиту:
• развитие творческого потенциала будущего педагога происходит на трех уровнях: ценностном, когнитивным и деятельностном. Данные уровни взаимосвязаны и формируются в процессе практическо-познавательной деятельности;
• условиями эффективного развития творческого потенциала будущих педагогов являются: организация инновационно-педагогической деятельности с широким использованием современных IT- технологий; формулировка актуальности реализуемой идеи и точной измеримой цели обучения; использование личностно-ориентированного подхода; соблюдение основных этапов решения творческой задачи: замысел, планирование, исполнение, проверка и совершенствование; применение активных методов обучения; использование рефлексии для самооценки и анализа количественных и качественных результатов, достигнутых в развитии педагогического творчества;
• наиболее эффективно на развитие творческого потенциала будущего педагога влияют следующие IT-технологии: AR (дополненная реальность); онлайн-инструменты для реализации геймификации; подскастинг в образовательном процессе.
• Авторский курс по развитию творческого потенциала, построенный на применении IT-технологий в образовательной деятельности, в содержание которого включены следующие темы: «Роль IT- технологий в современном образовательном процессе», «Дополненная реальность», «Что такое геймификация», «Облачные технологии», «Цифровые облачные инструменты», «Цифровые инструменты формирующего оценивания», «Облако слов как дидактический инструмент», «Подкастинг».
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В научной литературе тема творчества и творческого потенциала личности освещена достаточно широко, однако не существует единого подхода к определению основных понятий, что затрудняет диагностику и изучение проблемы. Так, под термином «творчество» могут пониматься как деятельность личности, так и созданные ею ценности. В психолого-педагогической литературе творчество есть деятельность, способствующая созиданию, открытию чего-либо, ранее неизвестного для данного субъекта. Большинство исследователей характеризуют творчество как процесс создания нового, приводящий к определённому успешному результату.
Современный образовательный процесс невозможен без изменений и инноваций, где особую роль играет творчество. Поэтому творческий потенциал педагога приобретает особую актуальность и представляет собой внутренние способности осваивать и творчески использовать определенные навыки и умения.
На основе подхода Н.В. Мартишиной структура творческого потенциала личности будущего педагога определена следующим образом: ценностный компонент (осмысление и принятие ценностной природы самого творчества; признание творческого характера педагогических ценностей; наличие творческих идеалов и образов-ориентиров в жизни и в профессии), когнитивный компонент (знания о человеке, личности, её креативности, знание специфики педагогического творчеств, творчески ориентированный педагогический кругозор), деятельностный компонент (развитые творческие способности, творческое владение педагогическим инструментарием).
Для развития творческого потенциала у будущих педагогов необходимо реализовать ряд педагогических условий. На занятиях необходимо четко формулировать актуальность реализуемой идеи и измеримой цели обучения, использовать личностно-ориентированный подход и соблюдать основные этапы решения творческой задачи: замысел, планирование, исполнение, проверка и совершенствование. Организация инновационно-педагогической деятельности должна происходить с широким использованием современных IT-технологий и применения активных методов обучения. Использование рефлексии для самооценки и анализа количественных и качественных результатов, достигнутых в развитии педагогического творчества, также необходимо будущим педагогам.
Важнейшая задача современного преподавателя - учитывать и использовать достоинства и недостатки мышления современного поколения, а значит, овладеть современными IT-технологиями, которые также могут быть применены с целью повышения творческого потенциала будущих педагогов. К ним относят дополненную реальность, цифровые инструменты, помогающие реализовать геймификацию в образовательном процессе, и подкастинг.
Диагностика исследования сформированности творческого потенциала будущих педагогов показала, что большинство испытуемых находятся на низом или среднем уровне признания творческого характера педагогических ценностей, у них нет творческих идеалов и образов-ориентиров в жизни или о в профессии; на низком или среднем уровне присутствуют знания о человеке, личности, её креативности, а также специфики педагогического творчества; не сформирован творчески ориентированный педагогический кругозор; на низком или среднем уровне творческие способности и творческое владение педагогическим инструментарием. Только по одному студенту в экспериментальной и контрольной группах было отнесено на высокий уровень развития творческого потенциала.
С целью повышения уровня творческого потенциала будущих педагогов был разработан и апробирован авторский курс «Развитие творческого потенциала будущего педагога на основе IT-технологий». Срок обучения: 36 часов (лекционных - 18 часов, практических - 18 часов).
Содержание обучения было разработано так, чтобы не только развивать навыки творческого владения педагогическим инструментарием, пополнить имеющиеся знания, но и повысить у будущих педагогов интерес к профессиональной деятельности и мотивацию к саморазвитию в будущей профессии. Курс позволяет сформировать основные представления слушателей о роли IT-технологий в современном образовательном процессе и помочь преодолеть трудности в будущей профессиональной деятельности, препятствовать эмоциональному выгоранию. Разработанные задания призваны развить творческий потенциал будущего педагога на ценностном, когнитивном и деятельностном уровнях. Они освещают широту творческого характера педагогической деятельности; представляют образцы для ориентира в профессии; дополняют знания о человеке, личности, её креативности; позволяют увидеть специфику педагогического творчества; расширить творчески ориентированный педагогический кругозор; развить творческие способности и владение педагогическим инструментарием .
В курсе четыре модуля: введение, AR (дополненная реальность), онлайн-инструменты для реализации геймификации и подскастинг в образовательном процессе. На лекционных и практических занятиях студенты изучали следующие темы: роль IT-технологий в образовании, цифровые облачные инструменты и цифровые инструменты формирующего оценивания, облачные технологии, облако слов как дидактический инструмент и другие. В качестве форм занятий использовались проблемная лекция и визуальная лекции, семинар-беседа, лекция-беседа, семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций, проблемный семинар. Выбор таких форм работы предполагал активное участие студентов в процессе обучения, обмен личным опытом и опытом педагогов-исследователей. Достаточное количество часов было выделено на практическую часть, в ходе которой обучаемые научились самостоятельно использовать обучающие приложения, конструировать задания на различных дидактических платформах, создавать и размещать образовательный контент. Особое внимание уделялось тому, с какой целью используется та или иная технология и как её можно внедрить в структуру урока.
В качестве формы итогового контроля предоставлялись конспекты урока и материалы к нему по любому предмету с использованием изученных IT-технологий. Это было необходимо для того, чтобы полученные знания и навыки нашли применение непосредственно в практической деятельности, а студенты научились адекватно выбирать нужную технологию и применять с целью повышения эффективности образовательного процесса.
В ходе обучения по курсу были учтены и реализованы условия эффективного развития творческого потенциала будущих педагогов. Инновационно-педагогическая деятельность обеспечивалась выбором современных IT-технологий и активных методов обучения. Особое внимание на каждом занятии уделялось формулировкам актуальности, реализуемой идеи и цели обучения. Проводилась обязательная педагогическая рефлексия - студенты анализировали, чему они научились, зачем и как этом можно будет применить на практике. Использовался личностно-ориентированный подход, что было особенно важно, так как большинство заданий носило творческий характер, а значит, успехи и неудачи каждого студента следовало оценить по различным критериям. Кроме того, все занятия были построены в соответствии с этапами решения творческой задачи: обозначался начальный замысел, затем происходило планирование, студенты выполняли задание, позже проверяли и искали пути совершенствования готового продукта.
Контрольный этап педагогического эксперимента выявил динамику сформированности творческого потенциала у студентов в экспериментальной группе, прошедшей обучение по курсу. Будущие педагоги улучшили свои результаты по каждому критерию. Наибольшие изменения произошли в части показателей признания творческого характера педагогических ценностей, наличия творческих идеалов, творческого владения педагогическим инструментарием. 4 человека перешли с низкого уровня на средний, и еще 4 - со среднего на высокий. Студенты пополнили портфолио разработками и материалами, построенными на использовании современных IT-технологий, приобрели примеры для подражания в части профессионального творчества, заинтересовались дальнейшим изучением инноваций, глубже рассмотрели специфику педагогического творчества, получили мотивацию на саморазвитие.
В контрольной группе по итогам контрольного этапа всего одному студенту удалось перейти с низкого результата на средний. Студенты данной группы не проходили обучения по курсу, и на этапе повторной диагностики творческого потенциала испытывали те же затруднения, что и в самом начале педагогического эксперимента.
Полученные результаты говорят о том, что обучение по курсу успешно способствовало развитию творческого потенциала будущих педагогов. Гипотеза исследования подтверждена, выполнены поставленные цели и задачи диссертационного исследования.
1. Акчелов Е. О., Галанина Е. В. Новый подход к геймификации в образовании // Векторы благополучия: экономика и социум, 2019. №1 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-podhod-k-geymifikatsii-v-obrazovanii (дата обращения: 18.11.2021).
2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 607 с.
3. Антониади К. С., Грубич Т. Ю. Применение VR и AR технологий в образовании // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований, 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-vr-i-ar-tehnologiy-v- obrazovanii (дата обращения: 18.11.2021).
4. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 2010. 558 с.
5. Багаева И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя. Усть-Каменогорск, 2011. 338 с.
6. Байгабылов Н. О., Байгушева Б. М., Байгушева К. М. Социологический анализ применения технологии дополненной реальности в обучении // Society and Security Insights, 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskiy-analiz-primeneniya-tehnologii- dopolnennoy-realnosti-v-obuchenii (дата обращения: 18.11.2021).
7. Белинова Н. В., Сухарева А. С., Шевченко Н. В. Образовательная ценность подкастов: дидактические свойства и технология создания // Проблемы современного педагогического образования, 2020. №66-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7obrazovatelnaya-tsennost-podkastov- didakticheskie-svoystva-i-tehnologiya-sozdaniya (дата обращения: 18.11.2021).
8. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: ACT, 2002. 688 с.
9. Биджиева С.Х., Урусова Ф.А. Геймификация образования: проблемы использования и перспективы развития // Мир науки. Педагогика и психология, 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-obrazovaniya-problemy-ispolzovaniya-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 18.11.2021).
10. Бичева И. Б. Развитие творческого мышления обучающихся как условие непрерывного познания и профессионального развития // Современные научные исследования и инновации, 2016. № 6 (62). С. 675-679.
11. Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.
12. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 478 с.
13. Буренина В. И. Интернет-журнал «Науковедение». Том 7, №4 (2015). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/5 6PVN415.pdf (дата обращения: 18.11.2021).
14. Варлакова Ю. Р. Развитие креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе. Красноярск, 2013. 321 с.
15. Вороненко А. И., Терешкова А. Н. Адаптация системы образования к «клиповому мышлению» // Эпоха науки, 2020. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-sistemy-obrazovaniya-k-klipovomu- myshleniyu (дата обращения: 18.11.2021).
...