Объект исследования - АО «Тандер» Гипермаркет «Магнит» (г. Краснодар). Это холдинговая компания группы обществ, которая занимается рыночной торговлей через сеть магазинов «Магнит».
Проведен анализ деятельности за 2020-2022 годы.
Введение………………………………………………………………………... 3
1 Теоретические и методологические аспекты исследования внешней и внутренней среды организации………………………………………………5
1.1 Понятие и факторы внешней среды организации………………………5
1.2 Внутренняя среда организации и ее элементы ………………………… 9
1.3 Методы анализа внешней и внутренней среды организации ………… 12
2 Оценка внешней и внутренней среды организации на примере ООО «Магнит»………16
2.1 Общая характеристика компании и ее экономические показатели….16
2.2 Анализ факторов внешней среды сети ЗАО «Тандер»………………20
2.3 Анализ факторов внутренней среды сети супермаркетов «Магнит»… 23
3 Пути обеспечения эффективного взаимодействия организации со всеми субъектами внешней среды………………………………27
3.1 Расчет эффективности……………………… 27
3.2 Пути повышения эффективности анализа внешней среды…………. 33
Заключение……………………………………………………………………. 39
Список использованных источников……………………41
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заклю¬чает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функциониро¬вания организации.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потен¬циала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания, но ресурсы внешней среды не безгранич¬ны. Также на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим
негативным для организации последствиям.
Анализ среды организации обычно считается исходным процессом стратегичес¬кого управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведе-ния, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей. Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:
• получение ресурсов из внешней среды (вход);
• превращение ресурсов в продукт (преобразование);
• передача продукта во внешнюю среду (выход).
• Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода.
Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отра¬жение в том, что в структуре стратегического управления первым блоком является блок анализа среды организации.
Цель работы – определение современных особенностей внешней и внутренней среды функционирования организации и возможности их использования для достижения целей предприятия.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнение ряда задач:
• Рассмотреть понятие и факторы внешней среды организации.
• Изучить теоретические основы внутренней среды и ее элементы.
• Рассмотреть методы анализа внешней и внутренней среды организации.
• Дать краткую характеристику АО «Тандер» Гипермаркет «Магнит».
• Провести анализ внешней среды АО «Тандер» Гипермаркет «Магнит».
• Провести анализ внутренней среды АО «Тандер» Гипермаркет «Магнит».
Предметом исследования выступают современные особенности внешней и внутренней среды функционирования организации.
Объектом исследования является АО «Тандер» Гипермаркет «Магнит»
Внешняя среда - это все те факторы, которые находятся за пределами организации и воздействуют на нее. Внешняя среда находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Основные факторы внешней среды, можно разделить на четыре крупные группы: политические и правовые, экономические, социальные и культурные, технологические.
Различные факторы законодательного и государственного характера могут влиять на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации. Однако в той или иной мере, прямо или опосредованно, политические и правовые факторы воздействуют на все организации.
Существует множество экономических факторов, которые могут воздействовать на организацию (такие, как насколько доступен кредит, какое влияние оказывают курсы обмена валют, сколько придется заплатить налогов и т.д.).
Можно перечислить основные социально-культурные факторы, с которыми организации сталкиваются чаще всего: рождаемость, смертность, коэффициенты интенсивности иммиграции и эмиграции, коэффициент средней продолжительности жизни, располагаемый доход и т.д.
Воздействие технологических факторов можно оценивать как процесс созидания нового и разрушения старого.
Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, кото¬рая находится в пределах организации. Основными элементами внутренней среды организации являются: цели, структура, персонал, материальные запасы, технология, НИОКР, менеджмент.
Цели - это конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Персонал является неотъемлемой частью любой организации и играет очень важную роль в достижении целей организации.
Технология - это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.
Бесспорно, система менеджмента играет важную роль в стратегии фирмы. Это очевидно, один из факторов, который требует особого внимания на современном этапе экономического развития России.
Перечисленные факторы могут оказывать как прямое воздействие на результаты деятельности фирмы, так и косвенное - через другие факторы.
Анализ среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к орга¬низации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организа¬ция
Применяемый для анализа среды метод SWОТ - сила, слабость, возможности и угрозы - является широко признанным подходом, позво-ляющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды организации.
Для анализа среды может быть применен так же метод со¬ставления ее профиля. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для ор¬ганизации отдельных факторов среды.
Сегодня практически все основные функциональные подразделения промышленных предприятий имеют определенное представление о внешней среде. Однако процедуры сбора, анализа и передачи информации о ней осуществляется в большинстве случаев нецеленаправленно, спонтанно и случайно, поэтому она не дает целостного представления о внешней среде и ее влиянии на результаты деятельности предприятия.
В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения современного предприятия для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимания осуществлению анализа внешней среды. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия при соответствующим кадровом, финансовым и техническом обеспечении. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.
1. Артамонова Ю.А., Глазкова Н.М., Бесшапошникова О.Н., Белякова Л.В. Внешняя и внутренняя среда предприятия // Наука, образование и культура . 2019. С. 10-12.
2. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 224 c.
3. Бимбинов Ч.Б. Внешняя и внутренняя среда организации // Апробация. 2020. № 2 (53). С. 152-154.
4. Бугаев А.Е. Условия взаимодействия внутренней деловой среды организации с внешней деловой средой // Запад-Россия-Восток. 2021. № 9. С. 279-282.
5. Котляров И.Д. Внутренняя и внешняя среда фирмы: уточнение понятий // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2019. № 1 (11). С. 56-61.
6. Кроливецкий Э.Н. Стратегический анализ состояния внешней и внутренней сред субъектов предпринимательской деятельности // Colloquium-journal. 2019. № 5-5 (29). С. 41-43.
7. Михайлов Д.А., Данилова Н.В. Элементы механизма взаимодействия организации с внутренней и внешней средой //
Проблемы управления современной экономикой. 2018. С. 321-327.
8. Мугтасимова А. Внешняя и внутренняя среда организации
// Материалы XV Международной молодежной научно-практической конференции. 2019. С. 128-135.
9. Полутова М.А. Теоретико-методологические подходы к организации как открытой системе: внутренняя и внешняя среда организации // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. № 3 (106). С. 075-087.
10. Павлюкова А. В. Методология моделирования внутренней среды организаций и эффективность его использования//Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. № 3 (23), 2020.
11. Полунина Н. Л. Факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, № 3 (119), 2019.
12. Полутова М. А. Теоретико-методологические подходы к организации как открытой системе: внутренняя и внешняя среда организации//Вестник Забайкальского государственного университета. № 3, 2014.
13. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 256 c.
14. Тухватулина Л.Р. Понятие внешней среды в современном менеджменте//Вестник науки Сибири, № 1 (7), 2021.
15. Тухватулина Л. Р., Черепанова Н. В. Понятийно-терминологические проблемы современного менеджмента// Вестник ТГУ. – 2021. – № 359. – С. 139–142.
16. Садковская Н.Е., Ханина А.А. Внутренняя и внешняя среда организации//
Символ науки. 2020. № 11-1 (23). С. 157-160.
17. Чепеленко Т.Ю., Чернышева Ю.С. Влияние внешней и внутренней среды на предприятии //Сборник статей международной научно-практической конференции. 2021. С. 230-233.
18. Чуева, Л. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / Л.Н. Чуева, И.Н. Чуев. - М.: Дашков и Ко, 2019. - 348 c.
19. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. М. 2020. – 497с.
20. Домчук В. Алгоритм разработки финансовой политики в процессе объединения предприятий// в России. 2021. – С. 36-41.
21. Едронова В. Н. Особенности финансовой стратегии предприятий водного транспорта//Финансовый менеджмент. 2020. − № 7. − С. 45 – 49.
22. Илышева Н. Н. Финансовая стратегия предприятия: понятие, содержание и анализ: учебник//Финансовый менеджмент. 2019. − №17. − С. 8-17.
23. Мочалова JI. A. Концепция финансового планирования в корпорациях//Финансовый менеджмент. 2019. − № 3. − С. 12-18.
24. Мынжасаров Р. И. Ручьи успеха, предприятие как объект стратегического управления//Научный журнал КубГАУ. 2021. − №81. − С. 67-68.
25. Никонова И. Реализация стратегии: инструменты и / И. Никонова, Р. Шамгунов//Финансовый менеджмент. 2019. − № 12. − С. 25 - 27.
26. Одинцов М. Реструктуризация – путь повышения конкурентоспособности производства/ М. Одинцов, Л. Ежкин// Экономист. 2020. − №10. − С.137 – 140.
27. Альтшулер И. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. Инструменты, проблемы, ситуации - М.: Вершина, 2019.
28. Бережкова Е.П. Особенности управления сетевыми предприятиями // Российское предпринимательство. – 2019. - № 6. - С. 56-58
29. Виханский О.С. Стратегический менеджмент. - М.: Экономистъ, 2006.
30. Грант Р. Современный стратегический анализ.- СПб.: Питер, 2008.
31. Дафт Р. Менеджмент. - СПБ: Питер, 2020.
32. Жебелев И. А. Оценка конкурентоспособности предприятий розничных торговых сетей // Предпринимательство. - 2020. - № 3. - С. 45-50.
33. Катькало В.С. Межфирменные сети: проблематика исследований новой организационной стратегии в 1980-90-е годы // Вестник СПбГУ, сер. 5. Менеджмент. Вып.2, №12. - 2018.
34. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2020.
35. Лафта Дж. К. Теория организации: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2020.
36. Мильнер Б. З. Теория организации: учебник / Б. З. Мильнер. 4-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2021.
37. Панова Е.Н. Модели управления предприятием сетевого ритейла//Аудит и финансовый анализ. - 2020. - №5. - С. 44-46
38. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации. -- М.: Экзамен, 2019.
39. Сердюк В.А. Сетевые и виртуальные организации: состояние, перспективы развития//Менеджмент в России и за рубежом. - 2020. - №5. - С. 32-36
40. Смирнов Э.А. Теория организации: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2018.
41. Теория организации: учеб. для вузов / под ред.В. Г. Алиева. - 3- е изд., стер. - М.: Экономика, 2019.
42. Тишина О.М. Формирование и развитие предпринимательской сети на основе кластеров // Теоретические и прикладные проблемы сервиса.- 2021.- №4. - С. 22-28
43. Чернорез Е.В., Михайлов Д.В. Виды взаимодействия предпринимательских структур в деловых сетях // Коммерческая деятельность и предпринимательство: Сб. науч. тр. Вып. 6 - СПб.: СПбГИЭУ, 2020. - С. 68-73
44. Шимко П.Д. Оптимальное управление экономическими системами: Учеб. пособие. - СПб: Бизнес-пресса, 2021.
45. Юнусов А.М. Теоретические основы формирования и становления сетевой экономики в России. Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05: Москва, 2020.