Определения 8
Нормативные ссылки 12
Введение 14
ГЛАВА 1. Теоретические основы технологий социальной реабилитациидетей и подростков с ограниченнымивозможностями 18
1.1. Дети-инвалиды 18
1.2. Сущность социальной реабилитации детей-инвалидов 30
ГЛАВА 2. Анализ эффективности социальной реабилитации на примере ОГКУ «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными
возможностями ЗАТО Северск» 37
2.1. Характеристика ОГКУ «Реабилитационный центр для детей и
подростков с ограниченными возможностями ЗАТО Северск» 37
2.2. Технологии социальной реабилитации детей-инвалидов,
используемые в ОГКУ «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями ЗАТО Северск» 39
2.3. Эффективность технологий социальной реабилитации 49
ГЛАВА 3. Совершенствование технологии социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями 61
3.1. Пути развития совершенствования технологии работы по социальной
реабилитации детей-инвалидов 61
3.2. Проблемы и пути социальной адаптации детей-инвалидов в современном
обществе 69
Заключение 83
Список использованных источников 88
Приложение 93
Актуальность темы исследования.
Социальная политика - одна из важнейших областей внутриполитического функционирования страны, сосредоточенная на охрану любого человека и всего окружения от разрушительных воздействий, появляющихся на отдельных этапах его формирования. Разрешение общественно важных вопросов, находящихся в области общественной жизни окружения, подкрепленное подобающим экономическим, образовательным и культурным потенциалом окружения, предстает нужным обстоятельством для интенсивной социальной политики, и конечно, трансформации системы социальной защиты населения Российской Федерации. Социальная ситуация в нынешней Российской Федерации может быть оценена как непростая.
По данным Росстата на 1 апреля 2013 г. их численность составляла 573 тысячи человек, на 1 января 2014 года 582 тысячи человек, на 1 января 2016 года 605 тысяч человек [7, с.151].
Система социальной защиты государства характеризуется трудностью и недостаточностью системы нормативно - правовых актов, адресностью и прозрачностью, небольшими стимулами к участию в системе социальной защиты самого народонаселения.
В последнее время были приняты указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», сконцентрированные на приобретение целевых показателей социально-экономического формирования Российской Федерации, № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [48, с.496].
Во исполнение этих документов Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации предприняты подобающие меры. В Федеральном Законе № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в ред.02.07.2013 была внедрена статья 8.1. - «Государственная социальная помощь на основе социального контракта» [48, с.496].
Кроме того, Министерство труда Российской Федерации сформировал «дорожную карту» увеличения результативности и качества услуг в области общественного обслуживания народонаселения, воспроизводящую стратегию формирования области социального обслуживания народонаселения на этап с 2013 по 2018 годы.
В целях реформирования пенсионной системы экспертной группой Высшей школы экономики «Реформа пенсионной системы» была предложена «Стратегия-2020» [48, с.496].
Основная проблема заключается в том, в научных исследованиях озаряются в главном некоторые проблемы, относящиеся к социальной защите: общественное страхование, негосударственные пенсионные фонды, социальная защита некоторых категорий народонаселения и т.д.
Актуализирует тему проведения исследования и тот факт, что в системе реабилитации инвалидов совершаются всевозможные подновления. Тем не менее положение и статика системы реабилитации при данном обстоятельстве мало подвергались исчерпывающему рассмотрению в российской социологии, что не разрешает отчетливо наметить будущие перспективы в применении реабилитационных ресурсов. Отсюда появляется и малая отчетливость в прогнозах формирования системы реабилитации инвалидов, потому что инновационные процессы, проходящие в данной системе, пока исследованы недостаточно.
Социальную и социально-педагогическую реабилитацию детей-инвалидов исследовали Акопов Г.В., Беличева С.А. Бодалев А.А. и др.
Проведенный анализ практики социальной работы и исследований в образовании показал, что социальная реабилитация детей-инвалидов осуществляется в традиционной форме без учета специфических социальных проблем детей и особенностей, что, в результате, не обеспечивает высокого уровня социализации воспитанников затрудняет их интеграцию в общество. Это актуализирует потребность во внедрении технологий социальной реабилитации.
Цель исследования: выявить особенности и условия организации эффективной социальной работы.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретический анализ эффективности социальной работы.
2. Исследовать анализ эффективности социальной работы на примере ОГКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями ЗАТО Северск».
3. Проанализировать пути решения проблем в Реабилитационном центре ЗАТО Северск.
Объект исследования: ОГКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями ЗАТО Северск».
Предмет исследования: процесс организации социальной работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями.
Гипотеза исследования: активное взаимодействие социального работника с семьями, имеющими детей с ограниченными физическими возможностями, а также с государственными структурами, методами культурного развития личности и обладающая огромным багажом форм и социализирующего воздействия на неё, способна оптимизировать жизнедеятельность детей имеющих инвалидность, стимулировать их физическую активность, интеллектуальную и развивать творческие способности, способствовать эффективному процессу адаптации в современном мире.
Методологической базой исследования явились федеральное законодательство, региональные нормативно-правовые акты в области защиты прав детей-инвалидов; теоретические положения отечественных и зарубежных исследователей; нормативно-правовые документы.
Методы исследования: теоретические - анализ и синтез, метод анализа документов и эмпирические методы - изучение и обобщение опыта социальной работы; анкетирование.
Подводя итог проделанной работе, можно сделать следующие выводы:
Чтобы наиболее глубоко показать социально-психологические проблемы объектом нашего исследования мы выбрали семьи, воспитывающие самостоятельно не передвигающихся детей. Именно в данной категории наиболее остро стоят проблемы социально психологической помощи.
Семья, воспитывающая ребенка с физическими ограничениями, нуждается не только в медицинской, социально-психологической , но и в социально-педагогической. Это прослеживается в психоэмоциональном состоянии инвалидов, которое характеризуется неуверенностью в завтрашнем дне, пессимизмом, тревожностью. Большинство из них находятся в состоянии скрытой депрессии, они часто чувствуют одиночество, грустят. Это происходит по причине замкнутости пространства, изолированности от общества.
Детям с физическими ограничениями тяжело дается общение со сверстниками, их мир окружен взрослыми. Из-за отсутствия в общеобразовательных учреждениях специализированных классов (отсутствие пандусов, специальных парт) для обучения; сложности в доставке до места учёбы, чаще всего они обучаются на дому,
Спектр внутренних и внешних изменений у детей, ставших инвалидами, достаточно широк: от негативных эмоциональных и поведенческих реакций, связанных с изменением физического состояния, до переживаний, вызванных последствиями болезни.
Таким образом, четко прослеживается необходимость решения социально-психологических проблем семей, воспитывающих самостоятельно не передвигающихся детей.
Однако не все учреждения социальной защиты используют в своей работе социально-психологические технологии. Наиболее распространены технологии социально-экономического, социально-медицинского характера. В современных условиях, к сожалению, этого недостаточно. Необходим комплекс реабилитационных мер, направленных на поддержку и социальную защиту семьи.
Целью деятельности Учреждения является оказание комплексной квалифицированной помощи детям с нарушениями в развитии, детям с ограниченными физическими возможностями здоровья (далее по тексту - дети) от рождения до 18 лет и их семьям, направленной на обеспечение максимально полной социальной адаптации к жизни в обществе, а также профилактика детской инвалидности.
Для достижения цели Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
- социально-средовая и социально-бытовая реабилитация детей;
- оказание социально-психологической, социально-педагогической, социально-медицинской помощи детям и их семьям;
- разработка индивидуальных маршрутов комплексной реабилитации детей;
- консультативно-обучающая помощь семьям, воспитывающим детей
- сопровождение детей с тяжелой инвалидностью на дому;
- организация и проведение спортивно-оздоровительных и культурно - досуговых мероприятий с вовлечением семей, имеющих детей;
- психолого-педагогическая поддержка, информационно просветительная работа с семьями, воспитывающими детей;
- оказание консультативно-методической помощи общественным, государственным и муниципальным организациям по вопросам реабилитации детей;
- обобщение и внедрение в практику работы Учреждения передового отечественного и зарубежного опыта, разработок научноисследовательских организаций по вопросам реабилитации, образования и воспитания детей, оптимизации социального обслуживания детей.
В современном обществе проблема организации социальной адаптации детей-инвалидов с использованием информационных технологий очень актуальна. Инвалидность является проблемой всего общества в целом. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями. Дети- инвалиды очень чутко реагируют на отношение социума к ним, чувствуют свою неполноценность, обделенность и одиночество. Одна из главных задач цивилизованного общества улучшить условия жизни детей- инвалидов, создать почву для их самореализации, развития собственного потенциала в рамках современного социума. Система образования и воспитания должна учесть особые потребности и возможности детей- инвалидов, с целью успешной адаптации к условиям жизни. Для того, чтобы найти необходимую информацию, друзей, оказавшихся в подобной жизненной ситуации, расширить свой кругозор таким детям необходим персональный компьютер и выход в Интернет. Информационные технологии дадут возможность достичь высокого уровня учебного процесса, сделать более реальным доступ к образовательным ресурсам, а так же создать условия для получения необходимых знаний и развития творческих способностей человека с ограниченными возможностями. Для детей- инвалидов, которые не могут обучаться в обычных школах, придумано дистанционное обучение. Для этого им так же нужен компьютер с комплектом специальных программ, созданных под их индивидуальные особенности.
Таким образом, информационная технология - это деятельность, которая использует множество средств и методов сбора, обработки и передачи материала для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Инструментом ИТ являются: текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления данными, информационные системы функционального назначения и т.д. К основным видам ИТ относят: обработки материала, управление, автоматизированный офис, поддержка принятия решений и экспертные системы.
Применения ИТ в образовании детей-инвалидов достаточно разнообразны, но мы выделим следующие направления их использования: ИТ в решении компенсационных задач, где применение технологий в качестве дополнительных устройств помогает учащимся, имеющим ограниченные способности, принимать участие в образовательном процессе; в решении коррекционных задач, которое улучшает возможности образовательного процесса в таких направлениях, как диагностика и мониторинг развития знаний и восстановление нарушенных функций; в решении докторальный задач, где использование ИТ как инструмента содействует пику реализации интеллектуального и творческого потенциала детей-инвалидов и создает условия для применения предпосылок обучения и контроля знаний; в решении коммуникативных задач, которые выступают единичным способом связи с внешним миром.
Обобщая всё вышесказанное, предлагаю в целях обеспечения оптимального функционирования семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, повышения её стабильности и усиления воспитательного потенциала активизировать работу по вовлечению родителей в участие в инновационных проектах грантовой поддержки с дальнейшей возможностью использования средств на лечение ребенка, прохождения курсов дельфино-, иппотерапии и т.п.
Таким образом, данный спектр направлений по социальной адаптации семей, воспитывающих несовершеннолетних с ограниченными возможностями, позволяет судить об особенностях и специфике реабилитационной деятельности учреждения, которая заключается в присутствии научно-исследовательской стороны, позволяющей осуществить прорыв в практике реабилитации несовершеннолетних, продемонстрировать эффективность современных технологий, содействующих интеграции детей- инвалидов в общество.
В перспективе планируем совершенствовать и активизировать формы работы с родителями:
- Проведение семейного фестиваля.
- Создание социальных проектов по вовлечению общественности к работе по социальной адаптации воспитанников Центра и их семей.
- Создание условий для активного участия отцов в проведении мероприятий Центра.
- Изучение и распространение позитивного опыта семейного воспитания ребенка-инвалида.
- Создание условий для активного участия отцов в проведении мероприятий Центра.
1. Аналитический обзор по проблемам дезадаптации несовершеннолетних, отклоняющегося поведения подростков и молодежи // Сборник тезисов международной конференции. Подростки и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). - М. Новый отсчет, 2001. - С.5-18.
2. Анохина Т., Валстром К., Зваал П. и др. Идея и технологии педагогической поддержки в образовании США, Великобритании, Г олландии // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Материалы всероссийской конференции. - М. УВЦ «Инноватор», 2006. - С.57-71.
3. Акопов Г.В. Подросток в неблагополучной семье. Ошибки семейного воспитания. - Куйбышев, 2002. - 25 с.
4. Арсеньев А.С. Подросток глазами философа философский очерк. - Алматы Рауан, 2006. - 72 с.
5. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Монография. - Краснодар, 2001. - 220 с.
6. Белечева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 2004. - 221 с.
7. Белкин А.С. Педагогика детства. (Основы возрастной педагогики). - Екатеринбург: Сократ, 2005. - 151 с.
8. Беляева Л.А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии. // Понятийный аппарат педагогики и образования. Сб. науч. тр. Вып.1/ отв. ред. Е.В. Ткаченко.- Екатеринбург, 2005, - С.36-45.
9. Бодалев А.А., Караковский В.А., Новикова Л.И. Психологопедагогические проблемы воспитания в современных условиях.// Педагогика.-2011.-№5, - С.11-19.
10. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.// Хрестоматия по возрастной психологии/ сост. Л.М.Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна.- М. Международная педагогическая энциклопедия, 2004. - С.87-98.
11. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. Учеб.-метод. пособие/ под ред. М.И.Рожкова. -М. ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
12. Волгина М.Н. Психологическое сопровождение подростка из неполной семьи // Воспитание и развитие личности. - М.: Институт развития личности РАО, 2007. - С.43-44.
13. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей.- Педагогическое общество России, 2013. - 192 с.
14. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей// Социологические исследования.-2006.- №3. - С.81-90.
15. Газман О.С, Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. Методические рекомендации.- М., 2012. - 314 с.
16. Григорьев С.М., Гуслякова Л.Г, Ельгаников В.А. и др. Теория и методика социальной работы. - М., 2014. - 185 с.
17. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. - Ставрополь, 2013. - 184 с.
18. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. -М 2015. - 320 с.
19 Гуров Д.В. Педагогические аспекты профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел (на примере ставропольского края). Диссертация канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004.
20. Дементьева И.Ф. Развод и дети. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - 48 с.
21. Дементьева И.Ф. Работа школы с детьми группы риска. //Воспитание школьников.-2002.-.№7. - С.21-28.
22. Дербенёв Д.П. Социальная адаптация подростков.//
Социологический журнал.- 2007.-№ 1/2. - С.142-147.
23. Долгова А.И. Социально-педагогические аспекты преступности несовершеннолетних. - М., 2015
24. Журавлёва И.В. Здоровье подростков: социологический анализ.- М.: Издательство Института социологии РАН, 2002. - 240 с.
25. Загвязинский В.И., Зайцев М.П. и др. Основы социальной педагогики / Под ред. А.И. Пидкасистого. - М., 2002. - 160 с
26. Зеленчукова С.В. Социально-педагогические условия воспитания подростков из неполных семей (на примере России и Г ермании). — Автореф. дис.канд.пед.наук.- Барнаул, 2002. - 22 с.
27. ЗмановскаяЕ.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. - М., 2003. - 288 с.
28. Иванова Н., Фролова Т. Педагогический смысл помощи и поддержки.// Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании.- М.: УВЦ «Инноватор», 2006. - С.32-36.
29. Крилюк H.A. Методология изучения несовершеннолетних правонарушителей // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2 т. Т.2. - Москва-Тула, 2003. - С.231-238.
30. Конвекция о правах ребенка // Сборник научно-методических материалов. - М., 2000. - 160 с.
31. Кудрявцева Г.А., Мустаева Ф.А Формирование коммуникативной компетентности социального педагога - Магнитогорск, 2008. - 52 с.
32. Кузнецова И.В. Социально-психологическая профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних // Социальная работа в сельских регионах и образование в области социальной работы: Материалы докл. и выступлений междунар. конф. - Барнаул, 2007. - 198 с.
33. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности //Психологическийжурнал.-2000.-№°1. -С.15-22.
34. Лысогорская М.В. Типы родительской семьи и особенности внутриличностного ценностного конфликта у подростков. - Дис.канд. псих, наук.-Ярославль, 2001. - 191с.
35. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / Под ред. A.A. Бодалева. - М. - Воронеж, 2015. - 356с.
36. Миньковский Г.М. Основные направления развития нормативной базы правового регулирования социального воспитания и социальноправовой охраны семьи и детства в свете Конвенции о правах несовершеннолетних // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х т., Т.2. - М. - Тула, 2013. - С. 203210.
37. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. - М., 2012. - 480с.
38. Морозова О.В. Педагогика семьи. Учебное пособие.- Омск: ОмГПУ, 2010. - 209с.
39. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учеб. для студ. пед. вузов/ под. ред. В.А. Сластенина.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Академия, 2012. - 200 с.
40. Мудрик А.В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании.// Новые ценности образования. Вып. 6. Забота, поддержка, консультирование. - М.: Инноватор, 2006.- С.51-55.
41. Олиференко Л.Я. Социально - педагогическая поддержка детства. Муниципальная система. М.: Народное образование, 2012.- 112 с.
42. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. - М., 2003. - 36 с.
43. Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. - М.: Педагогический поиск, 2015. - 176 с
44. Программы медико-социальной реабилитации несовершеннолетних / Отв. ред. Г.М. Иващенко. - М., 2012. - 96 с.
45. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т./ гл. ред. В.В.Давыдов.- М.,2009.-672 с.
46. Северный А.А., Иовчук Н.М. Социум как пусковой фактор реализации конституциональных и патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению детей и подростков.// Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. - М., 2006. - С. 15-21.
48. Столяренко A.M. Юридическая педагогика. - М., 2010. - 496с.
49. Тархова Л.П. В зоне особого риска. - М. Знание, 2007. - 192 с.
50 Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении.- М.: ИПКиПРНО МО, 2005. - 84 с.