ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН И ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
1.1. Становление и развитие института обращений граждан в истории России 16
1.2. Понятие и общая характеристика права граждан Российской Федерации на обращение, его принципы и структурные элементы 21
1.3. Соотношение права на обращения граждан с правом на доступ к информации о деятельности государственных органов 26
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
2.1. Правовое регулирование и административно-правовая защита права граждан на обращения (права доступа к информации) 31
2.2. Обзор судебной практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства об обращениях граждан 34
2.3. Актуальные проблемы и нарушения в реализации права на обращение и запрос информации 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
Актуальность темы и проблемы работы определяется сохраняющейся в современной Российской Федерации стратегической направленности на постепенное внедрение и реализацию принципов демократического правового государства, и формирование развитого гражданского общества. Все это, с одной стороны, предполагает поиск эффективных каналов диалога, обратной связи и общественного контроля, обеспечивающих взаимодействие народа и власти; с другой стороны, требует выработки и развития средств правовой защиты интересов и прав граждан на основе принципов равенства, открытости, объективности.
Одним из таких средств правовой защиты граждан и механизмов взаимодействия народа и власти является институт обращений граждан. Осознание значимости права на обращение способствовало его закреплению в законодательстве различных государств, в том числе в Российской Федерации. Статья 33 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Обращение гражданина - это не только средство защиты его нарушенного права и законного интереса, но также инструмент, указывающий на недостатки власти, несовершенства сложившейся системы. Поэтому, с функциональной точки зрения реализация данного правомочия обеспечивает дисциплинированность должностных лиц, актуализирует реальную правовую практику, в которой проверяется действенность принятых законов. Заявляя свое обращение, граждане стремятся изменить сложившееся положение, предупредить развитие событий по негативному для себя сценарию. Вместе с тем, сам факт обращения и его содержание выступают значимым источником информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов государственного, экономического и социокультурного развития. Следовательно, в наиболее общем виде обращение можно рассматривать в качестве релевантной информации, являющейся необходимой составляющей обретения или защиты интересов граждан, совершенствования правовой системы. Другими словами, реализация права граждан на обращение позволяет получать взаимообратную связь в диаде государство - общество, корректировать имеющиеся недочеты, пресекать злоупотребления, разрабатывать мероприятия, способствующие росту удовлетворенности общества деятельностью государственных органов.
Объективной тенденцией современности становится рост информационной открытости и доступности органов государственной власти и местного самоуправления во взаимоотношениях с гражданами. «Не прятаться в служебных кабинетах, не бояться диалога с людьми - идти навстречу, честно и открыто разговаривать с людьми, поддерживать их инициативы - таково послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации»1. В этом контексте право граждан на обращение - это реальный факт учета мнения конкретного гражданина, его участия в управлении делами государства. Однако, несмотря на то, что увеличивается количество обращающихся граждан2, реалии отечественного правового пространства таковы, что в общественном мнении все еще сохраняется оценка «бесполезности» обращений граждан к государству. В частности, согласно данным одного из исследований ВЦИОМ такого мнения придерживается каждый пятый гражданин. Вероятно, это объясняется низкой правовой культурой граждан в целом, высокой степенью недоверия государственным органам, отсутствием знаний об институте обращений в принципе, а также недостатками и проблемами функционирования самого института права на обращение.
В свою очередь, прямая связь между информированностью и качественными ответами на обращения с формированием чувства защищенности и справедливости у граждан и их удовлетворенностью актуализирует взаимодействие права на обращение с правом на доступ к информации. Информационная открытость и высокий уровень информированности граждан о деятельности руководящих органов обусловливает качественный скачек в развитии гражданского общества, формирование гражданина, который понимает стратегические цели и задачи, методы и средства их реализации, способен четко определить свою позицию и откликнуться на призывы властей. Кроме того, актуальная информация и качественные ответы на поступающие обращения помогают людям лучше разобраться в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Наоборот - недостаточная информированность обусловливает усиливающуюся неуверенность, подозрительность, пассивность гражданских масс, а также их потенциальное противодействие. Опасность информационной закрытости также состоит в том, что она позволяет скрывать провалы в работе, лоббировать частные интересы и, как следствие, вымогать взятки.
Кроме того, в настоящее время все обращения граждан к органам власти обрабатываются с помощью электронных информационных систем, обусловливающие серьезные проблемы, связанные с информационной безопасностью. В этом контексте необходим научный анализ использования ресурсов сети Интернет для подачи обращений в органы государственной власти и местного самоуправления.
Таким образом, право граждан на обращение и доступ к информации - это сущностные характеристики современного демократического правового государства, обеспечивающие существование развитого гражданского общества. Установление обратной связи посредством права на обращение и высокий уровень информированности населения посредством права на доступ к информации - «залог успешной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления»1.
Степень научной разработанности проблемы права граждан на обращения (доступ к информации) в органы государственной власти и местного самоуправления отражена во многочисленных трудах представителей юридической науки, а также философии, социологии, истории, психологии и др.
Общетеоретическим аспектам данной проблематики посвящены работы И.А. Третьякова2, А.В. Савоськина3, А.Е. Алешина4, В.А. Винокурова5, С.А. Майоровой6, В.А. Мещерягиной7, А.И. Хафизовой8, С.В. Калининой9, Н.И. Гритчина10, Д.О. Теплякова11, С.А. Широбокова12, И.Х. Саидзоды13 и др. При этом, субъективную сторону реализации права на обращение особенно отмечают А.В. Савоськин1 и В.А. Мещерягина2, И.А. Кравец3 и др. С позиции данных авторов, представляется очень важным выделять в структуре института обращений граждан мотивы и цели субъектов данного правомочия, позволяющие отличить обращение от фактов злоупотребления правом и нарушения законов.
Работы П.А. Белякова4, М.В. Бондаренко5, Э.Р. Адамовой6, А.С. Власова7, С.В. Калининой8, Н.В. Морозова9 и др. посвящены истории становления института прав граждан на обращения и правового регулирования работы с обращениями граждан в Российской Федерации.
Работы С.В. Калининой10, А.В. Беляева11, П.А. Белякова12, О. Валуевой13, А.А. Титова1, Е.В. Надыгиной2 и др. посвящены особенностям обеспечения административно-правовой защиты права граждан на обращение. Отдельный интерес представляют работы, раскрывающие проблемы законодательного и международного регулирования права граждан на обращение, его судебной защиты в действии. Особенно стоит отметить работы М.А. Риэккинена3, Л.Ю. Фокиной4, А.М. Николаева совместно с Н.С. Грудининым и М.С. Майоровой5, Г. С. Тумалевича6, М.О. Лиц и М.А. Соколковой7, М.Н. Шишовой8 и др.
Другой стороной проблематики права граждан на обращение является право на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в современных российских условиях. Информирование население в данном случае рассматривается как специфическая функция управления, а само право на доступ к информации в качестве одного из аспектов реализации права на обращение. Содержательная сторона права на доступ к информации рассматривается в работах А.А. Царик9, М.В. Алексеевой10, Н.Е. Колобаевой11, Л.И. Валитовой1, В.Я. Нудельман2, Г.М. Велиевой3, П.О. Силаева4, Е.А. Войниканис5, К.С. Евсикова6, Д.В. Гавришова7, А.А. Кривоухова и Е.М. Бледнова8, Л.А. Геляховой9, Е.Е. Рябцевой10 и др. Соотношение прав на обращение и на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления проводят В.А. Мещерягина11, А.В. Савоськин12, И.Ю. Гольтяпина13, И.А. Кравец14 и др.
С.В. Калинина и Г.Н. Кириллова15 видят решение информационных проблем в приобщении СМИ и широком освещении общественности о деятельности в области работы с обращениями граждан и принятых решений. Кроме того, с точки зрения автора данной работы, представляется крайне важной позиция Н.Ю. Петуховой16, которая обращает внимание на потенциальные негативные последствия возможного выхода России из-под юрисдикции Европейского Суда по правам человека.
Таким образом, несмотря на наличие исследований по теме работы, по мнению автора, степень изученности тематики права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления не является достаточной. Имеется множество проблемных вопросов о понятии, сущности и содержании данного права, формах, механизме и проблемах его реализации. Накопленный опыт требует системного обобщения с применением методов анализа, синтеза, сравнения, индуктивного и дедуктивного вывода, классификации.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления.
Предметом исследования данной работы являются особенности формирования, развития и функционирования института обращений граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также актуальные проблемы и нарушения в реализации права граждан на обращение (доступ к информации) на практике.
Цель данной работы видится как всесторонний анализ законодательства в сфере права граждан на обращение (доступ к информации) в органы государственной власти и местного самоуправления, его соотношение с реальной практической деятельностью.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. Описать исторические особенности становления права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления и установить документальные источники, через которые шел процесс законодательного оформления данного права.
2. Раскрыть актуальное содержание понятия «право граждан на обращение» в органы государственной власти и местного самоуправления, его критерии, функции и принципы реализации.
3. Проследить взаимосвязь права граждан на обращение с правом на доступ к информации.
4. Определить понятие «ответственность в сфере обращений граждан (доступа к информации)».
5. Проанализировать судебную практику рассмотрения споров, связанных с применением Федерального закона от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и главы 18 Федерального закона от 02.10.2007 № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве».
6. Выявить и сформулировать актуальные проблемы и нарушения в реализации права на обращение (на доступ к информации) в Российской Федерации на современном этапе развития.
Методологическая основа исследования. Право на обращение (на доступ к информации) рассматривается как субъективное право гражданина и межотраслевой правовой институт, выполняющий общественно значимые функции. В основе анализа проблематики выступает персоноцентричная парадигма в отношениях между личностью и государством.
Изучение права граждан на обращение (доступ к информации) с использованием формально-юридического и диалектического методов позволяет определить его социокультурные функции и отразить те социальные ценности и идеалы, которые необходимо достичь. Поскольку адекватная оценка сложившейся ситуации на основе фундаментальных правовых норм и правил юридической деятельности предопределяет деятельность правовых субъектов, постольку она должна задавать направления функционирования права граждан на обращения (на доступ к информации) в органы государственной власти и местного самоуправления.
Нормативную основу исследования составляют:
1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (подписана в 1950 году и вступила в силу 3 сентября 1953 года);
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.03.2014 № 6- ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
3. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
4. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
5. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об исполнительном производстве».
Эмпирическая основа исследования представлена доступными полнотекстовыми решениями судов, экспертными мнениями представителей юридической науки, а также статистической информацией. Доклад1 Верховного комиссара по правам человека в Российской Федерации позволил оценить масштабы и тенденции по обращениям граждан. Данные исследований ВЦИОМ2 позволили оценить уровень гражданской активности россиян, готовность граждан обращаться в органы государственной власти при защите своих прав и свобод. Анализ дел позволил выявить ряд правовых проблем и нарушений, сопутствующих реализации права на обращение и доступ к информации. Также оценивалась реальная практика функционирования института обращений граждан.
Научно-теоретическая значимость исследования права граждан на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления состоит в раскрытии актуального содержания функциональной сущности института обращений граждан, его действительного места в системе общественных отношений с учетом современных тенденций общественного развития, законодательного и правого регулирования.
Научная новизна работы состоит в комплексном теоретическом и практическом исследовании права на обращение во взаимосвязи с существующей судебной практикой и принятием других нормативно - правовых актов, регулирующих данную сферу, в частности законов об информации. В результате обозначены некоторые теоретические проблемы в интерпретации сущности права на обращение.
Практическая значимость работы определяется недостаточной на сегодняшний день степенью проработанности и урегулированности некоторых вопросов подачи, классификации, процедуры рассмотрения обращений, а также мер юридической ответственности должностных лиц, государственных органов и местного самоуправления. В практике реализации права на обращение все это нередко приводит к нарушению права граждан на ответ, создает проблемы в самих государственных органах и органах местного самоуправления в процессе работы с обращениями. В данной работе описан ряд актуальных проблем и сформулированы соответствующие рекомендации для совершенствования института обращений граждан.
Положения, выносимые на защиту:
1. Институт права граждан на обращение прошел длительную историю развития. Осознание его значимости в развитии демократического общества и правового государства обусловливает необходимость его существенной трансформации с учетом актуальных проблем и тенденций развития.
2. Сущность права на обращение состоит в том, что оно выступает в качестве средства трансформации индивидуальных прав и свобод в инструмент влияния на принятие решений. С одной стороны, оно является средством реализации интересов граждан, с другой стороны, представляет собой запрос на информацию, связанную с реализацией и защитой прав и свобод граждан. Доступ к информации, следовательно, представляет собой пересечение двух правоотношений: доступ к информации и обращение граждан.
3. В законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» понятие «обращение» носит собирательный характер. В последние несколько лет шел процесс расширения видов обращений граждан. В частности, сегодня обращения граждан рассматриваются как форма реализации права на доступ к информации, т.е. запрос представляет собой правомочно-обязывающее действие по обнародованию информации.
4. Проведенный анализ существующей судебной практики демонстрирует, что рассмотрение обращений является действенным способом обеспечения законных интересов заявителей и способствует восстановлению нарушенных прав, а также подтверждает необходимость различения мотива и цели обращения.
5. Проблемы функционирования института обращений граждан, с одной стороны, приводят к нарушениям при рассмотрении обращений, увеличению документооборота и привлечению к зачастую несправедливой ответственности должностных лиц; с другой стороны, сами заявители получают ответы, которые не соответствуют их ожиданиям, а в дальнейшем теряют время на обжаловании, демонстрируют недовольство деятельностью должностных лиц и государственных органов, а также используют имеющиеся «пробелы» в законодательстве в корыстных целях. Дальнейшее совершенствование института обращений граждан требует решения некоторых (обозначенных в данной работе) актуальных проблем теоретического и практического характера.
Апробация результатов работы. Основные идеи данной работы были представлены на научных конференциях и опубликованы в сборниках материалов конференций:
1. Гусельников А.С. Институт обращений граждан как механизм формирования и развития гражданского общества // Коллективная среда обитания - основа сохранения преемственности поколений в России. Сборник научных трудов участников Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции / под ред. А.Д. Плотникова - Лыткарино: Государственный университет «Дубна», ЛПГК, 2018 - С. 73-76.
2. Гусельников А.С. Актуальность исследования права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления: постановка проблемы // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф., 4-6 апреля 2018 г. - Пермь: ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 2018. - С. 109-111.
3. Гусельников А.С. Кризис правопонимания как объективной реальности в современных условиях: достоинства и недостатки // Социокультурные грани модернизации. Нетипичность и стигматизация в современном мире: электронный сборник материалов Международной научно-практической интернет- конференции (20-29 сентября 2016 год). - г. Пермь, 2016. - С. 39-46.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена всестороннему теоретическому анализу понятий «право граждан на обращение» и «право на доступ к информации». Во второй главе рассматриваются проблемы практической реализации данных правомочий. Список используемой литературы включает 93 источника, пять из которых на иностранном (английском) языке. Общий объем работы составляет 79 страниц.
Институт обращений граждан - важнейший механизм формирования гражданского общества и средство защиты интересов граждан, что определяет необходимость его закрепления в основном законе любого демократического правового государства и совершенствование системы его законодательного регулирования.
Право граждан на обращение - «универсальный и фундаментальный элемент правовой системы государства»1. Его сущность раскрывается в одновременной принадлежности к личным и политическим правам граждан и на практике выступает в качестве средства трансформации индивидуальных прав и свобод в инструмент влияния на принятие решений.
История становления и развития института обращений граждан в России прошла путь от прошений и челобитных к царю через жалобы на произвол должностных лиц до полноценных обращений равных граждан. В современном российском законодательстве понятие «обращение» носит собирательный характер, т. е. включает в себя заявления, предложения, жалобы, а также запросы на предоставление информации. Более того, право граждан на обращение является условием реализации права на информацию.
В данной работе выявлены следующие проблемы теоретического характера, связанные с сущностью понятия «обращения граждан»:
1. Законодательная незакрепленность функциональной сущности обращений граждан во взаимоотношениях между населением и властью, обусловленная акцентом на обобщенном перечислении видов и форм обращений.
2. Игнорирование разграничения мотива и цели в качестве значимых элементов обращения, позволяющие отделять обращения от иных видов волеизъявлений, а также выявлять факты злоупотребления данным правом.
3. Приоритетом пассивной гласности органов государственной власти и местного самоуправления при обеспечении доступа к информации перед значимостью и возможностями активных форм реализации права на информацию посредством обращений.
Сформулированы и обсуждены проблемы практического характера, связанные с требованиями к обращениям, особенностями их рассмотрения и организацией доступа к ним:
1. Сложности рассмотрения и классификации обращений, не содержащих всех данных (например, указана фамилия без имени или указаны все данные, но нет даты, и т.п.).
2. Сложность рассмотрения коллективных обращений при необходимости отправлять письменный ответ на коллективное обращение всем заявителям или только одному из них.
3. Отсутствие четко обозначенных показателей и критериев «объема» информации, которую может запросить и получить обратившееся лицо.
4. Отсутствие регламентированного срока отказа в рассмотрении обращения при несоблюдении требований к нему.
5. Проблемы идентификации обращений, поступающих через колл- центры, обусловленные их анонимностью.
6. Проблемы классификации устных обращений посредством различных средств коммуникации и связи, их отличия от анонимных обращений.
7. Проблемы применимости норм общих и специальных законов при рассмотрении обращений
8. Проблема ответственности, которая распространяется на общие законы и не распространяется на специальные.
9. Несправедливые нормы ответственности за качественно различные нарушения при рассмотрении обращений.
10. Подмена содержательной работы по обращениям граждан длительной перепиской, порождающей гигантский документооборот, осложняющий и затягивающий рассмотрение обращений по существу.
11. Всевозрастающий поток жалоб в условиях бюрократии, обусловливающий невозможность проводить реальные проверки, что, с одной стороны, порождает новый поток повторных жалоб, с другой - формирует убеждение о неспособности государства в лице его представляющих органов решить проблему.
В результате проведенного анализа можно предложить следующие рекомендации:
1. Рациональным представляется рассмотрение запроса на доступ к информации (на предоставление информации) в качестве обращения.
2. Более четко определить понятие «запрос на предоставление информации» как деятельность, направленную на своевременное и полное обеспечение обращающегося информацией, с конкретизацией показателей объема и критериев отбора.
3. Четко регламентировать сроки отказов в рассмотрении обращений в соответствие со спецификой различных видов обращений.
4. Рассматривать обращения, поступающие через колл-центры органов государственной власти и местного самоуправления и прочие телефонные звонки, аналогично анонимным.
5. К необходимым признакам устного обращения, по которому дается мотивированный ответ, добавить идентификацию личности обращающегося, чтобы отделить их от анонимных обращений.
6. Ограничить право «массовых заявителей» по количеству и периодичности одновременно направляемых обращений.
7. Наращивать информационно-аналитическую составляющую работы с обращениями граждан. Учитывать динамику обращений и соответственно ей оптимизировать деятельность отделов с обращениями граждан.
8. Учитывать при организации работы отделов с обращениями граждан и, особенно, при применении административной или дисциплинарной ответственности, что рассмотрение обращений затрагивает права не только заявителей, но и должностных лиц, подготавливающих ответ на обращения.
Представленные рекомендации позволят, во-первых, обеспечить нормальную деятельность государственного органа или органа местного самоуправления по рассмотрению обращений. Во-вторых, оптимизировать документооборот и процедуры классификации обращений. В-третьих, минимизировать ситуации злоупотребления правом на обращение, использования законов в корыстных целях. В-четвертых, снизить количество нарушений при рассмотрении обращений и риски несправедливого привлечения должностных лиц к ответственности. Наконец, в-пятых, обеспечить соответствие ожиданий граждан и результатов рассмотрения обращений, что обусловливает эффективность функционирования государства в лице органов и должностных лиц, а также способствует росту уверенности граждан в собственных правах и положительной оценке деятельности должностных лиц и государственных органов.
Таким образом, «вектор совершенствования института обращений граждан видится в стремлении к сокращению жалоб и, напротив, к увеличению числа предложений граждан, направленных на решение различного рода проблем»1, а также в необходимости оптимизации правового регулирования и работы отделов с обращениями граждан.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/universal-declaration-human-rights/index.html. - Дата обращения: 23.11.2017.
2. Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (Принята резолюцией 53/144 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1998 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/defender.shtml. - Дата обращения: 23.11.2017.
3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (подписана в 1950 году и вступила в силу 3 сентября 1953 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.echr.coe.int. - Дата обращения: 17.10.2017.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.03.2014 № 6-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11- ФКЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/. - Дата обращения: 10.10.2019.
5. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/. - Дата обращения: 10.10.2019.
6. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об исполнительном производстве» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71450/. - Дата обращения: 13.12.2019.
7. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/. - Дата обращения: 10.10.2017.
8. Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82839/. - Дата обращения: 10.10.2019.
9. Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200497/. - Дата обращения: 01.12.2019.
10. Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т.2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / Под общ. ред. О.И.Чистякова; отв. ред. тома А.Д. Горский; рец. В.И. Корецкий. - М.: Юридическая литература, 1985. - 520с.
11. Соборное уложение 1649 года: Текст, комментарии / Ред. коллегия: В.И. Буганов, М.П. Ирошников, А.Г. Маньков (рук. авт. колл.), В.М. Панеях; Подг. текстаЛ.И. Ивиной; Комментарии Г.В. Абрамовича, А.Г. Манькова, Б.Н. Миронова, В.М. Панеяха; Рецензенты: Ю.Г. Алексеев, А.Л. Шапиро; Институт истории СССР АН СССР, Ленингр. отд-ние. -Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. - 448 с.
12. Манифест «Об образовании Государственного совета» от 01(13).01.1810 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raritety.rusarchives.ru/dokumenty/manifest-imperatora-aleksandra-i-ob- obrazovanii-gosudarstvennogo-soveta. - Дата обращения: 23.11.2017.
13. Постановление от 8 ноября 1918 года «О точном соблюдении законов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_389.htm. - Дата обращения: 23.11.2017.
14. Декрет от 12.04.1919 «О Государственном контроле» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc &base=ESU&n=6418#0 0418965109884288. - Дата обращения: 23.11.2017.
15. Указ Президиума ВС СССР от 12.04.1968 N 2534-VII (ред. от 02.02.1988) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/ukaz- prezidiuma-vs-sssr-ot-12041968-n/. - Дата обращения: 23.11.2017.
...