Для каждого из нас очевидно, что разговор между сотрудниками одной и той же организации, обсуждающими деловой вопрос, или разговор между руководителем и подчиненным принци¬пиально отличаются от разговоров между этими же людьми вне служебных рамок.
Деловое общение — это такое взаимодействие людей, которое подчи-нено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т.д.), т.е. цель делового взаимодействия лежит за пределами процесса общения (в отличие от личностно ориентиро¬ванного общения, предметом которого выступает именно характер отношений между его участниками).
Практически все дела начинаются, осуществляются и завершаются при помощи речевых взаимодействий между людьми. В жизни любой организации или предприятия эти виды делового общения занимают важное место. Обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих идей, контроль и координация деятельности сотрудников, подведение итогов и оценка достигнутого — вот лишь некоторые стороны деятельности организации, которые связаны с проведением совещаний и деловых бесед разного рода. Между собой их сближают такие моменты, как ориентация на интересы работы, спланированность, некоторый формализм языка, т.е. все то, что придает деловой характер этим речевым взаимодействиям. Вместе с тем деловые беседы как средство делового общения можно рассматривать как самостоятельные виды деловой коммуникации. Они отличаются друг от друга не только целями, ради которых проводятся, формой контакта, но и числом участников, что предопределяет социально-психологические особенности их организации и проведения.
Исходя из вышесказанного, целью настоящей контрольной работы стало изучение деловой беседы как средства делового общения.
Итак, в политической, предпринимательской, коммерческой и иных сферах деятельности важную роль играют деловые беседы и переговоры, являющиеся средствами делового общения. Изучением делового общения и переговорных процессов занимаются не только отдельные исследователи, но и специальные центры, а методика ведения переговоров включается в программы подготовки специалистов различных профилей.
Деловые беседы и переговоры осуществляется в вербальной форме (англ. verbal - словесный, устный). Это требует от участников общения не только грамотности, но и следования этике речевого общения. Кроме того, важную роль играет, какими жестами, мимикой мы сопровождаем речь (невербальное общение). Особую важность знание невербальных аспектов общения приобретает при ведении переговорных процессов с иностранными партнерами, представляющими иные культуры и религии.
Таким образом, можно констатировать, что основная цель деловой беседы - убедить партнера принять ваши конкретные предложения. Задачами беседы выступает получение служебной информации, взаимное общение работников одной сферы, совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов, контроль и координация начатых мероприятий, стимулирование трудовой активности.
1. Браим И.Н. Этика делового общения. – Минск: 2006.
2. Волгин Б. Деловые совещания. - М.: 2003.
3. Данкел Жаклин Деловой этикет. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
4. Дебольский М. Психология делового общения. - М.: 2006.
5. Конева Е.В. Психология общения: Учеб. пособие. – Ярославль: 2005.
6. Панфилов А.К. Деловой стиль в общении. – М.: 2008.
7. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: 1999.
8. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. Тверь, 1995.
9. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: Учеб. пособие. М., 2007.
10. Санталайнен Т. и др. Управление по результатам. М., 2003.
11. Сесмен З.Л., Дип С. Верный путь к успеху. 1600 советов менеджерам. М., 1995.
12. Честара Дж. Деловой этикет. - М.:1997.
13. Эрнст О. Слово предоставлено Вам (Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров) / Пер. с нем. М., 2008.