Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Видеоблог как средство профориентации старшеклассников

Работа №17860

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
693
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы разработки видеоблога как средства
профориентации старшеклассников 6
1.1 Психофизиологические особенности старшеклассников 6
1.2 Профориентация - сущность, основные характеристики, виды, методы и формы 17
1.3 Роль и применение ИКТ-технологий в профориентации 32
2 Разработка видеоблога как средства профориентации старшеклассников ... 42
2.1 Описание использования видеоблога как средства профориентации
старшеклассников в ПИПС СФУ 42
2.2 Результаты экспертной оценки 56
Заключение 63
Список используемых источников 65
Приложение А. Критерии оценивания видеоблога 72


Проблема формирования профессиональной ориентации и укрепления мотивации абитуриентов к получению педагогического образования имеет важное значение. На сегодняшний день рынок образовательных услуг активно развивается и расширяется. Абитуриенты становятся более информированные в вопросах, касающихся выбора образовательного учреждения. Целевая аудитория становится более требовательная. Именно поэтому необходимо особое внимание уделять выбору средств и инструментов профориентационной работы со школьниками.
Способы привлечения абитуриентов за счет разовых визитов в школы преподавателей и студентов, проведения дней открытых дверей, в последнее время показывают свою неэффективность.
Использование современных технологий, в частности, видеоблога как средства профориентации, имеет ряд преимуществ:
- школьники и абитуриенты обращают большее внимание на визуальный контент, в том числе на различные видео;
- видеоролики позволяют доносить информацию оперативно и в нужном объеме;
- видеоблог может использоваться в качестве средства постоянного общения между абитуриентами и представителями института
- видеоблог является бесплатным способом донесения необходимой информации до целевой аудитории.
Таким образом, видео блог представляет собой мощный инструмент взаимодействия института с абитуриентами.
Объект исследования: процесс профориентации старшеклассников.
Предмет исследования: средства профориентации старшеклассников.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать видеоблог как средство профориентации старшеклассников на примере использования в ИППС СФУ и провести его экспертную оценку.
Гипотеза исследования: видеоблог выступит средством профориентации старшеклассников, если не только обеспечит старшеклассников информационной базой, необходимой для осуществления первичного профориентирования, но и предлагает использование профессионально направленного диалога, дискутирования между старшеклассниками, студентами (различных курсов), преподавателями вуза.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ современного состояния проблемы профориентации старшеклассников, выявить подходы к ее изучению, уточнить понятийный аппарат исследования.
2. Определить педагогический потенциал видеоблога как средства профориентации старшеклассников.
3. Разработать видеоблог.
4. Провести экспертную оценку разработанного видеоблога. Методологической основой исследования явились: философские,социологические, психологические и педагогические идеи о развитии личности как субъекта деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн и др.); психолого-педагогические концепции профессионального самоопределения молодежи (А.Е. Голомшток, Л.А. Йо- вайши, Е.А. Климов, Н.Н. Чистяков, С.Н. Чистякова, С.Фукуяма и др.); теоретические положения о возрастных особенностях старшеклассников (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, П.А. Шавир и др.); положения, разработанные в отечественных и зарубежных трудах по использованию информационных технологий (Е.С. Полат, Л.К. Раицкая, И.В. Роберт, С.В. Панюкова).
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы, опытно-экспериментальная работа; анкетирование;
математические методы обработки опытно-экспериментальной работы.
Базой исследования явился Институт педагогики, психологии и социологии СФУ. Исследование выполнялось в 2017 - 2018 уч. г..
Апробация и внедрение результатов осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в ИИПС СФУ.
Основные результаты и положения работы были изложены на заседаниях кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета.
Объем и структура работы: введение, две главы (5 параграфов), заключение, список используемых источников, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы была изучена педагогическая, психологическая, методическая литература по проблеме профориентации старшеклассников и использование ИКТ-технологий в данной отрасли.
Анализ литературы позволил выделить психофизиологические особенности подростков старшего школьного возраста, а также изучить основные характеристики, виды, методы, средства и формы профориентационной работы. В ходе исследования была выявлена роль ИКТ- технологий в профориентации, рассмотрены и проанализированы различные способы их применения в профориентационной деятельности вуза. С учетом вышеизложенного к разработке был выбран видеоблог, как средство профориентации старшеклассников.
Практическая часть исследования заключалась в разработке и запуске видеоблога «ИППС, или Искрометные повести потрясающих студентов» в качестве средства профориентации старшеклассников, а также в проведении его экспертной оценки, целью которой являлось подтверждение результативности применения видеоблога как средства профориентации старшеклассников. В рамках разработки и внедрения видеоблога «ИППС, или Искрометные повести потрясающих студентов» были сняты и смонтированы собственные видеоролики, также использовался видео-архив института.
Для проверки гипотезы была проведена экспертная оценка, которая показала, что видеоблог выступит средством профориентации старшеклассников, если не только обеспечит старшеклассников информационной базой, необходимой для осуществления первичного профориентирования, но и предлагает использование профессионально направленного диалога, дискутирования между старшеклассниками, студентами (различных курсов), преподавателями вуза.
В работе нам удалось теоретически обосновать и доказать на практике результативность применения видеоблога как средства профориентации старшеклассников. Разработанный видеоблог может быть успешно использован в качестве профориентационного инструмента в работе института. Цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебное пособие / Г. С. Абрамова. - Москва : Альма-Матер, 2009. - 698 с.
2. Азевич, А.И. WordPress как обучающая интерактивная платформа / А.И. Азевич // Вестник Российского университета дружбы народов/ Информатизация образования, 2013. № 3. - С. 47 - 49.
3. Андреев, А.А., Фокина, В.Н. Новые возможности web2.0 Интернета в образовании [Электронный ресурс] / А.А. Андреев, В.Н. Фокина - Режим доступа: http://www.muh.ru/content/pps/100823_ _stat_46.doc.
4. Белов С.А. Использование блогов в образовательном процессе высшей школы / С.А. Белов // Ползуновский альманах. - 2001. - №1. -с. 150-153
5. Белов, С.А., Лазарева, Д.Г. Обучение студентов вуза с использованием блогов как средства управления их учебно-познавательной деятельностью. [Электронный ресурс]. / С.А. Белов, Д.Г. Лазарева // Режим доступа: http://elibrary.ru/download/67234322.pdf
6. Бочаров, В.В. Антропология возраста / В.В. Бочаров. - СанктПетербург: Питер, 2013. - 576 с.
7. Варакина, С.А. Инновационные образовательные методы [Электронный ресурс] / С.А. Варакина - Режим доступа: http: //novainfo .ru/articl e/3444
8. Бачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников / И.В. Бачков, М.Р. Битянова. - Санкт-Петербург: Питер,2012. - 192 с.
9. Веретинникова, В.И. Использование блогов в учебном процессе
[электронный ресурс]/В.П. Веренинникова, //режим доступа: www.rusnauka.com/5_NMIY_2009/philologia/140997
10. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие / Б.С. Волков. - Москва: Академический проект: Трикста, 2013. - 256 с.
11. Вологжанин О.Ю. Информационные технологии как средство развития образовательной среды вуза / О.Ю. Вологжанин, Ильин В.В., Л.С. Галкина // Современные образовательные технологии: Материалы IV Международной заочной научно-практической конференции, (Пермь, 24 апреля 2011 г.). Т.1 / ПИ (ф) ФГБОУ ВПО РГТЭУ. - Пермь: ПОНИЦАА, 2012. - С. 161-165.
12. Волоховский, В.В «Психологические механизмы и основы классификации блогов/В.В. Волоховский// Личность и межличностные взаимодействие в сети Интернет. -Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2006.-С. 117-131;
13. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Хрестоматия / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 480 с.
14. Галкина, Л.С. Инструменты современных технологий компьютерного тестирования / Л.С. Галкина // Информатика и образование. - 2012. - №8. - С. 58-61.
15. Галкина, Л.С. Методологические аспекты проектирования ИКТ- насыщенной предметной информационно-образовательной среды / Л.С. Галкина // Информатизация образования: теория и практика. Мат. междунар. НПК. Изд-во: Омск, ОГПУ, 2014 - С. 116-118.
16. Галкина, Л.С. Современные информационные технологии в контексте реализации требований ФГОС ВПО / Л.С. Галкина // Информатика и образование. - 2013. - №7. - С. 90-94.
17. Григорьев, С.Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы. Учебник / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. - М.: МГПУ, 2005. - 231 с/
18. Гусева, А.И. Методика педагогически осознанного применения ИКТ в учебном процессе [Электронный ресурс] / А.И. Гусева. - М.:«Академия Айти» - Режим доступа: www.school25.viselki.ru/predmet/inf/medpedsoz.pdf
19. Давлеткиреева, Л.З. Информационно-предметная среда в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в университете: монография / Л.З. Давлеткиреева - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 142 с
20. Дегтярева, Е.А. Создание сетевых проектов с помощью социальных сервисов Веб2 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //nsportal .ru/vu/fakultet-pedago gichesko go-obrazovaniya/sozdanie-
setevykhproektov/tema-1 -veb2-i-setevye-servisy
21. Ефремова, М.В. Возможности использования сервисов Веб 2.0. в современном образовании/М.В. Ефремова//Педагогический журнал.-2011.- №1.-С.34-41
22. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - Москва : Сфера, 2008. - 240 с.
23. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / И.Г. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с
24. Захарова, М. В. Педагогический блог — инновационная форма взаимодействия в образовании (на примере проекта «Блогосфера» МКУ КМЦИКТ «Старт» города Краснодара и муниципального конкурса «Лучший блогер») / М.В. Захарова // Образование и воспитание, 2015. — №5. - С. 1-3;
25. Зеер, Э. Ф. Профориентология: теория и практика: учеб. пособие для высшей школы / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. - Москва : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2014. - 192 с.
26. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учеб.е пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. - Москва : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга,2013. - 519 с.
27. Зеленков, С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи / С. Зеленков. - Санкт-Петербург : Речь, 2014. - 242 с
28. Ившина, Г.В. Разработка электронных образовательных ресурсов: мониторинг качества и внедрение. Учеб.-метод.пособие по направлению «Электронные образовательные ресурсы». Часть 2 / Г.В. Ившина. - Казань: КГУ, 2008. - 53 с.
29. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. 4.3. Тамбов: Изд-во ТГТУ [Электронный ресурс] - 2002 . - 114 с. - Режим доступа: http://www.tstu.ru/book/elib/pdf/2002/abaluev.pdf
30. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. - М.: Дрофа, 2008. - 312 с
31. Киселева, М.П., Использование блогов в учебном процессе [Электронный ресурс]/М.Л. Киселева, А.Е. Самарина/.- режим доступа
expo/Smolensk.ru/doklad_11/kiseleva_samarina_2.doc./;
32. Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. - Москва : Сфера, 2015. - 509 с.
33. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения школьников / Е. А. Климов. - Москва : Академия, 2011. - 302 с.
34. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. - Москва : Просвещение, 2002. - 192 с.
35. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности): учебное пособие / И. С. Кон. — Москва : Книга по Требованию, 2012. — 175 с.
36. Коротенков, Ю.В. Информационная образовательная среда основной школы / Ю.В. Коротенков. - М.: Академия АйТи, 2011. - 152 с
37. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. - 235 с
38. Кудрявцев, Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания / Т. В. Кудрявцев. - Москва : МЭИ, 2015. - 128 с.
39. Кудрявцева, И. А. Образовательный блог в деятельности учителя- предметника: [Текст] /И.А. Кудрявцева// Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. С. 408-410.
40. Кухарчук, А. М. Человек и его профессия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений / А. М. Кухарчук, В. В. Лях, А. Б. Широкова. - Минск : «Современное слово», 2012. - 544 с.
41. Лебедев, П.П. Культурно-речевой аспект и блогосфера / П.П. Лебедев // Вестник Челябинского государственного университета. Массовая коммуникация / Средства массовой информации (СМИ), 2015. № 94. - С. 77¬84.
42. Лысакова, Г. Н. Организация профориентационной работы в школе: сборник инструктивно-методических материалов / Г. Н. Лысканова. - Биробиджан : ОблИПКПР, 2014. - 28 с.
43. Малышева, М. А. Современные технологии обучения и их роль в образовательном процессе // В кн.: Современные технологии обучения в вузе (опыт Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ): учеб.-метод. пособие / Под общ. ред.: М. А. Малышева. - СПб.: НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), 2011. С. 6-23.
44. Мартынова, С. С. Профессиональная ориентация школьников / С. С. Мартынова. - Омск : ОмГПУ, 2016. - 196 с.
45. Милехин, А.В. Проблема социализации старших школьников в условиях современного образования / А.В. Милехин // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 3 - С.5 - 21.
46. Мнацаканян, О.Л. Методика использования социальных сетевых сервисов в школьном курсе информатики: автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Мнацаканян Ольга Леонидовна. - Москва, 2012. - 24 с.
47. Мулина, В. Т. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях социокультурной трансформации российского общества (региональный 56 аспект) / В. Т. Мулина, Е. Н. Шарова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2010. - Т. 13. - № 1. - С. 50-68.
48. Науменко, Л.С. Блог учителя профессионально-педагогическая деятельность[текст]/Л.С. Науменко//Мир науки, культуры, образования.-2014.- №5._с.61-65;
49. Образование в информационном обществе. Издание ЮНЕСКО для всемирного Саммита по информационному обществу. - СПБ, 2004. - 96 с.
50. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва : ИТИ Технологии, 2006. - 944 с. - Режим доступа: http://royallib.com/read/
51. Пантелеева, Т.В. Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей в ранней юности / Т.В. Пантелеева // Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - Москва: Буки-Веди, 2015. - С. 11-14.
52. Панюкова СВ. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. В. Панюкова. — М.: Издательский центр «Академия», 2010, 224;
53. Профессиональная ориентация молодежи и организация приема в высшие учебные заведения / сост. Н. Г. Гусев Н. П. Калашников. - Москва : Высшая школа, 2012. - 128 с.
54. Профессиональная ориентация учащихся: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. А. Д. Сазонова. - Москва : Сфера, 2015. - 223 с.
55. Профессиональная ориентация школьников: Межвузовский сборник научных трудов. - Ярославль : ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 2007. - 134 с.
56. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, дискуссии, задачи, упражнения: метод. пособие / Н. С. Пряжников, Л. С. Румянцева. - Санкт-Петербург : СПбГГУ, 2012. - 288 с.
57. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - Москва : Сфера, 2013. - 277 с.
58. Психологический словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М.Полит издат., 1990.-е.- 494;
59. Российская педагогическая энциклопедия: т.2.Т2/ред. В.В. Давыдова.- М.: большая российская энциклопедия, 2009.-780 с.;
60. Степанов, С. Старшеклассник: совокупный портрет / С. Степанов // Школьный психолог. - 2013. - № 20 - С. 11 - 15
61. Сысоев, П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции / П.В. Сысоев // Язык и культура. 2012. № 1 (17). - С. 120-133.
62. Туманов, С.О. Психологические последствия использование микроблога как специфической формы массовой коммуникации / С.О. Тумаков// Москва: Рос.ГПУ им. А.Н.Герцена, 2016.- С.-5;
63. Чистякова, С. Н. Школа и выбор профессии / под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Атановой. - Москва : Педагогика, 2007. - 112 с.
64. Шамаев, И.М. Классификация блогов рунета /ИМ. Шамаев//Вестник ВОлГУ. Серия 9 выпуск 11.-2013 .-С.- 12-16;
65. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон - Москва: ЭКСМО, 2008. - 388 с.
66. Winner D. 2003. «What makes a Weblog a Weblog?»: http:blog.eaw.harvard.edu/what Makes a Weblog;
67. Zawilinski L. HOT Blogging: A Framework for Blogging to Promote Higher
Order Thinking // The Reading Teacher. 2009. Vol. 62. P. 650661.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ