Объект исследования - ООО «ЛИНЦ» Аптека №10 ( г. Калининград).
Введение 3
1. Теоретические аспекты оценки структуры ассортимента в аптечной организации 5
1.1 Понятие и классификация товаров аптечного ассортимента 5
1.2 Маркетинговые характеристики аптечного ассортимента 8
1.3 Формирование эффективной ассортиментной политики в аптечной организации 10
2. Анализ структуры аптечного ассортимента Аптеки базы практики 13
2.1 Общая характеристика исследуемой аптеки 13
2.2 Анализ структуры товарного ассортимента 15
Заключение 26
Список литературы 29
В современных рыночных отношениях ассортимент фармацевтических товаров, предлагаемых для реализации, представляет центральное звено, связующее потребительский спрос и предложения производителей лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Теоретическим основам управления ассортиментом товаров аптечных организаций, включая такие определения как «ассортимент товаров», различным научным и методическим подходам к управлению ассортиментом товаров посвящены работы А.А. Алексеева, Матвеевой О.П., Дремовой Н.Б., Кобзарь Л.В. и ряд других авторов. В тоже время сложно найти публикации, в которых бы освещались более конкретные вопросы, количественно характеризующие показатели аптечного ассортимента.
Параметры ассортимента, реализуемого в сфере фармацевтических продаж, выполняют, с одной стороны, роль показателей его конкурентоспособности, с другой характеризуют степень удовлетворения потребностей рынка. Кроме того, не следует забывать особое социально-экономическое значение фармацевтических товаров, гарантирующих защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства. Все вышеизложенное определило интерес значительного числа исследователей к проблеме аптечного ассортимента.
В соответствии с правилами надлежащей аптечной практики руководитель аптечной организации обеспечивает ее необходимыми ресурсами, в том числе товарами аптечного ассортимента для функционирования всех процессов деятельности субъекта розничной торговли.
Актуальность исследования определена проблемой формирования фармацевтическими работниками, организующими обеспечение населения и медицинских организаций лекарственными препаратами, рациональной ассортиментной политики, способствующей как удовлетворению потребностей потребителей, так и укреплению рыночных позиций фармацевтической организации.
Объект исследования – деятельность аптечной организации ООО «ЛИНЦ» Аптека №10, расположенный по адресу: г. Калининград, Московский проспект, 40.
Предмет исследования – структура ассортимента Аптеки базы практики.
Цель исследования: провести анализ структуры ассортмиента ООО «ЛИНЦ» Аптека №10, расположенный по адресу: г. Калининград, Московский проспект, 40.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, классификацию, а также маркетинговые характеристики аптечного ассортимента;
2. Рассмотреть особенности формирования эффективной ассортиментной политики в аптечной организации;
3. Проанализировать структуру товарного ассортимента Аптеки базы практики.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, измерение, анализ полученных данных.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования потребительских предпочтений могут быть использованы в Аптеке базы практики для формирования оптимального ассортимента.
В целом на основании проведенного исследования можно говорить о наличии в Аптеке базы практики всех востребованных населением ассортиментных групп продукции.
Анализ структуры ассортимента Аптеки базы практики позволяет сделать следующие выводы:
– преобладает безрецептурный отпуск – 59,73% и лишь 40,27% - отпуск лекарств по рецептам;
– 41,58% в данной аптеке составляют препараты на стадии зрелости и характеризуются максимальным объемом спроса, 37,49% - на стадии роста характеризуются быстрым развитием продаж. При этом 13,64% на этапе внедрения на рынок, характеризуются очень высокой степенью неопределенности результатов, поскольку заранее трудно определить будет ли иметь успех новый товар. И 7,29% на этапе упадка, это проявляется в снижении спроса;
– основными производителями являются импортные компании – 61,93%, на долю отечественных производителей приходится 38,07% реализованной продукции;
– соотношения дженериковых и оригинальных препаратов составляет 67,25% к 32,75%;
– преобладают препараты широкого спектра действия, такие как жаропонижающие, антибиотики, витамины, их доля составляет 59,86%. На долю препаратов узкого спектра действия приходится 40,14%.
Опираясь на результаты ABC- и XYZ-анализа можно принять решение об обязательном включении в ассортиментный перечень закупок наряду с лекарственными препаратами, косметические средства, т. к. они имеют высокую потребительскую стоимость, более стабильные продажи и хорошую надежность прогноза. Гомеопатические лекарственные препараты характеризуются средней потребительской стоимостью, нестабильным, возможно, непредсказуемым, потреблением и недостаточно высокой надежностью прогноза, поэтому включение их в портфель закупок должно опираться на показатели спроса на конкретном рынке.
Фитопрепараты имеют очень незначительную долю в объеме продаж, что повлияло на отнесение его в группу с низкой потребительской стоимостью, но характеризуется стабильными продажами, поэтому эти препараты можно включить в портфель закупок при условии обеспечения спроса. При закупке БАД можно перейти на систему с неизменной суммой (объемом) заказа, но при этом сформировывать страховой припас, исходя из имеющихся у аптеки денежных способностей.
Средства гигиены и ИМН попадают в группу «аутсайдеров», эти товары можно безболезненно выводить из ассортимента, однако некоторую часть их необходимо часто держать под контролем. Выводить из ассортимента нужно остатки продуктов, взятых под заказ либо уже не выпускающихся, другими словами продуктов, обычно относящихся к категории стоков.
По итогам результатов углубленного анализа в разрезе фармакотерапевтических групп можно сделать вывод, что препараты, действующие на нервную систему и сердечно-сосудистую систему, обеспечивает наиболее оптимальное соотношение ликвидности и прибыльности. Имеют высокую потребительскую стоимость, стабильное потребление, высокую степень надежности прогноза. Таким образом, для формирования ассортимента лекарственных препаратов аптеке в первую очередь необходимо включать закупку этих групп препаратов.
Необходимо так же выйти на рынок, имея определенный ассортимент лекарственных препаратов действующие на органы пищеварения и регулирующие обмен веществ, при хорошем их спросе желательно увеличить страховой запас этих ФТГ. В дальнейшем включение их в закупки должно опираться на показатели спроса. Группу противомикробные лекарственные препараты так же необходимо включить в закупку. Необходимо обеспечить постоянное наличие этой группы в аптеке, однако, для этого нет необходимости создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этой группы стабилен и хорошо прогнозируется. Группа лекарственных препаратов, действующих на костно-мышечную систему, так же должна быть включена в планируемый ассортимент, так как в целом неплохо продается, но спрос для этой группы переменчив. В дальнейшем, чтобы не потерять потенциальный доход, но при этом не понести убытки, можно перевести данную группу на особую систему заказов.
В целом ассортимент Аптеки базы практики можно оценить как смешанный, широкий и глубокий.
После изучения теоретических основ формирования ассортимента и анализа ассортиментной политики Аптеки базы практики можно дать следующие рекомендации:
1. Расширение ассортимента аптечной организации за счет расширения товарной номенклатуры: включение новых ассортиментных групп товаров; достижение гармоничности аптечного ассортимента; углубление товарной номенклатуры, т.е. увеличения насыщенности уже существующих ассортиментных групп; оптимизация рационального набора обязательных перечней.
2. Аптеке базы практики необходимо заниматься инновационной деятельностью, т.е. заказывать новинки фармацевтического рынка;
3. Необходимо также отслеживать конкурентов и давать оценку конкурентоспособности своей ассортиментной политики;
4. Необходимо анализировать предпочтения потребителей покупателей фармацевтических товаров;
5. Можно создать базу данных по ассортименту реализуемой продукции, конкурентах, потребителях;
6. Применять специальную систему стимулирования продаж, ориентированную на потребителей.
1. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об обращении лекарственных средств» [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350/ (дата обращения: 24.03.2023).
2. Приказ Минздрава России от 31.08.2016 N 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210618/ (дата обращения: 24.03.2023).
3. Приказ Минздравсоцразвития России от 27.05.2009 N 277н (ред. от 12.03.2012) «Об организации и осуществлении мониторинга ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты" (вместе с «Положением об организации и осуществлении мониторинга ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты») [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_88201/ (дата обращения: 24.03.2023).
4. Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р (ред. от 24.12.2022) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335635/ (дата обращения: 24.03.2023)
5. Багирова Л.В. Управление и экономика фармации: учебник / В.Л. Багирова. – М.: Медицина, 2018. – 415 с.
6. Джамалутдинова М.М. Направления оптимизации ассортимента аптеки / М.М. Джамалутдинова // Экономика и социум. – 2019. – № 1-1 (56). – С. 414-419.
7. Джупарова, И. А. Использование методов рационального фармацевтического менеджмента для оценки эффективности ассортимента в аптечной организации / И. А. Джупарова, И. А. Харина, А. С. Джупаров // Современная организация лекарственного обеспечения . – 2021. – Т. 8.– № 1. – С. 30-32.
8. Додухова К.О. Анализ и разработка мероприятий по оптимизации процесса реализации товаров аптечного ассортимента / К. О. Додухова, М. А. Мищенко, В. А. Осипова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 12-1(39). – С. 45-47.
9. Ершова, М. Л. Оптимизация запасов товарного ассортимента в аптечной сети / М. Л. Ершова // . – 2021. – № 1. – С. 29-34.
10. Кушакова, К. А. Новые способы формирования рационального ассортимента в аптечной сети / К. А. Кушакова, А. В. Конакова // . – 2019. – Т. 1, № 9(36). – С. 168-171.
11. Кушакова, К. А. Прогнозирование закупок товаров аптечного ассортимента с использованием АВС-анализа / К. А. Кушакова, А. В. Конакова // Наукосфера. – 2023. – № 2-1. – С. 82-86.
12. Лоскутова Е.Е. Управление и экономика фармации: учебник / Е.Е. Лоскутова. – М.: Академия, 2018. – 346 с.
13. Макеева, Л. Д. Подходы к формированию ассортимента в аптечных организациях / Л. Д. Макеева // Фармация. – 2020. – Т. 69, № 8. – С. 394-396.
14. Савельева З.А., Зайцева З.И., Карташова О.В. Основы экономики аптек: учебное пособие (цикл лекций). – М.: Медицина, 2019 г. – 180 с.
15. Семенов, А. Как изменялся за год аптечный ассортимент / А. Семенов // . – 2021. – № 2. – С. 52-57.
16. Смирнова, Д. А. Формирование аптечного ассортимента в условиях стагнирования экономики / Д. А. Смирнова // Vector Economy. – 2021. – № 5(59).
17. Суслов Н.И. Фармацевтический маркетинг: учебное пособие / Н.И. Суслов, М.Е. Добрусина, А.А. Чурин, Е.А. Лосев. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 319 с.
18. Трофимова, Е. О. Маркетинг в фармации: методология исследований фармацевтического рынка: учебное пособие / Е. О. Трофимова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 121 с.
19. Умаров, С. З. Аналитическая характеристика аптечного ассортимента / С. З. Умаров, К. И. Наркевич, Н. И. Павленко // Медико-фармацевтический журнал Пульс. – 2020. – Т. 22, № 8. – С. 27-32.
20. Хромогина, К. А. Планирование и прогнозирования аптечного ассортимента / К. А. Хромогина, Я. В. Корниенко // Политика, экономика и инновации. – 2018. – № 1(18). – С. 20.