Гражданско-правовое регулирование электронной торговли в Российской Федерации
|
Введение 3
1 Становление и развитие института электронной торговли 7
1.1 Возникновение и развитие электронной коммерции 7
1.2 Характеристика интернет торговли в условиях экономической среды .... 13
1.3 Модели и формы электронной коммерции 24
2 Развитие рынка интернет торговли как одно из условий развития
российской экономики 27
2.1 Характеристика современного российского рынка интернет - торговли . 27
2.2 Российское правовое регулирование интернет торговли 36
3 Электронный документ в сфере электронной коммерции 54
3.1 Формирование понятия «электронный документ» в законодательстве
Российской Федерации 54
3.2 Правовой режим, юридическое значение и юридическая сила
электронного документа 59
3.3 Реквизиты электронного документа 64
3.4 Правовая природа электронного документа 78
Заключение 89
Список используемой литературы и используемых источников 94
1 Становление и развитие института электронной торговли 7
1.1 Возникновение и развитие электронной коммерции 7
1.2 Характеристика интернет торговли в условиях экономической среды .... 13
1.3 Модели и формы электронной коммерции 24
2 Развитие рынка интернет торговли как одно из условий развития
российской экономики 27
2.1 Характеристика современного российского рынка интернет - торговли . 27
2.2 Российское правовое регулирование интернет торговли 36
3 Электронный документ в сфере электронной коммерции 54
3.1 Формирование понятия «электронный документ» в законодательстве
Российской Федерации 54
3.2 Правовой режим, юридическое значение и юридическая сила
электронного документа 59
3.3 Реквизиты электронного документа 64
3.4 Правовая природа электронного документа 78
Заключение 89
Список используемой литературы и используемых источников 94
Значительное влияние на развитие правовых отношений оказывает уровень научно - технического развития. Создание технологий, обрабатывающих и передающих информацию означает необходимость внедрения особых механизмов правового регулирования. Следствием этого процесса является появление новых способов участия субъектов в гражданских правоотношениях. Одним из них стало совершение сделок с помощью электронного обмена данными.
Сложность представляет вопрос о нормативном регулировании электронной торговли, где не все однозначно, так как не существует действующего специализированного нормативного акта. Данный факт косвенно свидетельствует о недостаточности правового обеспечения этого вида экономической деятельности. В связи с этим электронная торговля попадает под действие Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предметом регулирования которого является традиционная форма торговли, что является некорректным, так как в этой ситуации не учитывается специфика взаимодействия сторон в интернет-пространстве. Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», принятые в соответствии с ними подзаконные акты не в полной мере регулируют отношения между продавцами товаров и потребителями, и информационными посредниками в Интернет-торговле.
Принимая во внимание многообразие видов электронной торговли, необходимо понимать, что детальное рассмотрение каждого из них в рамках данной работы не представляется возможным. И так как в последнее время наблюдается интенсивное развитие электронной торговли через интернет- магазины, а также стремительный рост числа покупателей в них, такой вид электронной торговли становится весьма привлекательным и перспективным, а также понятным и доступным по аналогии с обычным традиционным магазином.
Актуальность настоящего исследования определяется, прежде всего, тем, что в Российской Федерации имеется ряд факторов, безотлагательно требующих быстрейшей разработки и принятия нормативно-правовых актов, которые содействовали бы развитию Интернет-торговли и ее нормальному функционированию, а также повышению эффективности в области защиты прав потребителей.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при совершении сделок в сети Интернет и некоторые аспекты, связанные с защитой прав потребителей, совершающих подобные сделки.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие в сфере гражданско-правового регулирования защиты прав потребителей при совершении сделок в сети Интернет.
Целью исследования является комплексное изучение механизма правового регулирования отношений, связанных с защитой прав потребителей при совершении сделок в сети Интернет.
Для реализации данной цели предполагается решение следующих задач:
- анализ развития правовой регламентации Интернет-торговли;
- изучение особенностей Интернет-торговли, определяющих ее сущность;
- определение правовой природы сделок, совершаемых в сети Интернет, и выявление основных их признаков;
- определение специфики сделок, совершаемых в сети Интернет, выражающейся в их характеристике;
- исследование особенностей правового регулирования сделок, совершаемых в сети Интернет;
- выявление специфики субъектного состава договора розничной купли-продажи, заключенного посредством информационно - телекоммуникационных средств;
- изучение вопроса о роли информационных посредников в осуществлении Интернет-торговли.
Теоретическая основа исследования. Совершению сделок в сети Интернет в юридической литературе уделяется явно недостаточное внимание. Быть может причиной сложившейся ситуации является относительная новизна самой возможности совершать подобные сделки и, как следствие, неисследованность проблемы.
В процессе работы над исследованием использовались труды ученых- цивилистов дореволюционного, советского, а также современного периодов: Д.Г. Алексеевой, Н.А. Баринова, М.И. Брагинского, Е.А. Васильева, В.В. Витрянского, К.И. Голубева, В.П. Грибанова, О.В. Дмитриевой, Е.В. Ермолаевой, О.С. Иоффе, А.Ю. Кабалкина, П.В. Козьмина, М.В. Кротова, Ю.Я Макарова, Д.И. Мейера, В.А. Мусина, С.В. Нарижного, С.В. Петровского, И.А. Покровского, А.П. Сергеева, В.И. Смирнова, Е.А. Суханова, В.А. Тархова, К.В. Филимонова, Г.Ф. Шершеневича, Е.Д. Шешенина и других.
Эмпирической базой исследования являются материалы судебной практики, в том числе судебные акты высших судебных инстанций, включая акты Высшего Арбитражного суда РФ, федеральных арбитражных судов. Были использованы также статистические данные органов государственной власти, информационные ресурсы, размещенные на сайтах более десяти Интернет-магазинов.
Научная новизна исследования состоит в том, что настоящая работа является комплексным исследованием сделок, совершаемых с участием потребителей в сети Интернет. В работе рассматриваются вопросы, ранее не освещавшиеся в научной литературе, посвященные проблемам, возникающим при совершении сделок в сети Интернет, в частности, вопросы правосубъектности участников исследуемых отношений, вопросы правовой природы сделок, совершаемых в сети Интернет, особенности защиты прав потребителей, совершающих сделки в сети Интернет.
В ходе работы были использованы следующие методы: анализ (для выделения различных аспектов электронной торговли), обобщение (для получения цельного представления об электронной торговле), классификация (для выделения видов документированной информации на сайте интернет- магазина), сравнение (для сопоставления требований законодательных норм с тем, как они реализуются в электронной торговле).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изложенные в работе выводы восполняют пробел в теории гражданского права, заключающийся в отсутствии комплексного анализа новелл и пробелов законодательства, касающихся совершения сделок в сети Интернет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в работе выводы и предложения могут быть использованы при разработке и совершенствовании законодательства и применении его на практике, а также при преподавании курса гражданского права в высших учебных заведениях и для дальнейших исследований по данной теме.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Сложность представляет вопрос о нормативном регулировании электронной торговли, где не все однозначно, так как не существует действующего специализированного нормативного акта. Данный факт косвенно свидетельствует о недостаточности правового обеспечения этого вида экономической деятельности. В связи с этим электронная торговля попадает под действие Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предметом регулирования которого является традиционная форма торговли, что является некорректным, так как в этой ситуации не учитывается специфика взаимодействия сторон в интернет-пространстве. Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», принятые в соответствии с ними подзаконные акты не в полной мере регулируют отношения между продавцами товаров и потребителями, и информационными посредниками в Интернет-торговле.
Принимая во внимание многообразие видов электронной торговли, необходимо понимать, что детальное рассмотрение каждого из них в рамках данной работы не представляется возможным. И так как в последнее время наблюдается интенсивное развитие электронной торговли через интернет- магазины, а также стремительный рост числа покупателей в них, такой вид электронной торговли становится весьма привлекательным и перспективным, а также понятным и доступным по аналогии с обычным традиционным магазином.
Актуальность настоящего исследования определяется, прежде всего, тем, что в Российской Федерации имеется ряд факторов, безотлагательно требующих быстрейшей разработки и принятия нормативно-правовых актов, которые содействовали бы развитию Интернет-торговли и ее нормальному функционированию, а также повышению эффективности в области защиты прав потребителей.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при совершении сделок в сети Интернет и некоторые аспекты, связанные с защитой прав потребителей, совершающих подобные сделки.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие в сфере гражданско-правового регулирования защиты прав потребителей при совершении сделок в сети Интернет.
Целью исследования является комплексное изучение механизма правового регулирования отношений, связанных с защитой прав потребителей при совершении сделок в сети Интернет.
Для реализации данной цели предполагается решение следующих задач:
- анализ развития правовой регламентации Интернет-торговли;
- изучение особенностей Интернет-торговли, определяющих ее сущность;
- определение правовой природы сделок, совершаемых в сети Интернет, и выявление основных их признаков;
- определение специфики сделок, совершаемых в сети Интернет, выражающейся в их характеристике;
- исследование особенностей правового регулирования сделок, совершаемых в сети Интернет;
- выявление специфики субъектного состава договора розничной купли-продажи, заключенного посредством информационно - телекоммуникационных средств;
- изучение вопроса о роли информационных посредников в осуществлении Интернет-торговли.
Теоретическая основа исследования. Совершению сделок в сети Интернет в юридической литературе уделяется явно недостаточное внимание. Быть может причиной сложившейся ситуации является относительная новизна самой возможности совершать подобные сделки и, как следствие, неисследованность проблемы.
В процессе работы над исследованием использовались труды ученых- цивилистов дореволюционного, советского, а также современного периодов: Д.Г. Алексеевой, Н.А. Баринова, М.И. Брагинского, Е.А. Васильева, В.В. Витрянского, К.И. Голубева, В.П. Грибанова, О.В. Дмитриевой, Е.В. Ермолаевой, О.С. Иоффе, А.Ю. Кабалкина, П.В. Козьмина, М.В. Кротова, Ю.Я Макарова, Д.И. Мейера, В.А. Мусина, С.В. Нарижного, С.В. Петровского, И.А. Покровского, А.П. Сергеева, В.И. Смирнова, Е.А. Суханова, В.А. Тархова, К.В. Филимонова, Г.Ф. Шершеневича, Е.Д. Шешенина и других.
Эмпирической базой исследования являются материалы судебной практики, в том числе судебные акты высших судебных инстанций, включая акты Высшего Арбитражного суда РФ, федеральных арбитражных судов. Были использованы также статистические данные органов государственной власти, информационные ресурсы, размещенные на сайтах более десяти Интернет-магазинов.
Научная новизна исследования состоит в том, что настоящая работа является комплексным исследованием сделок, совершаемых с участием потребителей в сети Интернет. В работе рассматриваются вопросы, ранее не освещавшиеся в научной литературе, посвященные проблемам, возникающим при совершении сделок в сети Интернет, в частности, вопросы правосубъектности участников исследуемых отношений, вопросы правовой природы сделок, совершаемых в сети Интернет, особенности защиты прав потребителей, совершающих сделки в сети Интернет.
В ходе работы были использованы следующие методы: анализ (для выделения различных аспектов электронной торговли), обобщение (для получения цельного представления об электронной торговле), классификация (для выделения видов документированной информации на сайте интернет- магазина), сравнение (для сопоставления требований законодательных норм с тем, как они реализуются в электронной торговле).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изложенные в работе выводы восполняют пробел в теории гражданского права, заключающийся в отсутствии комплексного анализа новелл и пробелов законодательства, касающихся совершения сделок в сети Интернет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в работе выводы и предложения могут быть использованы при разработке и совершенствовании законодательства и применении его на практике, а также при преподавании курса гражданского права в высших учебных заведениях и для дальнейших исследований по данной теме.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Электронная коммерция как явление зародилась в 1960-х годах в Америке вследствие развития и автоматизации технологий торговли авиабилетами, пластиковых карт, банковских операций. Создание информационно-телекоммуникационных сетей, впоследствии эволюционировавших в сеть Интернет, выпуск персональных компьютеров, открытие технологии World Wide Web, основание поисковой системы Google обеспечили развитие e-commerce с технической точки зрения. А разработка и принятие стандартов и первых международно-правовых актов обусловили формирование электронной коммерции с точки зрения права.
Таким образом, в конце двадцатого века сформировалась некая информационная электронная среда, в которой возможно совершать электронные сделки, оставаясь в рамках правового поля.
Электронная торговля - торговля, в ходе которой полностью исключается прямой контакт сторон сделки купли-продажи и их взаимодействие осуществляется дистанционно, через Интернет. Товар в этом случае приобретает такое существенное свойство как виртуальность: покупатель не может подержать его в руках, а знакомится с ним через описание на сайте магазина.
В современном мире уже привычные и знакомые нам виды экономической деятельности перемещаются в цифровую среду, получая конкурентные преимущества и новый импульс к развитию, а также приобретая новые и специфические черты, которые отличают их от традиционных аналогов. Это произошло и с торговой деятельностью, которая хоть и относительно недавно, но уже довольно уверенно осуществила переход в интернет-пространство, где продолжает стремительно развиваться.
Хотя основные принципы купли-продажи остаются неизменными и в случае с электронной торговлей (например, все также фигурируют две стороны сделки: продавец и покупатель), из-за дистанционного характера взаимодействия этих сторон электронная торговля требует несколько иного правового регулирования.
Действующее российское законодательство не содержит специализированного нормативного акта, который бы закреплял понятие электронной торговли и осуществлял ее регламентацию.
Поэтому правовые основы этого вида деятельности составляют нормативно-правовые акты общего действия, которые хоть и позволяют функционировать Интернет-торговле в России, все же не в полной мере учитывают ее специфику. В связи с этим на практике могут возникать противоречия и трудности.
В частности, неразрешенной до конца остается проблема защиты прав потребителей. Дело в том, что разночтения в законодательстве и ориентированность его на традиционные сделки купли-продажи ставят покупателей интернет-магазинов в уязвимое положение, создавая также и почву для злоупотреблений со стороны продавцов.
Часто проблемы, возникающие между покупателем и продавцом при совершении сделки в Интернете, трудно, а то и вовсе невозможно разрешить. Ситуация осложняется еще и тем, что некоторые аспекты электронной торговли, например, мошенничество, защита персональной информации пользователей и проч. являются проблемой не только российской, но и мировой. И решить их в рамках и усилиями одной страны довольно проблематично.
Несмотря на то, что интернет-магазин не существует физически и у большинства покупателей полностью отождествляется со своим сайтом, в его деятельности возникают различные типы документов и документированной информации. Во-первых, сайт магазина, уже сам по себе являющийся интерактивным документом, представляет собой информационное пространство с различными типами документированной информации: к какой-то из них установлены законодательные требования и ее наличие обязательно (например, политика конфиденциальности, описание товаров), другая служит для удобства пользователя, облегчает взаимодействие с интернет-магазином и делает его более эффективным (например, правила продажи).
Во-вторых, с точки зрения ведения отчетности и налогообложения интернет-магазин мало чем отличается от обычной торговой организации. Поэтому, несмотря на то, что какие-то специфические документированные процедуры остаются недоступными с точки зрения покупателя, можно сделать вывод, что в ходе внутренней деятельности интернет-магазина возникают типичные для всей торговой сферы документы, для которых имеются унифицированные формы, хотя и не являющиеся обязательными.
Следует отметить, что подавляющее большинство интернет-магазинов в своей работе используют автоматизированные системы и различное программное обеспечение, где и формируют необходимые формы документов, в связи с чем способы оформления тех или иных внутренних процессов электронного магазина могут варьироваться в зависимости от конкретной организации, вплоть до полностью безбумажного документирования.
В силу дистанционности взаимодействие продавца с покупателем в интернет-магазине сложнее, чем у традиционного варианта торговли и происходит обычно при помощи посредников, будь то почта или курьер, что обуславливает появление дополнительных специальных форм документов (почтовых и курьерских).
В электронных магазинах важным инструментом для связи с клиентами является непосредственно сайт, где нередко есть формы для общения с продавцом, а также возможность ему позвонить.
Практика взаимодействия покупателя с продавцом по вопросам соответствия товара заявленным характеристикам и его качества может различаться. В случае, когда стороны не могут прийти к соглашению в спорной ситуации, покупателю приходиться обращаться в иные инстанции: суд или Роспотребнадзор. В связи с этим процедура взаимодействия сторон усложняется еще больше. Но известно, что многие интернет-магазины дорожат своей репутацией и не склонны доводить спорную ситуацию до судебного разбирательства. К тому же они стараются упрощать разрешение спорных ситуаций и в некоторых случаях могут делать это практически бездокументно: через формы связи на сайте интернет-магазина или вовсе по неформальным каналам (по телефону, через мессенджеры), что, конечно, зависит от политики работы с покупателями в конкретном магазине.
В случае с электронной торговлей сама виртуальная среда, в которой осуществляется эта деятельность вынуждает ее отказываться от бумажных документов в пользу электронных. Эта тенденция наблюдается уже сейчас и, очевидно, в будущем торговля в Интернете будет иметь полностью безбумажное обеспечение.
В настоящее время законодательно не закреплена форма сделок, совершаемых посредством информационно-коммуникационных средств.
Основной особенностью электронных сделок, осуществляемых посредством информационно-телекоммуникационных средств, в частности сети Интернет, является способ волеизъявления. Однако данная особенность электронных сделок не отражена в законодательстве Российской Федерации. Пренебрежение правовым регулированием рассматриваемого вида сделок создает условия для возможных нарушений прав потребителей со стороны недобросовестных продавцов в Интернет-торговле.
Предлагаем внести следующие изменения:
- в пункт 1 статьи 158 ГК РФ, а именно, после слов: «Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной)» дополнить словами: «а также с использованием информационно-телекоммуникационных средств». В дополнение, в общих положениях о сделках в ГК РФ необходимо регламентировать такую форму сделок, как сделки, которые осуществляются посредством информационно-телекоммуникационных средств; процедуру заключения данных сделок урегулировать в законе «Об электронной торговле». Данные нововведения позволят сократить, а со временем и устранить возникающие проблемы и ошибки, а также сократить количество обращений в суды, связанные с нарушением прав потребителей в Интернет-торговле.
- в статье 493 ГК РФ установлено: «Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 428), договор розничной купли- продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий». Также, в пункте 1 статьи 433 ГК РФ сказано, что: «Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта».
- в пункт 1 статьи 433 ГК РФ следующего содержания: «Договор, в том числе электронный, признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта». Данное предложение позволит устранить встречающуюся на практике неопределенность применимости соответствующих норм, регулирующих момент заключения электронного договора. Это позволит сократить количество обращений в суды, направленных на установление момента заключения данного вида договора.
Таким образом, в конце двадцатого века сформировалась некая информационная электронная среда, в которой возможно совершать электронные сделки, оставаясь в рамках правового поля.
Электронная торговля - торговля, в ходе которой полностью исключается прямой контакт сторон сделки купли-продажи и их взаимодействие осуществляется дистанционно, через Интернет. Товар в этом случае приобретает такое существенное свойство как виртуальность: покупатель не может подержать его в руках, а знакомится с ним через описание на сайте магазина.
В современном мире уже привычные и знакомые нам виды экономической деятельности перемещаются в цифровую среду, получая конкурентные преимущества и новый импульс к развитию, а также приобретая новые и специфические черты, которые отличают их от традиционных аналогов. Это произошло и с торговой деятельностью, которая хоть и относительно недавно, но уже довольно уверенно осуществила переход в интернет-пространство, где продолжает стремительно развиваться.
Хотя основные принципы купли-продажи остаются неизменными и в случае с электронной торговлей (например, все также фигурируют две стороны сделки: продавец и покупатель), из-за дистанционного характера взаимодействия этих сторон электронная торговля требует несколько иного правового регулирования.
Действующее российское законодательство не содержит специализированного нормативного акта, который бы закреплял понятие электронной торговли и осуществлял ее регламентацию.
Поэтому правовые основы этого вида деятельности составляют нормативно-правовые акты общего действия, которые хоть и позволяют функционировать Интернет-торговле в России, все же не в полной мере учитывают ее специфику. В связи с этим на практике могут возникать противоречия и трудности.
В частности, неразрешенной до конца остается проблема защиты прав потребителей. Дело в том, что разночтения в законодательстве и ориентированность его на традиционные сделки купли-продажи ставят покупателей интернет-магазинов в уязвимое положение, создавая также и почву для злоупотреблений со стороны продавцов.
Часто проблемы, возникающие между покупателем и продавцом при совершении сделки в Интернете, трудно, а то и вовсе невозможно разрешить. Ситуация осложняется еще и тем, что некоторые аспекты электронной торговли, например, мошенничество, защита персональной информации пользователей и проч. являются проблемой не только российской, но и мировой. И решить их в рамках и усилиями одной страны довольно проблематично.
Несмотря на то, что интернет-магазин не существует физически и у большинства покупателей полностью отождествляется со своим сайтом, в его деятельности возникают различные типы документов и документированной информации. Во-первых, сайт магазина, уже сам по себе являющийся интерактивным документом, представляет собой информационное пространство с различными типами документированной информации: к какой-то из них установлены законодательные требования и ее наличие обязательно (например, политика конфиденциальности, описание товаров), другая служит для удобства пользователя, облегчает взаимодействие с интернет-магазином и делает его более эффективным (например, правила продажи).
Во-вторых, с точки зрения ведения отчетности и налогообложения интернет-магазин мало чем отличается от обычной торговой организации. Поэтому, несмотря на то, что какие-то специфические документированные процедуры остаются недоступными с точки зрения покупателя, можно сделать вывод, что в ходе внутренней деятельности интернет-магазина возникают типичные для всей торговой сферы документы, для которых имеются унифицированные формы, хотя и не являющиеся обязательными.
Следует отметить, что подавляющее большинство интернет-магазинов в своей работе используют автоматизированные системы и различное программное обеспечение, где и формируют необходимые формы документов, в связи с чем способы оформления тех или иных внутренних процессов электронного магазина могут варьироваться в зависимости от конкретной организации, вплоть до полностью безбумажного документирования.
В силу дистанционности взаимодействие продавца с покупателем в интернет-магазине сложнее, чем у традиционного варианта торговли и происходит обычно при помощи посредников, будь то почта или курьер, что обуславливает появление дополнительных специальных форм документов (почтовых и курьерских).
В электронных магазинах важным инструментом для связи с клиентами является непосредственно сайт, где нередко есть формы для общения с продавцом, а также возможность ему позвонить.
Практика взаимодействия покупателя с продавцом по вопросам соответствия товара заявленным характеристикам и его качества может различаться. В случае, когда стороны не могут прийти к соглашению в спорной ситуации, покупателю приходиться обращаться в иные инстанции: суд или Роспотребнадзор. В связи с этим процедура взаимодействия сторон усложняется еще больше. Но известно, что многие интернет-магазины дорожат своей репутацией и не склонны доводить спорную ситуацию до судебного разбирательства. К тому же они стараются упрощать разрешение спорных ситуаций и в некоторых случаях могут делать это практически бездокументно: через формы связи на сайте интернет-магазина или вовсе по неформальным каналам (по телефону, через мессенджеры), что, конечно, зависит от политики работы с покупателями в конкретном магазине.
В случае с электронной торговлей сама виртуальная среда, в которой осуществляется эта деятельность вынуждает ее отказываться от бумажных документов в пользу электронных. Эта тенденция наблюдается уже сейчас и, очевидно, в будущем торговля в Интернете будет иметь полностью безбумажное обеспечение.
В настоящее время законодательно не закреплена форма сделок, совершаемых посредством информационно-коммуникационных средств.
Основной особенностью электронных сделок, осуществляемых посредством информационно-телекоммуникационных средств, в частности сети Интернет, является способ волеизъявления. Однако данная особенность электронных сделок не отражена в законодательстве Российской Федерации. Пренебрежение правовым регулированием рассматриваемого вида сделок создает условия для возможных нарушений прав потребителей со стороны недобросовестных продавцов в Интернет-торговле.
Предлагаем внести следующие изменения:
- в пункт 1 статьи 158 ГК РФ, а именно, после слов: «Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной)» дополнить словами: «а также с использованием информационно-телекоммуникационных средств». В дополнение, в общих положениях о сделках в ГК РФ необходимо регламентировать такую форму сделок, как сделки, которые осуществляются посредством информационно-телекоммуникационных средств; процедуру заключения данных сделок урегулировать в законе «Об электронной торговле». Данные нововведения позволят сократить, а со временем и устранить возникающие проблемы и ошибки, а также сократить количество обращений в суды, связанные с нарушением прав потребителей в Интернет-торговле.
- в статье 493 ГК РФ установлено: «Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 428), договор розничной купли- продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий». Также, в пункте 1 статьи 433 ГК РФ сказано, что: «Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта».
- в пункт 1 статьи 433 ГК РФ следующего содержания: «Договор, в том числе электронный, признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта». Данное предложение позволит устранить встречающуюся на практике неопределенность применимости соответствующих норм, регулирующих момент заключения электронного договора. Это позволит сократить количество обращений в суды, направленных на установление момента заключения данного вида договора.
Подобные работы
- Гражданско-правовое регулирование сетевой торговли в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Правовое регулирование дистанционной торговли в Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Правовое регулирование электронной коммерции в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Гражданско-правовое регулирование электронного документооборота по
законодательству РФ и зарубежных стран
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2016 - Гражданско-правовое регулирование электронного договора
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Система нормативно-правового регулирования ритуальной сферы в Российской Федерации (на материале Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование туристской деятельности в Российской
Федерации
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017



