Технология социальной реабилитации на примере «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями» ЗАТО Северск
|
Определения 8
Нормативные ссылки 12
Введение 14
ГЛАВА 1. Теоретические основы технологий социальной реабилитациидетей и подростков с ограниченнымивозможностями 18
1.1. Дети-инвалиды 18
1.2. Сущность социальной реабилитации детей-инвалидов 30
ГЛАВА 2. Анализ эффективности социальной реабилитации на примере ОГКУ «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными
возможностями ЗАТО Северск» 37
2.1. Характеристика ОГКУ «Реабилитационный центр для детей и
подростков с ограниченными возможностями ЗАТО Северск» 37
2.2. Технологии социальной реабилитации детей-инвалидов,
используемые в ОГКУ «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями ЗАТО Северск» 39
2.3. Эффективность технологий социальной реабилитации 49
ГЛАВА 3. Совершенствование технологии социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями 61
3.1. Пути развития совершенствования технологии работы по социальной
реабилитации детей-инвалидов 61
3.2. Проблемы и пути социальной адаптации детей-инвалидов в современном
обществе 69
Заключение 83
Список использованных источников 88
Приложение 93
Нормативные ссылки 12
Введение 14
ГЛАВА 1. Теоретические основы технологий социальной реабилитациидетей и подростков с ограниченнымивозможностями 18
1.1. Дети-инвалиды 18
1.2. Сущность социальной реабилитации детей-инвалидов 30
ГЛАВА 2. Анализ эффективности социальной реабилитации на примере ОГКУ «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными
возможностями ЗАТО Северск» 37
2.1. Характеристика ОГКУ «Реабилитационный центр для детей и
подростков с ограниченными возможностями ЗАТО Северск» 37
2.2. Технологии социальной реабилитации детей-инвалидов,
используемые в ОГКУ «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями ЗАТО Северск» 39
2.3. Эффективность технологий социальной реабилитации 49
ГЛАВА 3. Совершенствование технологии социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями 61
3.1. Пути развития совершенствования технологии работы по социальной
реабилитации детей-инвалидов 61
3.2. Проблемы и пути социальной адаптации детей-инвалидов в современном
обществе 69
Заключение 83
Список использованных источников 88
Приложение 93
Актуальность темы исследования.
Социальная политика - одна из важнейших областей внутриполитического функционирования страны, сосредоточенная на охрану любого человека и всего окружения от разрушительных воздействий, появляющихся на отдельных этапах его формирования. Разрешение общественно важных вопросов, находящихся в области общественной жизни окружения, подкрепленное подобающим экономическим, образовательным и культурным потенциалом окружения, предстает нужным обстоятельством для интенсивной социальной политики, и конечно, трансформации системы социальной защиты населения Российской Федерации. Социальная ситуация в нынешней Российской Федерации может быть оценена как непростая.
По данным Росстата на 1 апреля 2013 г. их численность составляла 573 тысячи человек, на 1 января 2014 года 582 тысячи человек, на 1 января 2016 года 605 тысяч человек [7, с.151].
Система социальной защиты государства характеризуется трудностью и недостаточностью системы нормативно - правовых актов, адресностью и прозрачностью, небольшими стимулами к участию в системе социальной защиты самого народонаселения.
В последнее время были приняты указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», сконцентрированные на приобретение целевых показателей социально-экономического формирования Российской Федерации, № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [48, с.496].
Во исполнение этих документов Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации предприняты подобающие меры. В Федеральном Законе № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в ред.02.07.2013 была внедрена статья 8.1. - «Государственная социальная помощь на основе социального контракта» [48, с.496].
Кроме того, Министерство труда Российской Федерации сформировал «дорожную карту» увеличения результативности и качества услуг в области общественного обслуживания народонаселения, воспроизводящую стратегию формирования области социального обслуживания народонаселения на этап с 2013 по 2018 годы.
В целях реформирования пенсионной системы экспертной группой Высшей школы экономики «Реформа пенсионной системы» была предложена «Стратегия-2020» [48, с.496].
Основная проблема заключается в том, в научных исследованиях озаряются в главном некоторые проблемы, относящиеся к социальной защите: общественное страхование, негосударственные пенсионные фонды, социальная защита некоторых категорий народонаселения и т.д.
Актуализирует тему проведения исследования и тот факт, что в системе реабилитации инвалидов совершаются всевозможные подновления. Тем не менее положение и статика системы реабилитации при данном обстоятельстве мало подвергались исчерпывающему рассмотрению в российской социологии, что не разрешает отчетливо наметить будущие перспективы в применении реабилитационных ресурсов. Отсюда появляется и малая отчетливость в прогнозах формирования системы реабилитации инвалидов, потому что инновационные процессы, проходящие в данной системе, пока исследованы недостаточно.
Социальную и социально-педагогическую реабилитацию детей-инвалидов исследовали Акопов Г.В., Беличева С.А. Бодалев А.А. и др.
Проведенный анализ практики социальной работы и исследований в образовании показал, что социальная реабилитация детей-инвалидов осуществляется в традиционной форме без учета специфических социальных проблем детей и особенностей, что, в результате, не обеспечивает высокого уровня социализации воспитанников затрудняет их интеграцию в общество. Это актуализирует потребность во внедрении технологий социальной реабилитации.
Цель исследования: выявить особенности и условия организации эффективной социальной работы.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретический анализ эффективности социальной работы.
2. Исследовать анализ эффективности социальной работы на примере ОГКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями ЗАТО Северск».
3. Проанализировать пути решения проблем в Реабилитационном центре ЗАТО Северск.
Объект исследования: ОГКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями ЗАТО Северск».
Предмет исследования: процесс организации социальной работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями.
Гипотеза исследования: активное взаимодействие социального работника с семьями, имеющими детей с ограниченными физическими возможностями, а также с государственными структурами, методами культурного развития личности и обладающая огромным багажом форм и социализирующего воздействия на неё, способна оптимизировать жизнедеятельность детей имеющих инвалидность, стимулировать их физическую активность, интеллектуальную и развивать творческие способности, способствовать эффективному процессу адаптации в современном мире.
Методологической базой исследования явились федеральное законодательство, региональные нормативно-правовые акты в области защиты прав детей-инвалидов; теоретические положения отечественных и зарубежных исследователей; нормативно-правовые документы.
Методы исследования: теоретические - анализ и синтез, метод анализа документов и эмпирические методы - изучение и обобщение опыта социальной работы; анкетирование.
Социальная политика - одна из важнейших областей внутриполитического функционирования страны, сосредоточенная на охрану любого человека и всего окружения от разрушительных воздействий, появляющихся на отдельных этапах его формирования. Разрешение общественно важных вопросов, находящихся в области общественной жизни окружения, подкрепленное подобающим экономическим, образовательным и культурным потенциалом окружения, предстает нужным обстоятельством для интенсивной социальной политики, и конечно, трансформации системы социальной защиты населения Российской Федерации. Социальная ситуация в нынешней Российской Федерации может быть оценена как непростая.
По данным Росстата на 1 апреля 2013 г. их численность составляла 573 тысячи человек, на 1 января 2014 года 582 тысячи человек, на 1 января 2016 года 605 тысяч человек [7, с.151].
Система социальной защиты государства характеризуется трудностью и недостаточностью системы нормативно - правовых актов, адресностью и прозрачностью, небольшими стимулами к участию в системе социальной защиты самого народонаселения.
В последнее время были приняты указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», сконцентрированные на приобретение целевых показателей социально-экономического формирования Российской Федерации, № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [48, с.496].
Во исполнение этих документов Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации предприняты подобающие меры. В Федеральном Законе № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в ред.02.07.2013 была внедрена статья 8.1. - «Государственная социальная помощь на основе социального контракта» [48, с.496].
Кроме того, Министерство труда Российской Федерации сформировал «дорожную карту» увеличения результативности и качества услуг в области общественного обслуживания народонаселения, воспроизводящую стратегию формирования области социального обслуживания народонаселения на этап с 2013 по 2018 годы.
В целях реформирования пенсионной системы экспертной группой Высшей школы экономики «Реформа пенсионной системы» была предложена «Стратегия-2020» [48, с.496].
Основная проблема заключается в том, в научных исследованиях озаряются в главном некоторые проблемы, относящиеся к социальной защите: общественное страхование, негосударственные пенсионные фонды, социальная защита некоторых категорий народонаселения и т.д.
Актуализирует тему проведения исследования и тот факт, что в системе реабилитации инвалидов совершаются всевозможные подновления. Тем не менее положение и статика системы реабилитации при данном обстоятельстве мало подвергались исчерпывающему рассмотрению в российской социологии, что не разрешает отчетливо наметить будущие перспективы в применении реабилитационных ресурсов. Отсюда появляется и малая отчетливость в прогнозах формирования системы реабилитации инвалидов, потому что инновационные процессы, проходящие в данной системе, пока исследованы недостаточно.
Социальную и социально-педагогическую реабилитацию детей-инвалидов исследовали Акопов Г.В., Беличева С.А. Бодалев А.А. и др.
Проведенный анализ практики социальной работы и исследований в образовании показал, что социальная реабилитация детей-инвалидов осуществляется в традиционной форме без учета специфических социальных проблем детей и особенностей, что, в результате, не обеспечивает высокого уровня социализации воспитанников затрудняет их интеграцию в общество. Это актуализирует потребность во внедрении технологий социальной реабилитации.
Цель исследования: выявить особенности и условия организации эффективной социальной работы.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретический анализ эффективности социальной работы.
2. Исследовать анализ эффективности социальной работы на примере ОГКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями ЗАТО Северск».
3. Проанализировать пути решения проблем в Реабилитационном центре ЗАТО Северск.
Объект исследования: ОГКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями ЗАТО Северск».
Предмет исследования: процесс организации социальной работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями.
Гипотеза исследования: активное взаимодействие социального работника с семьями, имеющими детей с ограниченными физическими возможностями, а также с государственными структурами, методами культурного развития личности и обладающая огромным багажом форм и социализирующего воздействия на неё, способна оптимизировать жизнедеятельность детей имеющих инвалидность, стимулировать их физическую активность, интеллектуальную и развивать творческие способности, способствовать эффективному процессу адаптации в современном мире.
Методологической базой исследования явились федеральное законодательство, региональные нормативно-правовые акты в области защиты прав детей-инвалидов; теоретические положения отечественных и зарубежных исследователей; нормативно-правовые документы.
Методы исследования: теоретические - анализ и синтез, метод анализа документов и эмпирические методы - изучение и обобщение опыта социальной работы; анкетирование.
Подводя итог проделанной работе, можно сделать следующие выводы:
Чтобы наиболее глубоко показать социально-психологические проблемы объектом нашего исследования мы выбрали семьи, воспитывающие самостоятельно не передвигающихся детей. Именно в данной категории наиболее остро стоят проблемы социально психологической помощи.
Семья, воспитывающая ребенка с физическими ограничениями, нуждается не только в медицинской, социально-психологической , но и в социально-педагогической. Это прослеживается в психоэмоциональном состоянии инвалидов, которое характеризуется неуверенностью в завтрашнем дне, пессимизмом, тревожностью. Большинство из них находятся в состоянии скрытой депрессии, они часто чувствуют одиночество, грустят. Это происходит по причине замкнутости пространства, изолированности от общества.
Детям с физическими ограничениями тяжело дается общение со сверстниками, их мир окружен взрослыми. Из-за отсутствия в общеобразовательных учреждениях специализированных классов (отсутствие пандусов, специальных парт) для обучения; сложности в доставке до места учёбы, чаще всего они обучаются на дому,
Спектр внутренних и внешних изменений у детей, ставших инвалидами, достаточно широк: от негативных эмоциональных и поведенческих реакций, связанных с изменением физического состояния, до переживаний, вызванных последствиями болезни.
Таким образом, четко прослеживается необходимость решения социально-психологических проблем семей, воспитывающих самостоятельно не передвигающихся детей.
Однако не все учреждения социальной защиты используют в своей работе социально-психологические технологии. Наиболее распространены технологии социально-экономического, социально-медицинского характера. В современных условиях, к сожалению, этого недостаточно. Необходим комплекс реабилитационных мер, направленных на поддержку и социальную защиту семьи.
Целью деятельности Учреждения является оказание комплексной квалифицированной помощи детям с нарушениями в развитии, детям с ограниченными физическими возможностями здоровья (далее по тексту - дети) от рождения до 18 лет и их семьям, направленной на обеспечение максимально полной социальной адаптации к жизни в обществе, а также профилактика детской инвалидности.
Для достижения цели Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
- социально-средовая и социально-бытовая реабилитация детей;
- оказание социально-психологической, социально-педагогической, социально-медицинской помощи детям и их семьям;
- разработка индивидуальных маршрутов комплексной реабилитации детей;
- консультативно-обучающая помощь семьям, воспитывающим детей
- сопровождение детей с тяжелой инвалидностью на дому;
- организация и проведение спортивно-оздоровительных и культурно - досуговых мероприятий с вовлечением семей, имеющих детей;
- психолого-педагогическая поддержка, информационно просветительная работа с семьями, воспитывающими детей;
- оказание консультативно-методической помощи общественным, государственным и муниципальным организациям по вопросам реабилитации детей;
- обобщение и внедрение в практику работы Учреждения передового отечественного и зарубежного опыта, разработок научноисследовательских организаций по вопросам реабилитации, образования и воспитания детей, оптимизации социального обслуживания детей.
В современном обществе проблема организации социальной адаптации детей-инвалидов с использованием информационных технологий очень актуальна. Инвалидность является проблемой всего общества в целом. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями. Дети- инвалиды очень чутко реагируют на отношение социума к ним, чувствуют свою неполноценность, обделенность и одиночество. Одна из главных задач цивилизованного общества улучшить условия жизни детей- инвалидов, создать почву для их самореализации, развития собственного потенциала в рамках современного социума. Система образования и воспитания должна учесть особые потребности и возможности детей- инвалидов, с целью успешной адаптации к условиям жизни. Для того, чтобы найти необходимую информацию, друзей, оказавшихся в подобной жизненной ситуации, расширить свой кругозор таким детям необходим персональный компьютер и выход в Интернет. Информационные технологии дадут возможность достичь высокого уровня учебного процесса, сделать более реальным доступ к образовательным ресурсам, а так же создать условия для получения необходимых знаний и развития творческих способностей человека с ограниченными возможностями. Для детей- инвалидов, которые не могут обучаться в обычных школах, придумано дистанционное обучение. Для этого им так же нужен компьютер с комплектом специальных программ, созданных под их индивидуальные особенности.
Таким образом, информационная технология - это деятельность, которая использует множество средств и методов сбора, обработки и передачи материала для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Инструментом ИТ являются: текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления данными, информационные системы функционального назначения и т.д. К основным видам ИТ относят: обработки материала, управление, автоматизированный офис, поддержка принятия решений и экспертные системы.
Применения ИТ в образовании детей-инвалидов достаточно разнообразны, но мы выделим следующие направления их использования: ИТ в решении компенсационных задач, где применение технологий в качестве дополнительных устройств помогает учащимся, имеющим ограниченные способности, принимать участие в образовательном процессе; в решении коррекционных задач, которое улучшает возможности образовательного процесса в таких направлениях, как диагностика и мониторинг развития знаний и восстановление нарушенных функций; в решении докторальный задач, где использование ИТ как инструмента содействует пику реализации интеллектуального и творческого потенциала детей-инвалидов и создает условия для применения предпосылок обучения и контроля знаний; в решении коммуникативных задач, которые выступают единичным способом связи с внешним миром.
Обобщая всё вышесказанное, предлагаю в целях обеспечения оптимального функционирования семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, повышения её стабильности и усиления воспитательного потенциала активизировать работу по вовлечению родителей в участие в инновационных проектах грантовой поддержки с дальнейшей возможностью использования средств на лечение ребенка, прохождения курсов дельфино-, иппотерапии и т.п.
Таким образом, данный спектр направлений по социальной адаптации семей, воспитывающих несовершеннолетних с ограниченными возможностями, позволяет судить об особенностях и специфике реабилитационной деятельности учреждения, которая заключается в присутствии научно-исследовательской стороны, позволяющей осуществить прорыв в практике реабилитации несовершеннолетних, продемонстрировать эффективность современных технологий, содействующих интеграции детей- инвалидов в общество.
В перспективе планируем совершенствовать и активизировать формы работы с родителями:
- Проведение семейного фестиваля.
- Создание социальных проектов по вовлечению общественности к работе по социальной адаптации воспитанников Центра и их семей.
- Создание условий для активного участия отцов в проведении мероприятий Центра.
- Изучение и распространение позитивного опыта семейного воспитания ребенка-инвалида.
- Создание условий для активного участия отцов в проведении мероприятий Центра.
Чтобы наиболее глубоко показать социально-психологические проблемы объектом нашего исследования мы выбрали семьи, воспитывающие самостоятельно не передвигающихся детей. Именно в данной категории наиболее остро стоят проблемы социально психологической помощи.
Семья, воспитывающая ребенка с физическими ограничениями, нуждается не только в медицинской, социально-психологической , но и в социально-педагогической. Это прослеживается в психоэмоциональном состоянии инвалидов, которое характеризуется неуверенностью в завтрашнем дне, пессимизмом, тревожностью. Большинство из них находятся в состоянии скрытой депрессии, они часто чувствуют одиночество, грустят. Это происходит по причине замкнутости пространства, изолированности от общества.
Детям с физическими ограничениями тяжело дается общение со сверстниками, их мир окружен взрослыми. Из-за отсутствия в общеобразовательных учреждениях специализированных классов (отсутствие пандусов, специальных парт) для обучения; сложности в доставке до места учёбы, чаще всего они обучаются на дому,
Спектр внутренних и внешних изменений у детей, ставших инвалидами, достаточно широк: от негативных эмоциональных и поведенческих реакций, связанных с изменением физического состояния, до переживаний, вызванных последствиями болезни.
Таким образом, четко прослеживается необходимость решения социально-психологических проблем семей, воспитывающих самостоятельно не передвигающихся детей.
Однако не все учреждения социальной защиты используют в своей работе социально-психологические технологии. Наиболее распространены технологии социально-экономического, социально-медицинского характера. В современных условиях, к сожалению, этого недостаточно. Необходим комплекс реабилитационных мер, направленных на поддержку и социальную защиту семьи.
Целью деятельности Учреждения является оказание комплексной квалифицированной помощи детям с нарушениями в развитии, детям с ограниченными физическими возможностями здоровья (далее по тексту - дети) от рождения до 18 лет и их семьям, направленной на обеспечение максимально полной социальной адаптации к жизни в обществе, а также профилактика детской инвалидности.
Для достижения цели Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
- социально-средовая и социально-бытовая реабилитация детей;
- оказание социально-психологической, социально-педагогической, социально-медицинской помощи детям и их семьям;
- разработка индивидуальных маршрутов комплексной реабилитации детей;
- консультативно-обучающая помощь семьям, воспитывающим детей
- сопровождение детей с тяжелой инвалидностью на дому;
- организация и проведение спортивно-оздоровительных и культурно - досуговых мероприятий с вовлечением семей, имеющих детей;
- психолого-педагогическая поддержка, информационно просветительная работа с семьями, воспитывающими детей;
- оказание консультативно-методической помощи общественным, государственным и муниципальным организациям по вопросам реабилитации детей;
- обобщение и внедрение в практику работы Учреждения передового отечественного и зарубежного опыта, разработок научноисследовательских организаций по вопросам реабилитации, образования и воспитания детей, оптимизации социального обслуживания детей.
В современном обществе проблема организации социальной адаптации детей-инвалидов с использованием информационных технологий очень актуальна. Инвалидность является проблемой всего общества в целом. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями. Дети- инвалиды очень чутко реагируют на отношение социума к ним, чувствуют свою неполноценность, обделенность и одиночество. Одна из главных задач цивилизованного общества улучшить условия жизни детей- инвалидов, создать почву для их самореализации, развития собственного потенциала в рамках современного социума. Система образования и воспитания должна учесть особые потребности и возможности детей- инвалидов, с целью успешной адаптации к условиям жизни. Для того, чтобы найти необходимую информацию, друзей, оказавшихся в подобной жизненной ситуации, расширить свой кругозор таким детям необходим персональный компьютер и выход в Интернет. Информационные технологии дадут возможность достичь высокого уровня учебного процесса, сделать более реальным доступ к образовательным ресурсам, а так же создать условия для получения необходимых знаний и развития творческих способностей человека с ограниченными возможностями. Для детей- инвалидов, которые не могут обучаться в обычных школах, придумано дистанционное обучение. Для этого им так же нужен компьютер с комплектом специальных программ, созданных под их индивидуальные особенности.
Таким образом, информационная технология - это деятельность, которая использует множество средств и методов сбора, обработки и передачи материала для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Инструментом ИТ являются: текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления данными, информационные системы функционального назначения и т.д. К основным видам ИТ относят: обработки материала, управление, автоматизированный офис, поддержка принятия решений и экспертные системы.
Применения ИТ в образовании детей-инвалидов достаточно разнообразны, но мы выделим следующие направления их использования: ИТ в решении компенсационных задач, где применение технологий в качестве дополнительных устройств помогает учащимся, имеющим ограниченные способности, принимать участие в образовательном процессе; в решении коррекционных задач, которое улучшает возможности образовательного процесса в таких направлениях, как диагностика и мониторинг развития знаний и восстановление нарушенных функций; в решении докторальный задач, где использование ИТ как инструмента содействует пику реализации интеллектуального и творческого потенциала детей-инвалидов и создает условия для применения предпосылок обучения и контроля знаний; в решении коммуникативных задач, которые выступают единичным способом связи с внешним миром.
Обобщая всё вышесказанное, предлагаю в целях обеспечения оптимального функционирования семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, повышения её стабильности и усиления воспитательного потенциала активизировать работу по вовлечению родителей в участие в инновационных проектах грантовой поддержки с дальнейшей возможностью использования средств на лечение ребенка, прохождения курсов дельфино-, иппотерапии и т.п.
Таким образом, данный спектр направлений по социальной адаптации семей, воспитывающих несовершеннолетних с ограниченными возможностями, позволяет судить об особенностях и специфике реабилитационной деятельности учреждения, которая заключается в присутствии научно-исследовательской стороны, позволяющей осуществить прорыв в практике реабилитации несовершеннолетних, продемонстрировать эффективность современных технологий, содействующих интеграции детей- инвалидов в общество.
В перспективе планируем совершенствовать и активизировать формы работы с родителями:
- Проведение семейного фестиваля.
- Создание социальных проектов по вовлечению общественности к работе по социальной адаптации воспитанников Центра и их семей.
- Создание условий для активного участия отцов в проведении мероприятий Центра.
- Изучение и распространение позитивного опыта семейного воспитания ребенка-инвалида.
- Создание условий для активного участия отцов в проведении мероприятий Центра.



