Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовые и организационные основы деятельности федеральной антимонопольной службы

Работа №119486

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы77
Год сдачи2022
Стоимость4815 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Правовые основы защиты конкуренции в Российской Федерации 6
Глава 2 Особенности деятельности антимонопольных органов в Российской Федерации и зарубежных странах 24
2.1 Функции и структура Федеральной антимонопольной службы в
Российской Федерации 24
2.2 Полномочия антимонопольной службы в Российской
Федерации 34
2.3 Опыт деятельности антимонопольных органов в зарубежных
странах 47
Глава 3 Проблемы деятельности Федеральной антимонопольной службы в РФ и перспективы развития 54
3.1 Проблемы деятельности Федеральной антимонопольной службы
в РФ 54
3.2 Направления и способы улучшения деятельности Федеральной
антимонопольной службы в Российской Федерации 64
Заключение 70
Список используемой литературы и используемых источников 72

Необходимость анализа правовых и организационных основ деятельности Федеральной антимонопольной службы обусловлена целями формирования сбалансированной конкурентной среды и исключения картельных сговоров в Российской Федерации, так как Конституция устанавливает, что в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Деятельность, направленная на монополизацию и незаконную конкуренцию, в Российской Федерации не допускается.
Федеральная антимонопольная служба России - главный федеральный орган исполнительной власти, занимающийся антимонопольным регулированием российской экономики. Помимо прочего в ходе взаимодействия с Федеральной антимонопольной службой России обеспечивается реализация свойственным органам внутренних дел полномочий по проведению оперативно-розыскной деятельности, уголовного преследования, в том числе за нарушение антимонопольного законодательства.
Степень разработанности темы «Правовые и организационные основы деятельности федеральной антимонопольной службы» высокая, но существуют правовые и организационные проблемы деятельности федеральной антимонопольной службы.
В работе А.В. Филиппова было проведено исследование путей совершенствования системы государственных органов антимонопольного регулирования в России. Проанализированы основные стратегии развития антимонопольного регулирования в наши дни. На основе полученных данных высказаны пути, с помощью которых может быть создана более совершенная и эффективная система антимонопольного регулирования в нашей стране.
В работе Е.Э. Коротаева [14] представлены конституционные основы антимонопольного законодательства, они рассматриваются в качестве ключевого правового базиса для развития. Выявление и исследование источников конкурентного права позволяет определить его место в системе законодательства Российской Федерации.
В работе И.Ю. Попхадзе, Е.А. Ивановой [20] рассматривается антимонопольная политика в России, приводятся меры ее государственного регулирования, а также описывается деятельность, осуществляемая Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
В работе К.О. Власенко, Л.Э. Кадиловой [5] проведен анализ антимонопольной политики в России и зарубежных странах. Обосновано негативное влияние монополий на общественное благосостояние. Выявлены основные направления зарубежной и российской антимонопольной политики, среди которых одним из перспективных признано внедрение комплаенс-процедур, создающее преимущества для антимонопольного органа в предупреждении и выявлении нарушений антимонопольного законодательства на ранней стадии.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе деятельности антимонопольной службы в России и ряде зарубежных стран.
Предмет исследования - нормы права, регламентирующие основы деятельности антимонопольной службы, а также практика их применения.
Цель исследования - изучить правовые и организационные основы деятельности Федеральной антимонопольной службы.
Задачи исследования:
- изучить конкуренцию как базовый институт,
- определить понятие и сущность антимонопольного регулирования,
- представить функции и структуру Федеральной антимонопольной службы в Российской Федерации,
- выявить полномочия антимонопольной службы в Российской Федерации,
- раскрыть опыт деятельности антимонопольных органов в зарубежных странах,
- определить проблемы деятельности Федеральной антимонопольной службы в Российской Федерации,
- предложить пути решения выявленных проблем деятельности Федеральной антимонопольной службы в Российской Федерации.
Методологическая основа исследования: использование историко-правового, формально-логического, сравнительно-правового методов исследования.
Нормативно-правовая основа исследования: Конституция Российской Федерации [13], Гражданский кодекс Российской Федерации [8] и другие нормативно-правовые акты.
Научная новизна исследования: выявление актуальных проблем правовых и организационных основ деятельности Федеральной антимонопольной службы.
Положения, выносимые на защиту:
1. для начала стоит повысить экономическую обоснованность принимаемых решений, это можно достичь следующими методами: совершенствование порядка определения преобладающего положения хозяйствующего субъекта. Данный показатель должен рассчитываться не только по размерам доли рынка, но и с учетом ряда совокупных факторов, таких, эластичность спроса на конкретный товар, препятствия новым участникам для входа на рынок, экономия на масштабах производства и т.д.
2. вторым направлением совершенствования будет четкое разграничение нарушений в сфере антимонопольного законодательства на косвенные связанные и прямо связанные с притеснением конкуренции.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие рыночной экономики характеризуется усложнением хозяйственных связей и качественным изменением структуры экономических отношений, что вызывает обширное их законодательное регулирование. При этом отмечается рост нарушений антимонопольного законодательства со стороны как хозяйствующих субъектов, так и органов власти, эффективное противодействие которым не всегда обеспечивает специальный государственный орган - Федеральная антимонопольная служба.
Государственная антимонопольная политика направлена на усиление, поддержку добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка. На сегодняшний день национальное антимонопольное законодательство занимает одно из лидирующих положений среди антимонопольного законодательства европейских стран. В частности в июле 2013 года Организация Экономического Сотрудничества и Развития признала, что отечественное антимонопольное законодательство занимает одно из лидирующих положений. Однако необходимо понимать, что по причине крайней молодости данной отрасли законодательства, а также того, что она формировалась путем проб и ошибок из-за продолжительного господства командно-плановой экономики, отсутствия какой-либо конкуренции, в правовом регулировании деятельности Федеральной антимонопольной службы все еще остаются проблемы, которые требуют законодательного решения.
Антимонопольное законодательство, начав развиваться в 1990 году, на сегодняшний день является в России достаточно сформированным и продолжает свое развитие вместе с изменением экономической ситуации, что находит отражение в постановлениях Верховного Суда РФ, изменениях в законах о защите конкуренции и о естественных монополиях.
Монополизм является проблемой мирового масштаба, опосредующей возникновение многочисленных проблем в экономике, в том числе: роста цен и ухудшения качества продукции, что обусловливает актуальность регулирования деятельности монополий в экономике.
Направления совершенствования антимонопольного законодательства:
Для начала стоит повысить экономическую обоснованность принимаемых решений, это можно достичь следующими методами: совершенствование порядка определения преобладающего положения хозяйствующего субъекта. Данный показатель должен рассчитываться не только по размерам доли рынка, но и с учетом ряда совокупных факторов. Это могут быть, например, эластичность спроса на конкретный товар, препятствия новым участникам для входа на рынок, экономия на масштабах производства, соотношение долей потребителей и долей компаний, вертикальная интеграция, соотношение доли производящей компании и доли ее конкурентных организаций, а также финансовые ресурсы; улучшение доказательства оценки конкурентной среды и экономического анализа, в частности, следует проводить процедуру анализа более формализовано и регламентировано. Это можно сделать посредством закрепления в законодательной базе основных структурных и поведенческих критериев для оценки экономической среды, кроме этого рассмотреть вопрос обязательного включения результатов анализа для решения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Вторым направлением совершенствования будет четкое разграничение нарушений в сфере антимонопольного законодательства на косвенно связанные и прямо связанные с притеснением конкуренции.
Косвенно связанные нарушения представляют собой нарушения, не влекущие в сравнении с прямо связанными существенных общественно-опасных последствий. На них приходится больше половины всех рассматриваемых дел Федеральной антимонопольной службой. Прямо связанные нарушения направлены на ограничение конкуренции. Они наносят существенный ущерб определенному рынку. Считается, что за данные деяния, должна быть предусмотрена строжайшая ответственность.



1. Абакумова Ю.И. Процедуры в конкурентном праве: учебное пособие. М.: Проспект, 2019. 296 с.
2. Аббясова А.Ф. Осуществление закупок у единственного поставщика // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 7. С. 117 - 122.
3. Архалович О.В. Запрос котировок по измененным правилам — новые возможности или новые проблемы // Журнал «Юрист». № 12. 2015. С. 21 - 25.
4. Афанасьева Е.Г., Вайпан В.А., Габов А.В. и др. Корпоративное право: Учеб. курс: в 2 т. / Отв. ред. И. С. Шиткина. М.: Статут, 2018. т. 2. 990 с.
5. Власенко К.О., Кадилова Л.Э. Особенности антимонопольной политики в России и за рубежом // Актуальные вопросы современной экономической науки. Материалы Х Международной научной конференции. Составители Е.О. Вострикова, Л.П. Гвоздарева. 2020. С. 61 - 65.
6. Гаврилов Д.А. Правовая защита от недобросовестной конкуренции в сфере исключительных прав на средства индивидуализации и иные объекты промышленной собственности. М. : Норма: ИНФРА-М, 2014. 192 с.
7. Гирева Е.С. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 4-2 (55). С. 173 - 175.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации. ч. 4 [Электронный ресурс]: Федер. закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изм. и доп.). Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс»
9. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2019 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://storage.pravo.ru/file/ general/RV_doklad-fas.pdf, (дата обращения 17.01.2021).
10. Еремеева Д.И. Антимонопольное законодательство как способ регулирования несовершенной конкуренции. Материалы XXIII Всерос. экон. форума молодых ученых и студентов: в 4 ч. / отв. за вып.: Я.П. Силин, Е.Б. Дворядкина. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2020. - Ч. 3. С. 259.
11. Канзычакова А.Р. Адвокатирование конкуренции как форма инновации в сфере антимонопольного регулирования внешнеэкономической деятельности // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник научных трудов по материалам XXXVII Международной научно-практической конференции. Анапа. 2021. С. 10-13.
12. Конкуренция несовершенная [Электронный ресурс]. URL: https://biznes-prost.ru/konkurenciya-nesovershennaya.html (Дата обращения: 04.05.2021).
13. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г. М.: Юрист, 2020.
14. Коротаев Е.Э. Конституционные основы антимонопольного законодательства // Проблемы и перспективы развития научно¬технологического пространства России. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Белгород. 2020. С. 61-63.
15. Косенко Е.В. Обзор существенных условий контракта на поставку для государственных и муниципальных нужд // Журнал «Юридическая наука», 2014. № 4. С. 90-94.
16. Малыхина Е.А. Контрактная система в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: особенности финансово-правового регулирования: дис. кандидата
юридических наук. Саратов, 2018.
17. Министерство антимонопольного регулирования и торговли
Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL:
https://www.mart.gov.bv/news/o-provedenii-zasedaniva - Дата доступа:
11.04.2021.
18. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: Федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
19. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Респ. Беларусь от 12 дек. 2013 г., № 94-3 // Над. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. 2013. - 2/2092.
20. Попхадзе И.Ю., Иванова Е.А. Антимонопольная политика в России // Проблемы и тенденции развития экономики и менеджмента. Сборник статей по материалам Международной научно¬практической конференции. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Донской государственный технический университет. 2020. С. 165-167.
21. Постановление Правительства от 30.06.2004г № 331 «Об
утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
22. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 «Об
утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» (с изменениями и дополнениями):
https://base.garant.ru/12177401(30.03.21)
23. Приказ ФАС России от 06.07.2015 N 557/15 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг. (II этап - 2016 - 2020 годы)» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
24. Программа развития конкуренции: распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 г. № 691-Р. Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс»
25. Роль конкуренции в рыночной экономике [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://delen.ru/nyuansy-biznesa/rol-konkurencii-v-rynochnoj-ekonomike.html (Дата обращения: 04.05.2021).
26. Рудов С.В. Направления государственного регулирования рыночной экономики (российский опыт) // Международный журнал экспериментального образования. 2019. № 8. С. 81 - 90.
27. Смирнов С.С. Проблемы антимонопольного регулирования медиарынка в России // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 2. С. 270 - 284.
28. Совершенная конкуренция - что это такое? [Электронный ресурс]. URL: https://vfinansah.com/other/sovershennaya-konkurentsiya (Дата обращения: 05.05.2021)
29. Сугибина А.А., Перова А.Р., Гаврикова А.С. Торговые цифровые платформы как инструмент закупок для государственных нужд // Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления. Сборник научных статей 3-й Всероссийской научно¬практической конференции с международным участием. Под редакцией И.В. Припадчевой. Курск, 2021. С. 250 - 253.
30. Татаринова С.С. Правовое регулирование защиты конкуренции в предпринимательской деятельности в Российской Федерации//автореферат дис. кандидата юридических наук / Ин-т государства и права РАН. Самара, 2016. 324 с.
31. Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы»)// Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
32. Федеральная антимонопольная политика в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://fas.gov.ru/news/6031 (дата обращения: 12.10.2020).
33. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
34. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс»
35. Филиппов А.В. Пути совершенствования системы государственных органов антимонопольного регулирования и их деятельности // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 7 (41). С. 48 - 50.
36. Филиппова И. А. Основные характеристики антимонопольной политики в России // Молодой учёный. 2017. № 20 (154). С. 287 - 288.
37. Цатурян Е.А. Государственный контракт в гражданском праве России: проблемы теории и практики: монография. М. : Статут, 2020. 224 с.
38. Шамина С.М. О некоторых проблемах антимонопольного регулирования в Российской Федерации // Актуальные проблемы современного российского законодательства. 2016. С. 141 - 147.
39. Шишкин М.В. Антимонопольное регулирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М. : Издательство Юрайт, 2018. 145 с.
40. Шматко А.Д. Международная и отечественная практика антимонопольного регулирования экономики // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента. 2018. № 2 (5). С. 47-52.
41. Booking.comоспаривает указания ФАС в суде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravo.ru/news/229465/(дата обращения 17.04.2022).
42. Caffarra C., Morton Fiona S. The European Commission Digital Markets Act: A translation. URL: https://voxeu.org/article/european-commission-digital-markets-act-translation.
43. Carlton D.W. & Heyer, K. (2020-2021) Assessing the Revolution in Antitrust. Regulation. Winter2020/2021. 43 (4), 24-29.
44. Economist (2018). The techlash against Amazon, Facebook and Google- and what they can do // Economist, Jan. 20, 2018.
45. Larson A. P., Marchik D. M. Foreign Investment and National Security: Getting the Balance Right // Council Special Report. 2006. July. № 18. 38 pp.
46. Owen T. Disruptive Power: The Crisis of the State in the Digital Age. New York: Oxford University Press, 2015. 248 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ