Введение………………………………………………………3
1 Классификация способов передвижения на лыжах………………………..……4
1.1 Способы преодоления спусков и подъемов на лыжах………………….7
2 Этапы образования навыка преодоления спусков и подъемов в лыжных гонках…………12
2.1 Овладение способами подъемов………13
2.2 Овладение стойками спуска…………14
3 Особенности организации тренировочного процесса у лыжников-гонщиков на этапе начальной подготовки……………………16
4 Игровой метод как средство подготовки лыжников-гонщиков……….………21
5 Использование подвижных игр в тренировочном процессе лыжников-гонщиков на этапе начальной подготовки……………25
Заключение…………………………………………………….31
Список использованных источников………………32
Лыжные гонки – это длительная высокоактивная работа, при которой подключается более 2/3 мышечной массы тела. Поэтому основным двигательным качеством у лыжников является выносливость, не менее важной составляющей являются и его скоростно-силовые качества.
На сегодняшний день очевидно, что методы развития указанных качеств и освоения многочисленных специальных способов передвижения на лыжах должны коррелировать с физическими и функциональными способностями (этапом развития) спортсмена. Так, например, для лыжников начального этапа подготовки не рекомендуется делать упор на развитие выносливости, не смотря на ее значимость в лыжных гонках. Акцент рекомендуется делать на развитие скоростно-силовых качеств, что является одной из причин популярности применения подвижных игр в занятиях по лыжной подготовке на данном этапе.
Целью работы является изучение применения игрового метода в тренировочном процессе лыжников-гонщиков на начальном этапе подготовки при освоении спусков и подъемов.
Определены следующие задачи:
- комплексное изучение способов передвижения на лыжах и особенностей процесса овладения навыками спусков и подъемов;
- выявление особенностей подготовки лыжников-гонщиков на начальном этапе;
- ознакомление с ролью игрового метода в спортивной подготовке;
- рассмотрение вариантов игр, направленных на развитие навыков спуска и подъема в лыжном спорте.
В ходе работы выявлена важная роль игрового метод, его преимущества в подготовке лыжников-гонщиков, в особенности на начальном этапе их подготовки.
Установлено, что игровой метод позволяет комплексно развивать юных спортсменов, учитывая их физические и психические особенности. Метод наиболее эффективен в развитии сенситивных качеств подростка, необходимых в лыжном спорте: гибкости, координации, равновесия, быстроты, скоростно-силовых качеств, выносливости, а также формирует моральные качества спортсменов.
Рассмотрены игры на совершенствование навыков спусков и подъемов на лыжах. При этом отмечено, что игры на преодоление спуска отличаются большим разнообразием за счет имеющихся способов их преодоления, с применением различных дополнительных маневров и вспомогательных средств. Разнообразие игр на подъемах напрямую связано с разнообразием методов их преодоления (лыжные ходы, «полуелочка», «елочка», «лесенка»).
Преимущество игрового метода заключается в разнообразии форм, отсутствии четких границ в создании или дополнении игр, что позволяет насыщать занятия положительными эмоциями при одновременном получении высоких результатов развития начинающих спортсменов.