Формирование экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования основ экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности 8
1.1 Проблема формирования экологической культуры у младших
школьников в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Условия формирования экологического воспитания у детей
младшего школьного возраста 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию
экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности 25
2.1 Изучение уровня сформированности экологической культуры у
младших школьников 25
2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий по формированию
экологической культуры у младших школьников 38
2.3 Анализ и обобщение результатов 42
Заключение 52
Список используемой литературы 53
Приложение А Анкета 59
Приложение Б Общие данные уровня сформированности экологической культуры у младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Глава 1 Теоретические аспекты формирования основ экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности 8
1.1 Проблема формирования экологической культуры у младших
школьников в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Условия формирования экологического воспитания у детей
младшего школьного возраста 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию
экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности 25
2.1 Изучение уровня сформированности экологической культуры у
младших школьников 25
2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий по формированию
экологической культуры у младших школьников 38
2.3 Анализ и обобщение результатов 42
Заключение 52
Список используемой литературы 53
Приложение А Анкета 59
Приложение Б Общие данные уровня сформированности экологической культуры у младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
В современном мире все чаще поднимается проблема экологии и окружающей среды человека. так как экологическое образование и воспитание связано с формированием экологической культуры. В каждом ученике учитель должен воспитать уважительное отношение к природе, окружающему миру.
Младший школьный возраст - это сензитивный период изменений и преобразований, в данный период закладываются навыки самоконтроля, самоорганизации и регуляции себя, а также познавательные потребности и учебные интересы, нравственное развитие и овладение привычными способами поведения.
Потерю экологической культуры, которая прослеживается в культуре народа, можно возродить с помощью экологического воспитания и образования. Несомненно, работу необходимо начинать с воспитания младших школьников, которые могут влиять и на своих родитель, и на своих сверстников и родных.
В теории и практике педагогического образования имеется ряд исследований, в которых освещены аспекты проблемы экологического воспитания. В них выявляются сущность основных понятий экологической культуры, указывающая путь формирования представлений младших школьников по данной проблеме во внеурочное время.
Многие работы исследователей по отбору и систематизации знаний о природе, по отражению ведущих закономерностей живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева) и неживой (И. С. Фрейдкин) природы положили начало в экологическом воспитанию школьников.
Проанализировав теоретические аспекты особенностей экологического воспитания учащихся начальной школе бережного отношения к природе в работах Н. Ф. Виноградовой, А. В. Миронова, А. А. Плешакова, Л. П. Симоновой и др. также проблеме экологического воспитания посвящены работы В. М. Минаевой, А. Н. Захлебного, И. Т. Суравегиной, Т. И. Тарасовой, в которых продемонстрированы традиционные формы и методы экологического воспитания.
Авторы современных учебно-методических комплексов A. А. Плешаков, А. А. Вахрушев, А. Т. Зверев, а также Е. Г. Зверева - Андреевская говорили о том, что экологическое воспитание должно формировать начальные ценностные ориентации и представления младшего школьника об основных взаимосвязях человека и окружающей среды, формировать научные и образные представления об экологическом взаимодействии человека и окружающего его мира, а также младшие школьники в процессе обучения и воспитания осваивают нравственные ограничения и предписания по отношению к природной среде.
Т. И. Тарасова и П. Т. Калашникова создали организованную и целенаправленную образовательно-воспитательную работу учащихся, которая связана с исследованием окружающего мира ребенка.
Исследования С. Д. Дерябо, В. И. Панова, А. П. Сидельковского, B. А. Ясвина рассматривают психологические черты взаимосвязи ученика с природой. В разрабатываемой Л. В. Тарасовым модели «Экология и диалектика» представлена идея экологического воспитания детей на основе формирования у них естественнонаучных представлений о всеобщей взаимосвязи вещей, единстве мира.
Концепции воспитания экологической культуры учащихся Б. Т. Лихачева, Н. С. Дежниковой и др., направлены на формирование положения о самоценности экологического воспитания; экологической культуры как новообразования личности, которая развивается на основе интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер, которые выражаются в системе отношений ребенка к природе, людям и самому себе.
Возникает противоречие в недостаточности разработки, посвященных условий формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста средствами проектно-исследовательской деятельности.
Результаты педагогов — исследователей позволили выделить определение экологической культуры. По мнению И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной она связана с социальной и нравственной стороной жизни человека, которая побуждает нас к улучшению окружающего нас мира.
Цель исследования: сформировать экологическую культуру у младших школьников во внеурочной деятельности путем разработки и внедрение содержания проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Объект исследования: процесс экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: условия формирования экологической культуры у младших школьников в проектно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: формирование экологической культуры у младшего школьника во внеурочной деятельности будет проходить более эффективно, если:
- работа проводится целенаправленно в соответствии с конкретной системой методической работы в рамках программы внеурочной деятельности;
- при разработке программы учитывается актуальный уровень сформированности экологической культуры у младших школьников;
- применяются различные методы и приемы реализации программы (проектно-исследовательский метод);
- внеурочная работа проводится с учетом возрастных и
психологических особенностей учащихся начальных классов;
- на занятиях создается особый эмоциональный климат и
благоприятная атмосфера для успешной и плодотворной работы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Выявить уровень сформированности экологической культуры младших школьников;
3. Разработать и внедрить комплекс занятий по формированию экологической культуры младших школьников в условиях реализации содержания проектно-исследовательской деятельности в рамках внеурочных занятий;
4. Произвести анализ и обобщение результатов диагностического исследования.
Методы исследования: изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент.
Новизна исследования состоит в формировании экологической культуры у учащихся начальной школы во внеурочной деятельности с использованием приемов, направленных на познание, создание и трансформацию в новом качестве предметов, ситуаций и явлений, на основе создаваемых проектов.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами в качестве методического материала для организации экологического кружка в начальной школе. Предложенные приемы возможно использовать для формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы (54 источников), приложения.
Работа содержит 13 рисунков, 1 таблицу.
Младший школьный возраст - это сензитивный период изменений и преобразований, в данный период закладываются навыки самоконтроля, самоорганизации и регуляции себя, а также познавательные потребности и учебные интересы, нравственное развитие и овладение привычными способами поведения.
Потерю экологической культуры, которая прослеживается в культуре народа, можно возродить с помощью экологического воспитания и образования. Несомненно, работу необходимо начинать с воспитания младших школьников, которые могут влиять и на своих родитель, и на своих сверстников и родных.
В теории и практике педагогического образования имеется ряд исследований, в которых освещены аспекты проблемы экологического воспитания. В них выявляются сущность основных понятий экологической культуры, указывающая путь формирования представлений младших школьников по данной проблеме во внеурочное время.
Многие работы исследователей по отбору и систематизации знаний о природе, по отражению ведущих закономерностей живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева) и неживой (И. С. Фрейдкин) природы положили начало в экологическом воспитанию школьников.
Проанализировав теоретические аспекты особенностей экологического воспитания учащихся начальной школе бережного отношения к природе в работах Н. Ф. Виноградовой, А. В. Миронова, А. А. Плешакова, Л. П. Симоновой и др. также проблеме экологического воспитания посвящены работы В. М. Минаевой, А. Н. Захлебного, И. Т. Суравегиной, Т. И. Тарасовой, в которых продемонстрированы традиционные формы и методы экологического воспитания.
Авторы современных учебно-методических комплексов A. А. Плешаков, А. А. Вахрушев, А. Т. Зверев, а также Е. Г. Зверева - Андреевская говорили о том, что экологическое воспитание должно формировать начальные ценностные ориентации и представления младшего школьника об основных взаимосвязях человека и окружающей среды, формировать научные и образные представления об экологическом взаимодействии человека и окружающего его мира, а также младшие школьники в процессе обучения и воспитания осваивают нравственные ограничения и предписания по отношению к природной среде.
Т. И. Тарасова и П. Т. Калашникова создали организованную и целенаправленную образовательно-воспитательную работу учащихся, которая связана с исследованием окружающего мира ребенка.
Исследования С. Д. Дерябо, В. И. Панова, А. П. Сидельковского, B. А. Ясвина рассматривают психологические черты взаимосвязи ученика с природой. В разрабатываемой Л. В. Тарасовым модели «Экология и диалектика» представлена идея экологического воспитания детей на основе формирования у них естественнонаучных представлений о всеобщей взаимосвязи вещей, единстве мира.
Концепции воспитания экологической культуры учащихся Б. Т. Лихачева, Н. С. Дежниковой и др., направлены на формирование положения о самоценности экологического воспитания; экологической культуры как новообразования личности, которая развивается на основе интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер, которые выражаются в системе отношений ребенка к природе, людям и самому себе.
Возникает противоречие в недостаточности разработки, посвященных условий формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста средствами проектно-исследовательской деятельности.
Результаты педагогов — исследователей позволили выделить определение экологической культуры. По мнению И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной она связана с социальной и нравственной стороной жизни человека, которая побуждает нас к улучшению окружающего нас мира.
Цель исследования: сформировать экологическую культуру у младших школьников во внеурочной деятельности путем разработки и внедрение содержания проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Объект исследования: процесс экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: условия формирования экологической культуры у младших школьников в проектно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: формирование экологической культуры у младшего школьника во внеурочной деятельности будет проходить более эффективно, если:
- работа проводится целенаправленно в соответствии с конкретной системой методической работы в рамках программы внеурочной деятельности;
- при разработке программы учитывается актуальный уровень сформированности экологической культуры у младших школьников;
- применяются различные методы и приемы реализации программы (проектно-исследовательский метод);
- внеурочная работа проводится с учетом возрастных и
психологических особенностей учащихся начальных классов;
- на занятиях создается особый эмоциональный климат и
благоприятная атмосфера для успешной и плодотворной работы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Выявить уровень сформированности экологической культуры младших школьников;
3. Разработать и внедрить комплекс занятий по формированию экологической культуры младших школьников в условиях реализации содержания проектно-исследовательской деятельности в рамках внеурочных занятий;
4. Произвести анализ и обобщение результатов диагностического исследования.
Методы исследования: изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент.
Новизна исследования состоит в формировании экологической культуры у учащихся начальной школы во внеурочной деятельности с использованием приемов, направленных на познание, создание и трансформацию в новом качестве предметов, ситуаций и явлений, на основе создаваемых проектов.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами в качестве методического материала для организации экологического кружка в начальной школе. Предложенные приемы возможно использовать для формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы (54 источников), приложения.
Работа содержит 13 рисунков, 1 таблицу.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что природа оказывает большой психолого-педагогический потенциал на ребенка, но проблемой является возможность «принятия» личностью сущность природы.
Формирование у младшего школьника экологической культуры является важной частью школьного образования, так как несет наиважнейшую функцию обучения — сохранение окружающей среды и экологии.
В достижении данной цели помогает проектно — исследовательская деятельность учащихся по созданию самостоятельных проектов, изучение природы и природных явлений.
Именно проектная деятельность позволяет полностью раскрыться ученику и показать максимальный результат усвоения им правил, закономерностей и приобретенных знаний об окружающей среде. Мы считаем, что проектную деятельность необходимо организовывать и проводить в рамках внеурочной деятельности.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволил сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс внеурочных занятий эффективен, так как на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе высокий уровень сформированности повысился на 9%, средний уровень повысился на 7%, а низкий уровень снизился на 16%.
В контрольной группе результаты не существенно изменились. Высокий уровень повысился на 2%, средний на 2%, а низкий снизился на 4%.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена, цель достигнута.
Формирование у младшего школьника экологической культуры является важной частью школьного образования, так как несет наиважнейшую функцию обучения — сохранение окружающей среды и экологии.
В достижении данной цели помогает проектно — исследовательская деятельность учащихся по созданию самостоятельных проектов, изучение природы и природных явлений.
Именно проектная деятельность позволяет полностью раскрыться ученику и показать максимальный результат усвоения им правил, закономерностей и приобретенных знаний об окружающей среде. Мы считаем, что проектную деятельность необходимо организовывать и проводить в рамках внеурочной деятельности.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволил сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс внеурочных занятий эффективен, так как на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе высокий уровень сформированности повысился на 9%, средний уровень повысился на 7%, а низкий уровень снизился на 16%.
В контрольной группе результаты не существенно изменились. Высокий уровень повысился на 2%, средний на 2%, а низкий снизился на 4%.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена, цель достигнута.
Подобные работы
- Формирование экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4100 р. Год сдачи: 2023 - Формирование экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности (на примере кружка «Эколята»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Модель формирования культурологических ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание экологической культуры у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018



