Народные подвижные игры как средство развития физической подготовленности и социализации учеников начальной школы
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Физическая культура как фактор развития социализации
школьников 7
1.2. Народные игры как средство развития двигательных способностей
ребенка 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 25
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 27
3.1. Результаты констатирующего эксперимента 27
3.2. Программа народных подвижных игр для учеников 2-х классов... 29
3.3. Обсуждение результатов опытно-экспериментального исследования 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Физическая культура как фактор развития социализации
школьников 7
1.2. Народные игры как средство развития двигательных способностей
ребенка 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 25
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 27
3.1. Результаты констатирующего эксперимента 27
3.2. Программа народных подвижных игр для учеников 2-х классов... 29
3.3. Обсуждение результатов опытно-экспериментального исследования 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Актуальность исследования. В последние годы современным обществом уделяется особое внимание проблемам здоровья нации. Авторы многих публикаций отмечают, что с каждым годом в нашей стране становится больше детей, имеющих недостатки в физическом и психологическом развитии. Основная проблема современных детей низкая двигательная активность, излишнее увлечение компьютерными играми. Постоянная потребность в движениях, является одним из главных условий нормального роста и развития младших школьников. Поступая в школу, для ребенка меняется весь привычный мир, существовавший последние годы его жизни. Помимо высоких требований, предъявляемых к физической, психической и интеллектуальной подготовке, в школе происходит активный процесс социализации личности [24, 37].
В результате снижаются адаптационные резервы, в последующем это отражается на общем уровне здоровья учащихся. Среди детской когорты отмечается выраженный рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижения функциональных возможностей. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. В этой связи возникает острая необходимость комплексного педагогического подхода к поддержанию и психофизического потенциала здоровья детей школьного возраста. Перспективным направлением в оздоровительно-профилактической работе по сохранению и укреплению здоровья детского населения и подростков рассматривается модернизация содержания физического воспитания направленная на повышение эффективности урока физической культуры.
В современных условиях развития общества большие требования предъявляются к эффективности и целесообразности средств и методов, используемых в физическом воспитании школьников. В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования написано: «Особое внимание надо обращать на развитие двигательной активности учащихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателей физической подготовленности» [4]. Таким образом, специалисты понимают, что необходим новый подход к физическому воспитанию, как школьному предмету. Эффективное содержание, методов и форм организации двигательной деятельности школьников будет способствовать привитию любви к движениям, осознанному отношению к собственному здоровью. Любые движения, соответствующие, физиологическим особенностям детей, имеют оздоровительный эффект - а игровая форма проведения уроков помогает воспитывать социально значимые качества личности учащихся.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей начальных классов.
Предмет исследования: педагогическая технология развития физической подготовленности и социализации учеников начальной школы.
Целью исследования является: повышение уровня физической подготовленности и социализации младших школьников на основе использования народных подвижных игр.
Гипотеза исследования: состояла в том, что использование специально подобранных народных подвижных игр на уроках физической культуры будет способствовать повышению уровня физической подготовленности и социализации учеников начальной школы.
Задачи исследования:
1. Выявить уровень развития физической подготовленности и социализации учеников вторых классов.
2. Разработать программу народных подвижных игр для вторых классов.
3. С помощью экспериментального исследования проверить эффективность разработанной программы.
Практическая значимость. Программа развития физической подготовленности и социализации личности младших школьников может быть рекомендована специалистам по физической культуре для использования на уроках по физической культуре, в секционной работе, в спортивно-массовой работе, организации досуга детей.
Базой для педагогического исследования являлась школа «МБУ Школа № 45».
В результате снижаются адаптационные резервы, в последующем это отражается на общем уровне здоровья учащихся. Среди детской когорты отмечается выраженный рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижения функциональных возможностей. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. В этой связи возникает острая необходимость комплексного педагогического подхода к поддержанию и психофизического потенциала здоровья детей школьного возраста. Перспективным направлением в оздоровительно-профилактической работе по сохранению и укреплению здоровья детского населения и подростков рассматривается модернизация содержания физического воспитания направленная на повышение эффективности урока физической культуры.
В современных условиях развития общества большие требования предъявляются к эффективности и целесообразности средств и методов, используемых в физическом воспитании школьников. В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования написано: «Особое внимание надо обращать на развитие двигательной активности учащихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателей физической подготовленности» [4]. Таким образом, специалисты понимают, что необходим новый подход к физическому воспитанию, как школьному предмету. Эффективное содержание, методов и форм организации двигательной деятельности школьников будет способствовать привитию любви к движениям, осознанному отношению к собственному здоровью. Любые движения, соответствующие, физиологическим особенностям детей, имеют оздоровительный эффект - а игровая форма проведения уроков помогает воспитывать социально значимые качества личности учащихся.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей начальных классов.
Предмет исследования: педагогическая технология развития физической подготовленности и социализации учеников начальной школы.
Целью исследования является: повышение уровня физической подготовленности и социализации младших школьников на основе использования народных подвижных игр.
Гипотеза исследования: состояла в том, что использование специально подобранных народных подвижных игр на уроках физической культуры будет способствовать повышению уровня физической подготовленности и социализации учеников начальной школы.
Задачи исследования:
1. Выявить уровень развития физической подготовленности и социализации учеников вторых классов.
2. Разработать программу народных подвижных игр для вторых классов.
3. С помощью экспериментального исследования проверить эффективность разработанной программы.
Практическая значимость. Программа развития физической подготовленности и социализации личности младших школьников может быть рекомендована специалистам по физической культуре для использования на уроках по физической культуре, в секционной работе, в спортивно-массовой работе, организации досуга детей.
Базой для педагогического исследования являлась школа «МБУ Школа № 45».
В результате экспериментальной работы нами были сформулированы следующие выводы:
1. Анализ литературных источников по теме исследования позволил нам составить программу специально подобранных народных подвижных игр на уроках физической культуры, которые способствовали развитию физических качеств и улучшили процесс социализации младших школьников.
2. Использование в школьном уроке программы народных подвижных игр способствовало развитию физических качеств и процессу социализации личности ребенка.
3. Проверка эффективности предложенной программы показывает достоверный уровень(р<0,05) развития физических качеств в экспериментальной группе в тестах:
• проба Ромберга - увеличение времени статического равновесия в среднем на 13,1 сек. в экспериментальной группе (32,5%).
• «Бег 30 м с высокого старта»- снижение времени пробегания в среднем на 0,4 секунду (5,5%).
• «Прыжок в длину с места» - увеличение длины прыжка в среднем на 8,14 см (5,3%).
• «Челночный бег 3x10 м» - сокращение времени преодоления трех отрезков на 1,9 секунду (16,1%).
• «Метание набивного мяча (1кг) из положения стоя» - увеличился результат на 1,1 м (23,4%).
4. Специально подобранные народные подвижные игры способствовали более успешному процессу социализации школьников экспериментальной группы. Уровень социализации детей в экспериментальной группе повысился, 86% опрошенных показали более высокий уровень развития социализации. По всем направлениям социализации: социальная адаптированность; социальная активность, автономность и нравственность, нет детей с низким уровнем социализации.
Разработанная нами программа народных подвижных игр способствовала развитию социализации учеников начальной школы, в ходе экспериментальной проверки показала свою эффективность и может быть рекомендована для широкого использования в учебном процессе начальной школы.
По итогам проделанной работы можно дать следующие рекомендации:
Основной путь увеличения двигательной активности на основе использования подвижных игр подразумевает:
а) овладение новыми разнообразными двигательными умениями и навыками в игровой форме «двигательные безделушки»;
б) совершенствование чувства времени и пространства по средствам использования упражнений типа задания в сомкнутом строю с использованием строевых приемов;
в) совершенствование тонкой дифференциации мышечных усилий, используя игры с инвентарем, имеющим различные весовые и пространственные характеристики;
г) совершенствование чувства равновесия, использование игр и игровых упражнений с остановками и удержанием определенного положения тела, упражнения из различных исходных положений.
С этой целью могут быть использованы любые упражнения, являющиеся в определенной степени новыми.
1. Анализ литературных источников по теме исследования позволил нам составить программу специально подобранных народных подвижных игр на уроках физической культуры, которые способствовали развитию физических качеств и улучшили процесс социализации младших школьников.
2. Использование в школьном уроке программы народных подвижных игр способствовало развитию физических качеств и процессу социализации личности ребенка.
3. Проверка эффективности предложенной программы показывает достоверный уровень(р<0,05) развития физических качеств в экспериментальной группе в тестах:
• проба Ромберга - увеличение времени статического равновесия в среднем на 13,1 сек. в экспериментальной группе (32,5%).
• «Бег 30 м с высокого старта»- снижение времени пробегания в среднем на 0,4 секунду (5,5%).
• «Прыжок в длину с места» - увеличение длины прыжка в среднем на 8,14 см (5,3%).
• «Челночный бег 3x10 м» - сокращение времени преодоления трех отрезков на 1,9 секунду (16,1%).
• «Метание набивного мяча (1кг) из положения стоя» - увеличился результат на 1,1 м (23,4%).
4. Специально подобранные народные подвижные игры способствовали более успешному процессу социализации школьников экспериментальной группы. Уровень социализации детей в экспериментальной группе повысился, 86% опрошенных показали более высокий уровень развития социализации. По всем направлениям социализации: социальная адаптированность; социальная активность, автономность и нравственность, нет детей с низким уровнем социализации.
Разработанная нами программа народных подвижных игр способствовала развитию социализации учеников начальной школы, в ходе экспериментальной проверки показала свою эффективность и может быть рекомендована для широкого использования в учебном процессе начальной школы.
По итогам проделанной работы можно дать следующие рекомендации:
Основной путь увеличения двигательной активности на основе использования подвижных игр подразумевает:
а) овладение новыми разнообразными двигательными умениями и навыками в игровой форме «двигательные безделушки»;
б) совершенствование чувства времени и пространства по средствам использования упражнений типа задания в сомкнутом строю с использованием строевых приемов;
в) совершенствование тонкой дифференциации мышечных усилий, используя игры с инвентарем, имеющим различные весовые и пространственные характеристики;
г) совершенствование чувства равновесия, использование игр и игровых упражнений с остановками и удержанием определенного положения тела, упражнения из различных исходных положений.
С этой целью могут быть использованы любые упражнения, являющиеся в определенной степени новыми.
Подобные работы
- Влияние здоровьеформирующих технологий на физическую подготовленность обучающихся Православной классической гимназии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2021 - Повышение уровня физической подготовленности детей с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуального подхода
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2019



