Практическая часть работы сделана на примере ГАУ СО МО «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации» г. Красногорск.
Введение....................3
Глава 1. Научно-правовые основы социальной защиты инвалидов в Российской Федерации..5
1.1. Понятие «инвалидность» и порядок признания лица инвалидом
1.2. Основные направления социальной защиты инвалидов
1.3. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты инвалидов в Российской Федерации
Глава 2. Практическое изучение правового регулирования и социальной защиты инвалидов на примере ГАУ СО МО «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации» г. Красногорск...28
Заключение..............41
Список использованной литературы.......43
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что за последние годы наблюдается большой рост людей с инвалидностью в Российской Федерации. Только за 2022 год по данным Росстата, официально было зарегистрировано 11, 313 миллионов инвалидов, из которых: взрослых людей - с I группой инвалидностью насчитывается около - 1,304 миллиона человек; взрослых людей со - II группой инвалидностью насчитывается около – 4,745 миллионов человек; взрослых людей с - III группой инвалидностью насчитывается около – 4,553 миллионов человек, а также детей-инвалидов около 729 тысяч человек.
Основные причины роста людей с инвалидностью обуславливается неблагоприятными социальными, экономическим условиями, ухудшение экологической обстановки, ухудшение условий труда, а также со снижением уровня и качества жизни населения.
Так как на сегодняшний день в Российской Федерации не разработана единая действенная система для людей и детей с инвалидностью в социальную жизнь, которая гарантирует им всеполноценную социальную защиту, возможность на удовлетворение главных потребностей и реализацию интересов, то защита прав и социальное обеспечение инвалидов являются одним из приоритетных направлений в правовой политике нашего государства.
Условия доступности которые формируются для людей с инвалидностью основываются на понимании того, что они могут и должны быть включены в социум и пользоваться его благами.
Таким образом, актуальность выпускной квалификационной работы заключается возросшим интересом к проблеме инвалидности в Российской Федерации. Это обосновывается растущим количеством инвалидов, соответственно возрастающий коэффициент демографической нагрузки ставит перед руководством страны новые задачи.
Объектом изучения ВКР является: социальная защита инвалидов в Российской Федерации.
Предметом изучения ВКР является: правовое регулирование и социальная защита инвалидов в Российской Федерации.
Цель настоящей работы: изучение правового регулирования и социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
Охарактеризовать понятие «Инвалидность» и порядок признания лица инвалидом;
Проанализировать основные направления социальной защиты инвалидов;
Рассмотреть нормативно-правовое регулирование социальной защиты инвалидов в Российской Федерации;
Практически изучить правовое регулирование и социальная защита инвалидов на примере ГАУ СО МО «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации» г. Красногорск.
Метод изучения выпускной квалификационной работы является анализ и синтез нормативно-правовых актов, научно - методической литературы, сравнение, обобщение и классификация имеющихся теоретических и практических материалов.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы обусловлена выявлением проблемных вопросов в области правового регулирования инвалидности в Российской Федерации на примере отдельных субъектов, а также разработка предложений по устранению выявленных проблем.
Подводя итог выпускной квалификационной работы, стоит сказать, что нами достигнуты следующие задачи:
1. Охарактеризована понятие «Инвалидность», а также был рассмотрен порядок признания лица инвалидом.
Инвалид или человек с ограниченными возможностями – это лицо с нарушением здоровья со стойким расстройством функции организма, либо последствия травм или дефектов, которые приводят к ограничению жизнедеятельности человека и вызывают его потребность в социальной защите.
Так же люди, которые не имеют внешних различных от обычных людей, но страдают заболеваниями, которые не позволяют им трудиться в различных областях, как делают это другие, также признаются инвалидами. В нашем государстве, статус «Инвалид» исполняется учреждением медико-социальной экспертизы и представляет собой, как медицинское так и юридическое производство. Порядок признания лица инвалидом и условия устанавливает Правительство Российской Федерации, поэтому от причины инвалидности в большинстве случаев зависит право на пенсию, ее размер а также различные льготы.
2. определены основные направления социальной защиты.
Наше государство всецело стремится обеспечить инвалидов социальной защитой, чтобы создать для данной категории лиц комфортные условия для их жизнедеятельности. Инвалиды как социальная категория людей нуждается в постоянной социальной защите и российское государство стремится создать все необходимые условия для полноценной реализации способностей данной категории лиц. Важно обозначить, что российское государство ведет активную политику как в области социального обеспечения рассматриваемой категории граждан, так и в области создания для инвалидов комфортных условий для трудоустройства, образования, медицинского и жилищного обеспечения.
В выпускной квалификационной работе изучены основные направления по которым осуществляется работа с инвалидами, это: медицинская реабилитация, профессиональная ориентация, социально-средовая реабилитация и физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. Помимо этого, государством совместно с волонтерскими движениями разрабатываются специальные программы, направленные на помощь инвалидам.
3. проанализировано нормативно-правовое регулирование социальной зашиты инвалидов в Российской Федерации.
Социальная защита обеспечивается путем издания нормативно-правовых актов направленные на обеспечения социальной поддержки инвалидов. Так, в Российской Федерации принято более 25 документов, регламентирующих социальные гарантии инвалидов, некоторые из них были рассмотрены в 1.3.
Одним из основных нормативно правовых актов, которые регулируют организацию социальной защиты таких людей является (Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Конституция РФ».
4. В ходе изучения практической части выпускной квалификационной работы, стоит отметить, что были достигнуты следующие цели:
1. Проведен анализ деятельности ГАУ СО МО «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации» г. Красногорск;
2. Рассмотрен анализ деятельности сотрудника по вопросом социальной защиты инвалидов.
3. Выявлены проблемы и разработаны предложения по реализации мер государственной поддержки инвалидов
4. Выполнен анализ судебной практики по вопросу социальной защиты инвалидов.
Так, деятельность ГАУ СО МО «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации» г. Красногорск, осуществляется в соответствии с особенностями структуры данной организации и направлена на обеспечение реализации социальных гарантий: предоставление необходимой социальной помощи и поддержки отдельным категориям граждан, гарантированных государством населения.
Анализ кадрового аппарата данного социального учреждения, позволяет сделать вывод о том, что сотрудники данного учреждения, а конкретно сотрудники социально-реабилитационного отделения выполняют свои должностные обязанности, компетентны в работе с инвалидами, обладают профессиональными навыками и трепетно относятся к своей работе. Так же, оказывают помощь при составлении и проверки заявлений и документов.
Рассмотренные проблемы и предложения о их устранению в области правового регулирования и социально защиты инвалидов, позволяют нам сказать, что политика в области социальной защиты инвалидов не является совершенно, поэтому от государства и от законодателя в отдельности требуется не разрабатывать новые меры обеспечения, а доведения до совершенства уже принятых мер по правовому регулированию и социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
В ходе анализа судебной практики, нами проанализирован круг проблем и одной из первых является непредставление инвалидам технических средств. К тому, из комплексного вывода следует, что суд при рассмотрении дел руководствуется законодательной базой Российской Федерации, учитывает все права и меры, которые предоставляются для инвалидов.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Поправки, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 № 445).
2. Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 6. Ст. 468.
3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563.
4. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3803.
5. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 51. Ст. 4831.
6. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6725.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) // Собрание законодательство Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013.№ 52 (часть I). Ст. 6965.
9. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 52 (часть I). Ст. 7007.
10. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 21.11.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.
11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
12. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31.Ст 3824.
13. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.
14. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 (ред. от 10.11.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 15 (часть II). Ст. 1746
15. Постановление Правительства Российской Федерации № 588 от 05 апреля 2022 года «О признании лица инвалидом» // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. -[Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/72190084/
16. Григорьева, М.И. Формирование современной реабилитационной среды инвалида в российском регионе / М.И. Григорьева: автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.04. - Нижний Новгород, 2022. - 30 с.
17. Коростелева, Н.А. Социальная модель инвалидности, как основа формирования толерантного отношения к инвалидам / Н.А. Коростелева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012.- №8.- с. 81 - 94.
18. Холл, Дж. Студенты-инвалиды и высшее образование // Журнал исследований социальной политики / Дж. Холл. ‒ М, 2004.‒ №1.‒ с. 115 – 126.
19. Законодательство разных стран о правах инвалидов. // Официальный порта «Город Надежды». -[Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://город-надежды.рф/zakonodatelstvo-raznyh-stran-o-pravah-invalidov/
20. Молочко Е.В. Технология медико-социальной и волонтерской работы с инвалидами. -[Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://ma.cfuv.ru/docs/251561/Лекция%207.pdf
21. Уровень инвалидизации в Российской Федерации. Федеральная служба Государственной статистики. -[Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruEr5PCEkzPVgLubO6SFv-hIc2T9qKjrtxsDRPUHZl-
22. Закон Московской области от 23 марта 2006 г. № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области». -[Электрон. ресурс] – Режим доступа:https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=25&*=%2BQTXGC.
23. Закон Московской области от 25 апреля 2008 г. № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест». -[Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://msr.mosreg.ru/dokumenty/normotvorchestvo/zakony-moskovskoy-oblasti/07-07-2020-12-05-18-zakon-moskovskoy-oblasti-ot-25-04-2008-53-2020-oz.
24. Закон Московской области от 22 октября 2009 г. № 121/2009-ОЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области». -[Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://msr.mosreg.ru/upload/iblock/f7d/7.pdf.
25. Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области». -[Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://msr.mosreg.ru/download/document/9098685.
26. Постановление Правительства Московской области от 26 января 2011 г. № 61/2 «Об оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно». -[Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://ub.msr.mosreg.ru/docs/doc/postanovlenie-pravitelstva-mo-ot-26-01-2011-n-61-2-red-ot-01-09-2021-ob-okazanii-gosudarstvenn-247.
27. Социальные гарантии Московской области. - [Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://krasnogorsk.msr.mosreg.ru/company/gbuso-mo-krasnogorskij-tsentr-sotsialnogo-obsluzhivaniya-grazhdan-pozhilogo-vozrasta-i-invalidov-84.
28. С какими проблемами сталкиваются инвалиды при получении технических средств реабилитации? - [Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://upch.mosreg.ru/sobytiya/novosti-upolnomochennogo/s-kakimi-problemami-stalkivayutsya-invalidy-pri-poluchenii-tehnicheskih-sredstv-reabilitacii
29. Решение № 2-3871/2019 2-603/2020 2-603/2020(2-3871/2019;)~М-3317/2019 М-3317/2019 от 29 сентября 2020 г. по делу № 2-3871/2019. [электрон. ресурс] – Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/IQBTQPFM2ngZX
30. Решение № 2-804/2019 2-804/2019~М-795/2019 М-795/2019 от 4 сентября 2019 г. по делу № 2-804/2019. [электрон. ресурс] – Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/IQBTQPFM2ngK