Введение………………………………………………………3
1 Классификация способов передвижения на лыжах………………………..……4
1.1 Способы преодоления спусков и подъемов на лыжах………………….7
2 Этапы образования навыка преодоления спусков и подъемов в лыжных гонках…………12
2.1 Овладение способами подъемов………13
2.2 Овладение стойками спуска…………14
3 Особенности организации тренировочного процесса у лыжников-гонщиков на этапе начальной подготовки……………………16
4 Игровой метод как средство подготовки лыжников-гонщиков……….………21
5 Использование подвижных игр в тренировочном процессе лыжников-гонщиков на этапе начальной подготовки……………25
Заключение…………………………………………………….31
Список использованных источников………………32
Лыжные гонки – это длительная высокоактивная работа, при которой подключается более 2/3 мышечной массы тела. Поэтому основным двигательным качеством у лыжников является выносливость, не менее важной составляющей являются и его скоростно-силовые качества.
На сегодняшний день очевидно, что методы развития указанных качеств и освоения многочисленных специальных способов передвижения на лыжах должны коррелировать с физическими и функциональными способностями (этапом развития) спортсмена. Так, например, для лыжников начального этапа подготовки не рекомендуется делать упор на развитие выносливости, не смотря на ее значимость в лыжных гонках. Акцент рекомендуется делать на развитие скоростно-силовых качеств, что является одной из причин популярности применения подвижных игр в занятиях по лыжной подготовке на данном этапе.
Целью работы является изучение применения игрового метода в тренировочном процессе лыжников-гонщиков на начальном этапе подготовки при освоении спусков и подъемов.
Определены следующие задачи:
- комплексное изучение способов передвижения на лыжах и особенностей процесса овладения навыками спусков и подъемов;
- выявление особенностей подготовки лыжников-гонщиков на начальном этапе;
- ознакомление с ролью игрового метода в спортивной подготовке;
- рассмотрение вариантов игр, направленных на развитие навыков спуска и подъема в лыжном спорте.
В ходе работы выявлена важная роль игрового метод, его преимущества в подготовке лыжников-гонщиков, в особенности на начальном этапе их подготовки.
Установлено, что игровой метод позволяет комплексно развивать юных спортсменов, учитывая их физические и психические особенности. Метод наиболее эффективен в развитии сенситивных качеств подростка, необходимых в лыжном спорте: гибкости, координации, равновесия, быстроты, скоростно-силовых качеств, выносливости, а также формирует моральные качества спортсменов.
Рассмотрены игры на совершенствование навыков спусков и подъемов на лыжах. При этом отмечено, что игры на преодоление спуска отличаются большим разнообразием за счет имеющихся способов их преодоления, с применением различных дополнительных маневров и вспомогательных средств. Разнообразие игр на подъемах напрямую связано с разнообразием методов их преодоления (лыжные ходы, «полуелочка», «елочка», «лесенка»).
Преимущество игрового метода заключается в разнообразии форм, отсутствии четких границ в создании или дополнении игр, что позволяет насыщать занятия положительными эмоциями при одновременном получении высоких результатов развития начинающих спортсменов.
1. Бутин И.М. Лыжный спорт: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
2. Иванова, В.Н. Техника и методика обучения способам передвижения на лыжах : учебное пособие / В.Н. Иванова, О.П. Дитятев, А.В. Блажко. – Барнаул: Изд-во ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России. – 2018. – 104 с.
3. Зебзеев, В.В. Анализ особенностей развития физических качеств лыжников-двоеборцев разного возраста / В.В. Зебзеев // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. – 2016. - № 2. – с.111-115.
4. Каклимов, А.Ф. Методика обучения способам передвижения на лыжах: Учебно-методическое пособие / А.Ф. Каклимов, В.А. Бомин, В.В. Шохирев // Иркутск: Ирк. фил. РГУФКСиТ, 2010. – 157 с.
5. Карданов Е.В. Использование подвижных игр для освоения спусков и подъёмов в лыжном спорте. [Электронный ресурс] – URL: https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-podvizhnykh-igr-dlia-osvoeniia-spusko.html
6. Лыжные гонки. Теория и методика обучения в лыжных гонках: учеб. Пособие / Н.А. Демко [и др.] ; под ред. Н.А. Демко. – Минск : БГУФК, 2012. – 288 с.
7. Лыжный спорт. Учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. – М.: Физическая культура, 2005. – 320 с.
8. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретикометодические аспекты спорта и профессиональноприкладных форм физической культуры): Учеб. для интов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
9. Матюнина, Н.В. Методика обучения технике передвижения на лыжах : учеб. пособие /Н. В. Матюнина. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2011. – 94 с.
10. МГТУ ГА. – Москва, 2012. – 95 с. [Электронный ресурс] – URL: http://storage.mstuca.ru/jspui/bitstream/123456789/5822/2/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0%2520%D0%9B%D1%8B%D0%B6%D0%B8%5B1%5D.pdf
11. Основы теории и методики физической культуры : [Учеб. для техникумов физ. культуры / В. М. Выдрин, А. А. Гужаловский, В. Н. Кряж и др.]; Под общ. ред. А. А. Гужаловского. – Москва : Физкультура и спорт, 1986. – 351 с.
12. Плохой, В. Н. Подготовка юных лыжников-гонщиков и ее особенности в биатлоне, двоеборье и роллерах : научно-методическое пособие / В. Н. Плохой – 2-е изд., испр. и дополн. – М. : Спорт, 2018. – 278 с.
13. Плохой, В. Н. Типовая программа спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки» для этапа начальной подготовки (методическое пособие) / В. Н. Плохой, В.А. Озеров. – Министерство спорта РФ. ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва». – Москва, 2020. – 111 с.
14. Приказ Минспорта РФ от 17.09. 2022 г. № 733 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки»
15. Проселкина, Н.Н. Применение игрового метода с помощью подвижных игр в подготовке лыжников-гонщиков на начальном тренировочном этапе. Методическая разработка старшего инструктора – методиста «СДЮШОР по ЛВС». – Елизово, 2014. – 17 с.
16. Техника и методика обучения способам передвижения на лыжах / А.Н. Илькин, Д.Н. Немытов, Ю.С. Антонов. – Ульяновск. УлГПУ. – 2012. – 63 с.
17. Фельдман Л. Как стать классным лыжником. Работа над ошибками. – 2019 – 40 с.
18. Фискалов, В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта: учебное пособие / В.Д. Фискалов, В.П.Черкашин – Москва : Издательство «Спорт». – 352 с.