Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анализ доходов и расходов местного бюджета (на примере МО Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области)

Работа №119828

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы109
Год сдачи2019
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические основы, сущность и понятие бюджета муниципальных
образований 8
1.1 Понятие и роль местных бюджетов в социально-экономическом
развитии муниципальных образований 8
1.2 Содержание и классификация доходов местного бюджета 13
1.3 Содержание и классификация расходов местного бюджета 16
2 Анализ состава, структуры, динамики доходов и расходов бюджета
муниципального образования (на примере МО Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области) 22
2.1 Общая характеристика МО Нижнеозернинский сельсовет Илекского
района Оренбургской области 22
2.2 Анализ состава, структуры, динамики доходов бюджета МО
Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области... 26
2.3 Анализ состава, структуры, динамики расходов бюджета МО
Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области... 36
3 Пути совершенствования формирования бюджета муниципального
образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области 48
3.1 Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат 48
3.2 Рекомендации по совершенствованию формирования расходной идоходной части бюджета МО Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области 54
Заключение 59
Список используемой литературы 64
Приложения 68


Бюджетная система страны является центральным звеном системы централизованных финансов, являясь важнейшим инструментом распределения и перераспределения финансовых потоков. По оценке таких экономистов как: И.Г. Акперов, А.М. Бабич, О.В. Врублевская, Е.С. Вайс, Г.Б. Поляк, посредством бюджетной системы РФ распределяется более 35% всего национального дохода [6; 10].
На сегодняшний день бюджетная система России включает в себя три уровня: федеральный, региональный и местный. Выделение местных бюджетов в отдельный уровень бюджетной системы обусловлено наделением органов местного самоуправления определенным набором полномочий и закреплением состава доходов. С 2006 года полноправными субъектами бюджетных отношений стали и бюджеты поселений, которые до реформы 2006 года финансировались за счет средств районных бюджетов.
Местные бюджеты, или бюджеты муниципальных образований, обладают достаточно высокой значимостью, так как они отражают политические экономические, организационные, социальные и другие процессы, происходящие в отдельно взятом муниципальном образовании.
Функции, которые выполняют местные органы власти, приобретают сложный характер, а реформы, которые проводятся, относятся к низкому уровню, в результате развития рыночных отношений. Поэтому бюджету муниципального образования нужно уделять особое внимание, ведь он представляет собой гарант финансового обеспечения развития региона, области.
Вопросы местного значения решаются с помощью средств бюджетов муниципальных образований. Уровень социально-экономического развития региона, области определяет величина доходной части бюджета муниципального образования.
Местный бюджет служит основой для исполнения расходных обязательств муниципального образования, в результате чего его нужно планировать и прогнозировать.
Бюджетное планирование является важнейшим мероприятием, включенным в первую стадию бюджетного процесса - составление проекта бюджета. От того, насколько качественно, достоверно, научно обоснованно, эффективно будет выстроена система бюджетного планирования, зависят многие показатели качества бюджетной системы и всей подсистемы централизованных финансов.
Следует сказать, что макроэкономические изменения, происходящие в современной экономике, оказывают значительное воздействие на бюджетный процесс. В результате этого происходит сокращение бюджетных ресурсов, влекущее за собой новые требования к качеству управления финансовыми ресурсами в местных бюджетах, а также привлечению и поиску альтернативных источников финансирования, получению максимального социально-экономического эффекта от вложения средств.
Изучению этих вопросов посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых-экономистов, однако современные исследователи недостаточно уделяют внимания вопросам прогнозирования, планирования, контроля и другим функциям управления расходами и доходами местного бюджета в период реформирования местного самоуправления.
Кроме того, анализ литературы по данной тематике свидетельствует, что в основном научные изыскания касаются бюджетного планирования на федеральном и региональном уровне. Так, в финансово-экономической литературе широко обсуждается программно-целевой метод бюджетного планирования и бюджетирование, ориентированное на результат, методы бюджетного планирования, призванные повысить эффективность процесса составления проекта бюджета, а также повысить результативность бюджетных расходов. Местный уровень, в особенности уровень поселений, оказывается за рамками серьезных научных исследований. Поэтому, исследование бюджетного планирования на местном уровне, анализ данного процесса, выявление основных проблем представляется весьма актуальным.
Цель данного исследования - осуществить анализ доходов и расходов местного бюджета и на основе полученных в результате анализа выводов определить пути совершенствования его формирования.
В соответствии с поставленной целью, задачами работы являются:
• изучить теоретические основы, сущность и понятие бюджета муниципальных образований;
• дать общую характеристику МО Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области;
• провести анализ доходов и расходов бюджета исследуемого муниципального образования;
• предложить пути совершенствования формирования бюджета МО Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области.
Объект исследования - бюджет муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области.
Предмет исследования - финансово - экономическая деятельность муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области.
Информационной базой для написания выпускной квалификационной работы послужили:
• нормативно - правовые акты, регулирующие бюджетные отношения в РФ;
• учебники и учебные пособия, а также монографии и статьи из периодических изданий, включая электронные ресурсы по заданной тематике;
• годовые отчеты за 2015 - 2017 г.г. о формировании и исполнении местного бюджета МО Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области.
В работе применяются методы и приемы финансового и экономического планирования и анализа, такие как: методы сравнения, метод использования абсолютных, относительных и средних величин, метод финансовых коэффициентов, группировки и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что по результатам анализа, проведенного на материалах бюджета муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области, разработан комплекс мероприятий по повышению эффективности формирования и исполнения местного бюджета. Предлагаемые в работе мероприятия способны значительно повысить социально-экономическую эффективность бюджета муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области.
Работа включает в себя введение, три раздела, заключение, список литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе был проведен анализ состава, структуры, динамики доходов и расходов бюджета муниципального образования Российской Федерации на примере МО Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области.
Местные бюджеты являются фундаментальной основной системы общественных финансов. Они представляют собой финансовую основу существования муниципальных образований. В то же время местные бюджеты представляют собой весьма уязвимое и слабое звено в бюджетной системе России с позиции финансовой самостоятельности. Тот блок проблем, который существует в настоящее время в плане формирования доходов и осуществления расходов муниципальных образований нуждается в скорейшем осмыслении Правительством и региональными органами власти и принятии активных действий по повышению финансовой самостоятельности муниципальных образований.
Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области является сельским поселением, образованным в соответствии с Законом Оренбургской области. В состав данного поселения входит один сельский населенный пункт, в котором местное самоуправление
осуществляется населением через выборные и иные органы местного самоуправления.
Ведущей отраслью экономики муниципального образования была и остается аграрная отрасль. Промышленность района представлена субъектами малого и среднего предпринимательства, которые производят основные виды товаров, работ и услуг, удовлетворяющих потребность населения.
Следует сказать, что муниципальное образование имеет достаточно высокий потенциал развития, прежде всего, за счет обеспеченности сырьем сельскохозяйственной отрасли и наличия резервов для открытия новых производств пищевой и перерабатывающей промышленности, а также обширных земельных территорий.
Основным источником формирования доходной части бюджета были и остаются безвозмездные поступления. В настоящее время наблюдается заметная тенденция к снижению суммы, получаемой от налога на доходы физических лиц. В доходной части бюджета МО Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области в последние годы значительно возросла сумма, получаемая от налогов на совокупный доход, а именно ЕСХН. Это объясняется тем, что фермерские хозяйства, функционирующие на территории данного муниципального образования, предпочитают именно данный налоговый режим.
Доходы муниципального образования в высокой степени зависимы от межбюджетных трансфертов, что повышает риск финансовой дестабилизации и зависимость от уровня развития в целом.
Расходная часть бюджета МО Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области за 2017 год исполнена в размере 8354,004 тыс. рублей, или на 97 % от годовых ассигнований. Структура расходов бюджета в 2017 году к предыдущему году не изменилась. В настоящее время наибольшая часть бюджетных средств муниципального образования направляется на решение государственных вопросов, а также на модернизацию жилищно-коммунальной сферы.
На протяжении всего исследуемого периода сохраняется тенденция к увеличению расходов жилищно-коммунальной сферы, что говорит о достаточно внимательном отношении администрации муниципального образования к этой сфере жизни населения.
Расходование средств по статье «Социальная политика» происходит только по одному пункту «Пенсия за выслугу лет муниципальным служащим Илекского района», что свидетельствует об игнорировании администрацией данной сферы деятельности.
Ничтожно малы расходы на физическую культуру и спорт, а также в бюджете муниципального образования отсутствует такая статья расходов, как «Образование». Это объясняется тем, что расходы в данной сфере находятся в компетенции района.
В 2017 году на территории муниципального образования стала реализовываться муниципальная программа «Реализация муниципальной политики в муниципальном образовании Нижнеозернинский сельсовет Илекского района на 2017 года и на перспективу до 2020 года». Результаты анализа затрат на реализацию основных мероприятий также доказывают, что наибольшее количество расходов приходится на сферу «Общегосударственные вопросы», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Культура. Кинематография».
Планирование бюджета муниципального образования на 2018 год осуществлялось в соответствии с затратным подходом, что, безусловно, является минусом, в особенности в условиях реализации государственной задачи: увязать бюджетные расходы с реальными достигнутыми
результатами. Затратный подход ориентирован на имеющиеся ресурсы.
В современных условиях ориентация исключительно на планирование обеспечения текущих расходов муниципального образования уже недостаточна. Необходимо обозначить цели и приоритеты развития.
Муниципальному образованию Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области необходим переход к среднесрочному бюджетному планированию, но он возможен только с помощью разработки муниципальных программ на среднесрочный период с одновременным внедрением ежегодной практики составления прогноза социально-экономического развития, что отсутствует в настоящее время. Для дальнейшего эффективного реформирования процесса бюджетного планирования в муниципальном образовании необходимо:
• внедрить практику формирования и исполнения местного бюджета на основе программно-целевого метода бюджетирования;
• осуществлять мероприятия, направленные на достижение конечных результатов по показателям, установленных в муниципальных целевых программах;
• внедрить среднесрочное бюджетное планирование на основе прогноза социально-экономического развития территории;
• разработать и внедрить административные регламенты предоставления бюджетных услуг;
• применять современные технологии для информационной наполняемости процесса бюджетного планирования и информационного взаимодействия с другими уровнями бюджетной системы и органами государственной власти.
На уровне муниципального образования можно предложить следующие рекомендации для увеличения доходной части бюджета.
Площадь муниципального образования составляет 241,6 км2. Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории муниципального образования всего лишь 51,75 %. Необходимо оптимизировать работу по формированию границ земельных участков, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности земель населенных пунктов с целью увеличения платежей по земельному налогу. Кроме того, целесообразно рассмотреть возможность передачи в аренду земель муниципального образования, которые не используются в настоящее время.
Одним из источников дохода муниципального образования является использование муниципального имущества. Основную долю муниципального имущества составляет жилищный фонд и объекты коммунальной инфраструктуры. Техническое состояние данных объектов можно признать неудовлетворительным в силу накопленного износа.
Необходимо передать основную часть фондов в долгосрочную аренду на условиях обязательной их модернизации, а также провести приватизацию объектов, не предназначенных для выполнения полномочий органов местного самоуправления.
Что касается направлений сокращения расходной части бюджета на местном уровне, то здесь можно рассмотреть следующие варианты. Так, в феврале 2019 года на территории сельсовета начала реализовываться муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2019-2023 годы».
В рамках реализации данной программы в 2019 году были установлены реле времени на фонари уличного освещения, которые настроены на зимнее и летнее время и автоматическое отключение в случае отсутствия необходимости в освещении. Экономический эффект от данного мероприятия в среднем ожидается на уровне 50-60 тысяч рублей за год. Например, в 2015 году потребление электроэнергии - 45 600 кв. час (уличное освещение), оплата составила 350 тысяч рублей за год, в 2019 после установки реле предполагается потребление электричества на уровне 40 000 кв. час, а оплата на уровне 290 тысяч рублей.
Также оптимизировать бюджетные расходы муниципального образования можно путем проведения конкурсов по муниципальным закупкам в рамках муниципального заказа.
Реализация ряда мероприятий на местном уровне может привести к увеличению доходной части бюджета за счет собственных источников, что в свою очередь уменьшит зависимость муниципального образования от безвозмездных поступлений от вышестоящих бюджетов.



1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Часть третья. Федеральный закон от 31.07.1998 г., №145-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 16.07.1998: одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г.: (ред. от 03.08.2018) // СПС «Консультант Плюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 21.10.1994 г.: (ред. от 03.08.2018) // СПС «Консультант Плюс».
3. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // СПС «Консультант Плюс».
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: от 31
июля 1998 г. № 146-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой
16.07.1998: одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г.: (ред. от 03.08.2018) // СПС «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (последняя редакция) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 03.08.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
6. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации / И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач. - М.: КноРус, 2017. - 49 с.
7. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2017. - 486 с.
8. Архипова Н.И. Проблемы формирования местного бюджета / Н.И. Архипова // Вестник филиала Российского государственного социального университета в г. Чебоксары. - 2017. - №2 (17). - С. 66-68.
9. Атабаева Ш.А. Расходы местного бюджета / Ш.А. Атабаева // Молодой ученый. - 2017. - №5. - С. 232-234.
10. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 687с.
11. Бегчин Н.А. Проблемы оптимизации расходов бюджетов субъектов
Российской Федерации в условиях кризиса / Н.А. Бегчин // Финансы и кредит. -2009. - № 32 (368). -С. 78-85.
12. Борисов А.Н. Структура местных бюджетов/ А.Н.Борисов // Финансовый менеджмент. - 2015. - № 6. - С. 61-64.
13. Бурмистрова Л.М. Бюджетная система РФ: учебное пособие / Л.М. Бурмистрова. - Москва: Инфра-М, 2016. - 240 с.
14. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студ. вузов / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - 3-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2017. - 838 с.
15. Васюнина М.Л. Методы прогнозирования местного бюджета// Финансы и кредит. -2017. -№18. -С. -36-40.
16. Вайс Е.С. Муниципальные бюджеты / Е.С. Вайс, В.М. Васильцова, B.C. Васильцов. - М.: КНОРУС, 2017. - 336 с.
17. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов/ под ред. О.В. Врублевской и М.В. Романовского. - СПб., 2016. -450с.
18. Герчикова И.Н. Бюджетная система РФ: учебник / И.Н. Герчикова. - Москва: Юнити-Дана, 2016. - 512 с.
19. Горлова О.С. Бюджетная политика Российской Федерации в области
доходов бюджетов: совершенствование механизма реализации / О.С. Горлова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 10-2 (63-2). - С. 431-435.
20. Екимова К.В. Финансы местных бюджетов: учебник / К.В. Екимова, Т.В. Шубина. - Москва: Инфра-М, 2016. - 375 с.
21. Золотов С. Н. Принципы формирования местных бюджетов/ С. Н. Золотов // Финансы. - 2014. - № 3. - С. 75-76.
22. Игонина Л.Л. Региональные и муниципальные финансы: учебник / Л.Л.Игонина.- М.: Издательство Юрайт, 2017.-480 с.
23. Кибанова А.Я. Государственные и муниципальные финансы (для бакалавров) / А.Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2017. - 480 с.
24. Ковалева Т. М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации / Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. - М.: КноРус, 2016. - 208 с.
25. Марков С.Н. Анализ мирового и российского опыта повышения эффективности бюджетных расходов/ С.Н. Марков // Молодой ученый. - 2013. - №3. - С. 262-265.
26. Могилёв С.В. Анализ социально-экономических факторов доходов местных бюджетов / С.В.Могилев // Финансы и кредит.- 2017.- № 47 (575).- С. 58-65.
27. Моттаева А.Б. Особенности реализации программно-целевых методов планирования государственных и муниципальных бюджетов / А.Б. Мотаева // Интернетжурнал Науковедение.- 2018.- № 1. -С. 130.
28. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. Учебник для вузов / Под ред. профессора Поляка Г.Б. - ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 250с.
29. Прудникова И. В. Порядок формирования и утверждения местных бюджетов. Теория и практика / И.В. Прудникова, М.В. Попов, Д.В. Хачатурова. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 160 с.
30. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 4-е изд., - СПб.: Питер, 2015. - 576 с.
31. Соловьева А.В. Местные бюджеты/ А.В. Соловьева // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2015. - №13. - С. 22-28.
32. Халудорова А.О., Яковлева И.А. Проблемы формирования доходов местных бюджетов и пути их решения / А.О. Халудорова // Новое слово в науке: перспективы развития.- 2016. -№ 1-2 (7).- С. 314-317.
33. Шедько Ю.Н., Погребняк Р.Г., Пожидаева Е.С., Миндлин Ю.Б., Басова М.М., Власенко М.Н., Морковкин Д.Е. и др. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под редакцией Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2016. - 503 с.
34. Шмелев С.В. Планирование местных бюджетов: учебник. С.В. Шмелев, Е. В. Негашев. - Москва: Инфра-М, 2016. - 208 с.
35. Официальный сайт муниципального образования
Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://n-ozernoe.ru (дата обращения - 15.05.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ