Введение 6
1 Теоретические аспекты организации работы с перевозчиками на
предприятии 9
1.1 Сущность и содержание работы с перевозчиками на предприятии 9
1.2 Анализ подходов к оценке эффективности поставок продукции на
предприятие 17
1.3 Направления совершенствования организации перевозок на
предприятии 23
2 Анализ организации работы с перевозчиками на ПАО «КуйбышевАзот» 28
2.1 Общая характеристика ПАО «КуйбышевАзот» 28
2.2 Анализ работы с перевозчиками в ПАО «КуйбышевАзот» 32
3 Разработка предложений по совершенствованию организации работы с
перевозчиками на примере ПАО «КуйбышевАзот» 50
3.1 Совершенствование критериев выбора внешних перевозчиков ПАО «КуйбышевАзот» 50
3.2 Расчет и оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 55
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложение А
Товародвижение - является одной из самых массовых отраслей экономики. Данная отрасль, давно заняла и прочно удерживает ведущее положение во всем транспортном комплексе страны.
Процесс организации товародвижения непосредственно связан с транспортом, который формирует инфраструктуру народного хозяйства страны. Постоянно растущие объемы общественного производства, расширение областей промышленного использования природных ресурсов, расширение внутренних и международных экономических и культурных связей, необходимые требования обороноспособности страны не могут получить соответствующее обеспечение без системного развития всех видов транспорта, расширения сети путей сообщения, повышения мобильных качеств и маневренности.
В современных реалиях, перехода к полным рыночным отношениям, проблема постоянного совершенствования методов, приемов управления предприятиями производственной сферы является одной из важных. Это непосредственно относится к транспортному обслуживанию, в связи с тем, что конкуренция данной отрасли развивается высокими темпами.
Существующие конкурентные преимущества на сегодняшний день: постоянное повышение качественной стороны обслуживания, снижение себестоимости перевозок, расширение предоставляемого спектра услуг, быстрое реагирование на изменение ассортимента транспортных услуг на территории страны и региона.
Таким образом, важен поиск новых подходов к деятельности перевозчиков на транспортном рынке страны. Одним из самых прогрессивных направлений является логистический подход, который ориентируется на постоянное увеличение объемов перевозки грузов, а, следовательно, повышение доходности и прибыльности работы транспорта, и всего предприятия в целом.
От транспорта, как правило, очень зависит скорость доставки грузов потребителям, его сохранность, качественные характеристики, а также необходимые затраты по перевозке. Данные затраты занимают большой удельный вес в издержках обращения предприятия.
Высокие оперативные данные, надежные и стабильные показатели доставки товаров с предприятий производителей в предприятия распределения и потребления с минимальными затратами, и без количественных и качественных потерь является существенным условием эффективной коммерческой деятельности предприятия.
Таким образом, на основании всех изложенных положений и принимая, во внимание, практическую значимость повышения эффективности организации работы с перевозчиками, была выбрана тема выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является повышение эффективности деятельности ПАО «КуйбышевАзот» на основе разработки мероприятий по совершенствованию работы с перевозчиками .
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты совершенствования организации работы с перевозчиками на предприятии;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности и
эффективности работы с перевозчиками ПАО «КуйбышевАзот»;
- разработать и экономически обосновать мероприятия по
совершенствованию работы с перевозчиками ПАО «КуйбышевАзот».
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ПАО «КуйбышевАзот», российское предприятие химической промышленности.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления ПАО «КуйбышевАзот» и направленные на совершенствование работы с перевозчиками.
Теоретическая и методологическая основы: научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области перевозок грузов и управления предприятием, транспортно - экспедиционной деятельности, логистике, маркетингу, экономике, юриспруденции. Практический опыт руководителей компаний, осуществляющих перевозку товаров.
Информационную основу работы составили законодательные и нормативные акты РФ, статистические материалы Минтранса РФ, Ассоциации международных перевозок, Минэкономразвития России, Федеральной службы государственной статистики, результаты обследования транспортно-экспедиционного подразделения ПАО «КуйбышевАзот».
В качестве методов исследования были использованы сравнительный и системный анализ, качественное и количественное изучение финансовых показателей деятельности организации, экономико-статистические методы.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы из 22 русских источников и 5 иностранных источников и одного приложения.
Во введении обосновывается актуальность, цели, задачи бакалаврской работы, определяется объект, предмет и методы исследования.
В первой главе раскрыты теоретические аспекты совершенствования работы с перевозчиками на предприятии.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности и выявлены проблемы в работе с перевозчиками на ПАО «КуйбышевАзот» за 2015 - 2017 гг.
В третьей главе разработаны и экономически обоснованы мероприятия по совершенствованию работы с перевозчиками ПАО «КуйбышевАзот».
В заключении сформулированы основные выводы проведенной аналитической работы.
Общий объем работы 65 страниц машинного текста с приложениями, в том числе 9 таблиц, 10 рисунков.
Перевозка грузов по всей территории страны имеет существенное значение для эффективного обеспечения связи между субъектами, в связи с тем, что Россия имеет значительную протяженность по площади и основной характерной чертой является большие расстояния между населенными пунктами.
Транспортировка - является ключевой логистической функцией, которая связана с перемещением определенной продукции транспортным средством по соответствующей технологии в цепи поставок.
Основная функция транспортной логистики заключается в создании общей системы, которая позволяет провести оптимальный процесс перевозок. Для качественного и эффективного выполнения указанной задачи требуется необходимое обеспечение участников процесса необходимым техническим и технологическим соответствием. При процессе обеспечения используются единые системы планирования, и обязательно согласовываются экономические интересы заинтересованных сторон.
Важным моментом эффективной транспортной логистики, является составление оптимального маршрута движения транспортных средств. Существенное значение оптимальный маршрут приобретает при организации перевозок на дальнее расстояние или организации международной доставки.
Основными задачами эффективного планирования и организации перевозок, является повышение основных технико-эксплуатационных показателей подвижного состава: сокращение времени простоев под погрузкой-разгрузкой (посадкой-высадкой); снижение показателей себестоимости перевозок.
Проведение своевременного анализа технико-эксплуатационных показателей позволяет принимать необходимые меры по управлению транспортным процессом с целью повышения его эффективности.
Объектом исследования является Управление сбытом ПАО «КуйбышевАзот».
Транспортные средства ПАО «КуйбышевАзот» движутся в разные направления и имеют протяженность от 100 до 1700 км.
В работе транспортных средств ПАО «КуйбышевАзот» преобладают маятниковые маршруты с обратным холостым и груженым пробегом.
Согласно проведенной оценке перевозчиков ПАО «КуйбышевАзот» наихудшие показатели у транспортной компании «Да-Транс», т.к. у нее самые большие сроки доставки груза, устаревшие транспортные средства и низкие показатели эффективности деятельности и коэффициента автономии. В связи с чем, предлагается заменить данного перевозчика на более эффективного по всем критериям.
В Управлении сбытом ПАО «КуйбышевАзот» организация работы с перевозчиками состоит из нескольких этапов.
В Управлении сбытом ПАО «КуйбышевАзот» менеджеры по логистике выполняют свои обязанности по организации грузоперевозок, обращаясь при этом к АИС «Грузоперевозки» для информации о транспортных средствах, покупателях и географических адресах.
На заводе ведется контроль исполнения транспортировки грузов, однако отсутствует дистанционное наблюдение за текущим размещением и состоянием транспортных средств завода с целью контроля их перемещения и своевременного реагирования, если возникают непредвиденные обстоятельства или нарушается маршрутный график движения транспортного средства. В связи с этим процент превышения фактического времени выполнения транспортной работы над плановым составил 7 %.
За 2015-2017 гг. коэффициент технической готовности за анализируемый период снизился на 0,02 пункта, что является значительным для Управления сбытом ПАО «КуйбышевАзот». Также значительно увеличилось время нахождения всех автомобилей в ремонте с 312,1 до 673,2 дней в году.
В результате анализа было выявлено, что применяемых на заводе критериев выбора внешних перевозчиков недостаточно, т.к. при росте объема выпуска продукции заводом особую важность и актуальность приобретают бесперебойность и своевременность доставки грузов. С учетом этого необходимо усовершенствовать систему оценки внешних перевозчиков ПАО «КуйбышевАзот» с помощью внедрения рейтинговой системы оценки внешнего перевозчика
Для решения указанных проблем в третьей главе разработаны мероприятия, направленные на совершенствование работы с перевозчиками Управления сбытом ПАО «КуйбышевАзот»:
1. Разработана рейтинговая система оценки внешнего перевозчика для ПАО «КуйбышевАзот».
2. Замена перевозчика - транспортной компании «Да-Транс» на транспортную компанию «ПремиумТранс», расположенную по адресу ул. 40 лет Победы 14.
Разработанная рейтинговая система оценки внешнего перевозчика и замена перевозчика ПАО «КуйбышевАзот» будут экономически эффективными, так как позволят сократить расходы по данному направлению работы на 9,4%, также получить условно-годовую экономию и годовой экономический эффект в размере 130,8 тыс.руб.
1. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений / фед. закон : офиц. текст // Российская газета. 04.03.1999. №41-42.
2. О финансовой аренде (лизинге) / фед.закон : офиц. текст // Российская газета. 05.11.1998. №211.
3. Александров В.А. Автотранспортные средства : учеб.пособие / В.А. Александров. - СПб. : Лань П, 2016. 336 с.
4. Белозерцева Н.П. Разработка методики оценки конкурентоспособности предприятий транспортной отрасли // Территория новых возможностей. 2015. №1 (19). С. 144-149.
5. Гуреева М.А. Основы экономики транспорта : учеб. пособие / М. А. Гуреева. М. : Академия, 2014. 188 с.
6. Данилов А.Д. Иерархическая структура организации транспортной логистики крупного промышленного холдинга // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2015. № 78-83.
7. Жолобова О.И. Решение задачи о многополюсной цепи с максимальной пропускной способностью в геоинформационных системах // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2015. № 2. С. 52-57.
8. Жолобова О.И. Информационная поддержка решения задач транспортировки грузов автомобильным транспортом // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2016. № 1. С. 26-30.
9. Колесникова К.И. Выбор логистического посредника при транспортировке нестандартного груза // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. №10. С. 199-200.
10. Логистика и управление цепями поставок : учебник / В.В. Щербаков [и др.]. М. : Юрайт, 2015. 581 с.
11. Логистика и управление цепями поставок : практ. пособие / Д.В. Курочкин. Минск: Альфа-книга, 2016. 783 с.
12. Магомедов А.М. Транспорт и логистическая интеграция региональной экономики // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-2. С. 231-235.
13. Мамаев Э.А., Алибеков Б.И. Логистика взаимодействия транспортных предприятий в смешанных перевозках // Эволюция логистики в новом тысячелетии. Материалы межд. науч.-практ. конф. (Третий Южно-Российский логистический форум.). РГЭУ (РИНХ), Ростов-на-Дону. 2016. С. 112-116.
14. Плотников О.А., Подвальный Е.С. Разработка алгоритма для комплексного решения задач транспортной логистики // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2016. Т. 7. № 11. С.102-105.
15. Плотников О.А. Разработка математического алгоритма для решения задач оптимального планирования грузоперевозок // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2017. № 10. С.19-24.
16. Теревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт) : учебник / И.С. Туревский. М. : Форум: Инфра-М, 2017. 287 с.
17. Туревский И.С. Автомобильные перевозки : учеб.пособие / И. С. Туревский. М. : Форум: Инфра-М, 2016. 222 с.
18. Турпищева М.С. Моделирование транспортных систем при грузоперевозках // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2016. № 2. С. 9 - 13.
19. Шавзис С.С. Обеспечение управления стоимостью доставки грузов на базе мультимодальных узлов // Транспорт Российской Федерации. 2015. № 1. С. 30-35.
20. Экономика транспорта: учебник и практикум для
академического бакалавриата / Е. В. Будрина [и др.]. М. : Юрайт, 2016. 365 с.
21. КуйбышевАзот / Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kuazot.ru
22. A.Plotnikov and E.S.Podvalniy. The Multialternative Cargo Routing Problem: Solution by Evolutionary Methods // Automation and Remote Control. 2016. Vol. 74. №10.pp.1761-1770.
23. Valet L. A Statistical Overview of Recent Literature in Information Fusion // IEEE Aerospace and Electronic Systems Magazine. 2015. 16 (3). P. 7-14.
24. Asch K., Brodaric B. An International Initiative for Data Harmonization in Geology // 10th EC-GI&GIS Workshop, Abstracts, Warsaw. 23-25 June. 2014. pp. 9-15.
25. The Special Data Dissemination System: guide for subscribers and users —Washington, D.C. : International Monetary Fund, 2017.
26. The real exchange rate: issues of cosept and measurment. Arnold C. Harberger/ University of California, Los Angeles, June 2014.
27. Stock J. H., Watson M. W. Phillips Curve Inflation Forecasts // NBER Working Paper No.14322. September 2016.