ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей седьмого жизни с умственной отсталостью 8
1.1 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с умственной отсталостью 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы детей седьмого года жизни с умственной отсталостью 17
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью 23
2.1 Исследование уровня развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью 23
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью 36
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью 47
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложения 60
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей седьмого жизни с умственной отсталостью 8
1.1 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с умственной отсталостью 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы детей седьмого года жизни с умственной отсталостью 17
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью 23
2.1 Исследование уровня развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью 23
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью 36
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью 47
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложения 60
Эмоциональная сфера - это важная составляющая в процессе развития детей дошкольного возраста, так как эффективность общения обусловлена во многом способностью его участников, во-первых, к «чтению» эмоционального состояния другого, а во-вторых, к управлению своими эмоциями.
Старший дошкольный возраст характеризуется началом функционирования механизма эмоционально-когнитивной децентрации, то есть возникновения способности у ребёнка к предвосхищению последствий, возникающих в разнообразных ситуациях общения со взрослыми и сверстниками, и к осуществлению эмоциональной оценки не только своего поведения, но и других людей.
Характеризуя личность ребенка седьмого года жизни с умственной отсталостью, следует отметить значительную незрелость его эмоциональной сферы. Имеющиеся у ребенка седьмого года жизни с умственной отсталостью грубые первичные изменения в эмоциональной сфере влияют на своеобразное психопатологическое формирование характера, возникают новые отрицательные качества, которые резко осложняют коррекцию основного психического дефекта. Именно поэтому необходимо изучать эмоции и чувства умственно отсталого ребёнка, имеющие значительное влияние на воспитание детей с умственной отсталостью.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в направлении социально-коммуникативное развитие в качестве одного из аспектов выделено развитие эмоционального интеллекта, что свидетельствует о необходимости развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Проблеме изучения эмоциональных состояний у детей, имеющих интеллектуальные нарушения, были посвящены исследования О.К. Агавеляна, Л.С. Выготского, О.С. Дрокиной, Е.П. Кистеневой, К.С. Лебединской, А.Р. Лурии, Г.Е. Сухаревой, Н.В. Скоробогатовой.
Эмоциональное развитие детей с различными нарушениями отражено в работах таких исследователей как Л.Б. Баряева, Н.Л. Белопольская, О.П. Гаврилушкина, М.П. Кононова, В.Б. Никишина, Е.А. Стребелева и др.
Поиску психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью посвятили свои работы С.В. Ильина, Н.Л. Кряжева, Р.Н. Лаушкина, Л.А. Максимова, В.М. Минаева, А.Т. Натальина, Е.В. Охотникова, Т.Б. Пискарева, Т.Н. Рахманина, Л.Г. Стрелкова, Н.А. Синичкина и др.
Следует отметить, что в сравнении с другими сторонами личности, эмоциям умственно отсталых детей посвящено наименьшее количество исследований. Однако при осуществлении коррекционно-воспитательной работы эмоциональный компонент очень важно учитывать, поэтому остается актуальным поиск эффективных психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Это ведет к возникновению противоречия между необходимостью развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий по осуществлению этого процесса.
Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
2. Выявить уровень развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: развитие эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью будет более эффективным, при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• отобраны разнообразные виды игр: психогимнастические, имитационные, театрализованные и релаксационные игры, обязательные для развития эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью;
• разработан и проведен комплекс занятий, по развитию эмоциональной сферы детей седьмого года жизни с умственной отсталостью;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда класса материалами для эмоционального развития детей.
Теоретической основой исследования являются:
• положение о единстве аффекта и интеллекта, выдвинутое Л.С. Выготским;
• исследования, направленные на изучение особенностей развития эмоциональной сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста (М.П. Кононова, М.С. Певзнер, С.Л. Рубенштейн);
• исследования подходов относительно определения психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы (В.С. Вербовская, А.Т. Натальина, Е.В. Охотникова).
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности;
• эмпирические: эксперимент, беседа, наблюдение;
• методы количественной и качественной обработки данных.
Новизна исследования состоит в определении психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обоснованы показатели и описаны уровни развития эмоциональной сферы детей у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанного тематического планирования по развитию эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью, содержащего подробное описание психолого-педагогических условий. Материалы исследования могут быть использованы воспитателями подготовительной к школе группы ДОО, учителями и учителями-дефектологами в образовательном процессе детей с умственной отсталостью.
Экспериментальная база исследования государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38 г.о. Сызрань. В исследовании приняли участие 16 детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 источника), 9 приложений. Работу иллюстрируют 14 таблиц.
Старший дошкольный возраст характеризуется началом функционирования механизма эмоционально-когнитивной децентрации, то есть возникновения способности у ребёнка к предвосхищению последствий, возникающих в разнообразных ситуациях общения со взрослыми и сверстниками, и к осуществлению эмоциональной оценки не только своего поведения, но и других людей.
Характеризуя личность ребенка седьмого года жизни с умственной отсталостью, следует отметить значительную незрелость его эмоциональной сферы. Имеющиеся у ребенка седьмого года жизни с умственной отсталостью грубые первичные изменения в эмоциональной сфере влияют на своеобразное психопатологическое формирование характера, возникают новые отрицательные качества, которые резко осложняют коррекцию основного психического дефекта. Именно поэтому необходимо изучать эмоции и чувства умственно отсталого ребёнка, имеющие значительное влияние на воспитание детей с умственной отсталостью.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в направлении социально-коммуникативное развитие в качестве одного из аспектов выделено развитие эмоционального интеллекта, что свидетельствует о необходимости развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Проблеме изучения эмоциональных состояний у детей, имеющих интеллектуальные нарушения, были посвящены исследования О.К. Агавеляна, Л.С. Выготского, О.С. Дрокиной, Е.П. Кистеневой, К.С. Лебединской, А.Р. Лурии, Г.Е. Сухаревой, Н.В. Скоробогатовой.
Эмоциональное развитие детей с различными нарушениями отражено в работах таких исследователей как Л.Б. Баряева, Н.Л. Белопольская, О.П. Гаврилушкина, М.П. Кононова, В.Б. Никишина, Е.А. Стребелева и др.
Поиску психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью посвятили свои работы С.В. Ильина, Н.Л. Кряжева, Р.Н. Лаушкина, Л.А. Максимова, В.М. Минаева, А.Т. Натальина, Е.В. Охотникова, Т.Б. Пискарева, Т.Н. Рахманина, Л.Г. Стрелкова, Н.А. Синичкина и др.
Следует отметить, что в сравнении с другими сторонами личности, эмоциям умственно отсталых детей посвящено наименьшее количество исследований. Однако при осуществлении коррекционно-воспитательной работы эмоциональный компонент очень важно учитывать, поэтому остается актуальным поиск эффективных психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Это ведет к возникновению противоречия между необходимостью развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий по осуществлению этого процесса.
Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
2. Выявить уровень развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: развитие эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью будет более эффективным, при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• отобраны разнообразные виды игр: психогимнастические, имитационные, театрализованные и релаксационные игры, обязательные для развития эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью;
• разработан и проведен комплекс занятий, по развитию эмоциональной сферы детей седьмого года жизни с умственной отсталостью;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда класса материалами для эмоционального развития детей.
Теоретической основой исследования являются:
• положение о единстве аффекта и интеллекта, выдвинутое Л.С. Выготским;
• исследования, направленные на изучение особенностей развития эмоциональной сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста (М.П. Кононова, М.С. Певзнер, С.Л. Рубенштейн);
• исследования подходов относительно определения психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы (В.С. Вербовская, А.Т. Натальина, Е.В. Охотникова).
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности;
• эмпирические: эксперимент, беседа, наблюдение;
• методы количественной и качественной обработки данных.
Новизна исследования состоит в определении психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обоснованы показатели и описаны уровни развития эмоциональной сферы детей у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанного тематического планирования по развитию эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью, содержащего подробное описание психолого-педагогических условий. Материалы исследования могут быть использованы воспитателями подготовительной к школе группы ДОО, учителями и учителями-дефектологами в образовательном процессе детей с умственной отсталостью.
Экспериментальная база исследования государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38 г.о. Сызрань. В исследовании приняли участие 16 детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 источника), 9 приложений. Работу иллюстрируют 14 таблиц.
На основании изучения психолого-педагогической литературы было установлено, что эмоциональная сфера структурно состоит из субъективно окрашенных реакций, отношения к окружающему миру, усилий и их переживаний.
Эмоциональная сфера умственно отсталого ребенка характеризуется малодифференцированностью и бедностью переживаний. Кроме того, умственно отсталые дети отличаются частным возникновением неадекватных эмоций и чувств. Из-за слабости интеллектуальной регуляции чувств возникают существенные затруднения в формировании высших духовных чувств. На развитие эмоциональной сферы у умственно отсталых детей оказывает значительное влияние организация их жизни и специальное педагогическое воздействие, который осуществляет педагог.
С целью выявления уровня развития эмоциональной сферы у умственно отсталых детей седьмого года жизни было организовано экспериментальное исследование, в котором приняли участие 16 детей седьмого года жизни с легкой степенью умственной отсталости. Нами были выделены показатели развития эмоциональной сферы, на основании которых подобраны диагностические задания.
Проведение экспериментального исследования эмоциональной сферы детей седьмого года жизни с умственной отсталостью позволило установить, что данная категория характеризуется преимущественно низким уровнем развития эмоциональной сферы. У них слабо развиты представления о базовых эмоциях человека, они слабо владеют мимикой и пантомимикой для демонстрации эмоций, у них не и не сформировано умение адекватного проявления эмоций в соответствии с ситуацией взаимодействия со сверстниками.
Анализ научной литературы по теме исследования позволил выделить ряд психолого-педагогических условий по развитию эмоциональной сферы у умственно отсталых детей седьмого года жизни. В ходе формирующего эксперимента были созданы условия, способствующие развитию эмоциональной сферы детей:
• отобраны разнообразные виды игр: психогимнастические, имитационные, театрализованные и релаксационные игры, обязательные для развития эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью;
• разработан и проведен комплекс занятий, по развитию эмоциональной сферы детей седьмого года жизни с умственной отсталостью;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда класса материалами для эмоционального развития детей.
Реализация названных условий осуществлялась ежедневно в образовательной детской деятельности согласно темам по развитию эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью, разработанным на основе программы М.В. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников».
На контрольном этапе исследования мы провели повторную диагностику эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью. Было установлено, что в экспериментальной группе повысилось количество детей со средним уровнем развития эмоциональной сферы на 13%, понизилось количество детей, имеющих низкий уровень развития эмоциональной сферы на 13%.
Соответственно, гипотеза исследования получила подтверждение, а подобранные психолого-педагогические условия оказывают положительное влияние на развитие эмоциональной сферы детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Эмоциональная сфера умственно отсталого ребенка характеризуется малодифференцированностью и бедностью переживаний. Кроме того, умственно отсталые дети отличаются частным возникновением неадекватных эмоций и чувств. Из-за слабости интеллектуальной регуляции чувств возникают существенные затруднения в формировании высших духовных чувств. На развитие эмоциональной сферы у умственно отсталых детей оказывает значительное влияние организация их жизни и специальное педагогическое воздействие, который осуществляет педагог.
С целью выявления уровня развития эмоциональной сферы у умственно отсталых детей седьмого года жизни было организовано экспериментальное исследование, в котором приняли участие 16 детей седьмого года жизни с легкой степенью умственной отсталости. Нами были выделены показатели развития эмоциональной сферы, на основании которых подобраны диагностические задания.
Проведение экспериментального исследования эмоциональной сферы детей седьмого года жизни с умственной отсталостью позволило установить, что данная категория характеризуется преимущественно низким уровнем развития эмоциональной сферы. У них слабо развиты представления о базовых эмоциях человека, они слабо владеют мимикой и пантомимикой для демонстрации эмоций, у них не и не сформировано умение адекватного проявления эмоций в соответствии с ситуацией взаимодействия со сверстниками.
Анализ научной литературы по теме исследования позволил выделить ряд психолого-педагогических условий по развитию эмоциональной сферы у умственно отсталых детей седьмого года жизни. В ходе формирующего эксперимента были созданы условия, способствующие развитию эмоциональной сферы детей:
• отобраны разнообразные виды игр: психогимнастические, имитационные, театрализованные и релаксационные игры, обязательные для развития эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью;
• разработан и проведен комплекс занятий, по развитию эмоциональной сферы детей седьмого года жизни с умственной отсталостью;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда класса материалами для эмоционального развития детей.
Реализация названных условий осуществлялась ежедневно в образовательной детской деятельности согласно темам по развитию эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью, разработанным на основе программы М.В. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников».
На контрольном этапе исследования мы провели повторную диагностику эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью. Было установлено, что в экспериментальной группе повысилось количество детей со средним уровнем развития эмоциональной сферы на 13%, понизилось количество детей, имеющих низкий уровень развития эмоциональной сферы на 13%.
Соответственно, гипотеза исследования получила подтверждение, а подобранные психолого-педагогические условия оказывают положительное влияние на развитие эмоциональной сферы детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Подобные работы
- Создание условий развития коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2022 - Создание условий развития коммуникативных умений у обучающихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе
педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - Роль истории повседневности в формировании чувственно-образного восприятия у умственно отсталых обучающихся (на примере ГКОУ СО «Краснотурьинская школа-интернат»)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017





