Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования основ экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности 8
1.1 Проблема формирования экологической культуры у младших
школьников в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Условия формирования экологического воспитания у детей
младшего школьного возраста 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию
экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности 25
2.1 Изучение уровня сформированности экологической культуры у
младших школьников 25
2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий по формированию
экологической культуры у младших школьников 38
2.3 Анализ и обобщение результатов 42
Заключение 52
Список используемой литературы 53
Приложение А Анкета 59
Приложение Б Общие данные уровня сформированности экологической культуры у младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
В современном мире все чаще поднимается проблема экологии и окружающей среды человека. так как экологическое образование и воспитание связано с формированием экологической культуры. В каждом ученике учитель должен воспитать уважительное отношение к природе, окружающему миру.
Младший школьный возраст - это сензитивный период изменений и преобразований, в данный период закладываются навыки самоконтроля, самоорганизации и регуляции себя, а также познавательные потребности и учебные интересы, нравственное развитие и овладение привычными способами поведения.
Потерю экологической культуры, которая прослеживается в культуре народа, можно возродить с помощью экологического воспитания и образования. Несомненно, работу необходимо начинать с воспитания младших школьников, которые могут влиять и на своих родитель, и на своих сверстников и родных.
В теории и практике педагогического образования имеется ряд исследований, в которых освещены аспекты проблемы экологического воспитания. В них выявляются сущность основных понятий экологической культуры, указывающая путь формирования представлений младших школьников по данной проблеме во внеурочное время.
Многие работы исследователей по отбору и систематизации знаний о природе, по отражению ведущих закономерностей живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева) и неживой (И. С. Фрейдкин) природы положили начало в экологическом воспитанию школьников.
Проанализировав теоретические аспекты особенностей экологического воспитания учащихся начальной школе бережного отношения к природе в работах Н. Ф. Виноградовой, А. В. Миронова, А. А. Плешакова, Л. П. Симоновой и др. также проблеме экологического воспитания посвящены работы В. М. Минаевой, А. Н. Захлебного, И. Т. Суравегиной, Т. И. Тарасовой, в которых продемонстрированы традиционные формы и методы экологического воспитания.
Авторы современных учебно-методических комплексов A. А. Плешаков, А. А. Вахрушев, А. Т. Зверев, а также Е. Г. Зверева - Андреевская говорили о том, что экологическое воспитание должно формировать начальные ценностные ориентации и представления младшего школьника об основных взаимосвязях человека и окружающей среды, формировать научные и образные представления об экологическом взаимодействии человека и окружающего его мира, а также младшие школьники в процессе обучения и воспитания осваивают нравственные ограничения и предписания по отношению к природной среде.
Т. И. Тарасова и П. Т. Калашникова создали организованную и целенаправленную образовательно-воспитательную работу учащихся, которая связана с исследованием окружающего мира ребенка.
Исследования С. Д. Дерябо, В. И. Панова, А. П. Сидельковского, B. А. Ясвина рассматривают психологические черты взаимосвязи ученика с природой. В разрабатываемой Л. В. Тарасовым модели «Экология и диалектика» представлена идея экологического воспитания детей на основе формирования у них естественнонаучных представлений о всеобщей взаимосвязи вещей, единстве мира.
Концепции воспитания экологической культуры учащихся Б. Т. Лихачева, Н. С. Дежниковой и др., направлены на формирование положения о самоценности экологического воспитания; экологической культуры как новообразования личности, которая развивается на основе интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер, которые выражаются в системе отношений ребенка к природе, людям и самому себе.
Возникает противоречие в недостаточности разработки, посвященных условий формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста средствами проектно-исследовательской деятельности.
Результаты педагогов — исследователей позволили выделить определение экологической культуры. По мнению И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной она связана с социальной и нравственной стороной жизни человека, которая побуждает нас к улучшению окружающего нас мира.
Цель исследования: сформировать экологическую культуру у младших школьников во внеурочной деятельности путем разработки и внедрение содержания проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Объект исследования: процесс экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: условия формирования экологической культуры у младших школьников в проектно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: формирование экологической культуры у младшего школьника во внеурочной деятельности будет проходить более эффективно, если:
- работа проводится целенаправленно в соответствии с конкретной системой методической работы в рамках программы внеурочной деятельности;
- при разработке программы учитывается актуальный уровень сформированности экологической культуры у младших школьников;
- применяются различные методы и приемы реализации программы (проектно-исследовательский метод);
- внеурочная работа проводится с учетом возрастных и
психологических особенностей учащихся начальных классов;
- на занятиях создается особый эмоциональный климат и
благоприятная атмосфера для успешной и плодотворной работы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Выявить уровень сформированности экологической культуры младших школьников;
3. Разработать и внедрить комплекс занятий по формированию экологической культуры младших школьников в условиях реализации содержания проектно-исследовательской деятельности в рамках внеурочных занятий;
4. Произвести анализ и обобщение результатов диагностического исследования.
Методы исследования: изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент.
Новизна исследования состоит в формировании экологической культуры у учащихся начальной школы во внеурочной деятельности с использованием приемов, направленных на познание, создание и трансформацию в новом качестве предметов, ситуаций и явлений, на основе создаваемых проектов.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами в качестве методического материала для организации экологического кружка в начальной школе. Предложенные приемы возможно использовать для формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы (54 источников), приложения.
Работа содержит 13 рисунков, 1 таблицу.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что природа оказывает большой психолого-педагогический потенциал на ребенка, но проблемой является возможность «принятия» личностью сущность природы.
Формирование у младшего школьника экологической культуры является важной частью школьного образования, так как несет наиважнейшую функцию обучения — сохранение окружающей среды и экологии.
В достижении данной цели помогает проектно — исследовательская деятельность учащихся по созданию самостоятельных проектов, изучение природы и природных явлений.
Именно проектная деятельность позволяет полностью раскрыться ученику и показать максимальный результат усвоения им правил, закономерностей и приобретенных знаний об окружающей среде. Мы считаем, что проектную деятельность необходимо организовывать и проводить в рамках внеурочной деятельности.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволил сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс внеурочных занятий эффективен, так как на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе высокий уровень сформированности повысился на 9%, средний уровень повысился на 7%, а низкий уровень снизился на 16%.
В контрольной группе результаты не существенно изменились. Высокий уровень повысился на 2%, средний на 2%, а низкий снизился на 4%.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена, цель достигнута.
1. Аголарова П.И. Игры - соревнования в экологическом образовании школьников // Начальная школа. 2007. № 12. С. 5-19
2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. Учеб. пособие для студентов. Учрежд. средн. проф. Образования пед. профиля. М.: Владос, 2001. 36 с.
3. Алексахина Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. М.: Аванта, 2006. 52 с.
4. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников // Начальная школа. 1999. № 1. С. 56-60.
5. Багаутдинова Л.А. Формы и методы по формированию экологической культуры у младших школьников // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. 2020. С. 104 - 106.
6. Багова Л.Л. Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир» // Концепт, 2015. № 5, С. 12-15.
7. Базулина И.В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 7. С. 57 - 60.
8. Банников В.Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности // Начальная школа. 2012. № 8. С. 96-99.
9. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа. 2003. № 5. С. 64 — 75
10. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа, 2015. № 6. С. 79 - 82.
11. Болтаева Р.Р., Ержанова А.У. Воспитание экологической культуры младших школьников / Астрахань. 2015. № 2. С. 72-76.
12. Везетиу Е.В. Теоретические аспекты формирования экологической культуры младших школьников // Психология и образование. 2018. №
4. С. 11-13.
13. Виллер Н.С., Лаптева С.А. Формирование экологической культуры младших школьников в условиях реализации ФГОС // Вестник научных конференций. 2017. № 6-3. С. 30-32.
14. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в 4 классе. Методические беседы. М.: Просвещение, 1997. С. 13-15.
15. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. М.: Вента - Граф, 2005. С. 4-10.
16. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа. 2009. № 4. С. 36-39.
17. Геккель Э. Красота форм в природе. СПб: Издательство Вернера Регена, 2007. 144 с.
18. Горбаткина И.М., Нехлюдова М.В. Роль практических методов обучения в формировании экологической культуры младшего школьника // Саморазвитие в педагогике и психологии. 2018. С. 67-70.
19. Дронова Е.С. Формирование экологической культуры младших школьников во неурочной деятельности // Актуальные вопросы теории и практики биологического образования. 2017. С. 449 - 454.
20. Егоренков Л.И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. М.: Прометей, 2006. С. 35-41.
21.Захлебный А.Н. Кто формирует экологическую культуру? // На пути к устойчивому развитию России. 2007. № 38. С. 21-23.
22. Исаева Т.С. Педагогические условия формирования экологической культуры у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. 2016. С. 160-162.
23. Жилина М.А., Бекирова А.Р., Меметова Л.Ш. Воспитание основ экологической культуры младших школьников // Теория и практика современной науки. 2018. № 5. С. 273 - 277.
24. Кабанова Н.Н. Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности // Технологии образования. 2020. № 1. С. 115-119.
25. Калюкова Е.А. Диагностика уровня экологической культуры у младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № 2. С. 556 - 560.
26. Калюкова Е.А., Шишова А.В. Возможности проектной деятельности в воспитании экологической культуры младших школьников // Молодежный научный форум: гуманитарные науки. 2016. № 5. С. 45 - 49.
27. Калечина В.В. Формирование экологической культуры младших школьников // Совершенствование экологообразовательной деятельности в саратовской области. 2019. С. 184-187.
28. Карасева М.Ж., Даутова Ж.А., Ермешева А.С. Формирование
экологической культуры младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» и во внеурочное время // Актуальные вопросы модернизации российского образования материалы XXI международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. 2015. С. 25-27.
29. Козина Е.Ф., Степонян Е.Н. Методика преподавания естествознания. М.: «Академия», 2004. 144 с.
30. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе // Начальная школа. 2002. № 3. С. 23 - 25.
31. Латыпова З.Б., Синяева А.А. Особенности формирования
экологической культуры младших школьников // Организация территории: статистика, динамика, управление. 2019. С. 61-63.
32. Лесков С.В. Формирование экологической культуры // начальная школа. 2003. № 7. С. 23-25.
33. Маслова И.В., Андрусякова И.П. Педагогические условия воспитания экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности // Молодой ученый. 2018. № 1. С. 132-136.
34. Матвеева, Э. Ф. Виртуальное обучение как средство формирования
естественнонаучного образовательного пространства // Э.
Ф. Матвеева, В. С. Мкртчян, М. Д. Амреева; под ред. Э. Ф. Матвеевой. Астрахань. Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2014. - 120 с.
35. Минаева В.Н. Экологическое воспитание в начальных классах. Мн.: Мир, 2007. 144 с.
36. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. М.: Педагогическое общество России, 2007. 360 с.
37. Моисеев, Н.Н. Экологич и образование. М.: ЮНИСАМ, 2006. 144 с.
38. Немов Р.С. Психолия. М.: Просвещение. 1995. 145 с.
39. Нехлюдова М. В. Наблюдение на экологических экскурсиях младших школьников // Actualscience. 2016. Т. 2. № 4. С. 32-33
40. Нехлюдова М.В., Никулина Н.Т. Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры младшего школьника // 2018. С. 174-177.
41. Оценка качества знаний учащихся, оканчивающих начальную школу // Под ред. Н.Ф. Виноградовой и др. М.: Сфера, 2000.
42. Попов А.М. Актуальные проблемы экологического воспитания и образования // Вестник Омского университета. 2017. № 1. С. 141 - 146.
43. Рудик О.Н. Формирование экологической культуры у младших школьников на уроках и во внеклассной деятельности // Научный алманах. 2016. № 4. С. 263-266.
44. Сергеева А.А. Формирование экологической культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности // Педагогика: традиции и инновации. 2018. С. 66 - 71.
45. Симонова Л.П. Как учить экологии в начальных классах // Экология и жизнь. 2000. № 4. С. 15.
46. Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками // Начальная школа. 2009. № 5, с. 15-19.
47. Смирнова М.С. Естествознание: учебник и практикум. М.: Юрайт. 2019. 306 с.
48. Солопова Г.Н. Формирование экологической культуры младшего школьника (из опыта работы) // Актуальные проблемы общества, науки и образования. 2016. С. 406-409.
49. Сулейманова А.В. Теоретические основы проблемы формирования экологической культуры младших школьников // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2017. № 4. С. 108-112.
50. Суравегина И.Т., Захлебный А.Н. Экологическое образование во внеклассной работе. М.: Просвещение, 2004. 248 с.
51. Суравегина И.Т. Экология и мир. М.: Новая школа, 2004. 126 с.
52. Тришина Е.В., Константинова В.В. Особенности формирования экологической культуры младших школьников // Начальная школа. 2016. № 9. С. 159-163.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурояная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. 322 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2009. 412 с.
55. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославлю: Академия развития, 2007. 320 с.
56.Чердынцева Е.В. Исследование сформированности экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности // Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017. С. 997-1001.
57. Щукина Е.П., Русанова М.С. Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры младших школьников // Акутальные проблемы дошкольного и начального образования. 2015. С. 184-189.
58. Ягодин Г.А., Третьякова Л.А. Проблемы экологического образования // Журн. Всесоюзн. Хим. О-ва. 1991. С. 4 — 7.