Проблемы занятости населения и пути их решения на муниципальном уровне (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Нижегородский институт управления))
|
Работа сделана на примере Нижегородской области.
Проведен анализ занятости населения за 2021-2022 годы.
Введение 3
1 Теоретические и организационно правовые аспекты регулирования занятости населения 6
1.1 Понятие, сущность, структура и виды занятости 6
1.2 Безработица как ключевая проблема занятости населения: понятие, сущность, виды и причины 9
1.3 Система регулирования занятости населения в Российской Федерации 13
2 Система регулирования занятости населения на муниципальном уровне (на материалах Нижегородской области) 17
2.1 Состояние сферы занятости населения в Нижегородской области 17
2.2 Организационно-правовая основа регулирования сферы занятости населения на муниципальном уровне 26
2.3 Роль программно-целевого и проектного подходов в регулирования сферы занятости населения на муниципальном уровне 32
3 Пути совершенствования муниципальной системы регулирования занятости населения в Нижегородской области ………………………………………………………...40
3.1 Проблемы регулирования занятости населения в Нижнем Новгороде 40
3.2 Основные направления совершенствования муниципальной системы регулирования занятости населения 44
3.3 Рекомендации по совершенствованию системы регулирования занятости населения в Нижегородской области 47
Заключение 51
Библиографический список 53
Проведен анализ занятости населения за 2021-2022 годы.
Введение 3
1 Теоретические и организационно правовые аспекты регулирования занятости населения 6
1.1 Понятие, сущность, структура и виды занятости 6
1.2 Безработица как ключевая проблема занятости населения: понятие, сущность, виды и причины 9
1.3 Система регулирования занятости населения в Российской Федерации 13
2 Система регулирования занятости населения на муниципальном уровне (на материалах Нижегородской области) 17
2.1 Состояние сферы занятости населения в Нижегородской области 17
2.2 Организационно-правовая основа регулирования сферы занятости населения на муниципальном уровне 26
2.3 Роль программно-целевого и проектного подходов в регулирования сферы занятости населения на муниципальном уровне 32
3 Пути совершенствования муниципальной системы регулирования занятости населения в Нижегородской области ………………………………………………………...40
3.1 Проблемы регулирования занятости населения в Нижнем Новгороде 40
3.2 Основные направления совершенствования муниципальной системы регулирования занятости населения 44
3.3 Рекомендации по совершенствованию системы регулирования занятости населения в Нижегородской области 47
Заключение 51
Библиографический список 53
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что занятость населения - это макроэкономическая проблема, которая затрагивает каждого человека самым непосредственным и серьезным образом. Для большинства людей потеря работы означает снижение уровня жизни и наносит психологическую травму. Поэтому неудивительно, что безработица часто становится предметом политических дебатов. Экономисты изучают безработицу с целью выявления ее причин и улучшения государственной политики, влияющей на занятость. Выявляя непреднамеренные побочные эффекты определенной государственной политики, экономисты помогают политикам оценить альтернативные решения различных проблем.
Экономический кризис в России сопровождается большими трудностями и возникновением целого ряда социально-экономических проблем. В современной экономической жизни наблюдается дисбаланс на рынке труда, то есть предложение труда превышает спрос на него. Поэтому рынок требует совершенно разного уровня трудовых отношений на каждом предприятии. Однако, если не будут созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникнут новые проблемы занятости, обострятся старые и возрастет безработица. В новых экономических условиях нужны не просто рабочие места, а эффективная система занятости населения.
На муниципальном уровне при решении проблем занятости происходит непосредственное взаимодействие власти и граждан. При этом, в каждом муниципальном образовании на остроту проблемы занятости населения влияют различные факторы. Поэтому исследование проблем занятости на муниципальном уровне является насущной потребностью в стабилизации социально-экономических отношений в России в целом.
Объектом исследования выступает сфера занятости населения.
Предметом исследования является муниципальная система управления в сфере занятости населения.
Цель исследования - анализ состояния и тенденций занятости населения (на примере Нижнего Новгорода) и разработка путей совершенствования муниципальной системы регулирования занятости.
Поставленная цель исследования обусловливает необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические и организационно-правовые аспекты регулирования занятости населения.
2. Проанализировать состояние сферы занятости населения (на примере Нижегородской области).
3. Выявить основные проблемы регулирования занятости населения на муниципальном уровне в Нижегородской области.
4. Предложить пути совершенствования муниципальной системы регулирования занятости населения региона.
Методологическую основу исследования составили методы статистического, экономического, правового, факторного и проблемного анализа в рамках системного подхода.
Теоретической основой являются работы ведущих отечественных и зарубежных экспертов, разъясняющие понятие занятости в российском законодательстве и основы правового регулирования занятости. В данной работе были использованы следующие работы в области исследования методов и принципов государственного регулирования в сфере занятости населения: А.В. Ашуркина [1], А.И. Бексултанова [2] , Б.Б. Болор [3], М. Н. Данилов [4], Д.Н. Даньшина [5], И.Ю. Зайцева [6], А. А. Исаева [7], А. Я. Кибанов [9], Е. А. Митрофанова [9], И. А., Д.А. Кожухова [10], П.А. Матвеева [13], А.В. Радонова [17], Г.В. Сулейманова [19], Г.Н. Федоткина [19], Н.У. Ярычев [21] и др.
Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, постановления и приказы правительства Нижегородской области.
Практическая значимость исследования заключается возможности использования выводов и рекомендаций, содержащихся в данной работе в практике муниципального управления в сфере занятости населения.
Структура работы: данная работа, в соответствии с поставленными целями и задачами, включает введение, 3 главы, заключение и библиографический список.
Экономический кризис в России сопровождается большими трудностями и возникновением целого ряда социально-экономических проблем. В современной экономической жизни наблюдается дисбаланс на рынке труда, то есть предложение труда превышает спрос на него. Поэтому рынок требует совершенно разного уровня трудовых отношений на каждом предприятии. Однако, если не будут созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникнут новые проблемы занятости, обострятся старые и возрастет безработица. В новых экономических условиях нужны не просто рабочие места, а эффективная система занятости населения.
На муниципальном уровне при решении проблем занятости происходит непосредственное взаимодействие власти и граждан. При этом, в каждом муниципальном образовании на остроту проблемы занятости населения влияют различные факторы. Поэтому исследование проблем занятости на муниципальном уровне является насущной потребностью в стабилизации социально-экономических отношений в России в целом.
Объектом исследования выступает сфера занятости населения.
Предметом исследования является муниципальная система управления в сфере занятости населения.
Цель исследования - анализ состояния и тенденций занятости населения (на примере Нижнего Новгорода) и разработка путей совершенствования муниципальной системы регулирования занятости.
Поставленная цель исследования обусловливает необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические и организационно-правовые аспекты регулирования занятости населения.
2. Проанализировать состояние сферы занятости населения (на примере Нижегородской области).
3. Выявить основные проблемы регулирования занятости населения на муниципальном уровне в Нижегородской области.
4. Предложить пути совершенствования муниципальной системы регулирования занятости населения региона.
Методологическую основу исследования составили методы статистического, экономического, правового, факторного и проблемного анализа в рамках системного подхода.
Теоретической основой являются работы ведущих отечественных и зарубежных экспертов, разъясняющие понятие занятости в российском законодательстве и основы правового регулирования занятости. В данной работе были использованы следующие работы в области исследования методов и принципов государственного регулирования в сфере занятости населения: А.В. Ашуркина [1], А.И. Бексултанова [2] , Б.Б. Болор [3], М. Н. Данилов [4], Д.Н. Даньшина [5], И.Ю. Зайцева [6], А. А. Исаева [7], А. Я. Кибанов [9], Е. А. Митрофанова [9], И. А., Д.А. Кожухова [10], П.А. Матвеева [13], А.В. Радонова [17], Г.В. Сулейманова [19], Г.Н. Федоткина [19], Н.У. Ярычев [21] и др.
Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, постановления и приказы правительства Нижегородской области.
Практическая значимость исследования заключается возможности использования выводов и рекомендаций, содержащихся в данной работе в практике муниципального управления в сфере занятости населения.
Структура работы: данная работа, в соответствии с поставленными целями и задачами, включает введение, 3 главы, заключение и библиографический список.
В сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации рынок не может автоматически влиять на процесс саморегуляции и занятости населения. В России власть регулирует занятость как один из механизмов рыночной системы, применяя различные формы, средства и методы, которые прямо или косвенно воздействуют на население и вызывают его интерес к самореализации человека. Обеспечение занятости населения является одной из приоритетных задач Правительства Российской Федерации.
Социально-экономическая сущность занятости может быть выражена в реализации права на труд каждого человека, рациональном и эффективном использовании совокупной рабочей силы общества в целом и каждого трудоспособного человека, реальном участии различных социальных, демографических, профессиональных и других групп в общественном труде.
Занятость, являясь необходимым условием воспроизводства населения, в настоящее время в значительной степени рассматривается как общественные отношения, связанные с предоставлением труда населению, а также с обеспечением людей необходимыми средствами существования. Фактическая и потенциальная способность общества удовлетворять своих граждан в труде и других общественно полезных занятиях является основным критерием состояния занятости. Занятость - это показатель совокупной рабочей силы общества, вовлеченной в определяющую сферу жизнедеятельности общества.
На муниципальном уровне регулирование занятости населения включает в себя:
- разработка социальной политики в области занятости на муниципальном уровне с учетом государственной и региональной политики;
- правовое обеспечение на муниципальном уровне.
- разработка экономических и финансовых механизмов реализации политики занятости на муниципальном уровне.
Одним из эффективных механизмов являются ярмарки вакансий. Ярмарки вакансий широко распространены и дают возможность узнать о вакансиях, получить консультации по трудовому законодательству и определить курсы профессионального обучения. Организация общественных услуг - еще один механизм, который не требует высокой квалификации или профессиональной подготовки, но является общественно полезным. Так, организация сферы занятости на всех уровнях обеспечивает как социальную поддержку и создание новых рабочих мест для граждан, так и реализацию мер по снижению безработицы.
Для того чтобы структурные проблемы на рынке труда не привели к росту безработицы, правительства должны решить общеэкономические проблемы поддержания совокупного спроса и финансовой системы, а также найти альтернативные пути обеспечения импортной ресурсной базы для внутреннего производства:
- поощрение и поддержка предпринимательских инициатив, особенно в существующих приоритетных секторах и производственных цепочках, где существуют пробелы из-за экономических санкций;
- усиление деятельности научных учреждений по разработке и продвижению отечественной продукции и услуг;
- разработать комплекс мер по решению вопроса подготовки и переподготовки кадров для профессий и секторов экономики, наиболее востребованных в связи с санкциями, не только для структурно безработных, но и в рамках систематической корректировки среднего профессионального и высшего образования, которая будет решаться в долгосрочной перспективе.
Социально-экономическая сущность занятости может быть выражена в реализации права на труд каждого человека, рациональном и эффективном использовании совокупной рабочей силы общества в целом и каждого трудоспособного человека, реальном участии различных социальных, демографических, профессиональных и других групп в общественном труде.
Занятость, являясь необходимым условием воспроизводства населения, в настоящее время в значительной степени рассматривается как общественные отношения, связанные с предоставлением труда населению, а также с обеспечением людей необходимыми средствами существования. Фактическая и потенциальная способность общества удовлетворять своих граждан в труде и других общественно полезных занятиях является основным критерием состояния занятости. Занятость - это показатель совокупной рабочей силы общества, вовлеченной в определяющую сферу жизнедеятельности общества.
На муниципальном уровне регулирование занятости населения включает в себя:
- разработка социальной политики в области занятости на муниципальном уровне с учетом государственной и региональной политики;
- правовое обеспечение на муниципальном уровне.
- разработка экономических и финансовых механизмов реализации политики занятости на муниципальном уровне.
Одним из эффективных механизмов являются ярмарки вакансий. Ярмарки вакансий широко распространены и дают возможность узнать о вакансиях, получить консультации по трудовому законодательству и определить курсы профессионального обучения. Организация общественных услуг - еще один механизм, который не требует высокой квалификации или профессиональной подготовки, но является общественно полезным. Так, организация сферы занятости на всех уровнях обеспечивает как социальную поддержку и создание новых рабочих мест для граждан, так и реализацию мер по снижению безработицы.
Для того чтобы структурные проблемы на рынке труда не привели к росту безработицы, правительства должны решить общеэкономические проблемы поддержания совокупного спроса и финансовой системы, а также найти альтернативные пути обеспечения импортной ресурсной базы для внутреннего производства:
- поощрение и поддержка предпринимательских инициатив, особенно в существующих приоритетных секторах и производственных цепочках, где существуют пробелы из-за экономических санкций;
- усиление деятельности научных учреждений по разработке и продвижению отечественной продукции и услуг;
- разработать комплекс мер по решению вопроса подготовки и переподготовки кадров для профессий и секторов экономики, наиболее востребованных в связи с санкциями, не только для структурно безработных, но и в рамках систематической корректировки среднего профессионального и высшего образования, которая будет решаться в долгосрочной перспективе.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНИЦЫ
ЕКАТЕРИНОГРАДСКОЙ ПРОХЛАДНЕНСКОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020 - Организационно-правовая система управления образованием
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019 - Исследование механизмов развития малого предпринимательства в региональной экономике
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Анализ зон влияния системы городских центров республики Татарстан на основе гравитационной модели Рейли-Конверса
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017 - Институт внештатных специалистов. Оценка эффективности и пути эффективного развития (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ МОНОГОРОДОВ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - Реализация государственной политики по развитию экономической системы малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального Округа
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017



