Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анализ функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов в период эмоционального стресса (Сургутский Государственный Университет)

Работа №119396

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: студенты Сургутского государственного университета и Самарского государственного университета в период экзаменационной сессии.
Выборка: 68 студентов, испытывающих стрессовую ситуацию во время сессии

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВЛИЯНИЕ СТРЕСС-ФАКТОРОВ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА…..……6
1.1.Комплексное воздействие климатоэкологических факторов на человека..6
1.2.Адаптация организма к различным условиям среды……………………...13
1.3.Влияние стресса на сердечно-сосудистую систему человека……..…...….14
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…16
2.1. Объект и дизайн исследования...16
2.2. Метод вариационной пульсоксиметрии…17
2.3. Метод статистической обработки параметров вариабельности сердечного ритма…………21
2.4. Метод идентификации параметров аттракторов поведения вектора состояния биосистем в m-мерном фазовом пространстве состояний…………23
2.5. Метод нейросетевых технологий…25
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУДЖДЕНИЕ…28
3.1 Статистический анализ показателей вариабельности сердечного ритма студентов г.Сургута и г.Самары………………………………….……………28
3.2. Статистический анализ обработки данных параметров кардиоинтревалов студентов, проживающих в разных климатических условиях, в период эмоционального стресс……….43
3.3 Нейрокомпьютерный анализ параметров вариабельности сердечного ритма проживающих в разных климатических условиях, в период эмоционального стресса………………45
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….56
ЛИТЕРАТУРА…….…………………………………………………………...57

Эмоциональный стресс является распространенной проблемой среди студентов, особенно тех, кто живет в климатических зонах с высоким уровнем влажности и жары. Такие условия могут приводить к усталости, раздражительности и бессоннице, что в свою очередь может увеличить уровень стресса.
Кроме того, для снижения уровня стресса можно использовать релаксационные техники, такие как дыхательная гимнастика, массаж, ароматерапия и другие методы, которые помогают снять напряжение и улучшить психологическое состояние. Важно также обеспечить достаточный уровень отдыха и сна, чтобы организм имел возможность восстановиться после периодов повышенной нагрузки. Таким образом, для поддержания здоровья сердечно-сосудистой системы в период стресса необходимо принимать комплекс мер, включающий физические упражнения, релаксационные техники, улучшение питания и сна, а также своевременное обращение за медицинской помощью. Это поможет снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и поддержать здоровье организма в целом.
Период обучения в вузе на современном этапе является сложным и длительным процессом, требующим огромных затрат физических усилий и эмоциональной устойчивости. Увеличивающийся объем информации в сочетании с действием экстремальных эколого-климатических факторов ведут к эмоциональным и физическим перегрузкам, что, несомненно отражается на состоянии здоровья молодого организма. Интенсивная умственная деятельность, повышенная статическая нагрузка, нарушение режима сна, эмоциональные переживания в период экзаменационной сессии могут приводит к выраженным изменениям вариабельности сердечного ритма студента ВУЗа.

Цель: установление закономерностей в динамике хаотического поведения параметров сердечно-сосудистой системы студентов, проживающих в разных климатических условиях, в период эмоционального стресса.
Задачи исследования:
1. Выполнить статистический анализ показателей вариабельности сердечного ритма (ВРС) студентов, проживающих в разных климатических условиях
2. Методом многомерных фазовых пространств выявить изменения динамики кардиоинтервалов студентов, проживающих в разных климатических условиях, в период эмоционального стресса.
3. С помощью метода нейросетевых технологий идентифицировать параметры порядка вариабельности сердечного ритма у исследуемых групп студентов, проживающих в разных климатических условиях, в период эмоционального стресса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Выявлено, что показатель частоты сердечных сокращений у студентов г.Сургута достоверно увеличивается во время проведения экзамена (у девушек в 1,09 раза, а у распределение юношей в 1,06 раза) это свидетельствовало о психоэмоциональном напряжении, распределение в период сдачи экзаменов и приводило к существенным перестройкам вегетативного обеспечения факторов сердечно-сосудистой системы студентов г.Сургута, усиливая мощность спектра высокочастотного компонента вариабельности. Показатель напряженности регуляторных систем организма у девушек г. Самары достоверно увеличивается внутренней в 1,3 раза во время экзамена, а у юношей г. Самары уменьшается в 1,05 во время проведения экзамена. Экзаменационный стресс у студентов г. Самары сопровождался значимым увеличением вариабельности кардиоинтервалов (р =0,029), что свидетельствует о существенном снижении активности симпатического отдела ВНС, факторов и усилении парасимпатической регуляции.
2. Метод многомерных фазовых пространств позволил показать, что эмоциональный стресс наиболее существенно влияет на юношей, но значения S квазиаттракторов у юношей г. Самары увеличивается в более чем в 2 раза, по сравнению с юношами г. Сургута. Влияние эмоционального стресса на девушек менне выражено и приводит к несущественному увеличению S квазиаттракторов. Данная стрессоустойчивость студентов г.Сургута по сравнению со студентами г. Самары может объясняться отсутствием действия экстремальных климатических условий в г. Самаре.
3. Использование нейро-ЭВМ обеспечивает не только идентификацию различий между группами, но и ранжирование диагностических признаков при изучении эмоционального стресса студентов, проживающих в разных климатических условиях. Установлены различия между группами (с позиций стохастического подхода данные различия установлены не были) и наиболее значимыми параметрами порядка являются СИМ, ПАР, HF и VLF.



1. HR-Portal// Реакция человеческого организма на стресс [электронный ресурс].- Режим доступа:https://hr-portal.ru/article/reakciya-chelovecheskogo-organizma-na-stress
2. http://medstatistic.ru/theory/spirmen.html Медицинская статистика
3. REFSRU//Проблема влияния неблагоприятных природных факторов на здоровье населения [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.refsru.com/referat-14348-11.html
4. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии – СПб: Речь, 2004
5. Багнетова Е.А. Особенности Адаптации,Психологического И Функционального Состояния Организма Человека В Условиях Севера / Багнетова Е.А // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Экология И Безопасность Жизнедеятельности. 2014 Url: Https://Cyberleninka.Ru/Article/N/Osobennosti-Adaptatsii-Psihologicheskogo-I-Funktsionalnogo-Sostoyaniya-Organizma-Cheloveka-V-Usloviyah-Severa
6. Баевский Р.М. Математический анализ изменений сердечного ритма
при стрессе / Р.М. Баевский, О.И. Кирилов, С.В. Клецкин. – М.: Наука,
1984 – 219с.
7. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л. 1988.260 с.
8. Башкатова Ю. В. Общая характеристика функциональных систем
организма человека в условиях ханты-мансийского автономного округа – Югры / Ю. В. Башкатова, В. А. Карпин // Научно – практический журнал. Экология человека. – 2014.05 – 10с.
9. Воронин В.М. Основы, биологической и медицинской климатологии. М.: Медицина; 1981. 352 с.
10. Газиева М.В. Современные подходы к проблеме исследования стресса и стрессоустойчивости/ Газиева М.В.// Мир науки, культуры, образования. 2018 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-probleme-issledovaniya-stressa-i-stressoustoychivosti
11. Генов Ф. Психология управления – М, 1982
12. Гичев Ю.П. Современные проблемы: экологической медицины.Новосибирск.: СО РАМН. 1996. 174 е.
13. Госпиталл // Суммарная солнечная радиация. Солнечная радиация: виды [электронный ресурс].- Режим доступа: https://hospitalvv.ru/vidy-otravlenij/solnechnaya-radiaciya.html
14. Гудков, А.Б. Эколого-физиологическая характеристика климатиче-
ских факторов Севера / А.Б. Гудков, О.Н. Попова, Н.Б. Лукманова // Экология человека. – 2011. – № 1. – С. 12 – 17.
15. Григорьев, И.И. Погода и здоровье /И.П. Григорьев. – М. : Авиценна,
ЮНИТИ, 1996. – 96 с.
16. Гридин Л.А. Особенности Адаптационных Реакций Человека В Условиях Крайнего Севера / Гридин Л.А.,ШишовА.А.,Дворников М.В. // Здоровье Населения И Среда Обитания. 2014 №4(253) URL: Https://Cyberleninka.Ru/Article/N/Osobennosti-Adaptatsionnyh-Reaktsiy-Cheloveka-V-Usloviyah-Kraynego-Severa
17. Даренская М.А. Особенности метаболических реакций у коренного и пришлого населения Севера и Сибири/ Даренская М.А.// ActaBiomedicaScientifica. 2014 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-metabolicheskih-reaktsiy-u-korennogo-i-prishlogo-naseleniya-severa-i-sibiri
18. Деряпа Н.Р. //Тез.докл. 3-ей Всесоюзн.клнференции «Адаптация человека в различных климато-географических и производственных условиях. Ашхабад. 1981. Т. 3. С. 62-64
19. Доршакова Н.В. Особенности патологии жителей Севера / Доршакова Н.В., Карапетян Т.А. // Экология человека. 2004 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-patologii-zhiteley-severa
20. Инфопедия // Климатические экологические факторы [электронный ресурс].- Режим доступа: https://infopedia.su/10x974f.html
21. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука. 1989. 131 с.
22. Карпин В. А., Катюхин В. Н., Гвоздь Н. Г., Пасечник A. B. Современ-
ные медико-экологические аспекты урбанизированного Севера. М., 2003. 100 с.
23. Карданов Р.Ш. Методологические основы изучения проблем социальной адаптации/Карданов Р.Ш. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология.2008
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-izucheniya-problem-sotsialnoy-adaptatsii
24. Клименко Д.Е. Методика расчета максимального весенного стока малых рек Среднего Приобья и северного склона Сибирских увалов / Клименко Д.Е.//Географический вестник.2008 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-rascheta-maksimalnogo-vesennego-stoka-malyh-rek-srednego-priobya-i-severnogo-sklona-sibirskih-uvalov
25. Козлова, В.В. Особенности показателей функциональных систем организма учащихся младших классов./ В.В. Козлова, И.О. Кочурова, О.А. Синюк, С.Ю. Сорокина // Экологичекий вестник Югории – 2007. – Т. V, №1 – С. 61 – 63
26. Ковалев И. В. Проблемы развития Севера и здоровья населения. М. :
Тровант, 2000. С. 6–13.
27. Корчина Т. Я./ Донозологическая диагностика заболеваний сердечно-
сосудистой системы у населения северного региона // Научно –
практический журнал. Экология человека. – 2013 – 8с.
28. Костенко А.Н. Психологические условия преодоления и предотвращения ситуаций стрессирования подростков/ Костенко А.Н.// Вестник Московского университета МВД России.2009 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-usloviya-preodoleniya-i-predotvrascheniya-situatsiy-stressirovaniya-podrostkov
29. Курбанов М.М., Дубровина Л.М. Влияние экологических факторов среды обитания на здоровье населения. (Ханты-Мансийский центр госсанэпиднадзора), 2001.
30. Марчук С.А. Влияние экзаменационного стресса на психофизическое состояние студентов/Марчук С.А.// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.2019 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-ekzamenatsionnogo-stressa-na-psihofizicheskoe-sostoyanie-studentov
31. Плотников В.В. Экология Ханты-Мансийского автономного округа.- Тюмень: Софт дизайн, 1997.- 288с.
32. Поскотинова Л.В. Вегетативная регуляция ритма сердца // Вестник
уральской медицинской академической науки. – Екатеринбург: УрО
РАН, 2010 – 235с.

33. Русак С.Н. Хаотическая динамика факторов среды и здоровье
населения ХМАО – Югры / Л.М. Бикмухаметова, Д.И. Молягов, О.Е.
Филатова // Международная конференция. Математика и информационные технологии в нефтегазовом комплексе. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2014 – 150с.
34. Русак С. Н. Годовая динамика погодно-климатических факторов и
здоровье населения Ханты-мансийского автономного округа / В. В.
Еськов, Д. И. Молягов, О. Е. Филатова // Научно – практический
журнал. Экология человека. – 2013 – 22 с.
35. Синоптические ситуации способствующие формированию экстремальных значений скорости ветра в Баренцевом море [Электронный ресурс] / Суркова, Крылов // Вестник Московского университета. Серия 5. География .— 2016 элементы .— №6 .— С. 20-27 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/587234
36. Траса // География Ханты-Мансийского автономного округа [электронный ресурс].Режим доступа: http://trasa.ru/region/hantumansiyskiy_geo.html
37. Хаснулин В.И. Концепция сохранения здоровья человека на Крайнем Севере.- Норильск.- 1996.- с. 12.
38. Хаснулин В. И. Кардиометеопатии на Севере / А.М. Шургая, А.В. Хаснулина. – Новосибирск, 2000 – 180 с.
39. Харченко М.А. Корреляционный анализ / Харченко М.А., учебное пособие для вузов, Изд-во - ПЦВГУ, 2008 - С. 10-18.
40. Хныченко Л.К. Стресс и его роль в развитии патологических процессов/ Хныченко Л.К., Сапронов Н.С.// Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии.2003 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stress-i-ego-rol-v-razvitii-patologicheskih-protsessov
41. Хрущев В.Л. Здоровье человека на Севере. – М.: Астра, 1994 – 75с.
42. Чащин В.П. Труд и здоровье человека на Севере / В.П. Чащин, И.И.
Диденко. – Мурманск, 1990.– 104с.
43. Чиберева Е.М. Физиологические основы климатолечения /Чиберева Е.М.// Вестник климатолечения и курортологии. 2015 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fiziologicheskie-osnovy-klimatolecheniya
44. Шаханова А.В. Функциональные и адаптивные изменения сердечно-сосудистой системы студентов в динамике обучения/ Шаханова А.В., Челышкова Т.В., Хасанова Н.Н., Силантьев М.Н.// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки.2008 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnye-i-adaptivnye-izmeneniya-serdechno-sosudistoy-sistemy-studentov-v-dinamike-obucheniya
45. Шумакова И.Е. Успешность преодоления жизненных трудностей/ Шумакова И.Е. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология.2009 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uspeshnost-preodoleniya-zhiznennyh-trudnostey
46. Eskov V.M., Gavrilenko T.V., Kozlova V.V., Filatov M.A. Measurement of the dynamic parameters of microchaos in the behavior of living biosystems // Measurement Techniques. - 2012. –Т. 55. - № 9. - С. 1096-1101.
47. Eskov V.M., Eskov V.V., Filatova O.E. Characteristic features of measurements and modeling for biosystems in phase spaces of states» // Measurement Techniques (Medical and розничной Biological Measurements). – 2011. – V.53 (12). –P.1404-1410.
48. Eskov V.M., Khadartsev A.A., Eskov V.V., Filatova O.E. Filatova D.U. Chaotic approach in biomedicine: individualized medical treatment // Journal of Biomedical Science and Engineering.– 2013.– Т. 6.– Р. 847.
49. Haken H. Principles of brain functioning: a synergetic этом approach to brain activity, behavior and cognition (Springer series in synergetics). / – Springer, 1995. – 349 p.
50. Prigogine I. The Die Is Not Cast / Futures. Bulletin of the Word Futures Studies Federation. – Vol. 25. № 4, January 2000 / P. 17-19.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ