Введение 4
Глава 1 Правовая характеристика национальной безопасности 7
1.1 Понятия и признаки национальной безопасности 7
1.2 Институт национальной безопасности в правовой системе РФ 19
1.3 История становления правового института «национальная
безопасность» 26
Глава 2 Механизм правового регулирования национальной безопасности.. .31
2.1 Нормативно-правовая база регулирования национальной
безопасности 31
2.2 Роль государства в механизме правового регулирования
национальной безопасности 38
2.3 Регулирование и охрана национальной безопасности: опыт
зарубежных стран 51
2.4 Субъекты, обеспечивающие национальную безопасность 57
Заключение 64
Список используемой литературы и используемых источников 69
Понятие национальная безопасность появилось в нашем осознании в заключительные десятилетия двадцатого века. Это понятие употребляют для обозначения общественной охраны актуально принципиальных общественных отношений абсолютно всех сфер человеческой деятельности. Так же применялись иные определения, такие как внутренняя и внешняя безопасность, государственная безопасность и почти все иное. Эти все определения различаются меж собой по объекту безопасности, но в целом прямо либо косвенно описывают национальную безопасность.
Пристальный интерес к понятию государственная безопасность со стороны современного русского сообщества заключается в том, чтоб разобраться в сущности самого такового общественного явления как безопасность, увидеть его связи с ежедневной жизнью, связать это с собственными личными ценностями и интересами. Осознать роль и функции своего страны в творении неопасных критерий жизни для собственных людей, осознать отношения сообщества и страны, также осознать свои повинности сообщества в обеспечении безопасности личности и страны.
За свою предыдущую многолетнюю историю наша родина накопила большой опыт в области обеспечения государственной безопасности. Наша родина является активным соучастником мирового сообщества, которые находятся в ходе неизменной глобализации. данный процесс приводит к неизменному возрастанию и усложнению государственной безопасности страны. И потому Российская Федерация обязана быть готова к тому, чтоб предотвращать как внешние, так и внутренние события, которые грозят государственной безопасности.
Ранее деятельность сообщества и страны в сфере обеспечения государственной безопасности ограничивалась в основном в создании критерий для материального и духовного благоденствия людей. Это длилось до конца девятнадцатого века. Но теснее в семнадцатом как говориться комплексе задач образовалась деятельность страны по обеспечению внутренней и внешней безопасности. К началу двадцатого века более глубокую теоретическую проработку получила внешняя безопасность как один из видов государственной безопасности. Внутренняя безопасность весь за разных идеологических и общественно-политических обстоятельств, раньше была на теоретическом уровне достаточно слабо разработана. Внутренняя безопасность, обычно, была привязана к какой-либо сфере гос безопасности: общественно-политической, экономической, социальной, оборонительной.
Актуальности темы государственной безопасности связана с практическими задачками преображением РФ, разработкой новейшей политические деятели по обеспечению государственной безопасности, которая будет отвечать жизненно главным интересам жителей России, и учитывать новые международные реалии. На сегодня вся сложность процесса политических и экономических преображений в нашей огромной стране связана с единичной всеохватывающей задачей, состоящую в том, чтоб обеспечить национальную безопасность Русской Федерации. Выполнение этой всеохватывающей задачки является не только лишь условием, да и основной целью российского преображенья. Только научная методика комплексного исследования разных трудностей национальной безопасности способна дать нужные познания о данной сфере и создать верную политическому деятелю обеспечения государственной безопасности и устойчивое развитие Стране России.
Тема государственной безопасности РФ остается животрепещущей, потому какой годы перестройки и последнего десятилетия преображения России публичное мнение не пришло к единству во взорах на национальные ценности, интересы и цели РФ в постиндустриальную эру общественно-политического развития. В настоящее время общественное сужденье жителей России о национальной безопасности разбито на несколько мнений. В базе каждого представления лежат, разные начиная от религиозных убеждений заканчивая идейными, которые остались даже после развала СССР. Но все сужденья, на каком бы основании они не строились, прибывают к одному и тому же выводу о том, что в текущее время государственная безопасность обязана быть одной приоритетных задач страны. Финансовая отсталость и неэффективность преобразовательской деятельности правительства замедляют формирование публичного сужденья жителей России о государственной безопасности, которая базируется на бесспорном ориентировании на публичные ценности, интересы и цели РФ, актуально важные интересы личности, сообщества и страны.
Целью данной работы является анализ современной безопасности в Российской Федерации, её перспективы развития, но также исследование главных направлений деятельности страны в области безопасности.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо
1 Рассмотреть правовые характеристики национальной безопасности;
2 Дать понятие и охарактеризовать признаки национальной безопасности;
3 Проанализировать нормативно-правовую базу регулирования
национальной безопасности;
4 Раскрыть особенности механизма правового регулирования
национальной безопасности;
5 Проанализировать проблемы совершенствования правового регулирования национальной безопасности и предложить пути их решения.
Методологической основой исследования выступает общенаучный диалектический метод познания, ряд частных методов, включая анализ и синтез, системный и комплексный подходы.
Методы исследования: формально-логический, исторический сравнительно-правовой, системный, структурно-функциональный, формально-юридический.
Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, положения Федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих сферу общественной безопасности, в частности подписанная Президентом Российской Федерации в 2013 году Концепция общественной безопасности в Российской Федерации.
В работе анализируется понятие общественной безопасности во взаимосвязи с такими категориями, как «безопасность», «национальная безопасность», «общественный порядок». Важное значение придается роли общественной безопасности в существовании государства, поскольку именно этот вид национальной безопасности является наиболее актуальной моделью регулирования общественных масс путем сохранения правопорядка в обществе.
Теоретическую основу дипломной работы составляют работы следующих ученых юристов: К.А. Абросимова, И.А. Бородин, Д.М. Бочкова, А.Ю. Верин, К.С. Володина, В.В. Головко, Н.И. Дмитриева, С.И. Гуц, Е.В. Зарубина, Е.В. Киричек, В.А. Кислухин, Я.А. Климова, Л.С. Комовкина, В.А. Кудин, М.С. Ларин, А.М. Ломов, Н.П. Маюров, А. Монастырлы, К.В. Нарышкин, А.М. Незметдинов, С.В. Ненароков, А.Н. Петрухина, А.Ф. Рахматуллин, А.Г. Репьев, Н.В. Румянцев, К.Д. Рыдченко, Р.Н. Самойлюк, А.С. Сивохина, Э.Т. Сидоров, В.А. Старушко, Н.В. Хлонова, М.М. Челпанова, М.В. Черноусов, В.Н. Черных, Д.Г. Шашин, А.В. Ширяева.
Структура работы определена введением, двумя главами, заключением и списком используемой литературы и используемых источников.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 72 страниц
Специфичность исследования конституционно-правовые основы национальной безопасности, как открытой оживленной социальной системы, имеет ряд необыкновенностей, среди которых - высочайшие требования к достоверности познания, выбору средств научного анализа, методик и процедур научного исследования.
Конституционно-правовой базы национальная безопасность вбирает в себя любые виды безопасности личности, сообщества и страны. Она выражается в потребности личности, общества и государства в устойчивом развитии; имеет свою историю, закономерности и законы развития. В демократических странах безопасность личности является приоритетной относительно к безопасности сообщества и государства.
Правительство является основным субъектом организации защиты личности и общества. Цель государства - обеспечить нормальную жизнедеятельность людей и их безопасность. Главными принципами гос. политические деятели по обеспечению безопасности личности и сообщества являются: справедливость, законность, достаточность сил и экономно живут гуманность, своевременность и адекватность мер организации защиты, от наружных и внутренних угроз государственным интересам.
Отечественная система обеспечения государственной безопасности остро нуждается в исследовании научно методических основ собственного функционирования. Иностранный опыт функционирования систем обеспечения государственной безопасности, возможно, применен в практическом освоении при планировании деятельности органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Издание нормативно-правовых актов способствовало принятию мер к созданию системы противодействия организованной преступности, терроризму и экстремизму, предусматривающей взаимодействие органов государственной власти.
В соответствии с задачами, определенными Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации, наряду с положениями Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, правоохранительными органами системно и последовательно проводятся мероприятия, направленные на профилактику правонарушений.
Совместно с исполнительными органами государственной власти Самарской области продолжается целенаправленная работа по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на улицах и в местах массового скопления людей при проведении публичных мероприятий общественно-политической направленности, спортивных соревнований.
Как со стороны областной власти, так и со стороны правоохранительных органов Самарской области повышенное внимание уделяется профилактике межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
Вместе с тем, существует ряд проблем, свидетельствующих о том, что в общественно-политической сфере протекают сложные и неоднозначные процессы, связанные с сохранением тенденции нарастания противоправных проявлений, представляющих угрозу общественной безопасности и национальной безопасности Российской Федерации. Наличие этих негативных моментов требует от исполнительных органов государственной власти Самарской области, правоохранительных органов региона реализации комплекса системных мер, направленных на совершенствование профилактической работы, повышения уровня обеспечения общественной безопасности в целях создания необходимых условий для стабильного социально-экономического развития не только Самарской области, но и всей страны.
Представляется, что основные усилия необходимо сосредоточить на эффективной реализации следующих политических, организационных, социально-экономических, информационных и правовых мер:
- выявление, предупреждение, пресечение террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества;
- профилактика социальных и межнациональных конфликтов;
- предупреждение, ликвидация и минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, угрожающих жизни и здоровью людей;
- совершенствование государственного управления в области пожарной, химической, биологической, ядерной, радиационной, гидрометеорологической, промышленной, дорожной и транспортной безопасности;
- оптимизация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в антитеррористических комиссиях регионального и муниципального уровней, в том числе по реализации программ противодействия терроризму, антитеррористической защищенности объектов жизнеобеспечения, образования, здравоохранения, особо опасных и критически важных объектов, мест массового пребывания людей;
- совершенствование деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках работы постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка.
Проведенный анализ нормативно-правового регулирования вопросов общественной безопасности в Самарской области показывает, что руководителю высших органов исполнительной власти в Самарской области в ближайшей перспективе основные усилия необходимо сосредоточить на следующих направлениях:
- обеспечить включение в документы стратегического планирования Самарской области и осуществить реализацию мер, направленных на развитие территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, борьбу с чрезвычайными ситуациями и пожарам, обеспечение безопасности людей на водных объектах, устойчивое функционирование объектов жизнеобеспечения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- включить в государственные программы Самарской области мероприятия по развитию и повышению готовности территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом региональных особенностей;
- продолжить совершенствование региональной нормативно-правовой базы по созданию, накоплению и использованию резервов материальных ресурсов с учетом рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, обращая внимание на труднодоступные и удаленные населенные пункты;
- обеспечить выполнение региональных государственных программ по профилактике правонарушений, наркомании, детской преступности, терроризма и экстремизма, исключить случаи нецелевого расходования средств бюджета, выделяемых на реализацию указанных программ;
- организовать проведение мониторинга системы антитеррористической защищенности населения и объектов инфраструктуры, расположенных на территории Самарской области, провести комплексные проверки исполнения антитеррористического законодательства на критически важных объектах, объектах с массовым пребыванием людей с последующей выработкой мер по устранению выявленных недостатков;
- разработать систему дополнительных мер, направленных на противодействие террористической и идеологической деятельности экстремистских организаций, на устранение условий возникновения противоправного поведения в молодежной и подростковой среде;
- продолжить практику профилактических бесед с лидерами национальных диаспор и землячеств с целью предупреждения конфликтов на межнациональной и религиозной почве. В числе приоритетных считать меры по формированию у молодежи толерантного отношения к лицам иных национальностей, своевременному выявлению и устранению факторов, способствующих обострению межнациональной обстановки.
Необходимо отметить, что при ликвидации последствий от чрезвычайных ситуаций или массовых беспорядков, необходимо учитывать компетенции органов внутренних дел, которые могут действовать по своему усмотрению в зависимости от сложившихся обстоятельств, которые порой очень трудно предугадать. В этом случае сотрудникам органов внутренних дел приходится выполнять функции, которые им не свойственны. Эти функции возлагаются на органы внутренних дел исполнительной и представительной властью. От органов внутренних дел требуется предоставить организованных и профессиональных работников, которые могут принимать быстрые и чёткие решения. Практика показывает, что органам внутренних дел свойственно усилить внимание к отдельным структурным элементам власти.
1. Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность. М., 2006.
2. Абросимова К.А. Понятие и принципы конституционно- правового статуса личности // Современные юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2018. №1. С. 127-129
3. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. М., 2007.
3. Бородин И.А. Проблемы правового регулирования правоохранительной службы (на примере органов полиции) // Эпоха науки. 2020. №24. С. 127-129
4. Бочкова Д.М. Проблемы и перспективы совершенствования правового положения служащих в органах внутренних дел // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2020. №2(51). С. 78-83
5. Володина К.С., Ларин М.С. Ограничение прав сотрудников полиции на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью // Наука. Общество. Государство. 2017. №4(20). С. 12-18.
6. Головко В.В., Нарышкин К.В. Правовой статус сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Научный вестник Омской академии МВД России. 2019. №2(73). С. 36-39.
7. Дмитриева Н.И. Правовой статус сотрудника полиции: проблемы совершенствования // Научный журнал. 2018. №2(25). С. 37-40.
8. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: учебное пособие. М., 2007.
9. Закон о полиции Финляндской Республики // [Электронный ресурс]. - https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/2011/20110872#L8P4(дата обращения 10.04.2021)
10. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 №1026-1 // Консультант плюс: справочно-правовая система
11. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Приор, 200,-32с.
12. Киричек Е.В. Совершенствование деятельности полиции по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина и взаимодействию с институтами гражданского общества: комплексные меры // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. №4(30). С. 40¬49.
13. Кислухин В.А. Полиция стран Бенилюкса: положительный опыт требует изучения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. №18. С. 79-82
14. Климова Я.А., Горькаев И.А. Актуальные проблемы оказания первой помощи сотрудниками полиции // Актуальные проблемы применения законодательства Российской Федерации в деятельности органов внутренних дел. 2017. №1. С. 66-70
15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // СЗ РФ. 2002. №1. Ст. 1.
16. Комовкина Л.С., Лахтина Т.А. Ограничения и запреты в структуре правового статуса сотрудника органа внутренних дел // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2018. №2. С. 30¬33.
17. Крестовская Н.Н., Матвеева Л.Г. «Теория государства и права: Элементарный курс. Издание второе. - Х.:Одиссей, 2008. С.-353.
18. Ломов А.М. Проблемы противодействия коррупции в органах внутренних дел // Вестник Тюменского государственного университета. 2017. №2. С. 69-75
19. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2013.
20. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. М., 2005.
21. Незметдинов А.М., Потапенкова И.В. Актуальные Вопросы совершенствования прав и обязанностей полиции в рамках мониторинга правоприменительной деятельности территориальных органов МВД России в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2016. №8. С. 224-228
22. Ненароков С.В. Развитие правового статуса сотрудника полиции: история и современность // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. №2(28). С. 42-46.
23. Определение Судебной коллегии по гражданским делам
Верховного Суда РФ от 15.08.2016 №73-КГ16-3 // Консультант плюс:
справочно-правовая система
24. Охотский Е.В. Государственное управление в кризисной ситуации. Доклад на пятнадцатой секции VIII Конвента РАМИ 25 апреля 2014 года. М., 2014.
25. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления. М., 2013.
26. Петрухина А.Н., Попова В.В. Использование международного и зарубежного законодательства при совершенствовании правового статуса сотрудников полиции // Право и государство: теория и практика. 2018. №11(167). С. 125-129.
27. Теория государства и права: учебник для вузов / Под ред. проф. С.С. Алексеева. М., 2008.
28. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации».
29. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706 «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации».
30. Федеральный Конституционный закон от 30 января 2002 года № 1 - ФКЗ «О военном положении».
31. Федеральный закон Российской Федерации от 5 марта 1992г. №2446-1 «О безопасности»
32. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. №40- ФЗ «О федеральной службе безопасности»
33. Хлонова Н.В. Сообщения о коррупционных правонарушениях: перспективы совершенствования с учетом зарубежного опыта // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. №1(25). С. 272-279.
34. Челпанова М.М., Карпусь А.А. Проблемы и перспективы совершенствования правового положения органов внутренних дел // Научные исследования: теория, методика и практика. 2020. №1. С. 203-205.
35. Черных В.Н. Исторический аспект определения
административно-правового статуса сотрудника органа внутренних дел в России // Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений. 2019. №1. С. 169-171.
36. Шашин Д.Г. Реализация сотрудниками органов внутренних дел права на отдых // Научный компонент. 2019. №1. С. 65-72.
37. Ширяева А.В. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой // Наука и образование сегодня. 2017. №10(21). С. 72-75