Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика расследования дорожно-транспортных преступлений

Работа №119706

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

уголовное процесс

Объем работы62
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 6
1.1 Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений как элемент предмета доказывания по делу 6
1.2 Особенности возбуждения уголовного дела и организация расследования ДТП 14
Глава 2 Особенности проведения следственных действий на первоначальном этапе расследования дорожно-транспортных преступлений 24
2.1 Тактические особенности осмотра места дорожно-транспортных происшествий и транспортных средств 24
2.2 Установление и исследование обстоятельств дорожно-транспортного преступления при допросе его участников и свидетелей 32
2.3 Особенности тактики следственного эксперимента по делам данной категории 37
2.4 Экспертиза и ее роль в расследовании дорожно-транспортных преступлений 41
Заключение 52
Список используемой литературы и используемых источников 58

Актуальность исследования. Безусловно, в современном российском обществе грубые нарушения правил дорожного движения, имеющие не просто противоправный, а преступный характер, обладают повышенной общественной опасностью, что обуславливает необходимость активного противодействия подобным негативным явлениям. В этой связи, является несомненно актуальной повышение эффективности выявления и расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств или, так называемых, дорожно-транспортных преступлений.
Как представляется, залогом целенаправленного и эффективного расследования дорожно-транспортного преступления является четкое понимание необходимых структурных составляющих криминалистической характеристики данных противоправных посягательств, а также применение современных, имеющих прочную научную базу, методик расследования дорожно-транспортных преступлений.
Также в сфере пристального внимания и постоянного совершенствования должны находиться методические аспекты производства отдельных следственных действий, направленных на собирание новых, а также проверку имеющихся доказательств по подобным преступлениям.
Данными обстоятельствами обосновывается актуальность этой темы исследования.
Цель исследования: рассмотреть и проанализировать методику расследования дорожно-транспортных преступлений.
Задачи исследования:
• рассмотреть криминалистическую характеристику дорожно-транспортных преступлений как элемент предмета доказывания по делу;
• охарактеризовать особенности возбуждения уголовного дела и организация расследования ДТП;
• обозначить тактические особенности осмотра места дорожно-транспортных происшествий и транспортных средств;
• рассмотреть вопросы, связанные с установлением и исследованием обстоятельств дорожно-транспортного преступления при допросе его участников и свидетелей;
• рассмотреть особенности тактики следственного эксперимента по делам данной категории;
• определить роль экспертизы в расследовании дорожно-транспортных преступлений.
Объект исследования: основанная на уголовно-процессуальных нормах и положениях криминалистики методика расследования дорожно-транспортных преступлений.
Предмет исследования: уголовно-правовые, уголовно-процессуальные нормы, а также материалы юридической практики, касающиеся организации расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (дорожно-транспортных преступлений).
Методология исследования: в основе проведенного исследования лежит комплекс общих и частных методов современного научного познания.
Степень разработанности темы исследования. Обозначенная тематика поднималась в работах разных специалистов. Можно выделить работы таких авторов как: Г.Х. Афзалетдинова, В.М. Быков, В.И. Зажицкий, О.В. Овчинников, А.И. Сучков, Е.А. Тарасов и других.
Структура исследования: работа состоит из введения, основной части, разделённой на две главы, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведённое исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
Криминалистическая характеристика преступления содержит в себе некую типичную модель преступления, свойственную определённой группе противоправных деяний. Такая информационная модель преступления строится с учетом видовых (родовых, групповых) особенностей деяний определённой категории.
Криминалистическая характеристика преступления, выступая в качестве важной структурной составляющей методики расследования преступлений, даёт возможность произвести полноценную систематизацию информации, как совокупности данных, характеризующих это преступление.
Такая информационная модель преступления направлена на определение и выборе оптимальных тактических и организационных действий, позволяющих с максимальной эффективностью расследовать указанные преступления.
Возбуждение уголовных дел по дорожно-транспортным преступлениям отличается своей спецификой, которая не должна игнорироваться правоприменителем.
Для принятия обоснованного процессуального решения на стадии возбуждения уголовного дела достаточно лишь наличия сведений, которые указывали бы на признаки преступления - получение полноценных уголовно-процессуальных доказательств на данном этапе хотя и возможно, но не обязательно и является побочным результатом проведения проверки сообщения о преступлении.
В большинстве случаев поводом к возбуждению уголовного дела по дорожно-транспортному преступлению выступает информация, полученная из иных источников, оформляемая, как правило, рапортом сотрудника ГИБДД. Но, применительно к рассматриваемому поводу, возможны варианты, поскольку непосредственные признаки преступления рассматриваемой группы могут быть обнаружены не только сотрудником ГИБДД, но и непосредственно следователем при осмотре места происшествия.
Представляется целесообразной практика собирания сведений о признаках преступления при ДТП непосредственно следователем, а не сотрудником ГИБДД, если есть основания предполагать наличие признаков дорожно-транспортного преступления, а не иного правонарушения.
Таким образом можно обеспечить качество собирания первичных сведений, на основании которых не только возможно принятие обоснованного процессуального решения о возбуждении уголовного дела, но и обеспечение правильной квалификации деяния, а также создания основы для формирования доказательственной базы, на основе которой суд при рассмотрении и разрешении дела по существу сможет вынести законное и справедливое решение.
Именно с осмотра места происшествия как правило и начинается комплекс поисковых и исследовательских действий следователя, направленных на эффективное расследование дорожно-транспортного преступления.
Осмотр места происшествия, предшествуя иным следственным мероприятиям, выступает одним из значимых способов получения доказательственной информации по уголовному делу рассматриваемой категории.
Как представляется, знание соответствующих методических и процессуальных основ производства следственного осмотра по делам о дорожно-транспортных преступлениях может позволить обеспечить эффективность и результативность первичного этапа расследования уголовного дела анализируемой категории, поскольку именно в ходе осмотра выявляется основной круг используемых в процессе доказывания вещественных доказательств, определяются основные следственные версии, круг участников события преступления, включая очевидцев.
От качества работы следственно-оперативной группы при ключевой руководящей роли следователя, во многом, зависит дальнейшее направление и результативность расследования в целом.
В ходе производства допроса отдельных участников уголовного судопроизводства мы имеем возможность получить уголовно-процессуальное доказательство в виде показаний соответствующего участника уголовного судопроизводства.
Информация, имеющая доказательственное значение для успешного расследования дорожно-транспортных преступлений, может исходить от подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетелей.
Также в отдельных случаях может быть целесообразен допрос участников, обладающих специальными познаниями - эксперта и специалиста.
Свидетель, как участник уголовного судопроизводства, обоснованно отнесён законодателем к категории иных участников уголовного судопроизводства и показания данного участника являются одними из самых ценных в плане объективного отражения так называемых идеальных следов, запечатлённых в памяти. Это обусловлено тем, что свидетель, как правило, лицо не заинтересованное в исходе дела, в связи с чем имеется соответствующая основа для достаточной объективности сведений, исходящих от рассматриваемого участника уголовного судопроизводства.
Свидетельские показания (в частности, показания очевидцев) являются ценным источником сведений об обстоятельствах ДТП.
При выявлении соответствующих граждан, их следует как можно скорее допросить и зафиксировать показания. Данная рекомендация связана с особенностями запечатлевания информации в памяти людей.
Быстротечность и драматизм события, его неожиданность и кратковременность восприятия негативным образом влияют на характер запоминания. И чем раньше произойдёт обращение к данным воспоминаниям, тем более точными и лишёнными искажений будут сведения, зафиксированные в протоколе допроса. Важно максимально полно выяснить обстановку и роль каждого участника ДТП.
Следственный эксперимент выступает одним из основных следственных действий, результат которого может иметь важное доказательственное значение для расследования дорожно-транспортных преступлений. Правоприменительная практика говорит о том, что именно благодаря полученным в ходе производства следственного эксперимента по делам о дорожно-транспортных преступлениях следователь может получить сведения, необходимые для дальнейшего назначения автотехнической экспертизы.
В контексте расследования анализируемой категории преступлений, производство следственного эксперимента является важным способом получения доказательственной информации, а также проверка и оценка следственных версий.
Как представляется, эффективность расследования дорожно-транспортных преступлений во многом обуславливается получаемыми в ходе расследования результатами судебно-экспертных исследований.
Одним из наиболее распространенных видов экспертного исследования, применительно к анализируемой в рамках данной работы категории дел, является судебная автотехническая экспертиза.
Необходимо дополнительно подчеркнуть значение результатов следственного осмотра для последующего успешного расследования уголовного дела о дорожно-транспортном преступлении.
Заключение автотехнической экспертизы не имеет какого-либо преимущества относительно других доказательств по делу, вопреки мнению о том, что именно заключение эксперта может предопределить выводы суда. Данное мнение не имеет процессуальной основы.
При этом, ни одно из доказательств не может заменить собой другое. В частности, заключение эксперта по результатам исследования по дорожно-транспортному преступлению, не может заменить собой результат проведённого следователем следственного эксперимента. В равно мере, как результат следственного эксперимента не может заменить собой заключение эксперта по проведённой автотехнической экспертизе.
Относительно расширения технических возможностей, использование которых может расширить потенциал автотехнического исследования, следует признать перспективными внедрение специальных комплексов, а также программного обеспечения, позволяющего автоматизировать определённые расчёты, а также получить доступ к необходимым для экспертного исследования данным.
В этой связи представляется эффективным новый метод получения данных с бортовой электроники транспортного средства с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) для считывания информации.
Подобного рода информация, извлекаемая из бортового компьютера современного автомобиля, является объективным источником сведений о срабатывании датчиков, электронных компонентов, контроллеров, но данная информация должна должным образом интерпретироваться соответствующим специалистом. Поэтому данная информация для решения задач, связанных с доказыванием, должна использоваться именно в контексте проводимого экспертного исследования.
Тем не менее, представляется необходимым, развивать данную сферу научного знания, поскольку развитие экспертных методик позволит повысить эффективность расследования и разрешения уголовных дел, рассматриваемой категории.
Необходимо констатировать, что значение автотехнической экспертизы по делам о дорожно-транспортных преступлениях несомненно велико, поскольку путём такого исследования становится возможным проверить следственные версии, а также установить объективные данные относительно обстоятельств произошедшего дорожно-транспортного преступления.
Второй категорией судебных экспертиз, активно применяемых при расследовании дорожно-транспортных преступлений, является судебно­медицинская экспертиза.
Помимо того, что результат назначенной судебной экспертизы является важным доказательством в контексте всего расследования уголовного дела, его результат может также позволить разграничить дорожно-транспортные преступления и административные правонарушения, связанные с ДТП.
Исходя из изложенного в рамках исследования, можно сделать вывод о необходимости совершенствования существующих практических подходов к расследованию дорожно-транспортных преступлений. Расширение имеющихся методик возможно за счёт использование передовых научных и технических разработок, а также за счёт развития организационной и методической базы производства отдельных следственных действий, производимых в контексте расследования дорожно-транспортных преступлений. Для этого правоприменительная практика должна реализовываться на прочной научной основе современной криминалистической науки.


1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика. М. : Издательство НОРМА, 2003. 892 с.
2. Афзалетдинова Г.Х. Назначение судебных автотехнических экспертиз при расследовании дорожно-транспортных преступлений // Право: ретроспектива и перспектива. 2021. № 2 (6). С. 48-53.
3. Баранов В.И., Неверов В.И., Попова В.В. Квалификация и расследование дорожно-транспортных преступлений. Учебное пособие. Саратов, 2005. 177 с.
4. Быков В.М. Проблемы стадии возбуждения уголовного дела // Журнал российского права. 2006. № 7. С. 52-54.
5. Васильев Я.В., Евтюков С.А. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий / науч. ред. С.А. Смирнова. СПб., 2004. 199 с.
6. Гаврилин Ю.Б., Победкин А.В., Яшин В.Н. Следственные действия. Учебное пособие. М.: МосУ МВД России, Книжный мир, 2006. 144 с.
7. Гришина Е.Б. Роль объяснений в системе доказательств на стадии возбуждения уголовного дела // Наука и практика. 2015. № 2. С. 33-37.
8. Зажицкий В.И. Соотношение доказывания в уголовном процессе и познания, осуществляемого в стадии возбуждения уголовного дела // Российская юстиция. 2010. № 7. С. 30-36.
9. Замиховский М.И., Котов А.В. Компьютерная и автоматизация судебной автотехнической экспертизы в экспертных учреждениях Минюста России // Теория и практика судебной экспертизы. Научно-практический журнал. 2008. № 1 (9). С. 211-215.
10. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник / под ред. Е.П. Ищенко. М. : Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2006. 788 с.
11. Казанцев С.Я., Варданян А.В. Самитов Э.О. Криминалистика: учебник. М., 2018. 355 с.
12. Карлов В.Я. Криминалистика. М., 2008. 510 с.
13. Косенко А.М. Задачи и значение стадии возбуждения уголовного дела: вопросы теории и практики // Юридическая наука и правоохранительная практика. №1 (43). 2018. С. 160-170.
14. Косенко А.М. О процессуальной форме получения объяснений // Уголовная юстиция. 2019. № 13. С. 75-78.
15. Криминалистика: учебник для вузов / Под ред. А.А. Хмырова, В.Д. Зеленского. Краснодар, 1998. 356 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ